ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
УДК 339.5 ББК 65.428-18
Н.Н. АЛЕКСЕЕВА, А.А. ШЕВЕЛЕВА,
А.И. ЛИГАЙ, М.Е. ЗАЛЮБОВСКАЯ, Ю.О. ЛЕСТО
Совершенствование качества экспертных услуг в сфере внешнеторговой деятельности
Рассматриваются условия и факторы, влияющие на таможенную экспертизу - эффективный инструмент для предотвращения недостоверного декларирования товаров; дается характеристика критериев модели обеспечения качества экспертного сопровождения таможенного контроля классификационного кода товаров по ТН ВЭД ТС.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, товары, таможенный контроль, законность, качество экспертных услуг, программное средство.
N.N. Alekseyeva, A.A. Shevelyova, A.I. Ligay, M.E. Zaluybovskaya, Y.O. Lesto
Improving the Quality of Expert Services in Foreign Trade
The article examines the factors and conditions contributing to the customs expert analysis which is considered as the effective instrument for preventing false declaration of goods. The study characterizes the criteria for the quality assurance model for the expert support of customs control of classification code of goods according to the Customs Union Commodity Classification of Foreign Economic Activity.
Key words: foreign economic activity goods, customs control, legality, quality of expert services, software.
Перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза предусматривает подачу таможенной декларации. В ней должны содержаться сведения, необходимые для выпуска товаров, в том числе и сведения о товаре. Участники внешнеэкономической деятельности
АЛЕКСЕЕВА Надежда Николаевна — кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры товароведения и таможенной экспертизы Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.
ШЕВЕЛЕВА Анастасия Андреевна — студент Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.
ЛИГАЙ Александра Игоревна — студент Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.
ЗАЛЮБОВСКАЯ Мария Евгеньевна — студент Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.
ЛЕСТО Юлия Олеговна — студент Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
53
не оставляют попыток недостоверного заявления классификационного кода товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и страны происхождения товаров, что позволяет им существенно снизить таможенные платежи. Доходы, администрируемые таможенными органами, составляют большую часть федерального бюджета, следовательно, каждое уклонение от уплаты таможенных платежей влечет к снижению общей суммы, поступающей в федеральный бюджет. Таможенными органами используются различные формы таможенного контроля для предотвращения таких ситуаций, и в этом контексте таможенная экспертиза является эффективным инструментом для борьбы с недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности [4, 5, 6].
Однако, как показал анализ судебной практики, заключения таможенных экспертов, являясь часто единственным документом, подтверждающим решение таможенного органа о классификации товара по ТН ВЭД, не всегда признаются допустимым доказательством в судебном разбирательстве [7]. Соответственно, исследование условий и факторов, влияющих на качество экспертных услуг, и уяснение механизма их воздействия на конечный результат в настоящее время представляют значительный интерес.
Для того чтобы заключения экспертов могли служить доказательством законности вынесенных таможенными органами решений, необходимо повышать качество экспертного сопровождения таможенного контроля. При этом под качеством следует понимать совокупность свойств, характеризующих эффективную деятельность, а именно: разработка стратегии развития, организация производства, совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя [1]. С учетом вышеизложенного, а также «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [3], нами была разработана модель обеспечения качества экспертного сопровождения таможенного контроля (рис. 1).
Группа критериев «возможности» характеризует, как экспертное учреждение добивается результатов в области качества, при этом учитываются:
- совершенство подхода, т. е. его обоснованность и интегрированность с другими подходами;
- полнота подхода, т. е. насколько широко применяется подход на всех уровнях управления, а также применительно к соответствующим процессам предоставления услуг.
Группа критериев «результаты» характеризует достигнутое, при этом учитываются:
1. Достижения и адекватность методов оценки:
- позитивные тенденции работы Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЭКС-региональный филиал ЦЭКТУ);
54
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(67)/2014
- достижение запланированных целей, способы планирования целевых показателей, их измерения и оценки;
- показатели, которыми ЭКС-региональный филиал ЦЭКТУ оценивает свои результаты и способы их планирования, измерения и оценки.
2. Полнота охвата:
- насколько представленные показатели охватывают все соответствующие направления деятельности ЭКС-регионального филиала ЦЭКТУ;
- насколько полно представленные показатели охватывают результаты, относящиеся к каждому критерию;
- насколько представленные показатели характерны для экспертного учреждения.
Рис. 1. Структурные элементы модели обеспечения качества экспертного сопровождения таможенного контроля
Характеристика критериев модели обеспечения качества экспертного сопровождения таможенного контроля показывает, что ни одной из составляющих модели нельзя отдать предпочтение, так как разработка модели обеспечения качества экспертного сопровождения таможенного контроля предполагает реализацию ее составляющих в комплексе (см. таблицу).
Не менее важной проблемой в аспекте совершенствования качества экспертных услуг в сфере внешнеторговой деятельности является отсутствие эффективного взаимодействия между ЭКС-региональными филиалами ЦЭКТУ и таможенными органами при назначении товароведческих экспертиз.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
55
На наш взгляд, решить эту проблему возможно с помощью разработки и внедрения рекомендаций, отражающих набор стандартных действий инспектора таможенного поста и таможенного эксперта.
