Научная статья на тему 'Общая характеристика мер по совершенствованию технико- криминалистического обеспечения в таможенных органах Российской Федерации'

Общая характеристика мер по совершенствованию технико- криминалистического обеспечения в таможенных органах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
950
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ / ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / КОНТРАБАНДА / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / ТАМОЖЕННАЯ КРИМИНАЛИСТИКА / ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА / TECHNICAL AND CRIMINALISTIC PROVIDING (FORENSIC SUPPORT) / CUSTOMS OFFENCES / VIOLATIONS OF CUSTOMS RULES / CUSTOMS EXAMINATION / SMUGGLING / CUSTOMS CONTROL / SPECIAL KNOWLEDGE / CUSTOMS CRIMINALISTICS / EXPERT OPINION (REPORT)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макаренко В. Г.

В настоящей статье автором дается общая характеристика существующей в таможенных органах системы непрерывного экспертно-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности (НЭО) и дается анализ процессов осуществления технико-криминалистической деятельности в рамках указанной системы. Также в статье приводятся общие положения специального документа, формализация которого призвана создать многоуровневую систему криминалистического обеспечения не только правоохранительной деятельности, но и в области реализации функций таможенногоконтроля.Авторуказываетнаактуальностьмерпосовершенствованиюрассматриваемых процессов ввиду произошедших за последние несколько лет организационно-штатных изменений в таможенных органах России, что может повлиять на достоверность правоприменительной практики в части обоснованности принимаемых решений и получения весомых доказательств по уголовным делам о таможенных преступлениях и административным делам о нарушении таможенных правил. Предлагаемый автором комплекс мер создает почву для последующей дискуссии в рассматриваемой отрасли права, а также теории таможенного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CHARACTERISTICS FOR IMPROVEMENT OF TECHNICAL AND FORENSIC PROVIDING IN CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the present article the author gives a general characteristic of the system of Ongoing Forensic Support system for law-enforcement activity (OFS) existing in customs authorities and the analysis of processes of implementation of technical and criminalistic activity within the specified system is given. Also general provisions of the special document which formalization is intended to create the multilevel system of forensic providing not only law-enforcement activity, but also in the field of realization of functions of customs control are provided in paper. The author points to the relevance of measures to improve the processes under consideration, in view of the organizational and staff changes that have taken place in the customs authorities of Russia over the past few years, which may affect the accuracy of law enforcement in terms of the validity of decisions taken and obtaining substantial evidence in criminal cases on customs cases of violation of customs regulations. The set of measures proposed by the author creates the ground for the subsequent discussion in the branch of law under consideration, as well as the theory of customs.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика мер по совершенствованию технико- криминалистического обеспечения в таможенных органах Российской Федерации»

Б01: 10.18287/2542-047Х-2019-5-2-136-143 Дата поступления статьи: 24/1/2019

УДК 343.9 Дата принятия статьи: 8/У/2019

В. Г. Макаренко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Макаренко Владимир Геннадьевич ([email protected]), аспирант кафедры уголовно-правовых дисциплин, Российская таможенная академия, 140015, Российская Федерация, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, 4.

Тема подготавливаемой кандидатской диссертации: «Технико-криминалистическое обеспечение деятельности таможенных органов Российской Федерации». Автор 59 научных работ, в том числе научных статей: «Концептуальные и организационные аспекты деятельности экспертно-криминалистических подразделений при таможнях», «Технико-криминалистическое обеспечение расследования таможенными органами преступлений, связанных с контрабандой огнестрельного оружия», «Таможенный аспект криминалистической техники».

Область научных интересов: технико-криминалистическое обеспечение расследования таможенных преступлений, судебно-экспертная деятельность в таможенных органах, таможенная экспертиза, таможенная криминалистика.

АННОТАЦИЯ

В настоящей статье автором дается общая характеристика существующей в таможенных органах системы непрерывного экспертно-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности (НЭО) и дается анализ процессов осуществления технико-криминалистической деятельности в рамках указанной системы. Также в статье приводятся общие положения специального документа, формализация которого призвана создать многоуровневую систему криминалистического обеспечения не только правоохранительной деятельности, но и в области реализации функций таможенного контроля. Автор указывает на актуальность мер по совершенствованию рассматриваемых процессов ввиду произошедших за последние несколько лет организационно-штатных изменений в таможенных органах России, что может повлиять на достоверность правоприменительной практики в части обоснованности принимаемых решений и получения весомых доказательств по уголовным делам о таможенных преступлениях и административным делам о нарушении таможенных правил. Предлагаемый автором комплекс мер создает почву для последующей дискуссии в рассматриваемой отрасли права, а также теории таможенного дела.

