Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
564
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TECHNICAL AND FORENSIC SUPPORT / CUSTOMS FORENSICS / CUSTOMS OFFENCES / PROCEDURAL ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES / FORENSIC EXAMINATION / MEASURES TO ENSURE CUSTOMS CONTROL / TECHNICAL MEANS OF CUSTOMS CONTROL / FORENSIC TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макаренко Владимир Геннадьевич

В статье анализируется организационное и нормативное регулирование системы непрерывного экспертно-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов (система НЭО); обосновывается необходимость совершенствования ведомственного нормативного регулирования рассматриваемой системы, организационно-правовых подходов к осуществлению судебно-экспертной деятельности, технико-криминалистического обеспечения и деятельности по проведению таможенных экспертиз и исследований для целей таможенного контроля. Предлагаются меры по совершенствованию организационно-правовых форм осуществления судебно-экспертной и технико-криминалистической деятельности, даются предложения по внесению дополнений в действующее законодательство при сохранении функций технико-криминалистического обеспечения Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Макаренко Владимир Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF EXPERT AND FORENSIC UNITS OF CUSTOMS AUTHORITIES

Organizational and normative regulation of the system of continuous expert and forensic support of law enforcement activities of customs authorities is analyzed in the article; the author substantiates the need to improve the departmental normative regulation of the system under consideration, organizational and legal approaches to the implementation of forensic activities, technical and forensic support, and activities for conducting customs expertise and research for the purposes of customs control. Measures to improve the organizational and legal forms of implementation of forensic and technical-forensic activities are proposed, suggestions are made to introduce amendments to the current legislation while maintaining the functions of technical and forensic support of the Central expert and forensic customs administration.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ»

В. Г. Макаренко

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

В статье анализируется организационное и нормативное регулирование системы непрерывного экс-пертно-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов (система НЭО); обосновывается необходимость совершенствования ведомственного нормативного регулирования рассматриваемой системы, организационно-правовых подходов к осуществлению судебно-экспертной деятельности, технико-криминалистического обеспечения и деятельности по проведению таможенных экспертиз и исследований для целей таможенного контроля. Предлагаются меры по совершенствованию организационно-правовых форм осуществления судебно-экспертной и технико-криминалистической деятельности, даются предложения по внесению дополнений в действующее законодательство при сохранении функций технико-криминалистического обеспечения Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления.

Ключевые слова: технико-криминалистическое обеспечение; таможенная криминалистика; таможенные преступления; процессуальная деятельность таможенных органов; судебная экспертиза; меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля; технические средства таможенного контроля; криминалистическая техника.

V. G. Makarenko

IMPROVING THE EFFICIENCY OF EXPERT AND FORENSIC UNITS OF CUSTOMS AUTHORITIES

Organizational and normative regulation of the system of continuous expert and forensic support of law enforcement activities of customs authorities is analyzed in the article; the author substantiates the need to improve the departmental normative regulation of the system under consideration, organizational and legal approaches to the implementation of forensic activities, technical and forensic support, and activities for conducting customs expertise and research for the purposes of customs control. Measures to improve the organizational and legal forms of implementation of forensic and technical-forensic activities are proposed, suggestions are made to introduce amendments to the current legislation while maintaining the functions of technical and forensic support of the Central expert and forensic customs administration.

Keywords: technical and forensic support; customs forensics; customs offences; procedural activities of customs authorities; forensic examination; measures to ensure customs control; technical means of customs control; forensic technology.

Наделение таможенных органов правом производства дознания по уголовным делам, отнесенным к их компетенции, способствовало объективному расширению форм применения криминалистических средств и методов при ведении процессуальной деятельности правоохранительными подразделениями. Согласно действующему Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (УПК РФ) привлечение специалиста (специалиста-криминалиста) является правом лица, проводящего расследование; однако практика правоохранительной деятельности таможенных органов показывает наличие тенденции к снижению количества фактов привлечения специалистов экспертно-криминалистических подразделений Федеральной таможенной службы (ФТС России) [1].