С этой целью нами было разработано и апробировано программное средство «Таможенная экспертиза» и «Памятка должностным лицам таможенных органов», содержащая наборы стандартных вопросов в отношении отдельных групп однородных товаров.
Программное средство «Таможенная экспертиза» предназначено для учета назначаемых и проводимых таможенных экспертиз, а также взаимодействия подразделений таможенного контроля (досмотра) и экспертной лаборатории в регионе деятельности одной таможни, правильного согласно формам, установленным решениями Комиссии ТС (решениями Коллегии евразийской экономической комиссии и приказами ФТС России) заполнения таможенных, процессуальных и других документов должностными лицами. Программа состоит из трех разных блоков: подразделение таможенного контроля, руководитель экспертной организации, таможенные эксперты. Блоки связаны между собой единой базой данных (рис. 2).
едо , т Еда
таблица • Разные ' Обновления ' Тр-адресов настройки J АРМ'
Рис. 2. Интерфейс программного средства «Таможенная экспертиза»
В блоке «Подразделение таможенного контроля (досмотра)» должностным лицом, которое проводит таможенный контроль товаров и транспортных средств, либо проводит таможенный досмотр, либо ведет производство по делу об административном правонарушении, вносятся первоначальные сведения о назначении экспертизы (составляется акт отбора проб и образцов, принимается решение о назначении экспертизы, и т. п.).
Второй блок - «Руководитель экспертной организации» - создан для руководителя подразделения ЦЭКТУ, в котором он может поручить проведение экспертизы определенному эксперту, может контролировать сроки проведения экспертизы, правильность составления заключения эксперта,
56
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(67)/2014
своевременность принятия решения по результатам проведенной экспертизы (Справки обратной связи, далее - СОС). Контроль «справок» позволит избежать случаев, когда СОС не предоставляются должностными лицами таможенного органа.
Характеристика критериев модели обеспечения качества экспертного сопровождения таможенного контроля
Таблица
Критерии модели Требования к критериям модели Фактическое состояние
Стратегия и политика ЭКС-регионального филиала ЦЭКТУ в области качества Наличие процедур: 1) регламентирующих экспертное сопровождение таможенного контроля и принятие предварительного решения о классификации товаров по ТН ВЭД ТС в рамках созданных центров по принятию таких решений (в соответствии со стратегией); 2) сертификации систем качества оказания услуг в экспертных таможенных организациях на основе стандартов ИСО серии 9000 1. Наличие стратегии или программы развития ЭКС-регионального филиала. 2. Документально оформленная политика в области качества, представляющая задачи, основные направления и цели ЭКС-регионального филиала ЦЭКТУ в области качества. 3. Использование политики и стратегии в качестве постановки целей и задач и основы для планирования экспертной деятельности
Удовлетворенность таможенных органов качеством услуг 1) процедура, регламентирующая алгоритм действий при оценке поступившего от таможенного эксперта заключения; 2) наличие универсального закона «Об экспертизе и экспертной деятельности», который будет учитывать и таможенную экспертизу; 3) наличие специализированных судов 1. Негативная судебная практика, выражающаяся в оценке судами заключений экспертов недопустимыми доказательствами. 2. Отсутствие четкого алгоритма взаимодействия между ЭКС-региональными службами и таможенными органами в соответствующих документах
Удовлетворенность персонала 1) материальная заинтересованность персонала; 2) развитие потенциала работников (продвижение по службе, возможность учиться и совершенствоваться) Применение различных форм оплаты труда и премирования; перспективы продвижения по службе; систематическая профессиональная подготовка
Персонал 1) наличие процедуры подготовки и развития персонала в целях обеспечения текущих и будущих потребностей ЭКС-регионального филиала ЦЭКТУ; 2) дефиниция полномочий, ответственности и правил взаимодействия персонала, осуществляющего руководство, исполнение услуг и контроль деятельности, влияющей на качество услуг Приказы ФТС России: - «Об утверждении Положения об аттестации экспертов Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления на право самостоятельного производства судебных экспертиз и Положения о Главной экспертно-квалификационной комиссии Центрального экспертно-криминалистического
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
57
Продолжение табл.