Ключевые слова: технико-криминалистическое обеспечение, таможенные преступления, нарушения таможенных правил, таможенная экспертиза, контрабанда, таможенный контроль, специальные знания, таможенная криминалистика, заключение эксперта.

Цитирование. Макаренко В. Г. Общая характеристика мер по совершенствованию технико-криминалистического обеспечения в таможенных органах Российской Федерации // Юридический вестник Самарского университета. 2019. Т. 5. №> 2. С. 136-143. Б01: https://doi.org/10.18287/2542-047X-2019-5-2-136-143.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

DOI: 10.18287/2542-047X-2019-5-2-136-143 Submitted: 24/I/2019

UDC 343.9 Accessed: 8/V/2019

V. G. Makarenko

GENERAL CHARACTERISTICS FOR IMPROVEMENT OF TECHNICAL AND FORENSIC PROVIDING IN CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

© Makarenko Vladimir Gennadievich ([email protected]), postgraduate student of the Department of Criminal Law, Russian Customs Academy, 4, Komsomolsky prospect, Lyubertsy, 140015, Russian Federation.

Subject of the planned Candidate's thesis: «Technical forensic providing of customs' authorities of the Russian Federation». Author of 59 scientific publications, including research articles: «Conceptual and organizational aspects of activity of expert and criminalistics subdivisions of customs», «Some features of forensic support of the customs authorities' investigation of firearms criminal smuggling», «Customs aspect within forensic science». Research interests: technical and criminalistic ensuring of investigation of customs offenses; expert activity in customs authorities; customs examination; customs criminalistics (forensic science).

ABSTRACT

In the present article the author gives a general characteristic of the system of Ongoing Forensic Support system for law-enforcement activity (OFS) existing in customs authorities and the analysis of processes of implementation of technical and criminalistic activity within the specified system is given. Also general provisions of the special document which formalization is intended to create the multilevel system of forensic providing not only law-enforcement activity, but also in the field of realization of functions of customs control are provided in paper. The author points to the relevance of measures to improve the processes under consideration, in view of the organizational and staff changes that have taken place in the customs authorities of Russia over the past few years, which may affect the accuracy of law enforcement in terms of the validity of decisions taken and obtaining substantial evidence in criminal cases on customs cases of violation of customs regulations. The set of measures proposed by the author creates the ground for the subsequent discussion in the branch of law under consideration, as well as the theory of customs.

Key words: technical and criminalistic providing (forensic support), customs offences, violations of customs rules, customs examination, smuggling, customs control, special knowledge, customs criminalistics, expert opinion (report).

Citation. Makarenko V. G. Obshchaya kharakteristika mer po sovershenstvovaniyu tekhniko-kriminalisticheskogo obespecheniya v tamozhennykh organakh Rossiiskoi Federatsii [General characteristics for improvement of technical and forensic providing in customs authorities of the Russian Federation]. Iuridicheskii vestnik Samarskogo universiteta [Juridical Journal of Samara University], 2019, Vol. 5, no. 2, pp. 136-143. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-047X-2019-5-2-136-143 [in Russian].

В современном мире тенденциозность преступных деяний все больше проявляется в своей трансграничности, что особенно заметно на фоне снижающегося уровня международного взаимодействия по преступлениям различных категорий, что обусловлено нестабильной геополитической обстановкой и санкционной политикой стран Запада, в том числе и в отношении России. Наряду с этим следует отметить некоторую лояльность и стабильность международной взаимопомощи по внешнеэкономическим преступлениям. Например, не вызывает сомнений стабильность деятельности регионального узла связи «ЫЬО-Москва», функционирующего в сети узлов связи Всемирной таможенной организации (ВТО) и расположенного в штаб-квартире ФТС России. И в этой связи требуется учитывать, что процессы выявления и расследования таможенных преступлений нельзя рассматривать в отрыве от такой составляющей,

как технико-криминалистическая деятельность в современном понимании [1].

Согласно отчетным данным Федеральной таможенной службы России, показатели правоохранительной деятельности таможенных органов по производству неотложных следственных действий и предварительному расследованию в форме дознания имеют следующую характеристику.

Наибольшее количество возбужденных уголовных дел приходится на таможенные органы СевероЗападного (499), Сибирского (447) и Дальневосточного (290) региональных таможенных управлений. Из общего числа уголовных дел по статье 229.1 УК РФ (контрабанда наркотических средств...) возбуждено 303 дела; по статье 226.1 УК РФ (контрабанда сильнодействующих... веществ, огнестрельного оружия...) - почти шестьсот уголовных дел (586). По статье 200.2 УК РФ (контрабанда алкогольной и табачной продукции) - 52 дела; по статье

200.1 УК РФ (контрабанда наличных денежных средств ...) - 90 дел.