Особенности экспертно-криминалистической деятельности таможенных органов, по мнению автора, обусловлены дуалистической характеристикой системы таможенного регулирования. С одной стороны, это фискально-надзирающая система, призванная обеспечивать наполнение федерального бюджета через взимание таможенных платежей (пошлин, налогов, акцизов), а с другой - это правоохранительная система, обеспечивающая в большей степени экономическую безопасность страны, в том числе путем создания заградительных мер для предотвращения поступления на территорию Российской Федерации (РФ) общественно опасных товаров контрабандным путем.

Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (ЦЭКТУ) осуществляет экспертно-криминалистическое обеспечение правоохранительной деятельности ФТС России и иных правоохранительных органов [2]. Действующий в настоящее время ведомственный нормативный правовой акт - приказ ФТС России от 26.12.2012 № 2690 определяет порядок непрерывного экспертно-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов, организацию в ЦЭКТУ и его филиалах работы по оказанию помощи должностным лицам таможенных органов уполномоченными должностными лицами ЦЭКТУ в соответствии с имеющимися специальными знаниями (компетенцией), а также порядок взаимодействия функциональных подразделений ЦЭКТУ с подразделениями таможенных органов, осуществляющими оперативно-розыскные мероприятия, неотложные следственные действия и производство по делам об административных правонарушениях.

Из документа следует, что непрерывное экспертно-криминалистическое обеспечение правоохранительной деятельности таможенных органов заключается в том, что дежурный специалист фактически находится по месту дислокации ЦЭКТУ. Данное требование, касающееся местонахождения специалиста, было внесено в нормативный акт с учетом того, что криминалистические подразделения таможен (в том числе оперативных) были ликвидированы в 2012 г. (путем сокращения 92 штатных должностей сотрудников). В результате этого таможенные органы лишились преимущества - дислокации криминалистического подразделения на базе территориальной таможни.

По нашему мнению, потребность в передаче функций по криминалистическому обеспечению в ЦЭКТУ была обусловлена рядом факторов, наиболее весомым из которых является несовершенство системного методологического подхода к непосредственной организации процессов криминалистического обеспечения. Двойственность системы экспертно-криминалистического обеспечения (в том числе таможенных органов) предполагает концентрирование всех ее элементов в единой научно-методической, материально-технической и организационно-управленческой формах, что возможно достичь при усиленной роли единого центра, каким является ЦЭКТУ ФТС России. По данному вопросу многие специалисты придерживаются точки зрения о необходимости разделения функций субъектов судебно-экспертной и технико-криминалистической деятельности, однако такие концепции преобладают в системе органов внутренних дел, а также ФСБ России [3].

Наличие прямой взаимосвязи судебно-экспертной и криминалистической деятельности в таможенных органах обусловило потребность их регламентации путем упорядочения процедуры привлечения специалиста в соответствии с нормами

ст. 58 УПК РФ, ст. 25.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), ст. 346 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), ст. 101 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) (до момента прекращения действия Кодекса). Приказом ФТС России от 26.12.2012 № 2690 введена в действие инструкция, так называемый «порядок», который определяет комплекс действий и мероприятий, проводимых правоохранительными подразделениями при взаимодействии с экспертами ЦЭКТУ и его региональных филиалов. Являясь одним из разработчиков приказа, автор статьи полагает, что те задачи, которые стояли перед ЦЭКТУ в период передачи полномочий по криминалистическому обеспечению, были решены с помощью данного ведомственного приказа.

При формировании указанного порядка в 2012 г. учитывался, в первую очередь, опыт переходного периода после передачи функций по криминалистическому обеспечению из Управления таможенных расследований и дознания (УТРД) в ЦЭКТУ. Наиболее остро стоял вопрос организации взаимодействия между правоохранительными подразделениями, т. е. теми, кто «заказывал» работу криминалистам и непосредственно экспертам ЦЭКТУ, выступавшим в качестве специалистов при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), неотложных следственных действий (НСД) и при производстве по делам об административных правонарушениях (нарушениях таможенных правил - НТП). Особенность переходного периода, заключавшаяся в разделении вертикали подчиненности специалистов-криминалистов, в настоящее время продолжает оказывать существенное влияние на эффективность непрерывного экспертно-криминалистиче-ского обеспечения.

