Научная статья на тему 'Взаимодействие таможенных органов с Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением'

Взаимодействие таможенных органов с Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3710
489
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / FORENSIC SERVICE / CUSTOMS AUTHORITIES / CUSTOMS EXAMINATION / CUSTOMS CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Берлова Наталья Викторовна, Яковлева Светлана Владимировна

В статье рассмотрены основные аспекты взаимодействия таможенных органов и Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления в лице его региональных филиалов экспертно-криминалистических служб. Проанализированы проблемы данного взаимодействия и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Берлова Наталья Викторовна, Яковлева Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of Customs Authorities with the Central Expert-Criminalistic Customs Office

The article deals with the main aspects of interaction between the customs authorities and the Central Forensic Customs Administration by the example of its regional branches, the Forensic Services. The authors analyze the problems of this interaction and put forward the ways to solve them.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие таможенных органов с Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением»

УДК 339.543

DOI 10.17238/ISSN1815-0683.2017.2.70

Н. В. БЕРЛОВА*, С. В. ЯКОВЛЕВА**

Взаимодействие таможенных органов с Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением

БЕРЛОВА Наталья Викторовна -доцент, кандидат технических наук, заведующий кафедрой товароведения и таможенной экспертизы. [email protected].

BERLOVA Natalia Viktorovna - docent, Candidate of Engineering Sciences, head of the Department of Commodity Research and Customs Assessment.

ЯКОВЛЕВА

Светлана Владимировна -полковник таможенной службы, заместитель начальника. [email protected]

YAKOVLEVA

Svetlana Vladimirovna - Polkovnik of Customs Service, deputy head.

В статье рассмотрены основные аспекты взаимодействия таможенных органов и Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления в лице его региональных филиалов -экспертно-криминалистических служб. Проанализированы проблемы данного взаимодействия и предложены пути их решения.

Ключевые слова: экспертно-криминалистиче-ская служба, таможенные органы, таможенная экспертиза, таможенный контроль.

N. V. BERLOVA, S. V. YAKOVLEVA

Interaction of Customs Authorities with

the Central Expert-Criminalistic Customs Office

The article deals with the main aspects of interaction between the customs authorities and the Central Forensic Customs Administration by the example of its regional branches, the Forensic Services. The authors analyze the problems of this interaction and put forward the ways to solve them.

Keywords: forensic service, customs authorities, customs examination, customs control.

На таможенные органы России возложено выполнение важнейших задач по обеспечению экономической безопасности государства. В современных условиях они выступают одним

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034.

** Экспертно-криминалистическая служба - региональный филиал Центрального экспертно-криминалистического управления. 690089 г. Владивосток, ул. Ульяновская, 10.

The Central Forensic Customs Service - regional branch of the Central Forensic Customs Administration. 10, Ulianovskaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690089.

из главных инструментов осуществления экономической политики страны, обеспечения защиты ее экономических интересов на международном уровне, развития независимой экономики.

Таможенные органы выполняют фискальные и регулятивные функции. Фискальная функция направлена на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей (пошлин, налогов, сборов и т. д.). Регулятивная функция призвана посредством установления таможенных тарифов, запретов, ограничений, лицензирования, квотирования стимулировать развитие национальной экономики, защищать отечественный рынок, обеспечивать привлечение иностранных инвестиций [6].

На стадии декларирования товаров и таможенного контроля в целях предотвращения правонарушений в области таможенного законодательства особое внимание уделяется вопросам взаимодействия таможенных органов с экспертно-криминалистическими службами. В Центральном экспертно-криминалистичес-ком таможенном управлении (ЦЭКТУ) проводится постоянный анализ статистики установленных фактов недостоверного декларирования, отслеживаются тенденции. Информация регулярно направляется в таможенные органы, что позволяет повысить эффективность выявления правонарушений. Таможенная экспертиза осуществляет функции специализированного таможенного контроля, обеспечивающего таможенные органы доказательной базой для предотвращения правонарушений в области таможенного законодательства [3].

Целью назначения таможенной экспертизы является проверка достоверности заявленных сведений в таможенной декларации при проведении таможенного контроля товаров и выявление признаков, указывающих на потенциальное наличие правонарушений [1].