Доля контрабанды от общего количества возбужденных уголовных дел в 2018 году составила 50 %. По статье 194 УК РФ, предусматривающей ответственность за уклонение от уплаты таможенных пошлин (платежей), возбуждено более трехсот уголовных дел, а общий удельный вес дел данной категории от общего количества возбужденных ФТС России составляет 17,5 %. Как видно из отчетных данных, доля наиболее общественно опасных таможенных преступлений является достаточно большой, а их латентность свидетельствует о необходимости использования знаний сведующих лиц для успешно выявления и раскрытия преступления.

По мнению С. П. Жданова, последовательный анализ следственно-судебной практики свидетельствует, что в большинстве случаев установления факта преступных действий в сфере ВЭД возникает целесообразность применения специальных знаний. Ученый считает, что применение специальных знаний дает объективную возможность решения вопросов наличия либо отсутствия признаков таможенного преступления в проверяемых процессах (фактах, действиях), что позволяет в дальнейшем решить вопрос необходимости возбуждения уголовного дела по преступлениям, связанным с незаконным перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС. Современная практика правоприменения свидетельствует о том, что успешное выявление признаков преступных проявлений в сфере внешнеэкономической деятельности, зависит в большей мере от применения специальных знаний криминалистами, экспертами-технологами, товароведами, химиками и другими [2].

Таможенными органами Российской Федерации осуществляются неотложные следственные действия (НСД) и производство предварительного расследования в форме дознания по делам о таможенных преступлениях, среди которых особое место занимает контрабанда. Указанные процессуальные мероприятия проводятся при обеспечительной деятельности экспертно-криминали-стических подразделений таможенных органов, в связи с чем автором предлагается к научной дискуссии рассмотреть некоторые предложения теоретического и прикладного характера, выдвигаемые с целью совершенствования существующей в ФТС России системы технико-криминалистического обеспечения правоохранительной и иной видов деятельности.

1. Современная практическая составляющая криминалистики имеет непрерывный инновационный характер, что позволяет на основе новейших достижений в юридической деятельности разрабатывать новые эффективные научно-технические криминалистические средства и методы [3]. В то же время совершенствование процессов таможенного контроля, развитие таможенных институтов (например, таможенной экспертизы, системы управления рисками, таможенного досмотра) невозможно осуществить без прикладно-

го внедрения современных технических средств и технологий (методологий). К технико - криминалистическим средствам и методам, по мнению автора, следует отнести и технические средства таможенного контроля в виде досмотровой флю-ороскопической и рентгено-телевизионной техники, а также технические поисковые средства, в том числе в виде инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК).

В общетеоретическом аспекте совершенствование рассматриваемой системы обусловлено необходимостью дальнейшей проработки и развития путей разрешения научной проблематики технико-криминалистической деятельности в таможенных органах.

2. В процессе расследования таможенных преступлений требуется четкое понимание специфики таможенного регулирования в целом, а также особенностей функционирования таможенных органов по множеству направлений деятельности, в том числе и экономической. Видный ученый в области таможенных преступлений, профессор В. А. Жбанков использует термин «криминалистические технологии», указывая, что, помимо прочего, они могут быть применены при изучении документов участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с целью обнаружения признаков их подделки [4]. Однако не только криминалистическое исследование документов помогает таможенному правоохранителю применять специальные знания в своей деятельности. Выделим те подразделы криминалистической техники, которые востребованы в сфере таможенного регулирования и требуют дальнейшего осмысления через призму принципов криминалистической техники.

К ним относятся:

- криминалистическое оружие, введение;

- криминалистическая трасология (в т. ч. дактилоскопия);

- криминалистическое почерковедение;

- криминалистическое исследование материалов, веществ и изделий;

- криминалистическая фотография, аудио- и видеозапись;

- криминалистическая фоноскопия;

- криминалистические таможенные учеты.

В перечне отсутствуют те подразделы, которые, в большинстве своем используются в органах внутренних дел, ФСБ России, СК России, что в то же время влияет и на характерные свойства государственной судебно-экспертной деятельности и ее отличие в сфере таможенного дела. Взаимосвязь экспертного и криминалистического видов обеспечения при производстве по уголовным и административным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов, необходимо понимать через призму научно-технических и организационно-методологических преобразований в сфере экспертно-криминалистической деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Следует отметить, что, являясь самостоятельным разделом науки криминалистки, криминалистическая техника определяет и уточняет понятийный аппарат, основные принципы разработки и научной методологии применения технических средств, а также дает общую конкретизацию системы теоретико-фундаментальных положений, которые позволяют эффективно решать прикладные задачи с целью обнаружения, фиксации, изъятия, хранения, исследования вещественных доказательств и следов при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений, в том числе таможенных, по мнению автора.

