Научная статья на тему 'Экспертиза как метод таможенного контроля'

Экспертиза как метод таможенного контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4381
1004
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колпаков Александр Федорович

Рассматриваются основные положения таможенного законодательства Таможенного союза и нормативных правовых документов ФТС России по таможенной экспертизе, а также результаты деятельности Центрального экспертно-криминалистического управления и его филиалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспертиза как метод таможенного контроля»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

УДК 339.9 ББК 30.609

А.Ф. КОЛПАКОВ

Экспертиза как метод таможенного контроля

Рассматриваются основные положения таможенного законодательства Таможенного союза и нормативных правовых документов ФТС России по таможенной экспертизе, а также результаты деятельности Центрального экспертно-криминалистического управления и его филиалов.

Ключевые слова: таможенная экспертиза, экспертно-криминалистическая служба, таможенный контроль.

Одним из основных направлений деятельности Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС России) является контроль и надзор в области таможенного дела [4]. В соответствии со ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза.

Основные нормы ТК ТС, определяющие проведение таможенного контроля, изложены в разделе 3 «Таможенный контроль», содержащем в себе несколько глав, одна из которых посвящена таможенной экспертизе при проведении таможенного контроля. При этом ТК ТС не относит таможенную экспертизу к формам таможенного контроля, перечисленным в главе 16 ТК, что позволяет рассматривать таможенную экспертизу как уникальный метод таможенного контроля. Из двенадцати форм таможенного контроля, которые

КОЛПАКОВ Александр Федорович — кандидат химических наук, доцент кафедры организации таможенного контроля и технических средств таможенного контроля Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

43

могут применяться должностными лицами таможенных органов, таможенная экспертиза чаще всего назначается при проверке документов и сведений, таможенном досмотре и таможенной проверке, реже - при проведении личного таможенного досмотра и проверке маркировки товара специальными марками, наличия на них идентификационных номеров. При применении других форм таможенного контроля таможенная экспертиза, как правило, не назначается.

Институт таможенной экспертизы как самостоятельное направление деятельности специализированных подразделений таможенных органов России существует немногим более 20 лет, а именно, с 29 октября 1990 г., когда начальником Главного управления государственного таможенного комитета (ГУГТК) СССР В. К. Бояровым был подписан приказ № 258 о создании Центральной таможенной лаборатории. В последующие годы была создана целая сеть таможенных экспертных подразделений - региональных таможенных лабораторий, которая в процессе своего дальнейшего развития претерпела ряд административных преобразований. В настоящее время система таможенных экспертных подразделений ФТС России включает в себя Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (ЦЭКТУ), которое является специализированным региональным таможенным управлением, и десять экспертно-криминалистических служб (ЭКС) - региональных филиалов ЦЭКТУ, расположенных в городах Калининград, Санкт-Петербург, Брянск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Пятигорск, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск и Владивосток.

ЦЭКТУ является головной экспертно-исследовательской и учебно-методической организацией системы экспертных подразделений таможенной службы Российской Федерации. ЭКС представляют собой среднее звено в системе экспертных подразделений ФТС России, которые создавались в целях проведения экспертиз и исследований для таможенных органов соответствующих региональных таможенных управлений. Нижним звеном в этой системе являются выносные экспертные подразделения (отделы или отделения) ЭКС, расположенные, как правило, в зоне деятельности приграничных таможен. Одним из основных направлений деятельности ЦЭКТУ и его подразделений, расположенных по всей территории России, является экспертно-криминалистическое обеспечение потребностей таможенных органов при проведении таможенного контроля товаров, транспортных средств, документов, а также других объектов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

На территории Дальневосточного федерального округа (ДФО), которая является зоной ответственности Дальневосточного таможенного управления ФТС России, экспертное обеспечение деятельности таможенных органов осуществляет экспертно-криминалистическая служба - региональный филиал ЦЭКТУ г. Владивостока (далее - Служба), в подчинении которой находится семь выносных экспертных подразделений, расположенных в зоне деятельности Хабаровской, Южно-Сахалинской, Камчатской, Благовещенской, Уссурийской, Находкинской и Хасанской таможен. Служба была создана

44

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013

16 апреля 1993 г. как Дальневосточная таможенная лаборатория. В настоящее время общая штатная численность таможенных экспертных подразделений на Дальнем Востоке составляет 6 сотрудников, 59 федеральных государственных служащих и 8 работников, из них непосредственно экспертной деятельностью занимаются 40 человек.

Нормативно-правовое регулирование деятельности таможенных экспертных подразделений ФТС России осуществляется в соответствии с положениями главы 20 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьями 172, 173 федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [3], решений комиссии Таможенного союза, приказов ФТС России.

