Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДОЗНАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДОЗНАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
335
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАСКРЫТИЯ / РАССЛЕДОВАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОЗНАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / TECHNICAL AND FORENSIC SUPPORT FOR THE DISCLOSURE / INVESTIGATION AND PREVENTION OF CRIMES / UNITS OF INQUIRY IN CUSTOMS / CUSTOMS FORENSIC UNITS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жбанков Виктор Андреевич, Козлов Вячеслав Иванович, Табаков Александр Владимирович

В статье рассматриваются современное состояние и актуальные проблемы организационно-структурного характера в сфере технико-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации. Вносится предложение по изменению структуры таможенных органов, а именно по созданию криминалистических подразделений в системе правоохранительного блока таможенных органов. Приводятся обоснования данного предложения с точки зрения права и теории управления. Описывается ожидаемый положительный эффект в части повышения качества технико-криминалистического обеспечения раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жбанков Виктор Андреевич, Козлов Вячеслав Иванович, Табаков Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND STRUCTURAL PROBLEMS OF TECHNICAL AND FORENSIC SUPPORT OF UNITS OF INQUIRY IN CUSTOMS

The present state and current problems of organisational and structural nature in the sphere of technical and forensic support of the law enforcement activity of the customs authorities of the Russian Federation are considered in the article. A proposal to change the structure of the customs authorities, namely on creation of forensic units in customs law enforcement system is made. The expected positive effect in terms of improving the quality of technical and forensic support for the disclosure, investigation and prevention of customs crimes is described.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДОЗНАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ»

В. А. Жбанков, В. И. Козлов, А. В. Табаков

ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДОЗНАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

В статье рассматриваются современное состояние и актуальные проблемы организационно-структурного характера в сфере технико-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации. Вносится предложение по изменению структуры таможенных органов, а именно по созданию криминалистических подразделений в системе правоохранительного блока таможенных органов. Приводятся обоснования данного предложения с точки зрения права и теории управления. Описывается ожидаемый положительный эффект в части повышения качества технико-криминалистического обеспечения раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов.

Ключевые слова: технико-криминалистическое обеспечение раскрытия, расследования и предупреждения преступлений; подразделения дознания таможенных органов; криминалистические подразделения таможенных органов.

V. A. Zhbankov, V. I. Kozlov, A. V. Tabakov

ORGANIZATIONAL AND STRUCTURAL PROBLEMS OF TECHNICAL AND FORENSIC SUPPORT OF UNITS OF INQUIRY IN CUSTOMS

The present state and current problems of organisational and structural nature in the sphere of technical and forensic support of the law enforcement activity of the customs authorities of the Russian Federation are considered in the article. A proposal to change the structure of the customs authorities, namely on creation of forensic units in customs law enforcement system is made. The expected positive effect in terms of improving the quality of technical and forensic support for the disclosure, investigation and prevention of customs crimes is described.

Keywords: technical and forensic support for the disclosure; investigation and prevention of crimes; units of inquiry in customs; customs forensic units.

Прикладной характер криминалистики в научном сообществе не только не подлежит сомнению, но и единодушно трактуется как основная функциональная характеристика данной науки. В криминалистической литературе отмечается, что «практико-деятельностные функции криминалистики как прикладной науки реализуются в повседневной деятельности правоохранительных органов по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений. Через них в конечном итоге проявляются предназначение и общественно значимая роль данной науки» [1, с. 65].

С учетом практического предназначения криминалистики особое внимание в данной науке уделяется криминалистическому обеспечению раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, включающему в соответствии с предметными разделами криминалистики технико-криминалистическое, тактико-криминалистическое и методико-криминалистическое обеспечение. На сегодняшний день наиболее разработанной с научной точки зрения является технико-криминалистическая составляющая криминалистического обеспечения, которой изначально уделялось наибольшее внимание.

Хотя проблематика технико-криминалистического обеспечения раскрытия, расследования и предупреждения преступлений изучена достаточно детально, остаются некоторые нерешенные вопросы, возникают новые, требующие ответов. Статья посвящена анализу и решению некоторых организационных проблем технико-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности, осуществляемой подразделениями дознания таможенных органов Российской Федерации (РФ).