Термин «криминалистическая техника» используется в нескольких смыслах. Во-первых, им называется раздел криминалистики, во-вторых, это совокупность технических средств (приборов, аппаратуры, оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и т. д.), применяемых для раскрытия и расследования преступлений [5]. Выступая в качестве раздела криминалистики, криминалистическая техника имеет свою собственную систему. Ее составляют общие положения криминалистической техники, система задач криминалистической техники, элементы частных криминалистических теорий и учений, а также подразделы криминалистической техники.

Раздел науки криминалистики - криминалистическая техника - предполагает использование современных средств и методов в различных областях науки и техники, таких как неорганическая и органическая химия, физика (в том числе оптическая физика), математика, технологические процессы, акустика, лингвистика, что подтверждает существование объективной необходимости научно-теоретического определения одного из специфических предметов познания, а именно -криминалистического обеспечения таможенного контроля.

Криминалистическое обеспечение таможенного контроля таможенной криминалистической техникой является, по мнению автора, специфической отраслью криминалистической техники. Применение криминалистических средств и методов при проведении таких форм таможенного контроля, как проверка таможенных, иных документов и сведений, таможенный осмотр, таможенный досмотр, личный таможенный досмотр, позволяет еще на этапе, следующем после подачи таможенной декларации (декларации на товары - ДТ), пресекать преступные действия недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности либо физических лиц при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Таким образом, криминалистическое обеспечение всех правовых форм противодействия таможенных органов таможенным правонарушениям возможно именовать «таможенной криминалистикой», что, на взгляд автора, является отраслью криминалистической техники, осуществляющей решение прикладных задач по обнаружению и ис-

следованию материальных следов правонарушений в сфере таможенного регулирования с целью установления лиц, их готовящих и (или) совершивших, а также задач по разработке, внедрению (применению) технических средств таможенного контроля во взаимосвязи с криминалистическими средствами и методами.

Очередной мерой считаем необходимость введения новой частнонаучной категории (понятия) в криминалистической технике как в отрасли науки криминалистики, а именно - «таможенная криминалистика».

3. Задачи процессуальной таможенной деятельности, решаемые посредством технико-криминалистического обеспечения, характеризуются тремя базисными принципами (подходами) рассматриваемой системы, к которым, по нашему мнению, следует отнести:

а) организационно-управленческий;

б) тактико-методологический;

в) технико-инструментальный.

Организационно-управленческий принцип системы ТКО состоит в допущении гибридной характеристики экспертной и криминалистической видов деятельности, которые организационно совмещены в структуре таможенных органов и позволяют экспертам, проводящим таможенные и судебные экспертизы, участвовать в качестве специалиста при производстве неотложных следственных действий и расследовании административных правонарушений, а также в гражданском и арбитражном процессах при таможенных спорах хозяйствующих субъектов и физических лиц. Управление экспер-тно-криминалистической деятельностью целесообразно базировать на принципе разумного совмещения экспертной работы и криминалистической деятельности с учетом процессуальной независимости эксперта (специалиста).

Тактико-методологический принцип системы ТКО заключается в необходимости проведения регулярной актуализации методического материала, инструкций, наставлений, рекомендаций, стандартов предприятия, а также практических занятий, повышения квалификации должностных лиц экс-пертно-криминалистических подразделений таможенных органов.

Технико-инструментальный подход (принцип) к системе ТКО заключается в обязательности использования средств и инструментария современной криминалистической техники при ведении процессуальной таможенной деятельности, в том числе применения технических средств таможенного контроля (ТСТК) с учетом вовлечения экспертно-криминалистических подразделений в процессы выявления возможных правонарушений при проведении государственного таможенного контроля [6].

Следующая мера - научное осмысление актуальных закономерностей протекания процессов криминалистической деятельности через инструментально-практическое внедрение принципов технико-криминалистического обеспечения в таможенных органах России. Разработанные ав-

тором принципы следует положить в основу как существующей системы непрерывного экспертно-криминалистического обеспечения (НЭО), так и в усовершенствованную ее форму - технико-криминалистическую деятельность таможенных органов.

4. По мнению автора, необходимо добиться такой реализации функций технико-криминалистического обеспечения, которая позволит главным «потребителям-заказчикам» - таможням - действительно эффективно выявлять и предотвращать таможенные преступления и административные правонарушения (нарушения таможенных правил), оперативно и действенно используя помощь квалифицированных специалистов-криминалистов, являющихся одновременно судебными и таможенными экспертами ЦЭКТУ и ЭКС ЦЭКТУ (филиалы).