Глава 20 ТК ТС определяет основные положения процедуры назначения и проведения таможенной экспертизы, представляющей собой организацию и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования. В связи с тем, что таможенное регулирование охватывает большое разнообразие отношений, складывающихся между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров через таможенную границу, то более конкретно следует говорить, что таможенная экспертиза может назначаться в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля требуются специальные познания в различных отраслях человеческой деятельности. В таможенных целях наиболее востребованными являются знания из области естественных и технических наук, товароведения, криминалистики.

Таможенная экспертиза назначается таможенными органами и проводится таможенными экспертами, а также экспертами иных уполномоченных организаций. Таможенным экспертом является должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенной экспертизы. Под таможенным органом в данном случае следует понимать ЦЭКТУ, созданное именно для проведения экспертиз и исследований в таможенных целях. Назначение таможенной экспертизы в иные уполномоченные организации производится только в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами, прежде всего из-за отсутствия в ЦЭКТУ или его филиалах эксперта, аттестованного на право проведения назначенной таможенной экспертизы, или же отсутствия требуемого для проведения исследований оборудования. Назначение таможенной экспертизы таможенным органом в иную уполномоченную организацию производится в порядке, установленном приказом ФТС России от 28.07.2011 № 1541 [7].

Экспертизы при таможенном контроле могут назначаться в следующих целях:

- установление физических и химических свойств, количественного и качественного состава товара, позволяющих однозначно идентифицировать товар по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС);

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

45

- определение среднестатистической свободной (рыночной) цены исследуемого товара либо аналогичного товара, классифицируемого в той же товарной позиции ТН ВЭД ТС;

- идентификация товаров в продуктах переработки;

- возможность согласования норм выхода продуктов переработки с учетом конкретного технологического процесса при применении таможенных процедур переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории или переработки для внутреннего потребления;

- установление принадлежности товара к наркотическим средствам, психотропным веществам и их прекурсорам, подлежащим контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством, в том числе их наличия в лекарственных средствах;

- защита прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности, нанесенные на товары и включенные в единый таможенный реестр государств - членов Таможенного союза;

- установление принадлежности товаров к предметам художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран;

- идентификация страны происхождения товаров и страны-производителя товаров.

При проведении таможенной экспертизы также могут решаться другие вопросы, которые требуют специальных познаний, например, установление подлинности документов, предъявляемых таможенным органам; выявление факта изменения реквизитов документа, его содержания.

Основанием для назначения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля является применяемая таможенными органами система управления рисками, которая предусматривает разработку и применение профилей риска, содержащих в себе такую меру по минимизации таможенного риска, как отбор проб и образцов товара и назначение таможенной экспертизы. Профиль риска также может содержать формулировку вопросов, которые необходимо поставить перед таможенным экспертом для определения конкретных характеристик и свойств товара.

Решение о привлечении таможенного эксперта для оказания содействия при проведении таможенного контроля принимает уполномоченное должностное лицо таможенного органа, которое в письменном виде оформляет документ - решение о назначении таможенной экспертизы (далее - Решение). В этом документе указываются основания для ее проведения, наименование организации либо таможенного органа, в котором должна быть проведена таможенная экспертиза, вопросы, поставленные перед таможенным экспертом (экспертом), перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение таможенного эксперта (эксперта), срок проведения таможенной экспертизы и представления заключения таможенного эксперта (эксперта) в таможенный орган.

46

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013

Порядок назначения таможенной экспертизы изложен в ст. 138 ТК ТС и в решении комиссии Таможенного союза «Порядок проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля» [6]. Форма решения о назначении таможенной экспертизы введена в действие приказом ФТС России от 25.02.2011 № 396 [2]. Оформленный бланк Решения подписывается должностным лицом таможенного органа, его составившим, согласуется начальником или заместителем начальника таможенного органа, назначившего экспертизу. Таможенный орган не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, письменно уведомляет декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, о назначении таможенной экспертизы. Факт уведомления подтверждается подписью указанного лица в бланке Решения.

Для проведения таможенной экспертизы эксперту должны быть представлены объекты для исследования, которые в большинстве случаев отбираются в виде проб или образцов товара, перемещаемого через таможенную границу и в отношении которого принято решение о назначении таможенной экспертизы. Порядок отбора проб и образцов товара установлен ст. 144 ТК ТС и приказом ФТС России от 25.02.2011 № 396.