Специалисты экспертно-криминалистической службы (ЭКС) участвуют в проведении таможенных досмотров товаров, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные знания (например, досмотр крупногабаритных товаров, наличие большого количества образцов), тем самым сводя к минимуму временные затраты и сопутствующее оформление бумаг. Экономический эффект, полученный по результатам экспертиз, ежегодно составляет около 7 млрд руб.

Использование специальных знаний является одним из инструментов таможенного контроля, применение которого обусловлено необходимостью оказания содействия таможенным органам в совершении конкретных действий, в том числе при применении технических средств, а также разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций, в том числе и по классификации перемещаемых товаров.

Изучению взаимодействия таможенных органов и ЭКС при осуществлении таможенных операций посвящены работы авторов А. Ф. Колпакова и С. В. Яковлевой, К. Д. Бондарева и др., которые отмечают, что специальные зна-

ния могут использоваться в деятельности таможенных органов как при проверке достоверности декларирования товара при совершении таможенных операций, так и при осуществлении мер обеспечения производства по административному или уголовному делу [1; 3; 6].

Вопросы, прояснение которых требует специальных знаний, могут возникать на всех стадиях совершения таможенных операций. Во всех этих случаях должностное лицо, в обязанности которого входит принимать решение по тем или иным фактам и событиям, обращаясь к эксперту, преследует цель получить дополнительную информацию, ему недоступную, чтобы уменьшить неопределенность и риск.

Взаимодействие таможенных органов и ЭКС регулируется нормативно-правовыми документами различного статуса, основными из которых являются следующие:

- Таможенный кодекс Таможенного союза, а именно гл. 20 «Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля»;

- решение комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 258 «О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля;

- Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;

- приказ ФТС России от 30.10.2012 № 902 «Об утверждении положения о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении»;

- приказ ФТС России от 20.11.2014 № 2264 «Об утверждении порядка отбора таможенными органами Российской Федерации проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы, порядка приостановления срока проведения таможенной экспертизы»;

- приказ ФТС России от 17.01.2014 № 62 «Об утверждении Порядка направления сведений по результатам проведенной таможенной экспертизы»;

- приказ ФТС России от 01.09.2014 № 1679 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения исследований объектов и (или) документов при осуществлении таможенного контроля»;

- приказ ФТС России от 20.05.2016 № 1000 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками»;

- приказ ДВТУ от 29.08.2012 № 391 «Об утверждении Порядка взаимодействия между экспертно-криминалистической службой - региональным филиалом ЦЭКТУ г. Владивосток и таможенными органами Дальневосточного таможенного управления при назначении таможенных экспертиз при совершении таможенных операций».

Таможенные экспертизы производятся должностными лицами ЭКС, имеющими высшее образование, получившими подготовку в соответствующей области таможенной экспертизы и допущенными к самостоятельному проведению

экспертиз по результатам аттестации. Привлечение должностных лиц ЭКС возможно в двух формах:

- участие в проведении конкретных процессуальных действий, консультировании, дачи различных справок в качестве специалиста;

- проведение экспертиз в качестве эксперта. От процессуального положения сведущего лица зависит и порядок его участия в производстве, например, по делу об административном правонарушении в области таможенного дела, его права и обязанности, характер получаемых им результатов в процессе деятельности.

Однако ЭКС может отказаться от проведения экспертизы при:

1) недостаточности информации для проведения таможенной экспертизы;

2) ненадлежащем оформлении решения о назначении таможенной экспертизы или несоответствии упаковки проб или образцов установленным требованиям;

3) несоответствии упаковки проб или образцов установленным требованиям;

4) отсутствии в ЭКС аттестованных технических средств и методик, необходимых для проведения назначенного наименования экспертизы;

5) в иных случаях, установленных национальным законодательством.

Эксперты выполняют следующие основные виды экспертиз: товароведческие, материаловедческие, идентификационные, криминалистические и иные. Данный перечень не является исчерпывающим, т. к. фактически видов экспертиз великое множество и делать этот перечень закрытым представляется нецелесообразным. К иным видам экспертиз можно отнести искусствоведческую; экспертизу наркотических веществ, сильнодействующих веществ и их прекурсоров; экспертизу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, и ряд других [3].