При таком относительно малообъемном исследовательском процессе как проверка документов (в т. ч. таможенных и товаросопроводительных), целесообразно иметь возможность привлечь специалиста из подразделения в регионе деятельности именно таможни (как правило, один или два-три субъекта РФ), а не регионального таможенного управления. Законодательно определенные полномочия таможенных органов по предварительному расследованию таможенных преступлений возможно и, по нашему мнению, следует расширить путем совершенствования организационных и ме-тодико-правовых форм экспертного, а также технико-криминалистического видов обеспечения.

Целесообразно осуществить расширение сети экспертно-криминалистических отделений, дислоцируемых в территориальных таможнях, приближенных к государственной границе РФ. Также следует восстановить систему криминалистических отделов (отделений) при таможнях, расположенных в непосредственной близости к таможенной границе ЕАЭС (в том числе воздушной государственной границе РФ), при условии их подчиненности руководителю ЦЭКТУ либо ЭКС ЦЭКТУ. Вертикаль подчиненности необходимо рассматривать в части научно-методического обеспечения, обучения и квалификационной аттестации специалистов, материально-технического снабжения криминалистическими средствами и расходными материалами, кадрового обеспечения, материального обеспечения в части денежного и вещевого довольствия.

Что касается непосредственного участия должностных лиц таких подразделений в качестве специалистов при проведении процессуальных мероприятий, то оно реализуется через подчиненность руководителю таможенного органа, в регионе деятельности которого подразделение дислоцируется.

Надо отметить, что негативную ситуацию, связанную с осложнениями при доставке дежурного специалиста к месту проведения ОРМ либо НСД, достаточно затруднительно исправить только мерой переподчинения криминалистических подразделений правоохранительному блоку, как это было до 2011 года. По нашему мнению, такая мера

в принципе неприемлема и неэффективна, так как, помимо организационно-административных аспектов, важнейшими являются методический и технологический подходы к организации технико-криминалистического обеспечения в таможенных органах с учетом специфики таможенного дела в целом. Оторванность специалиста от экспертной составляющей однозначно негативно повлияет на качество технико-криминалистической деятельности в рамках системы непрерывного экспертно-криминалистического обеспечения (система НЭО).

Таким образом, следующий основополагающий тезис - это однозначная потребность в развитии существующих механизмов экспертно-кримина-листического обеспечения процессуальной деятельности таможенных органов через совершенствование организационной структуры.

5. В настоящее время существует актуальная проблематика, касающаяся системы подготовки профессиональных кадров таможенных органов, которые бы могли на твердой методологической основе провести организацию и контроль технико-криминалистической деятельности по обеспечению процессов выявления и расследования таможенных преступлений, применяя при этом современные экспертные и криминалистические формы и методы практической деятельности. В этой связи отметим, что наличие образовательного процесса в ведомственном вузе ФТС России и существенное увеличение программ обучения по рассматриваемой тематике будут иметь всесторонний и длительный во времени эффект. Современная научно-методическая база, профессиональные преподавательские кадры и в целом эффективная учебная среда существуют в Российской таможенной академии, и это позволяет осуществлять на должном уровне подготовку лиц, способных к организации и осуществлению криминалистической и технико-криминалистической видов деятельности для правоохранительных подразделений таможенных органов. Однако сейчас такого образовательного процесса (программ) не только не существует, но и нет в перспективных планах Российской таможенной академии.

Объективно сложно рассматривать таможенное регулирование и таможенный контроль, с одной стороны, и борьбу (противодействие) таможенным преступлениям - с другой, без увязки данных основополагающих составляющих таможенного дела с деятельностью и прикладным обеспечением со стороны экспертных и экспертно-кримина-листических подразделений. Вопрос подготовки новых кадров, молодых специалистов, способных решать задачи с учетом специфических особенностей таможенного дела (регулирования), внешнеэкономической деятельности (ВЭД), а также современных технологий, является достаточно острым и требует скорейшего принятия стратегических решений в данном направлении.

Таким образом, совершенствование криминалистической и судебно-экспертной видов деятельности через развитие образовательного процесса

путем создания Института судебных экспертиз и криминалистики Российской таможенной академии видится одной из существенно действенных мер по совершенствованию системы экспертного и технико-криминалистического обеспечения процессов таможенного регулирования. Одновременно важнейшим является тезис о необходимости формулирования комплекса основных характеристик образовательной программы подготовки судебных экспертов и специалистов-криминалистов в системе таможенных органов в современных условиях.

