ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
К.Д. БОНДАРЕВ
О мерах повышения эффективности экспертного обеспечения таможенного контроля
В статье проведен анализ эффективности взаимодействия таможенных органов региона с ЭКС-региональным филиалом ЦЭКТУ г. Владивосток в 2011 г., показаны негативные последствия необоснованного назначения таможенных экспертиз, предложены меры, направленные на совершенствование экспертного обеспечения таможенного контроля.
Ключевые слова: таможенная экспертиза, решение о назначении экспертизы, доля эффективности.
Использование специальных знаний является одним из инструментов таможенного контроля, применение которого обусловлено необходимостью оказания содействия таможенным органам для совершения конкретных действий, требующих специальных знаний и навыков, в том числе при применении технических средств, а также разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций.
Использование специальных знаний при проведении таможенного контроля должно быть обоснованным, рациональным и эффективным и может реализовываться таможенным органом с помощью:
— участия специалиста в порядке, предусмотренном ст. 101 ТК ТС;
— назначения таможенной экспертизы в порядке, предусмотренном ст. 138 ТК ТС.
Согласно ст. 198 ТК ТС решение о необходимости исследования проб или образцов товаров, подробной технической документации или проведения
БОНДАРЕВ Константин Дмитриевич — начальник экспертно-криминалистической службы регионального
филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления, г. Владивосток.
экспертизы принимается с целью проверки достоверности сведений, указанных в таможенной декларации или иных документах.
Решение о выпуске товаров принимается с учетом обнаружения таможенным органом признаков, указывающих на следующее:
— к товарам могут применяться запреты и ограничения, и декларантом не представлены доказательства, подтверждающие их соблюдение (п. 2 ст. 198 ТК ТС);
— классификация товаров является неверной либо заявленные сведения должным образом не подтверждены (п. 9 ст. 106 федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3) [2];
— обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 331 ТК ТС).
В решении о назначении таможенной экспертизы (прил. № 2 к приказу ФТС России от 25.02.2011 № 396) необходимо указывать краткое изложение обстоятельств, основания и цель проведения таможенной экспертизы или номер профиля риска, приказа, распоряжения ФТС России [1].
Таким образом, целью назначения таможенной экспертизы является проверка достоверности заявленных сведений, а под обстоятельством (основанием) необходимо понимать конкретную причину (обоснованное сомнение в достоверном декларировании химических или физических показателей, количественного и качественного состава товара, его наименования), вытекающую из обнаружения при проведении таможенного контроля признаков, указывающих на потенциальное наличие правонарушений.
В настоящее время таможенные экспертизы назначаются на основании действующих профилей риска или по собственной инициативе должностных лиц таможенных постов.
Сравнительный анализ эффективности взаимодействия ЭКС с таможенными органами региона в 2011 г. представлен на рис. 1.
Согласно приказу ФТС России от 31.01.2011 № 170 «О показателях эффективности деятельности Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления на 2011 год» доля экспертиз, выявивших недостоверное декларирование товаров и подделку документов в 2011 г. в общем количестве экспертиз, назначенных таможенными органами при проведении таможенного контроля, должна была составить 20 %. В указанный период ЭКС-филиалом ЦЭКТУ г. Владивостока при проведении таможенного контроля было выполнено 2 799 экспертно-исследовательских работ (ЭИР). Доля экспертиз, выявивших нарушения законодательства, в общем количестве таможенных экспертиз составила 33,6 %. При этом доля эффективных таможенных экспертиз на основании поступивших справок обратной связи в 2011 г. составила 25 %, а в аналогичный период 2010 г. — 15 %. Основные правонарушения связаны с недостоверной классификацией товаров, несоблюдением запретов и ограничений, занижением таможенной стоимости, нарушением
прав интеллектуальной собственности, подделкой документов и маркировочных обозначений.
При этом доля эффективности взаимодействия с таможенными органами, назначившими более 100 ЭИР неравномерна: Хасанская — 44 % (как правило, экспертизы лекарственных средств), Уссурийская — 26 %, Биробиджанская — 17 %, Находкинская — 16 %, Хабаровская — 14 %, Сахалинская — 13 %, Владивостокская — 12 %.
При изучении решений о назначении таможенных экспертиз выявляются следующие недостатки:
— ненадлежащее оформление решений о назначении таможенной экспертизы;
— неоднократное назначение товароведческих экспертиз в целях определения рыночной стоимости, не приводящих к эффективным результатам в отношении обширной номенклатуры товаров;
— неоднократное назначение идентификационных экспертиз в целях контроля классификации товаров, не приводящих к эффективным результатам;
— назначение экспертиз в отношении товаров, идентификация которых не требует специальных знаний;
— назначение идентификационных экспертиз в отношении товаров, облагаемых максимально возможной ставкой ввозной таможенной пошлины.
Последствия необоснованного назначения таможенных экспертиз представлены на рис. 2.
Рис. 2. Негативные последствия необоснованного назначения таможенных экспертиз
В целях повышения эффективности экспертного обеспечения таможенного контроля целесообразна реализация следующих мер:
1. Экспертно-криминалистической службе — региональному филиалу ЦЭКТУ г. Владивосток ежеквартально информировать ДВТУ о неэффективных экспертизах с целью корректировки и актуализации действующих профилей риска; активизировать деятельность по внедрению новых экспресс-методов анализа.
2. Начальникам таможенных постов принимать окончательное решение о необходимости назначения таможенной экспертизы с учётом конкретных обстоятельств, выявленных при проведении таможенного контроля и отражённых в решении; более активно использовать при проведении таможенного контроля участие специалистов в порядке, предусмотренном ст. 101 ТК ТС.
Таким образом, экспертное обеспечение таможенного контроля даёт таможенным органам информацию об истинной структуре товаропотоков, пересекающих таможенную границу Российской Федерации, позволяет выявлять свойства товаров, которые наиболее подвержены риску недостоверного декларирования.
Первостепенное значение при вынесении решения о назначении таможенной экспертизы имеет такой фактор, как указание в решении конкретного обстоятельства, послужившего основанием для его вынесения. Неуказание обстоятельств, послуживших основанием для назначения экспертизы, значительно снижает экономическую эффективность применения специальных знаний и приводит к негативным последствиям как для таможенных органов, так и для участников ВЭД.
Список литературы
1. Об утверждении формы решения о назначении таможенной экспертизы, формы заключения таможенного эксперта (эксперта), порядка отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы и приостановления срока проведения таможенной экспертизы: приказ ФТС России от 25.02.2011 № 396 [Электронный ресурс]. ИИЬ: http://www.rg.ru/2011/04/22/fts1-dok.html
2. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер. закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 [Электронный ресурс]. ИИЬ: http://www.consultant.ru/ р opular/custom_new/