Пробы и образцы товаров отбираются в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования, в большинстве случаев это количество составляет три пробы или образца товара каждого вида, наименования. Об отборе проб и образцов товаров составляется акт в двух экземплярах по форме, установленной решением Комиссии Таможенного союза «О формах таможенных документов» [5]. Первый экземпляр акта направляется в таможенный орган или иную уполномоченную организацию для проведения таможенной экспертизы. Копия первого экземпляра акта остается в таможенном органе, назначившем таможенную экспертизу, и хранится вместе с первым экземпляром таможенной декларации и документами к ней. Второй экземпляр акта подлежит вручению (направлению) декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям, если они установлены.

Декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или их представители принимают участие при отборе проб и образцов товаров должностными лицами таможенных органов. Указанные лица обязаны оказывать содействие должностным лицам таможенных органов при отборе проб и образцов товаров, в том числе осуществлять за свой счет необходимые грузовые и иные операции.

Производство таможенной экспертизы заключается в проведении таможенным экспертом исследований, необходимых для подготовки ответов на вопросы, поставленные в Решении должностным лицом таможенного органа. При проведении исследований таможенный орган или иная уполномоченная организация для проведения таможенной экспертизы использует одну

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

47

из трех представленных проб и образцов товара. По результатам исследований готовится заключение таможенного эксперта, которое представляет собой документ, содержащий результаты проведенного исследования и выводы таможенной экспертизы в виде ответов на поставленные перед экспертом вопросы, оформленный в порядке, установленном приказом ФТС России от 25.02.2011 № 396. Заключение таможенного эксперта оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один экземпляр остается в организации, проводившей таможенную экспертизу, второй экземпляр направляется таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу. Заключение таможенного эксперта подписывается экспертом или комиссией экспертов и заверяется печатью экспертно-криминалистической службы или иной уполномоченной организации, проводившей таможенную экспертизу. По ходатайству декларанта таможенный орган, назначавший таможенную экспертизу, предоставляет ему копию заключения таможенного эксперта.

По окончании таможенной экспертизы пробы и образцы товаров, оставшиеся после проведения исследования, возвращаются декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям, либо в таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, за исключением случаев, когда такие пробы и образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Результаты практической деятельности экспертных подразделений ФТС России: ЦЭКТУ и его филиалов за 2012 г. представлены в нижеприведенных таблицах 1, 2. Прямой экономический эффект, выраженный в доначисленных таможенными органами в федеральный бюджет средств, составил более 1,5 млрд р. Следует отметить, что этот эффект получен по результатам экспертиз, назначенных при проверке только 0,41% деклараций на товары [7].

Основные результаты деятельности ЭКС - филиала ЦЭКТУ г. Владивостока по проведению таможенных экспертиз, назначенных при проведении таможенного контроля для таможенных органов ДВТУ за 2010-2012 гг., представлены в таблицах 3, 4.

Как видно из табл. 3, наибольшее количество экспертиз ежегодно назначается Уссурийской, Владивостокской и Находкинской таможнями, в зоне деятельности которых перемещается через таможенную границу наибольшее количество товаров.

Одной из главных целей назначения таможенных экспертиз является определение характеристик и свойств товара, являющихся определяющими для классификации товара по ТН ВЭД ТС. В табл. 4 представлена информация о наиболее значительных выявленных фактах недостоверного декларирования товара, когда по результатам проведенных таможенных экспертиз устанавливаются характеристики товаров, отличающиеся от тех, которые указаны в графе 31 декларации на товар.

48

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013

Таблица 1

Структура выполненных экспертиз ЦЭКТУ в 2012 г.1

Наименование экспертизы Кол-во %

Идентификационная 11 756 32,3

Материаловедческая 633 1,9

Товароведческая 12 245 34,8

Криминалистическая 1 784 5,5

Технологическая - -

Экспертиза наркотических средств 2 495 7,2

Экспертиза объектов интеллектуальной собственности 955 2,7

Комплексная 4 828 13,8

Комиссионная 50 0,15

Искусствоведческая 12 0,05

Иная 567 1,6

ИТОГО 35 325 100

Таблица 2

Количество экспертиз, выполненных филиалами ЦЭКТУ в 2012 г.