Автором статьи в процессе диссертационного исследования разработан проект документа - «Наставление по технико-криминалистическому обеспечению правоохранительной и иных видов деятельности в таможенных органах Российской Федерации». Проект, состоящий из нескольких разделов, был направлен в ФТС России на экспертизу специалистам Главного управления по борьбе с контрабандой (ГУБК) и ЦЭКТУ. Однако специалисты ГУБК и ЦЭКТУ полагают, что внедрение положений предлагаемого проекта наставления в настоящее время является нецелесообразным (что отражено в ответах указанных структурных подразделений ФТС России). Однако, по мнению автора, указанная позиция не может считаться обоснованной и объективной в силу того, что существует острая потребность приведения существующего порядка в более совершенную форму с учетом более чем пятилетней практики взаимодействия правоохранителей и криминалистов таможенных органов.

Как отмечалось выше, эффективность процессов криминалистического обеспечения напрямую зависит от эффективного и оперативного взаимодействия субъектов технико-криминалистической деятельности. Ликвидация межсубъектной подчиненности по вертикали создала отрицательную практику отказа от привлечения специалиста ЦЭКТУ в пользу привлечения должностных лиц иных государственных органов (МВД России, ФСКН России, Минюста России). Таможенный орган, как правило, привлекает к участию в процессуальных действиях криминалистов территориальных подразделений силовых ведомств, находящихся в непосредственной близости к международным пунктам пропуска (аэропорт, морской порт, автомобильный пункт пропуска). Иными словами, уровень

вовлеченности специалистов-криминалистов ЦЭКТУ в процессуальные мероприятия является достаточно низким. По мнению автора, слабая проработка нормативного регулирования отрицательно сказывается на эффективности выявления и расследования правонарушений.

Одной из причин отрицательной характеристики взаимодействия является недостаточная функциональность системы криминалистического обеспечения, прежде всего системы непрерывного экспертно-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов (система НЭО). В переходный период (2012-2013 гг.), когда полномочия по криминалистическому обеспечению передавались из УТРД в ЦЭКТУ, существовали проблемные вопросы, связанные с непосредственной организацией взаимодействия уполномоченных лиц правоохранительных и экспертных подразделений, что в дальнейшем было урегулировано приказом ФТС России от 26.12.2012 № 2690.

Что касается непосредственно экспертного обеспечения, то в среднем за год специалисты ЦЭКТУ и его региональных филиалов выполняют около 40 тыс. экспертиз и исследований (из которых около 1,5% для таких структур, как СК России, МВД России), а исследованию подвергаются более 1,5 млн объектов [4]. Однако такая положительная характеристика не показывает эффективность взаимодействия именно при технико-криминалистическом обеспечении таможенной процессуальной деятельности. В то же время проблемным аспектом является не только потребность в формировании усовершенствованной концепции судебно-экспертной деятельности в таможенных органах, но и системы технико-криминалистического обеспечения (непрерывного), так как специфика таможенной деятельности проявляется в том числе через институт таможенной экспертизы, а сущность понятия «специальные знания» в связи с этим значительно изменяется.

С целью совершенствования нормативного регулирования технико-криминалистической деятельности в таможенных органах, упорядочения процессов взаимодействия субъектов данной деятельности предлагается внедрить в практическую деятельность таможенных органов «Наставление...» путем утверждения приказом ФТС России. Несмотря на существующие противоречивые мнения относительно целесообразности совершенствования нормативного регулирования системы НЭО, практика процессуальных мероприятий таможенных органов за последние пять лет свидетельствует о необходимости вывести таможенную криминалистику на более высокий и эффективный уровень правоприменения в таможенной сфере, что возможно осуществить исключительно через актуализацию нормативной правовой базы таможенных органов.

Статья 254 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ «О таможенном регулировании») определяет, что таможенные органы выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством РФ к их компетенции, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют производство по делам об административных правонарушениях.