Прежде всего, отметим, что технико-криминалистическое обеспечение - это сложный системный феномен, к изучению которого следует подходить аналитически и который нужно рассматривать с учетом разных аспектов. Выделяются этапы реализации технико-криминалистического обеспечения: кондиционный, на котором создаются условия постоянной готовности субъектов к решению правоохранительных задач, и деятельностный, на котором эти задачи решаются. В зависимости от содержания технико-криминалистического обеспечения выделяются такие его виды, как правовое, научно-техническое и организационно-ресурсное обеспечение (такой подход к структуризации уже встречался в криминалистической литературе [2, с. 7, 11]). В данной статье технико-криминалистическое обеспечение рассматривается в основном в организационно-ресурсном аспекте.

Согласно толковым словарям русского языка «обеспечить» значит снабдить чем-нибудь в нужном количестве, предоставить достаточные средства, сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым [3]. Из данного смыслового значения следует, что «обеспечение» (как процесс) - это предоставление материальных и нематериальных ресурсов, необходимых для поддержания какого-либо процесса, для осуществления какой-либо деятельности (в том числе жизнедеятельности, если рассматривать в широком смысле). В нашем случае речь идет об обеспечении конкретного направления правоохранительной деятельности, осуществляемой уполномоченными государственными органами, а именно об обеспечении раскрытия, расследования и предупреждения преступлений подразделениями (отделами, отделениями) дознания таможенных органов.

Ресурсы, полагаем, можно разделить на две категории: 1) средства и 2) кадры. Под средствами деятельности понимаются материальные, энергетические и информационные образования, с помощью которых реализуется деятельность [4, с. 820-821], и именно в таком значении мы используем данный термин в нашей работе. Кадровые ресурсы - это сотрудники, обладающие необходимыми полномочиями и профессиональными компетенциями в области применения технико-криминалистических средств (можно заметить, что деление ресурсов на две категории в принципе соответствует политэкономической концепции производительных сил, обоснованной еще К. Марксом: производительные силы включают средства производства и людей, обладающих определенным производственным опытом, профессионально важными знаниями, умениями и навыками и приводящих эти средства производства в действие).

В свою очередь, средства, которые могут быть материальными и нематериальными, мы соответственно подразделяем на следующие подкатегории: 1) материально-технические средства и 2) информация. В группу материально-технических средств входят, прежде всего, технико-криминалистические средства, т. е. собственно криминалистическая техника. Вместе с тем к материально-техническим средствам относится иное оборудование и иная техника, которые необходимы для

реализации возможностей технико-криминалистических средств, эксплуатируются совместно с криминалистической техникой. Так, функционирование многих видов криминалистической техники в настоящее время невозможно или крайне затруднено без компьютерной техники, оргтехники и соответствующего программного обеспечения. Между тем обычные персональные компьютеры и подобное оборудование общего предназначения, строго говоря, к криминалистической технике не относятся (в отличие от специализированной компьютерной техники, предназначенной для решения сугубо криминалистических задач, - такую технику следует отнести к криминалистической). Другой пример: мобильная криминалистическая лаборатория, представляющая собой определенный набор технико-криминалистических средств на базе автотранспортного средства, которое само по себе, взятое отдельно, не является криминалистической техникой.

Вопрос об отнесении информационно-телекоммуникационных технологий к категории информации или непосредственно к криминалистической технике на сегодняшний день является дискуссионным [2]. Согласно современным представлениям информация считается нематериальной (хотя для включения в коммуникационный процесс она должна обрести объективированную форму представления). Ввиду такой интерпретации информации представляется, что информационно-телекоммуникационные технологии, равно как и программное обеспечение, принципиально относятся к материально-техническим средствам: они не существуют без материального носителя и не являются тем смыслом, который являет собой информация. Соответственно, если они специально разработаны или адаптированы для криминалистических целей, то могут относиться к такой разновидности материально-технических средств, используемых в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений, как криминалистическая техника. В любом случае информационные технологии, безусловно, входят в состав современного технико-криминалистического обеспечения.

Кадровое обеспечение как элемент технико-криминалистического обеспечения - это формирование личного состава органов, уполномоченных на борьбу с преступностью (в нашем случае - таможенных органов), укомплектование их сотрудниками, обладающими необходимыми процессуальными полномочиями и профессионально важными компетенциями (специалисты-криминалисты, дознаватели и др.). Ввиду роста преступного профессионализма (данная тенденция характерна для организованной и профессиональной таможенной преступности) требования к профессиональному уровню сотрудников таможенных органов в настоящее время должны быть достаточно высокими. Количество сотрудников, разумеется, должно быть адекватным объему правоохранительной работы по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством к компетенции таможенных органов.