6. Криминалистическая деятельность в таможенных органах в самом широком ее понимании в настоящее время предопределяет потребность во взаимосвязи нормативного регулирования, координационных действий в части правоприменительной практики, технической омологации аналитического оборудования, а также научно-методических подходов к деятельности экспертов и специалистов-криминалистов. Актуальность формализации практической криминалистической деятельности таможенных органов позволяет сформулировать авторские определения рассматриваемых понятий. Так, технико-криминалистическое обеспечение деятельности по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению таможенных преступлений (правонарушений) -система ТКО - подразумевает деятельность экс-пертно-криминалистических служб, отделов и отделений ЦЭКТУ по применению (использованию на практике) наиболее эффективных технико-криминалистических средств и методов правоохранительными подразделениями (оперативно-розыскные отделы, отделы организации дознания, отделы административных расследований таможен). Одним из составных элементов системы ТКО (наряду с криминалистическими учетами) нами рассматривается технико-криминалистическая деятельность (ТКД) таможенных органов, которая представляет собой структурированный комплекс процессуальных и непроцессуальных мероприятий, организационно-управленческих и научно-методических подходов, исследовательских и технических действий, направленных на квалифицированное использование современных криминалистических средств и методов путем применения научных рекомендации и привлечения специалистов, с целью выявления, раскрытия и расследования преступлений и правонарушений в области таможенного дела, а также фиксации вещественных доказательств [7].

Важное положение - это объективная необходимость дальнейшего развития системных представлений о технико-криминалистической деятельности и субъектах ее осуществления в таможенных органах.

7. Наличие прямой взаимосвязи между судебно-экспертной и криминалистической видами деятельности в таможенных органах обусловило потребность их регламентации путем упорядочивания процедуры привлечения специалиста в

соответствии с нормами ст. 58 УПК РФ, ст. 25.8 КоАП РФ, 346 ТК ЕАЭС, 101 ТК ТС с учетом особенностей деятельности правоохранительных подразделений таможен.

Упомянутым выше приказом ФТС России № 2690 определены комплексные действия правоохранительных подразделений во взаимодействии с экспертами ЦЭКТУ при осуществлении процессуальных мероприятий. Являясь одним из разработчиков приказа, автор считает, что те задачи, которые стояли перед ЦЭКТУ в период перехода полномочий по криминалистическому обеспечению, были решены с помощью указанного ведомственного приказа, при формировании которого в 2012 году его авторами - первым заместителем начальника ЦЭКТУ С. Н. Метельковым и В. Г. Макаренко (начальником отдела криминалистических исследований криминалистической службы ЦЭК-ТУ) - в первую очередь учитывался опыт правоохранительной деятельности переходного периода после передачи функций по криминалистическому обеспечению из Управления таможенных расследований и дознания (УТРД) в ЦЭКТУ ФТС России.

Наиболее острым стоял вопрос организации взаимодействия между правоохранительными подразделениями, то есть теми, кто «заказывал» работу криминалистов, и непосредственно экспертами ЦЭКТУ, выступавших в качестве специалистов при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), неотложных следственных действий (НСД) и при производстве по делам об административных правонарушениях (нарушениях таможенных правил - НТП). Особенность переходного периода, заключавшаяся в разделении вертикали подчиненности специалистов-криминалистов, по настоящее время оказывает существенное влияние на эффективность непрерывного экс-пертно-криминалистического обеспечения.

Таким образом, эффективной мерой будет внедрение в практику наставления по организации технико-криминалистической деятельности в таможенных органах (Наставление), в соответствии с которым определяется нормативная основа технико-криминалистической деятельности, а также субъекты управления, координирующие и контролирующие исполнение задач технико-криминалистической деятельности в ФТС России. Наставлением целесообразно определить непосредственных организаторов применения технико-криминалистических средств, методов и технологии их использования, а также указать ответственных исполнителей (субъектов), применяющих в своей повседневной практической деятельности технико-криминалистические средства и методы.

Таким образом, очередная мера - разработка и научное обоснование целесообразности обновления процессов и технологий, используемых при организации и проведении криминалистической и судебно-экспертной видов деятельности в таможенных органах. Сюда же требуется включить обобщение и нормативное ведомственное регули-

рование порядка назначения экспертиз по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

Следует отметь, что проект Наставления разработан автором и направлен в настоящее время для апробации в несколько таможенных органов Российской Федерации.

8. Ранее, до 2011 года, в Управлении таможенных расследований и дознания ФТС России существовали и использовались криминалистические учеты о содержащихся в следах, таможенных и товаросопроводительных документах вещественных доказательств, информации, способствующих выявлению, раскрытию, расследованию таможенных преступлений. В настоящее время целесообразно возобновить ведение криминалистических таможенных учетов, картотек и коллекций.