Указанные задачи правоохранительной деятельности решаются в том числе и через использование специальных знаний в ходе выявления, расследования и раскрытия таможенных преступлений, характеризующихся комплексом специфических черт, так как особенностью применения специальных знаний в процессуальной деятельности таможенных органов является дуалистичность системы экспертного и криминалистического видов обеспечения. Если, например, в органах внутренних дел России проблема дополнительной нагрузки на экспертов в виде участия в осмотрах места происшествий решена, то в таможенных органах эта организационная проблема остается. Хотя, по нашему мнению, в области таможенного дела совмещение экспертной и технико-криминалистической деятельности не является особо проблемным, поскольку база ЦЭКТУ позволяет решать задачи НЭО, но только при взаимодействии с правоохранительными подразделениями, которые в некоторых случаях стараются не применять положения приказа ФТС России от 26.12.2012 № 2690 по субъективным причинам.

Рассматривая данный вопрос, следует отметить, что основанием для назначения судебной экспертизы при производстве по делам об административных правонарушениях является необходимость использования специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле. Основанием для привлечения эксперта-криминалиста может являться потребность в закреплении доказательственной базы, фиксации следов на месте преступления, осмотре места совершения преступления, а также постоянная необходимость реализации мер криминалистической профилактики.

В дальнейшем уполномоченное должностное лицо таможенного органа при реализации функций таможенного контроля либо правоохранительных мероприятий, в производстве которых находится дело, выносит определение о назначении экспертизы в соответствии со ст. 26.4 КоАП РФ, если имеет место факт нарушения таможенных правил. Основанием же для назначения судебной экспертизы при производстве дознания по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов, является признание необходимым назначения судебной экспертизы. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа, проводящее дознание, признав необходимым назначение судебной экспертизы, выносит об этом постановление в соответствии со ст. 195 УПК РФ. Проведение экспертиз при производстве по делам об административных правонарушениях и дознании по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов, назначают уполномоченные должностные лица таможенных органов при осуществлении таможенного контроля и проведении мероприятий правоохранительной направленности.

Обширная номенклатура экспертных исследований, проводимых в ЦЭКТУ, потребовала серьезной правовой регламентации, что было достигнуто через издание приказа ЦЭКТУ от 05.08.2016 № 303 «Об утверждении Инструкции об организации производства экспертиз и исследований в Центральном экспертно-кри-миналистическом таможенном управлении».

Данным приказом были отменены несколько нормативных правовых актов ЦЭКТУ, которые регламентировали такие вопросы, как порядок оформления заключения таможенного эксперта, заключения эксперта по уголовному делу, по делу об административном правонарушении, заключения специалиста. Указанным приказом также были отменены инструкции о порядке приема на таможенную

экспертизу проб (образцов), их хранения и утилизации, о порядке формирования исполнительного производства, о сроках проведения экспертиз, о контроле случаев отказов в проведении таможенной экспертизы и др. Всего данным приказом признаны утратившими силу десять нормативных правовых актов ЦЭКТУ, что свидетельствует о достаточно высокой степени регламентации судебно-экспертной деятельности в ФТС России. Наряду с регламентацией процессов производства судебных экспертиз, рассматриваемый приказ учитывает необходимость определения порядка действий при производстве таможенных экспертиз, проводимых в соответствии с ТК ЕАЭС.

Также согласно актуальным правовым новеллам в области таможенного дела установлено, что срок проведения таможенной экспертизы может быть продлен в случае исследования таможенным экспертом (экспертом) четырех и более проб и (или) образцов товаров или трех и более таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, а также средств идентификации товаров и документов, если такое исследование требует применения трех и более методов исследования [5].

По мнению автора, ведомственное нормативное правовое регулирование порядка назначения, производства (в том числе наблюдательного) судебных и таможенных экспертиза целесообразно построить на базе единого нормативного акта - приказа ФТС России с регистрацией в Минюсте России, что требует законодатель в связи с тем, что таким нормативным актом могут затрагиваться интересы третьих лиц (например, при проведении таможенной экспертизы затрагиваются интересы лица, обладающего полномочиями в отношении товара - объекта экспертного исследования). Исходя из этого, целесообразным представляется:

- отменить действие письма ФТС России от 18.04.2006 № 01-06/13167 «О Методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями о назначении экспертиз должностными лицами таможенных органов и проведении экспертиз Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением и экспертно-криминалистическими службами - региональными филиалами ЦЭКТУ, иными экспертными организациями и экспертами»). Данный нормативный документ имел ключевое значение в период становления процессов производства судебных экспертиз в связи с правоприменительной практикой в соответствии с Таможенным кодексом РФ 2003 г. [6];

- объединить в единый нормативный правовой акт приказ ЦЭКТУ от 05.08.2016 № 303 «Об утверждении Инструкции об организации производства экспертиз и исследований в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении» и положения проекта приказа «Об утверждении Порядка назначения экспертиз уполномоченными должностными лицами таможенных органов при производстве по делам об административных правонарушениях, при производстве дознания по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов».

Как следует из ст. 338 ТК ЕАЭС, при проведении таможенного контроля в зависимости от объектов таможенного контроля таможенные органы вправе применять меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля. В перечне 14 мер, из которых только две связаны с применением специальных знаний - это назначение и проведение таможенной экспертизы, отбор проб и образцов товаров, а также привлечение специалиста (эксперта иных государственных органов)

к проведению таможенного контроля [7]. Данной нормой регламентирована возможность использования иных мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, устанавливаемых законодательством государств-членов о таможенном регулировании. В России таковым является ФЗ «О таможенном регулировании», в гл. 44 которого более детально определяются меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, которые применяются таможенными органами самостоятельно либо для обеспечения применения форм таможенного контроля. Статьей 249 ФЗ «О таможенном регулировании» предусмотрена отсылочная норма к ведомственным нормативным правовым актам, определяющим особенности использования технических средств при таможенном контроле товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС [8].

В настоящее время два ведомственных нормативных правовых акта Министерства финансов РФ определяют перечень и порядок использования технических средств таможенного контроля (ТСТК), применяемых таможенными органами для проведения таможенного контроля [9; 10]. Цель - идентификация товаров, перемещаемых через таможенную границу, выявление возможных фактов незаконного перемещения товаров с сокрытием от таможенного контроля (контрабанда). Однако, как уже неоднократно отмечалось, использование ТСТК следует рассматривать в комплексе с технико-криминалистическими средствами и методами, применяемыми при осуществлении правоохранительной деятельности. В связи с этим видится целесообразным внесение изменений в ст. 238 ФЗ «О таможенном регулировании», а именно дополнение перечня мер, обеспечивающих таможенный контроль. Предполагается представить статью в следующей редакции:

«При проведении таможенного контроля в зависимости от объектов таможенного контроля таможенные органы вправе применять меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, предусмотренные статьей 338 Кодекса Союза, а также:

1) проверять маркировку товаров;

2) проводить изъятие таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких документов для проведения таможенной экспертизы;

3) использовать технико-криминалистические средства и методы для выявления фактов нарушения таможенного законодательства».

Статью 249 ФЗ «О таможенном регулировании» представляется необходимым дополнить п. 3 следующего содержания: «Порядок применения технико-криминалистических средств и методов для целей таможенного контроля определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела». Данный пункт дает нормативную отсылку к предлагаемому автором для внедрения в практику деятельности таможенных органов «Наставлению по технико-криминалистическому обеспечению правоохранительной и иных видов деятельности в таможенных органах Российской Федерации», которое утверждается и вводится в действие приказом ФТС России.

Таким образом, в настоящее время требует глубокого научного осмысления тот посыл, который дается законодателем в части обеспечения безопасности государства посредством экспертной деятельности и применения специальных знаний, в том числе в сфере таможенного регулирования.

Организация технико-криминалистического обеспечения и совместимая с ней судебно-экспертная деятельность, наряду с институтом таможенной экспертизы, требуют тщательно проработанного механизма внутриведомственного взаимодействия в рамках системы таможенных органов не только РФ, но и государств -членов ЕАЭС, так как наличие единого таможенного пространства, но различных уголовно-процессуальных и административно-юрисдикционных правовых норм создает барьеры при обеспечении экономической безопасности каждого государства - члена ЕАЭС.