С учетом изложенного предлагаем следующее определение рассматриваемого понятия: технико-криминалистическое обеспечение раскрытия, расследования и предупреждения преступлений подразделениями дознания таможенных органов - организационная деятельность по предоставлению указанным подразделениям: 1) технико-криминалистических средств и необходимых для их применения других материально-технических средств, программного обеспечения и информационно-телекоммуникационных технологий; 2) доступа к криминалистическим, оперативно-справочным, розыскным учетам и другим источникам

криминалистически значимой информации; 3) кадровых ресурсов, обладающих необходимыми полномочиями и профессиональными компетенциями в области применения криминалистической техники; 4) научно обоснованных криминалистических рекомендаций по рациональному использованию криминалистической техники с целью эффективного выполнения указанной правоохранительной функции (раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов).

Так, технико-криминалистическое обеспечение раскрытия, расследования и предупреждения преступлений - это многоаспектная деятельность, включающая различные направления и имеющая организационный характер. Именно проблемы организационного характера и будут предметом дальнейшего нашего исследования.

Поскольку технико-криминалистическое обеспечение представляет или, по крайней мере, должно представлять собой системную работу по разным направлениям, осуществляемую разными взаимодействующими субъектами, то важным и, вместе с тем, нетривиальным вопросом является вопрос организации, обеспечения системности этой деятельности. Должен быть организующий фактор, который бы реализовал связь между элементами рассматриваемой деятельности, находящимися на различных иерархических уровнях, для достижения поставленной цели - поддержание технико-криминалистического обеспечения подразделений дознания таможенных органов на уровне, достаточном для эффективного противодействия внешнеэкономической преступности.

В системе таможенных органов находится Управление таможенных расследований и дознания Федеральной таможенной службы (УТРД ФТС России); одним из направлений его деятельности является организация работы в таможенных органах по ведению производства предварительного расследования в форме дознания и неотложных следственных действий. Однако технико-криминалистическое обеспечение - это достаточно специфическая деятельность, имеющая не только правовую, но и «техническую» составляющую, связанную с использованием специальных познаний, и в этой части выходящая за пределы компетенции названного управления с его существующей структурой.

Ранее в структуре правоохранительного блока таможенных органов функционировали криминалистические подразделения. Первое такое подразделение - отдел криминалистики - было организовано в 1995 г. в Московском таможенном управлении [5]. В дальнейшем была создана сеть криминалистических подразделений в составе региональных оперативных таможен, включающая отделы и отделения, а также отдел криминалистики в структуре Регионального таможенного управления по борьбе с таможенными правонарушениями Государственного таможенного комитета РФ (ГТК России). Первоначально сформированные криминалистические подразделения были укомплектованы в основном специалистами из органов внутренних дел, имеющими необходимый опыт криминалистической деятельности и допуски к производству соответствующих видов криминалистических экспертиз (такие кадры практически отсутствовали в таможенных органах). После преобразования системы таможенных органов (ГТК России - ФТС России) в число криминалистических подразделений входили отдел криминалистики Главного управления таможенных расследований и дознания ФТС России (головной), отделы и отделения криминалистики оперативных таможен.

Криминалистические подразделения проводили объемную и продуктивную работу по применению специальных криминалистических знаний в процессе раскрытия, расследования и предупреждения таможенных преступлений, участвуя в качестве специалистов при производстве следственных действий и экспертов при производстве криминалистических экспертиз. Кроме того, криминалистические подразделения проводили консультации и профессиональное обучение сотрудников правоохранительного блока по вопросам применения технико-криминалистических средств, приемов и методов, обобщали практику их применения и выполняли иную методическую работу. Благодаря криминалистическим подразделениям, была создана и функционировала, постоянно пополняясь, обширная система криминалистических учетов.

Одновременно с 2002 г. функционировало структурно обособленное Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (ЦЭКТУ) ГТК России - ФТС России (своеобразный «правопреемник» Центральной таможенной лаборатории, основной функцией которой являлось производство таможенных экспертиз) [6].

В 2011 г. криминалистические подразделения в правоохранительном блоке таможенных органов (в оперативных таможнях, УТРД ФТС России) были ликвидированы, основная штатная численность этих подразделений была передана в ЦЭКТУ ФТС России и его филиалы [7]. Согласно ведомственным приказам на них возложена функция непрерывного экспертно-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов [8; 9].