В среднем за год специалисты ЦЭКТУ и его региональных подразделений выполняют около 40 000 экспертиз и исследований, в том числе проводят около 1 000 экспертиз по обращениям иных правоохранительных органов, исследованию подвергаются более 1 500 000 объектов. Это говорит о том, что большинство экспертиз являются комплексными и многообъектными. Для их производства должностные лица ЦЭКТУ должны иметь несколько свидетельств на право самостоятельного проведения экспертиз по определенной экспертной специальности.

Взаимодействие должностных лиц таможенных органов и экспертов можно определить как согласованную деятельность, подчиненную действующему законодательству и соблюдению ведомственных нормативных актов, основная задача которой - назначение и проведение экспертизы и решение вопросов, возникающих при осуществлении таможенными органами контрольных функций, выявлении и пресечении правонарушений и преступлений в области таможенного дела.

Особенность взаимодействия должностного лица и эксперта как субъектов экспертизы заключается в том, что оно, хотя и предполагает тесный контакт, но часто имеет опосредованный характер и осуществляется путем выполнения каждым своих функциональных обязанностей. Качественное и добросовестное выполнение этих обязанностей и будет определять эффективность процесса. Взаимодействие субъектов экспертизы не означает их служебного подчинения -эксперт независим от органа или лица, назначившего экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела [4], что является одним из главных факторов, определяющих объективность результатов работы.

Весь процесс взаимодействия ЭКС и таможенных органов можно условно разделить на три этапа. Первый этап - назначение экспертизы. На данном этапе, в случае срабатывания профиля риска, в котором мерой по минимизации является назначение экспертизы или привлечение экспертов, должностные лица назначают экспертизу в ЭКС. Отметим, что взаимодействие должностного лица с экспертом может начаться еще до составления документа о назначении экспертизы, когда необходимо определиться с видом назначаемой экспертизы, кругом лиц и экспертных учреждений, которым можно поручить исследование, характером вопросов, которые могут быть поставлены эксперту и разрешены путем проведения тех или иных исследований.

Второй этап - производство экспертизы. На данном этапе эксперт или группа экспертов по поручению начальника ЭКС проводят исследование. Должностные лица, назначающие экспертизу, должны правильно и точно формулировать вопросы, т. к. законодательство требует от эксперта точного следования содержанию сформулированного вопроса, самостоятельное изменение экспертом формулировок вопросов не допускается. С целью облегчения формулирования вопросов для должностных лиц таможенных органов выпущены методические рекомендации с примерным перечнем вопросов по разным группам товаров.

Третий этап - оценка заключения эксперта лицом, назначившим экспертизу. Под оценкой в данном случае понимается процесс интерпретации результатов проведенных исследований и сделанных на их основе выводов, относи-мости полученных результатов экспертизы к рассматриваемым проблемным вопросам, имеющимся фактам и материалам и допустимости заключения эксперта с точки зрения соблюдения процессуального законодательства, регламентирующего экспертную деятельность. Лицо, назначившее экспертизу, оценивает заключение эксперта по своему внутреннему убеждению. Это означает, что никакие доказательства не имеют заранее установленной силы, в том числе и заключение эксперта, которое должно сопоставляться с другими уже имеющимися фактами.

Экономические результаты взаимодействия таможенных органов Дальневосточного региона с экспертно-криминалистической службой на примере ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ г. Владивосток представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели экономической эффективности взаимодействия таможенных органов и ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУУ тыс. руб.

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Доначисления в федеральный бюджет 523 468,87 778 200,11 266 898,1 323 233,7

В том числе: Таможенные пошлины 367 005,03 392 953,81 107 438 115 705,5

НДС 59 385,10 100 462,26 71 549,73 148 659,2

Акцизы 0,75 74,40 0 -

Сборы за таможенное оформление 446,97 87 646,88 1 734,908 731,41

Таможенные сборы, штрафы и др. 96 631,02 197 062,76 86 175,17 45 546,79

Условный экономический эффект 1 096 281,48 2 656 513,14 711 926,7 753 500,4

Стоимость незадекларированных товаров 232 544,26 77 126,32 192 380,7 107 450,8

Оценка стоимости задержанного товара 863 737,22 2 579 386,82 519 546 646 049,6

Итого 1 619 750,35 3 434 713,25 978 824,7 1 076 734,0

Источник [2].