Критерии модели Требования к критериям модели Фактическое состояние
таможенного управления» от 05.08.2010 № 1457; - «О внесения изменений в приказ ФТС России от 05.08.2010 № 1457» от 14.02.2011 № 281 [2]
Взаимодействие с таможенными органами Наличие процедур: 1) отображения обратной связи с предоставлением в установленные сроки сведений по результатам проведенных экспертиз; 2) о подготовке письменных разъяснений о товарах, по которым в дальнейшем нецелесообразно проводить экспертные исследования; 3) с перечнем вопросов, которые целесообразно ставить перед экспертом, в целях повышения эффективности таможенных экспертиз 1. Приказ ФТС России «Об утверждении Порядка взаимодействия между ЭКС-регионального филиала ЦЭКТУ и таможенными органами». 2. Систематически проводимый ЦЭКТУ анализ экспертиз, выполненных для таможенных органов всех региональных управлений ФТС России, в отношении товаров, по которым не выявлено недостоверного декларирования, занижения таможенной стоимости, неверных данных о стране происхождения и других нарушений
Ресурсы Наличие процедур: 1) разработки и внедрения новых методик идентификации товаров, определения рыночной стоимости и происхождения, норм выхода продукции при таможенных процедурах переработки на таможенной территории (вне таможенной территории), а также регистрация указанных методик в государственных органах; 2) поддержания в рабочем состоянии материально-технического обеспечения, совершенствование оборудования, а также его планомерная замена; 3) организации учета, приема зачетов по знаниям правил работы с приборами, их поверка, организация хранения, транспортировки, ремонт и прочие; 4) постоянного пополнения и обновления информационного обеспечения. Примечание. Информация должна быть полной, т. е. обеспечивать весь перечень выполняемых услуг, обладать новизной и достоверностью ЦЭКТУ: - постоянно пополняет парк технических средств сложными, высокоточными приборами и оборудованием. Например, были закуплены жидкостные хроматографы и ИК-Фурье-спектрометры, поставленные в ЭКС-регионального филиала, а также в выносные ЭКС-подразделения, расположенные на государственной границе РФ; - систематически проводит работу по актуализации действующих и разработке новых методик производства таможенных экспертиз
58
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(67)/2014
Окончание табл.
Критерии модели Требования к критериям модели Фактическое состояние
Управление процессами предоставления услуг Наличие процедур: 1) регулирующих процесс предоставления услуги; 2) утверждения процесса оказания услуги и выбор оборудования, если в этом есть необходимость; 3) создания рабочий инструкции, определяющей способы производства обслуживания, использование подходящего производственного оборудования и среды, соответствие стандартам и программам качества; 4) разработки критериев работы (в виде стандартов или на основе представительных выборок); 5) проверки качества услуги и процесса ее предоставления (следует проводить на соответствие требованиям нормативных документов, параметрам технического описания и технологии исполнения услуги) Наличие должностных инструкций, показателей эффективности наличие процедур: - предварительная стадия исследования; - детальное исследование объектов, поступивших на экспертизу; - оценка результатов исследования и формирование выводов эксперта; - составление заключения эксперта и оформление результатов исследования
Результаты работы ЭКС-регионального филиала ЦЭКТУ Наличие системы показателей, по которым отслеживается качество предоставления услуг Имеется система показателей, по которой оценивается эффективность деятельности
Третий блок - «Таможенные эксперты». В этом блоке эксперт непосредственно вносит результаты проведенной им экспертизы, которая ему поручена руководителем, направляет СОС.
Следует отметить, что данное программное средство создано в качестве экспериментального. Внедрение и дальнейшее использование программы позволит:
- существенно сократить время на составление документов таможенного контроля при назначении таможенной экспертизы должностными лицами таможенных органов, таких как акт отбора (протокол взятия) проб и образцов, ярлык обеспечения сохранности упаковки, решение (определение) о назначении таможенной экспертизы;
- квалифицированно сформулировать вопросы эксперту и подготовить СОС;
- уменьшить количество ошибок как должностных лиц таможенных органов при составлении необходимых документов, так и экспертов при оформлении заключений;
- должностному лицу таможенного органа на своем блоке просмотреть сведения о проводимой в настоящий момент экспертизе (запрос
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
59
из контекстного меню выводит сообщение с ФИО эксперта, названием экспертного учреждения и номером служебного телефона эксперта);
- руководителю подразделения ЦЭКТУ в любое время отслеживать работу своих подчиненных (например, избежать несоблюдения сроков выполнения экспертизы), проверить после окончания экспертизы правильность заполнения заключения экспертом, контролировать решение таможенного органа по СОС;
- создать реальную возможность оперативного и эффективного взаимодействия между должностными лицами подразделений таможенного органа и таможенными экспертами.
Список литературы
1. ГОСТ Р № 50691-94. Модель обеспечения качества услуг [Введен 1995-01-01]. М.: Изд. стандартов, 1994. 15 с.
2. Об утверждении Положения об аттестации экспертов Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления на право самостоятельного производства судебных экспертиз и Положения о Главной экспертно-квалификационной комиссии Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления [Электронный ресурс]: приказ ФТС России [от 05.08.2010 № 1457]. URL: http://base.consultant.ru
3. О стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение ФТС России [от 28.02.2012 № 2575-р]. URL: http://base.consultant.ru
4. Бакаева О.Ю. Правовые вопросы таможенной экспертизы в условиях Таможенного союза [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasialaw.ru
5. Бондарев К.Д. О мерах повышения эффективности экспертного обеспечения таможенного контроля // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2012. № 1. С. 82-86.
6. Егорова С.А. Состояние и сравнительный анализ отечественного и зарубежного рынка экспертных услуг // Экономика и право. 2011. № 1.
7. Картотека судебных дел [Электронный ресурс]: официальный сайт Высшего арбитражного суда Российской Федерации. URL: rusarbitr.ru