Однако практика расследования преступлений подразделениями дознания таможенных органов показала, что привлечь в оперативном порядке сотрудников ЦЭКТУ ФТС России и его филиалов в качестве специалистов-криминалистов при производстве следственных действий, а также получить от них методическую помощь при постановке вопросов перед экспертами непросто - приходится решать множество организационных вопросов, требующих затрат сил и времени. В результате сложилось так, что дознаватели таможенных органов в большинстве случаев при производстве следственных действий работают практически в одиночку, не получая помощи от специалистов-криминалистов экспертных учреждений таможенных органов; в лучшем случае поддержку дознавателям оказывают оперативные сотрудники таможенных органов, в большинстве своем не обладающие необходимыми криминалистическими знаниями, умениями и навыками. Закономерно снижается качество криминалистической деятельности (девальвируется доказательственная ценность или вообще утрачиваются доказательства), увеличивается время производства следственных действий и в целом затягивается процесс расследования.

С ликвидацией криминалистических подразделений проявились и иные негативные последствия в области технико-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов. Была утрачена система криминалистических учетов. Практически прекратилась методическая поддержка дознавателей и оперативных сотрудников.

Раскрываемость преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, низкая и продолжает снижаться: согласно уголовной статистике количество уголовных дел, направляемых для рассмотрения в суды, в последние годы уменьшается. Бросается в глаза огромная разница между количеством возбуждаемых

уголовных дел и количеством дел, передаваемых в суд. Так, по данным отчетов УТРД ФТС России, в 2017 г. таможенными органами РФ возбуждено 2 103 уголовных дела; в суды с обвинительными актами, постановлениями направлено всего 118 уголовных дел [10]. В 2018 г. соответственно возбуждено 2 054 уголовных дела; в суды направлено 109 уголовных дел [11]. По мнению руководства УТРД ФТС России, одной из причин такого неблагоприятного положения дел является неудовлетворительное технико-криминалистическое обеспечение правоохраны.

Некоторые авторы также отмечают, что сотрудничество соответствующих подразделений и должностных лиц таможенных органов с подразделениями и должностными лицами ЦЭКТУ ФТС России и его филиалов зачастую оказывается проблемным в силу недостаточного профессионального уровня последних, что недостатки в функционировании экспертно-криминалистического блока препятствуют решению задач в сфере уголовного, административного, гражданского, арбитражного судопроизводства и в сфере оперативно-розыскной деятельности таможенных органов. В условиях слабоэффективного взаимодействия правоохранительных и экспертно-криминалистических подразделений в таможенных органах страдает результативность выявления и фиксации фактов преступлений, административных правонарушений, гражданско-правовых деликтов, и одна из причин этого - неполноценное использование ранее добытой криминалистически значимой информации [12, с. 161].

В рамках настоящей статьи мы не намерены вдаваться в критику деятельности ЦЭКТУ ФТС России и подчиненных ему филиалов. Обратим внимание на другое: по нашему мнению, основу эффективного взаимодействия между экспертно-криминалистическими подразделениями и правоохранительным блоком таможенных органов «подрывает» внутриведомственная разобщенность. Выделение названного управления и филиалов в самостоятельную структурную единицу таможенных органов, возможно, преследовало благую цель. Однако при принятии этого решения была проигнорирована вполне очевидная с точки зрения теории управления закономерность: структурное обособление всегда влечет рост организационных издержек, связанных с преодолением возникающих «границ» во вновь формируемой структуре организации. Например, если во времена, когда криминалистические подразделения были в структуре правоохранительного блока таможенных органов, для привлечения специалистов-криминалистов к участию в следственных действиях было достаточно устного распоряжения руководителя, то в настоящее время это невозможно - требуется письменное согласование.

Кроме того, отметим, что филиалы ЦЭКТУ ФТС России хотя и находятся в регионах, но на текущий момент их, согласно информации на официальном сайте управления, всего десять: в Москве, Калининграде, Санкт-Петербурге, Брянске, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Пятигорске, Новосибирске, Владивостоке [13]. Ясно, что эти филиалы в принципе не могут охватить зоны деятельности всех таможенных органов России. Фактически в результате описанной выше «экспертной реформы» экспертно-криминалистические подразделения оказались оторванными от реалий правоохранительной работы.