Как показывают данные табл. 1, после снижения показателей экономической эффективности от взаимодействия таможенных органов и ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ г. Владивосток в 2015 г. наблюдается их рост в 2016 г. на 10 %.

Одним из показателей, характеризующих результаты деятельности ЭКС -регионального филиала ЦЭКТУ г. Владивосток, является объем выполненных экспертиз по назначениям таможенных органов в зоне деятельности ДВТУ (табл. 2).

Анализ табл. 2 позволяет сделать вывод о том, что в 2014 и 2015 г. количество исследуемых объектов и общее количество выполненных экспертно-исследовательских работ или выданных документов выше, чем в 2016 г. Специалисты-эксперты ЭКС в период 2014-2016 гг. исследовали в 2014 г. - 11 132, в 2015 г. - 69 749 и в 2016 г. - 80 758 объектов соответственно.

Основным показателем, характеризующим результативность работы, является доля экспертно-исследовательских работ, выявивших нарушения таможенного законодательства ТС и законодательства РФ о таможенном деле, в общем количестве экспертиз и исследований, назначенных таможенными органами. На рис. 1 представлено количество экспертно-исследовательских работ, проводимых в рамках таможенного контроля, по административным правонарушениям и уголовным делам за период с 2014 по 2016 г. За анализируемый период

наблюдается снижение количества экспертиз, назначенных на стадии таможенного контроля, а количество экспертиз, назначенных по делам об административных правонарушениях и по уголовным делам, с каждым годом увеличивается.

Таблица 2

Показатели выполненных исследований экспертами ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ г. Владивосток

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Количество исследованных объектов (общее), шт. 11 132 69 749 80 758

Общее количество выполненных экспертно-исследовательских работ или выданных документов 6 001 5 746 4 631

В том числе: Количество экспертиз и исследований, выполненных по запросам таможенных органов 5 865 5 688 4 535

а) на стадиях таможенного контроля 3 874 3 541 2 032

- таможенных экспертиз 3 100 3 365 1 791

- таможенных исследований - 176 241

- по профилям риска 2 800 3 188 1 772

б) по делам об административных правонарушениях 1 592 1 818 2 155

в) по уголовным делам 92 89 81

г) заключения специалиста в рамках ОРМ 0 146 219

д) иные (досмотр, запрос) 307 94 48

Количество документов, выданных по обращениям правоохранительных и иных государственных органов 136 58 96

В том числе: экспертиз по уголовным делам 87 39 78

экспертиз по делам об административных правонарушениях 13 6 18

Количество невыполненных экспертиз и исследований 9 2 3

В том числе по причине: отсутствия лабораторного оборудования 1 0 3

отсутствия необходимых методик 6 0 0

отсутствия аттестованных экспертов 2 2 0

Количество таможенных экспертиз, выявивших нарушения таможенного законодательства по делам об административных правонарушениях в 2016 г., несмотря на снижение общего числа выполненных экспертиз, заметно увеличилось: с 1 592 в 2014 г. и 1 818 в 2015 г. до 2 173 в 2016 г., что свидетельствует о повышении качества взаимодействия между ЭКС и таможенными органами.

4 000 3 500 3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500 0

3 874

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 592

1 818

89

2 032 2 173

159

m 1 □ з

Рис. 1. Количество экспертно-исследовательских работ, проводимых в рамках таможенного контроля (1), по административным правонарушениям (2) и уголовным делам (3), шт.

В табл. 3 приведена структура выполненных экспертно-исследовательских работ за период 2014-2016 гг.