Видится правильным формирование в ФТС России централизованной системы учетов, функционирующей в экспертно-криминалистических подразделениях (в Центральном экспертно-кри-миналистическом таможенном управлении, включая его экспертно-криминалистических службах, а также в «выносных» экспертно-исследователь-ских отделах при линейных таможнях.

Важной задачей является возобновление использования трасологических учетов (в том числе дактилоскопических); картотек образцов паспортов транспортных средств и шасси транспортных средств, в том числе с наличием фальсифицированных образцов, а также электронных ПТС, таможенных и товаросопроводительных документов.

Актуальным вопросом сегодня является защита таможенными органами прав интеллектуальной собственности участников ВЭД и правообладателей товарных знаков. Эффективной мерой является создание коллекций товарных знаков, а также выявленных ранее фальсифицированных товарных знаков с привязкой к таможенному Реестру объектов интеллектуальной собственности.

Важнейшая мера - актуализация и совершенствование процедур криминалистической регистрации в таможенных органах. Реализация данной меры позволит более оперативно выявлять предпосылки к совершению таможенных преступлений на различных этапах: до подачи таможенной декларации, при таможенном контроле, при проведении таможенных и судебных экспертиз, а также при реализации функций таможенного контроля после выпуска товаров и таможенного аудита.

Как отмечает И. В. Глазунова, возможность смены научной парадигмы криминалистики обусловливается, с одной стороны, развитием научно-технического прогресса и, с другой стороны, развитием теории самой криминалистики как науки (расширением предмета науки, использованием новых методов исследования, созданием новых частных теорий) [8]. К такой частнонаучной теории, по нашему мнению, следует отнести теорию «таможенной криминалистики», развитие которой в совокупности с использованием системы тамо-

женного регулирования внешнеэкономической деятельности позволит еще на этапах осуществления таможенного контроля выявлять предпосылки для совершения таможенных преступлений, а также нарушений таможенных правил (дела об НТП).

Законодательная возможность расширения полномочия правоохранительных и оперативных подразделений таможенных органов, о чем говорят многие ученые [9; 10], могут существенно повысить степень раскрываемости преступлений в области таможенного дела, что, в свою очередь, повышает экономическую безопасность государства в условиях интеграционного объединения -Евразийского экономического союза.

Библиографический список

1. Макаренко В. Г. Таможенный аспект криминалистической техники // Публичное и частное право. 2018. Вып. I (XXXVII). С. 203-210. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35379503.

2. Жданов С. П. Формы использования специальных знаний при выявлении преступлений в области таможенного дела: учебное пособие. М.: Перо, 2018. 114 с. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=30568288.

3. Смирнов В. Н. Основы криминалистической техники // Экономика. Бизнес. Право. 2015. № 3-4. С. 50-77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26399380.

4. Криминалистика: учебник / под общ. ред. засл. юриста РФ, д-ра юрид. наук, проф. В. А. Жбанкова. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. 514 с.

5. Технико-криминалистическое обеспечение деятельности по выявлению и раскрытию преступлений и формирование доказательственной базы: учебное пособие / Н. Н. Лысов [и др.]. Пятигорск: Издательство ПФ СКФУ, 2016. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008484023.

6. Макаренко В. Г. Технико-криминалистическое обеспечение расследования таможенными органами преступлений, связанных с контрабандой огнестрельного оружия // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юрид. науки. 2017. Т. 3 (69). № 1. С. 125-132. URL: http://sn-law.cfuv.ru/wp-content/ uploads/2018/01/013makarenko.pdf.

7. Жданов С. П., Кормаков П. А. Проблемы экспертно-криминалистической деятельности таможенных органов // Эксперт-криминалист. 2018. № 4. С. 39-40. URL: http://www.lawinfo.ru/catalog/ contents-2018/ekspert-kriminalist/4.

8. Глазунова И. В. Криминалистическая теория распознавания. Интерпретация основных понятий // Закон и право. 2018. № 2. С. 25-30. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=32432926

9. Михайлов В. А. Проблемные вопросы расширения полномочий начальника органа дознания ФТС России // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 4. С. 53-61. URL: http://nrta.customs.ru/rta/index.php?option=com_

content&view = article&id= 1715:.....2013--

4&catid=60:2009-04-03-06-28-56&Itemid=1972

10. Жбанков В. А. Специальные знания в правоохранительной деятельности таможенных органов // Теория и практика использования специальных знаний в раскрытии и расследовании

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

преступлений (к 90-летию со дня рождения проф. И. М. Лузгина и к 80-летию со дня рождения проф. Е. И. Зуева): сб. матер. 50-х Криминалистических чтений: в 2. ч. Ч. 1. М. : АУ МВД России, 2009.