Предпринимаются некоторые попытки снизить негативный эффект структурного разобщения правоохранительных и экспертно-криминалистических подразделений, в том числе и за счет внедрения информационно-телекоммуникационных технологий. Так, УТРД ФТС России и ЦЭКТУ ФТС России разра-

ботан и подписан алгоритм информационного взаимодействия при назначении экспертно-исследовательских работ и последующем направлении в электронном виде заключений экспертов по сообщениям о преступлениях, уголовным делам и делам об административных правонарушениях. Переход на информационное взаимодействие по данному алгоритму осуществлен в 2019 г. после завершения доработки АИС «Правоохрана» и АИС «База данных «Экспертиза». Однако все проблемы технико-криминалистического обеспечения такими локальными мерами не решить. Далеко не все специальные знания можно передать по электронным каналам связи, и уж тем более невозможно оцифровать умения и навыки криминалистической деятельности.

Приходится с сожалением констатировать, что упразднение криминалистических подразделений в правоохранительном блоке таможенных органов с передачей их функций ЦЭКТУ и его филиалам не привело к ожидаемому положительному эффекту - повышению качества экспертно-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов, сокращению времени производства экспертиз и т. д. Наоборот, качество криминалистической деятельности снизилось, возникли дополнительные проблемы, в частности, проблема утечки информации, составляющей следственную тайну.

Завершая настоящее исследование, выносим на обсуждение наше предложение, которое считаем обоснованным с точки зрения права и теории управления: целесообразно воссоздать в правоохранительном блоке таможенных органов криминалистические подразделения. В силу своего функционального предназначения их место именно там - в гуще криминальных событий, среди коллег по право-охране. Полагаем, что в результате такого реформирования качественный уровень технико-криминалистического обеспечения раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, повысится; вырастет и эффективность правоохранительной деятельности. Уверены, что «реанимация» криминалистических подразделений в структуре УТРД ФТС России, оперативных таможен и таможен решит большинство существующих проблем технико-криминалистического обеспечения как на кондиционном, так и на деятельностном этапе. Для реализации этого предложения даже не потребуется увеличение штатной численности таможенных органов: достаточно передать штатные единицы из «раздутого» административного аппарата ЦЭКТУ и его филиалов - и в каждой таможне будет минимум два специалиста-криминалиста. Пользы от них будет гораздо больше, чем от большинства «управленцев». Отметим также, что в 2019 г. в структуре Следственного комитета РФ создана собственная экспертно-криминалистическая служба: эта реформа тоже направлена на устранение внутри- и межведомственных барьеров между следственными и экспертно-криминалистическими подразделениями, на повышение системности их функционирования, оперативности взаимодействия. Необходимо использовать и негативный, и позитивный опыт в этой области как собственный, так и коллег из других правоохранительных ведомств.

Использованные источники 1. Волынский А. Ф. Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений как форма реализации социальных функций криминалистики // Юридическая наука

и правоохранительная практика. 2008. № 3 (6). С. 64-69.

2. Кравец Е. Г. Информационно-коммуникационные технологии как элемент технико-криминалистического обеспечения расследования преступлений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2016. 24 с.

3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. 100 000 слов, терминов и выражений / под общ. ред. Л. И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М.: Мир и Образование, 2018. 1375 с.

4. Зараковский Г. М, Павлов В. В. Системно-функциональные аспекты деятельности человека (структура деятельности) // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В. А. Бодров. М.: Пер Сэ: Логос, 2007. С. 814-822.

5. Приказ ГТК России от 27.01.1995 № 49 «О создании в Московском таможенном управлении отдела криминалистики».

6. Приказ ГТК России от 23.05.2002 № 515 «Об утверждении Положения о Центральном экс-пертно-криминалистическом таможенном управлении».

7. Приказ ФТС России от 21.09.2011 № 1929 «О распределении численности таможенных органов Российской Федерации».

8. Приказ ФТС России от 29.12.2012 № 2690 «Об утверждении порядка непрерывного экс-пертно-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов».

9. Приказ Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России от 01.07.2013 № 269 «Об утверждении инструкции по непрерывному экспертно-криминалистическому обеспечению правоохранительной деятельности таможенных органов».

10. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 2017 год: информация Управления таможенных расследований и дознания ФТС России [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: http://customs. ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/mformacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya/document/13355 (дата обращения: 15.09.2019).

11. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 2018 год: информация Управления таможенных расследований и дознания ФТС России [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: http://customs. ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya/document/171637 (дата обращения: 15.09.2019).

12. Макаренко В. Г. Проблема использования криминалистических учетов в таможенных органах Российской Федерации // Публичное и частное право. 2015. № 3 (27). С. 158-170.

13. Структура Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России [Электронный ресурс] // Официальный сайт Центрального экспертно-кри-миналистического таможенного управления ФТС России. URL: http://cektu.customs.ru/ folder/13679 (дата обращения: 15.09.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.