Наступило время формирования усовершенствованной концепции судебно-экспертной деятельности в таможенных органах, а также системы технико-криминалистического обеспечения (находящегося в ведении ЦЭКТУ ФТС России, где его и следует сохранить), поскольку специфика таможенной деятельности, проявляясь в том числе через институт таможенной экспертизы, изменяет сущность понятия «специальные знания» и формирует предпосылки для внедрения концепта «таможенная криминалистика» [11]. По мнению автора, было бы совершенно неправильным шагом ликвидировать технико-криминалистическую составляющую деятельности ЦЭКТУ и передать ее в ведение правоохранительных подразделений ФТС России. Следует развивать и совершенствовать существующую систему НЭО, создавая условия для более эффективной деятельности экспертно-крими-налистических подразделений таможенных органов.

Использованные источники

1. Жданов С. П. Участие специалиста в правоохранительной деятельности: монография. М.: Проспект, 2019. 272 с.

2. Приказ ФТС России от 15.06.2017 № 982 «Об утверждении Положения о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении» // Таможенные ведомости. 2017. № 10. С. 59-71.

3. Волынский А. Ф, Чегодаева С. С., Ткач В. Ю. Судебная экспертная и технико-криминалистическая - разные виды деятельности // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2013. № 2-2. С. 22-30.

4. Токарев П. И. Итоги со знаком плюс // Таможня: информационно-аналитическое обозрение. 2017. № 4 (411). С. 2-4.

5. Приказ Минфина России от 25.11.2019 № 200н «Об установлении случая продления срока проведения таможенной экспертизы».

6. Метельков С. Н. Сборник нормативных правовых актов по организации и производству судебных и таможенных экспертиз в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении: учебное пособие. М., 2011. 101 с.

7. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www. eaeunion.org/.

8. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

9. Приказ Минфина России от 01.03.2019 № 33н «Об утверждении перечня технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля».

10. Приказ Минфина России от 01.03.2019 № 34н «Об утверждении Порядка применения технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля».

11. Макаренко В. Г. Общая характеристика мер по совершенствованию технико-криминалистического обеспечения в таможенных органах Российской Федерации // Юридический вестник Самарского университета. 2019. Т. 5. № 2. С. 136-143.

Е. В. Ермолаева

К ВОПРОСУ О ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ ПЕНИ ЗА НАРУШЕНИЕ СРОКОВ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

В статье предпринята попытка обосновать характер пени как меры ответственности, определить ее место в классификации видов ответственности и проанализировать влияние изменений в таможенном регулировании на трактовку указанной категории.

Ключевые слова: пени; гражданско-правовая ответственность; финансовая ответственность; таможенное право; обеспечение исполнения обязательств; либерализация ответственности.

E. V. Ermolaeva

TO THE ISSUE OF THE LEGAL NATURE OF PENALTY FOR VIOLATING THE TERMS OF PAYMENT OF CUSTOMS DUTIES

An attempt to justify the nature of penalty as a measure of liability, determine its place in the classification of types of liability and analyze the impact of changes in customs regulation on the interpretation of this category has been made in the article.

Keywords: penalty; civil liability; financial liability; customs law; enforcement of obligations; liberalization of liability.

Вопрос об ответственности за нарушение порядка уплаты таможенных платежей играет важную роль в обеспечении стабильности бюджетно-финансовых правоотношений. Своевременное внесение денежных средств в казну государства позволяет планомерно выполнять государственные финансовые обязательства. Современное законодательство подробно и четко устанавливает порядок уплаты обязательных платежей, описывая механизм в соответствующих нормативных актах. Таможенное регулирование в этом смысле не исключение. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) определяет перечень таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу, описывает условия и устанавливает момент возникновения обязанности по уплате таможенных платежей, а также срок уплаты таможенных платежей для всех участников внешнеторговой деятельности.

Нарушение порядка или сроков уплаты таможенных платежей влечет предусмотренную законодательством ответственность. Необходимо отметить, что, несмотря на регламентацию порядка уплаты таможенных платежей на уровне ЕАЭС, нормы об ответственности за уклонение от их уплаты либо нарушение сроков уплаты предусмотрены законодательством государств - членов ЕАЭС. Так,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.