Таблица 3

Структура выполненных экспертно-исследовательских работ

4 500

3 541

92

2014 г

2015 г

2016 г

Экспертиза 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Кол-во, шт. % Кол-во, шт. % Кол-во, шт. %

Диагностическая 80 15 333 5,79 41 0,89

Идентификационная 100 16 1 510 26,27 1 176 25,39

Материаловедческая 0 0 161 2,8 0 0

Товароведческая стоимостная (оценочная) 2 521 42,0 2 831 49,27 2 805 60,57

Криминалистическая 640 10,7 365 6,35 259 5,59

Технологическая 0 0 0 0 1 0,02

Химическая 180 10,6 261 4,54 111 2,40

В том числе: экспертиза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров 69 1,1 64 1,11 73 1,58

возбуждено уголовных дел по результатам экспертиз 3 0 4 0,07 2 0,04

Геммологическая 0 0 16 0,28 9 0,19

Искусствоведческая 10 0,2 34 0,59 15 0,32

Окончание табл. 3

Экспертиза 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Кол-во, шт. % Кол-во, шт. % Кол-во, шт. %

Экспертиза информационных объектов 5 0,1 30 0,52 28 0,60

Экспертиза объектов интеллектуальной собственности 259 4,3 205 3,57 186 4,02

В том числе: перемещаемых незаконно 0 0 0 0 0 0

Итого 6 001 100,0 5 746 100,0 4 631 100,0

Анализ структуры выполненных экспертно-исследовательских работ ЭКС -региональным филиалом ЦЭКТУ показал, что наиболее часто проводимыми экспертизами являются идентификационные и товароведческие. Для принятия решения о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС необходимо определить характеристики товара, что должностные лица таможенных органов зачастую не могут сделать самостоятельно. В этом случае большое значение имеют идентификационные экспертизы, которые позволяют выявлять факты недостоверного декларирования товаров. Результативность таможенных экспертиз, выявивших недостоверное декларирование, продемонстрирована на рис. 2.

6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 1 000

5 115

3 874

1 305

3 416

1 210

1 791

1 188

769

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

1 □ 2

Рис. 2. Соотношение количества проведенных таможенных экспертиз (1) и экспертиз, выявивших недостоверное декларирование (2)

По данным экспертно-криминалистической службы, экспертизы назначают практически все таможни в зоне деятельности ДВТУ, но чаще всего Владивостокская, Уссурийская и Находкинская таможни, что обусловлено объемом то-варопотоков.

0

Результаты исследований таможенной экспертизы используются не только в рамках таможенного контроля, но и служат доказательной базой при рассмотрении споров в суде по вопросам классификации товаров, определению таможенной стоимости и др. В настоящее время судебная практика является одним из критериев оценки эффективности деятельности таможенных органов и индикатором состояния законности принятых решений. По данным, представленным на рис. 3, можно сделать вывод о том, что за период с 2013 по 2015 г. увеличилось количество судебных актов, принятых в пользу таможенного органа. Положительная судебная практика за 2015 г. в основном формируется делами, предметом спора которых являются административные правонарушения, предусмотренные ст. 16.2 КоАП РФ, - недекларирование либо недостоверное декларирование товаров, а также споров, связанных с незаконным использованием чужого товарного знака (ст. 14.10 КоАП РФ).

2014 г.

1 Ш2 2

Рис. 3. Количество судебных решений, принятых судами в пользу таможенных органов (1) и участников ВЭД (2)

Наиболее сложная категория - споры, связанные с обжалованием участниками ВЭД решений, принятых таможенными органами о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. При рассмотрении этой категории споров имеется положительная судебная практика, что продемонстрировано на рис. 4.

Судебная практика по обжалованию решений о классификации товаров свидетельствует, прежде всего, о возрастании количества исков в 2015 г. по сравнению с 2014 г. Мы видим позитивную картину по данной категории дел, однако бывают случаи, когда суд отменяет решения таможенных органов, т. к. должностными лицами таможенных органов были допущены нарушения таможенного законодательства при принятии решения о классификации товара, либо не соблюдены законодательные нормы проведения экспертизы, либо причиной становится различное толкование судами и таможенными органами Основных правил интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС.

0

2013 г

2015 г

41

34

14

12

2014 г. 2015 г. Ш 1 □ 2

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

Рис. 4. Количество судебных решений по обжалованию решений о классификации товаров: 1 - в пользу таможенного органа, 2 - в пользу участника ВЭД

Причиной обжалования указанных решений участниками ВЭД, как правило, являются значительные суммы таможенных пошлин, налогов, доначисленных в результате принятия спорных решений.