Экспертно-криминалистическая служба ЦЭКТУ Кол-во %

г. Санкт-Петербург 4 812 13,3

г. Ростов-на-Дону 4 406 12,2

г. Владивосток 4 073 11,3

г. Брянск 3 962 11,0

г. Москва 3 759 10,4

г. Нижний Новгород 3 514 9,7

г. Иркутск 2 955 8,2

г. Новосибирск 2 565 7,1%

г. Уфа 2 096 5,8

г. Калининград 1 616 4,5

г. Екатеринбург 1 567 4,3

ИТОГО 35 325 100

Источник: сайт http://cektu.customs.ru

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

49

Таблица 3

Экспертизы, выполненные филиалом ЦЭКТУ г. Владивостока в таможенных органах ДФО (2010-2012 гг.)2

Таможня 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Кол-во экспертиз Кол-во экспертиз Кол-во экспертиз

выполненных в том числе выявивших правонарушения выполненных в том числе выявивших правонарушения выполненных в том числе выявивших правонарушения

Владивостокская 1456 722 734 161 685 281

Хабаровская 146 26 119 26 265 72

Благовещенская 53 18 94 26 141 54

Камчатская 18 12 14 3 23 2

Магаданская 4 1 42 10 18 3

Сахалинская 118 27 154 66 124 48

Биробиджанская 94 23 105 23 97 20

Ванинская 17 4 8 2 19 5

Амурская 15 3 19 5 6 1

Находкинская 452 222 309 91 334 112

Уссурийская 1626 386 986 413 728 369

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хасанская 149 94 159 98 99 53

Якутская 5 1 13 8 9 7

Чукотская 9 2 1 0 1 0

Итого 4158 1541 2757 932 2579 1027

Результаты экспертиз по группам товаров, 2012 г.

Таблица 4

Товар Группа ТН ВЭД ТС Кол-во выполненных экспертиз Кол-во экспертиз, выявивших недостоверное декларирование Доля недостоверного декларирования, в %

1 2 3 4 5

Мясо и пищевые мясные субпродукты 02 52 7 13,5

Информация представлена Экспертно-криминалистической службой - филиалом ЦЭКТУ, г. Владивосток.

50

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013

Окончание табл. 4

1 2 3 4 5

Пластмассы и изделия из них 39 183 71 38,8

Каучук, резина 40 46 25 54,3

Древесина 44 37 23 62,2

Бумага и картон 48 31 13 41,9

Вата, войлок или фетр 56 85 36 42,4

Текстильные материалы 59 163 77 47,2

Предметы одежды трикотажные 61 45 15 33,3

Готовые текстильные изделия 63 44 20 45,5

Обувь 64 299 57 19,1

Черные металлы 72 145 41 28,3

Изделия из черных металлов 73 43 15 34,9

Инструменты 82 31 26 83,9

Реакторы, котлы, оборудование 84 59 35 59,3

Средства наземного транспорта 87 191 60 31,4

Суда, лодки 89 155 59 38,1

Инструменты и аппараты 90 40 20 50,0

Из данных, представленных в табл. 4, видно, что к числу объектов таможенной экспертизы, в отношении которых чаще всего назначаются экспертизы при проведении таможенного контроля и в отношении которых устанавливаются факты недостоверного декларирования, являются товары следующих товарных групп ТН ВЭД ТС: 39 «Пластмассы и изделия из них», 59 «Текстильные материалы», 64 «Обувь», 72 «Черные металлы», 87 «Средства наземного транспорта» и 89 «Суда, лодки». По результатам этих таможенных экспертиз таможенные органы принимают решения о классификации товара по ТН ВЭД ТС, в том числе, о доначислении дополнительных таможенных платежей, о возбуждении дела об административном правонарушении.

Список литературы

1. Об утверждении порядка согласования с таможенным органом, проводящим таможенную экспертизу, назначения таможенной экспертизы таможенным органом в иную уполномоченную организацию, проводящую таможенную экспертизу: приказ ФТС России от 28.07.2011 № 1541 [Электронный ресурс]. URL: КонсультантПлюс.

2. Об утверждении формы решения о назначении таможенной экспертизы, формы заключения таможенного эксперта (эксперта), порядка отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

51

и приостановления срока проведения таможенной экспертизы [Электронный ресурс]: приказ ФТС России от 25.02.2011 № 396. URL: http://www. rg.ru/2011/04/22/fts1-dok.html

3. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ. URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148682

4. О Федеральной таможенной службе [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 № 809. URL: КонсультантПлюс.

5. О формах таможенных документов [Электронный ресурс]: решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260. URL: http://www.tsouz.ru/ KTS/KTS16/Pages/R_260.aspx

6. Порядок проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля [Электронный ресурс]: решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 258. URL: http://www.tsouz.ru/KTS/KTS16/Pages/ P_258.aspx

7. Экспертиза - дело тонкое // Таможня. 2013. № 15. С. 7-9.

Инкотермс: Международные правила толкования торговых терминов. - М.: Омега-Л, 2011. - 76 с.

Публикация Международной торговой палаты 1999 г., № 560, сентябрь 1999 г. Вступили в силу с 1 января 2000 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.