References

1. Makarenko V. G. Tamozhennyi aspekt kriminalisticheskoi tekhniki [Customs aspect of forensic technology]. Publichnoe i chastnoe pravo [Public and private law], 2018, Issue I (XXXVII), pp. 203-210. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35379503 [in Russian].

2. Zhdanov S. P. Formy ispol'zovaniya spetsial'nykh znaniipri vyyavleniiprestuplenii v oblasti tamozhennogo dela: uchebnoe posobie [Forms of the use of special knowledge in identifying crimes in the field of customs: manual]. M.: Pero, 2018, 114 p. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=30568288 [in Russian].

3. Smirnov V. N. Osnovy kriminalisticheskoi tekhniki [Fundamentals of forensic technology]. Ekonomika. Biznes. Pravo [Economics. Business. Law], 2015, no. 3-4, pp. 50-77. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=26399380 [in Russian].

4. Kriminalistika: uchebnik. Pod obshch. red. zasl. yurista RF, d-ra yurid. nauk, prof. V. A. Zhbankova [Forensics: textbook. V. A. Zhbankov (Ed.)]. M.: Izd-vo Rossiiskoi tamozhennoi akademii, 2012, 514 p. Available at: https://ru.b-ok.org/book/2912656/de1089/?_ir=1 [in Russian].

5. Tekhniko-kriminalisticheskoe obespechenie deyatel'nosti po vyyavleniyu i raskrytiyu prestuplenii i formirovanie dokazatel'stvennoi bazy: uchebnoe posobie. N. N. Lysov, kol. avt. [Technical and forensic support of activities to identify and solve crimes and the formation of an evidence base: manual. N.N. Lysov, collective of authors]. Pyatigorsk: Izdatel'stvo PF SKFU, 2016, pp. 14-15. Available at: https://search.rsl.ru/ru/ record/01008484023 [in Russian].

6. Makarenko V. G. Tekhniko-kriminalisticheskoe obespechenie rassledovaniya tamozhennymi organami prestuplenii, svyazannykh s kontrabandoi ognestrel'nogo oruzhiya [Some features of forensic support of the

customs authorities' investigation of firearms criminal smuggling]. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Yurid. nauki [Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science], 2017, Vol. 3 (69), no. 1, pp. 125-132. Available at: http://sn-law.cfuv.ru/wp-content/uploads/2018/01/013makarenko.pdf [in Russian].

7. Zhdanov S. P., Kormakov P. A. Problemy ekspertno-kriminalisticheskoi deyatel'nosti tamozhennykh organov [Issues of Expert and Criminalistic Activities of Customs Authorities]. Ekspert-kriminalist [Expert-Criminalist]. M.: Izdatel'skaya gruppa «Yurist», 2018, no. 4, pp. 39-40. Available at: http://www.lawinfo.ru/ catalog/contents-2018/ekspert-kriminalist/4 [in Russian].

8. Glazunova I. V. Kriminalisticheskaya teoriya raspoznavaniya. Interpretatsiya osnovnykh ponyatii [The criminalistic theory of recognition: interpretation of basic definitions]. Zakon i pravo [Law and Legislation], 2018, no. 2, pp. 25-30. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=32432926 [in Russian].

9. Mikhailov V. A. Problemnye voprosy rasshireniya polnomochii nachal'nika organa doznaniya FTS Rossii [Problematic issues of expanding authorities of the head of inquest body of the Federal Customs Service of Russia]. Vestnik Rossiiskoi tamozhennoi akademii [The Russian Customs Academy Messenger], 2013, no. 4, pp. 53-61. Available at: http://nrta.customs.ru/rta/index.

php?option=com_content&view=article&id=1715:.....

2013--4&catid=60:2009-04-03-06-28-56&Itemid=1972 [in Russian].

Zhbankov V. A. Spetsial'nye znaniya v pravookhranitel'noi deyatel'nosti tamozhennykh organov [Special knowledge in the law enforcement activities of the customs authorities]. In: Teoriya i praktika ispol'zovaniya spetsial'nykh znanii v raskrytii i rassledovanii prestuplenii (k 90-letiyu so dnya rozhdeniya prof. I. M. Luzgina i k 80-letiyu so dnya rozhdeniya prof. E. I. Zueva): sb. mater. 50-kh Kriminalisticheskikh chtenii: v 2. ch. [Theory and practice of using special knowledge in the detection and investigation of crimes (on the 90th anniversary of the birth of professor I. M. Luzgin and on the 80th anniversary of the birth of professor E. I. Zuev): collection of materials of the 50th Forensic Readings: in 2 parts]. Part 1. M.: AU MVD Rossii, 2009 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.