Заключения таможенных экспертов призваны обеспечить законность принимаемых таможенными органами решений. Применение экспертных заключений в судебной практике показывает, что при назначении и проведении таможенной экспертизы в рамках таможенного контроля, а также при использовании ее результатов субъектами - участниками всех указанных процессов должна учитываться именно доказательная роль экспертного заключения в суде. Количество заключений таможенного эксперта, используемых в качестве доказательной базы, за период 2013-2015 гг. возросло (рис. 5). Важным моментом в характеристике заключения таможенного эксперта как доказательства является то, что оно не только содержит фактические данные, но и сообщает те сведения из специальной отрасли знания, на основании которых эксперт пришел к определенным выводам. Заключение эксперта, как и любое иное доказательство, проверяется и оценивается путем сопоставления его с другими доказательствами, установленными по делу фактическими данными. Причинами того, что экспертные заключения признавались недопустимыми доказательствами по рассматриваемым делам, являлись процессуальные нарушения.

Наибольшую эффективность можно увидеть, если организация совместной работы ЭКС и таможенных органов находится на высоком уровне. Согласованное и хорошо продуманное взаимодействие может послужить надежным фактором для принятия классификационного решения или для доказательной базы в решении суда.

Однако следует выделить некоторые проблемы, возникающие при взаимодействии таможенных органов и ЭКС. Отметим, что они обсуждались на различных уровнях.

40 35 30 25 20 15 10 5 0

Рис. 5. Количество заключений таможенного эксперта, используемых в качестве доказательной базы

В настоящее время существует организационная проблема, которая заключается в невыполнении должностными лицами отдела таможенного оформления и таможенного контроля и отдела таможенного досмотра приказа ФТС России от 20.11.2014 № 2264. Средства идентификации не накладываются должным образом, в результате чего исследуемые объекты возвращаются в таможенный орган, назначивший экспертизу. Более того, отмечаются случаи несовпадения номеров средств идентификации на товаре с номерами, указанными в акте отбора проб (образцов), нарушения целостности упаковки. Все это существенно замедляет проведение таможенной экспертизы. Для решения этой проблемы необходимо обеспечить строгое соблюдение процедуры назначения экспертиз и процедуры отбора проб и образцов в соответствии с требованиями ТК ТС и иных нормативных актов.

Изучая требования приказа ФТС России от 20.11.2014 № 2264, можно отметить, что имеются факты невыполнения некоторых положений данного приказа таможнями в зоне деятельности ДВТУ, в частности, из-за значительной географической удаленности таможен от ЭКС и ограниченности ресурсов. В результате этого пробы и образцы товаров поступают в ЭКС с нарушением сроков. Срок, установленный для доставки образцов данным приказом, составляет три дня со дня составления акта отбора проб и образцов. В случае если товар является скоропортящимся, срок составляет три дня со дня отбора образцов. Но на практике данные нормы не соблюдаются, реальный срок может составлять неделю и больше. Должностные лица таможенных органов, назначивших экспертизу, вынуждены письменно обращаться в ЭКС, что отнимает служебное время. Географическая

45

39

19

2014 г

2015 г

2016 г

удаленность не позволяет ни одному виду почтовой связи доставить объекты исследования вовремя. Для решения данной проблемы предлагается внести в приказ ФТС России от 20.11.2014 № 2264 поправку относительно сроков доставки только определенной категории товара, для которого сроки хранения могут оказать действие на его характеристики.

Многолетний анализ практики взаимодействия таможенных органов и экспертно-криминалистических служб показывает, что корни проблем лежат не только в его организации, но в недостаточных знаниях как сотрудников таможенных органов о своей компетенции при назначении экспертиз, так и экспертов о своей компетентности при проведении экспертных исследований, что отмечают А. В. Нестеров и Е. И. Андреева [5]. Для решения этой проблемы необходимо усовершенствовать подготовку должностных лиц таможенных органов, расширив тематику, добавив в программу информацию о деятельности должностных лиц таможенных органов при назначении экспертиз и проведении таможенного досмотра.

Существует необходимость усилить контроль за представлением сведений по результатам проведенных экспертиз. Приказом ФТС России от 17.01.2014 № 62 определены порядок и сроки представления сведений по результатам проведенных таможенных экспертиз. Однако далеко не вся информация поступает в экспертные подразделения в установленные сроки, что влечет искажение статистических данных.

В настоящее время действует государственная программа, согласно которой Россия переходит на электронный документооборот, и таможенные органы не являются исключением. Внедряются процедуры назначения и проведения таможенных экспертиз в электронной форме, направленные на совершенствование таможенного администрирования, путем объединения программных продуктов АИСТ-М и БД «Экспертиза», вместе с тем функциональность существующего программного обеспечения требует большого количества доработок. При этом необходимо, чтобы материалы и документы, пробы и образцы товаров, а также объекты исследования оперативно поступали в экспертно-криминалистическую службу. В настоящее время должностные лица ЭКС, получив электронные документы, не могут начать производство экспертизы, т. к. вынуждены ожидать, пока к ним доставят образцы исследования и распечатанные документы. Данную проблему можно решить путем проведения анализа эффективности принятых таможнями мер по сокращению времени исследования товаров в ЭКС, начиная с отбора проб (образцов) товара, доставки проб и образцов, и заканчивая фактическим получением заключения таможенного эксперта. Также можно предложить обобщить замечания таможен и ЭКС, подготовить анализ замечаний и недостатков и предложения по совершенствованию совместной деятельности.

Говоря об электронном документообороте при назначении и проведении таможенной экспертизы, следует обратить внимание, что письменный вариант

заключения таможенного эксперта подписывается им, а подпись заверяется оттиском печати экспертного подразделения. Если переходить только на электронную версию заключения, то должен быть решен вопрос о наделении таких документов юридической силой.

Следующая проблема, возникающая, когда заключение таможенного эксперта поступает в таможенный орган, назначивший проведение экспертизы, заключается в том, что должностные лица таможенных органов не всегда правильно интерпретируют результаты экспертных исследований. При этом они изучают только выводы таможенного эксперта, не принимая во внимание исследовательскую часть. Это зачастую ведет к неправильной идентификации товара и, как следствие, неверному классификационному решению, принимаемому таможенным органом. Для устранения этой проблемы необходимо на курсах повышения квалификации проводить обучение должностных лиц таможенных органов по вопросам оценки заключения таможенного эксперта.

Существует проблема при рассмотрении в судебных органах дел об обжаловании решений должностных лиц таможенных органов по вопросам классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС. На таможенные органы возлагается обязанность доказательства законности принятия решения по классификации товаров. Отсутствие доказательств, подтверждающих обоснованность принятого решения по классификации, приводит к признанию его незаконным и способствует формированию отрицательной судебной практики. Для решения проблемы необходимо усилить подготовку должностных лиц таможенных органов к защите в суде при рассмотрении вопросов по классификации товаров. В качестве доказательств могут быть использованы заключения таможенных экспертов, техническая документация производителя товара, сертификаты качества от производителя, паспорт изделия. В особенно значимых случаях необходимо проводить совместную подготовку к заседанию суда с участием экспертов и представителей различных подразделений таможенного органа.

Таким образом, необходимо продолжить работу по повышению качества взаимодействия таможенных органов Дальневосточного региона с ЭКС - региональным филиалом ЦЭКТУ г. Владивосток.

Список литературы

1. Бондарев К. Д. О мерах повышения эффективности экспертного обеспечения таможенного контроля // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2012. № 1 (58). С. 82-86.

2. Информация о деятельности ЦЭКТУ / Официальный сайт Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления. URL: http://cektu. customs.ru (дата обращения 12.05.2017).

3. Колпаков А. Ф., Яковлева С. В. О взаимодействии таможенных органов с экспертами при назначении и производстве экспертиз // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2010. № 2 (51). С. 34-41.

4. Колпаков А. Ф. Экспертиза как метод таможенного контроля // Таможенная политика на Дальнем Востоке. 2013. № 4 (65). С. 42-51.

5. Нестеров А., Андреева Е. Специальные знания в таможенном деле // Вестник Российской таможенной академии. 2008. № 2. С. 126-128.

6. Смирнова А. А. Таможенные органы как субъекты экономической безопасности // Журнал правовых и экономических исследований. 2015. № 4. С. 22-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Берлова Н. В., Яковлева С. В., 2017 © Бег1оуа N. V., Уакоу1еуа 8. V., 2017

Для цитирования:

Берлова Н. В., Яковлева С. В. Взаимодействие таможенных органов с Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 2(79). С. 70-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.