Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ: КОНЦЕПЦИИ И ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ. ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ: КОНЦЕПЦИИ И ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ. ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
444
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТЫ / КОНЦЕПЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЦУР ООН / РЕЙТИНГИ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (ОУР) / UNIVERSITIES / CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT / THE UN SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS (SDGS) / RATINGS / EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT (ESD)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краковецкая Инна Валентиновна, Воробьева Екатерина Сергеевна, Далибожко Анастасия Игоревна

Статья открывает цикл работ, посвященных исследованию роли университетов в современном обществе. В настоящее время в мировой практике не сложилась единая, универсальная модель образования для устойчивого развития (ОУР). Авторами проанализированы подходы к формированию концепций устойчивого развития в сфере образования, а также международные и национальные инициативы, направленные на активизацию процесса включения университетов в решение проблем мирового сообщества. Исследование зарубежных и отечественных практик внедрения концепции устойчивого развития в университетскую среду явилось базой для формирования авторского подхода к формированию концепции устойчивого развития университета. Результаты данного исследования могут быть интересны органам власти и управления, руководящему составу университетов, научным сотрудникам, аспирантам российских и зарубежных вузов, преподавателям, а также всем интересующимся вопросами образования для устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Краковецкая Инна Валентиновна, Воробьева Екатерина Сергеевна, Далибожко Анастасия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF UNIVERSITIES: CONCEPTS AND APPROACHES TO EVALUATION. PART 1. THEORETICAL ASPECTS

The article opens a series of works devoted to the study of the universities' role in modern society. Currently, there is no single, universal model of education for sustainable development (ESD) in the world practice. The authors analyzed approaches to the formation of concepts of sustainable development in the education, as well as international and national initiatives aimed at activating the process of including universities in solving problems of the world community. The study of foreign and domestic practices of implementing the concept of sustainable development in the universities environment, was the basis for the formation of the authors' approach to the formation of the concept of the University's sustainable development. The results of this study may be of interest to authorities and management, university management, researchers, postgraduates of Russian and foreign universities, teachers, as well as all those interested in education for sustainable development.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ: КОНЦЕПЦИИ И ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ. ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

Краковецкая И.В.1, Воробьева Е.С.2, Далибожко А.И.1

1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия

2 Северский технологический институт — филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»», Северск, Томская обл., Россия

Устойчивое развитие университетов: концепции и подходы к оценке.

Часть 1. Теоретические аспекты

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Краковецкая И.В., Воробьева Е.С., Далибожко А.И. Устойчивое развитие университетов: концепции и подходы к оценке. Часть 1. Теоретические аспекты // Креативная экономика. — 2020. — Том 14. — № 2. — С. 207-224. doi: >■ 10.18334/ce.14.2.100555

АННОТАЦИЯ:_

Статья открывает цикл работ, посвященных исследованию роли универси- SJ

тетов в современном обществе. В настоящее время в мировой практике не сложилась единая, универсальная модель образования для устойчивого развития (ОУР). Авторами проанализированы подходы к формированию концепций устойчивого развития в сфере образования, а также международные и национальные инициативы, направленные на активизацию процесса включения университетов в решение проблем мирового сообщества. Исследование зарубежных и отечественных практик внедрения концепции устойчивого развития в университетскую среду явилось базой для формирования авторского подхода к формированию концепции устойчивого развития университета. Результаты данного исследования могут быть интересны органам власти и управления, руководящему составу университетов, научным сотрудникам, аспирантам российских и зарубежных вузов, преподавателям, а также всем интересующимся вопросами образования для устойчивого развития.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: университеты, концепция, устойчивое развитие, ЦУР ООН, рейтинги, образование для устойчивого развития (ОУР).

ФИНАНСИРОВАНИЕ:_

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта № 18-010-00340 «Бизнес-модель компаний как основа формирования общих ценностей и социального капитала»

iiPF АТИЯН АС ЭКС II ЭМИ К А

ОБ АВТОРАХ_

Краковецкая Инна Валентиновна, доцент кафедры стратегического менеджмента и маркетинга, кандидат экономических наук, доцент (inna_ krakov@mail.ru)

Воробьева Екатерина Сергеевна, доцент кафедры экономики, финансов и менедж-мента, кандидат экономических наук, доцент (ESVorobyeva@mephi.ru)

Далибожко Анастасия Игоревна, менеджер офиса (деканата) программ для руково-дителей, МВА (anastasia.dalibozhko@gmail.com)

at rsi en lo

en

CTI

Krakovetskaya I.V.1, Vorobeva E.S.2, Dalibozhko A.I.1

1 National Research Tomsk State University, Russia

2 Seversk Technological Institute — Branch of State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "National Research Nuclear University "MEPhl"", Tomsk Region, Russia

Sustainable development of universities: concepts and ap-proaches to evaluation.

£ Part 1. Theoretical aspects

CITE AS:

Krakovetskaya I.V., Vorobeva E.S., Dalibozhko A.I. (2020) Ustoychivoe razvitie universitetov: kontseptsii i podkhody k otsenke. Chast 1. Teoreticheskie aspekty [Sustainable development of universities: concepts and approaches to evaluation. Part 1. Theoretical aspects]. Kreativnaya ekonomika. 14. (2). — 207-224. doi: 10.18334/ce.14.2.1005 55

ABSTRACT:_

The article opens a series of works devoted to the study of the universities' role in modern society. Currently, there is no single, universal model of education for sustainable development (ESD) in the world practice. The authors analyzed approaches to the formation of concepts of sustainable development in the education, as well as international and national initiatives aimed at activating the process of including universities in solving problems of the world community. The study of foreign and domestic practices of implementing the concept of sustainable development in the universities environment, was the basis for the formation of the authors' approach to the formation of the concept of the University's sustainable development. The results of this study may be of interest to authorities and management, university management, researchers, postgraduates of Russian and foreign universities, teachers, as well as all those interested in education for sustainable development.

KEYWORDS: universities, concept of sustainable development, the UN Sustainable Development Goals (SDGs), ratings, education for sustainable development (ESD).

JEL Classification: I23, I25, I26

Received: 14.02.2020 / Published: 28.02.2020 © Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Krakovetskaya I.V. ( inna_krakov@mail.ru)

о

и

ш >

"+->

го ш

Введение

Характерными чертами современного общества являются стремительное ухудшение состояния окружающей среды и углубление социальных противоречий. Все это вызывает рост озабоченности мирового сообщества относительно дальнейших путей развитиячеловечества [1] (Grishin, Melnikov, Stroganov, 2015).

Кризисные явления ещё больше обострили экономические, социальные и экологические проблемы современного общества. Новые вызовы, стоящие перед мировым сообществом, требуют ответа на основной вопрос: как растущее население будет жить на загрязненной и изменяющейся планете в условиях ограниченности ресурсов?

Целью данного исследования является изучение теоретических аспектов формирования концепции образования для устойчивого развития (ОУР) и концепции устойчивого развития университета для обоснования необходимости вовлечения современных вузов в решение глобальных экологических, экономических и социальных проблем мирового сообщества. Сегодня тысячи университетов мира включены в международные и национальные инициативы по внедрению принципов устойчивого развития в деятельность современных высших учебных заведений. Тематика таких университетских проектов включает различные наборы ЦУР из 17 направлений «Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года», принятой ООН. Кроме того, многие проекты учитывают все три группы факторов Триединой концепции устойчивого развития и нацелены на поиск путей решения глобальных проблем мирового сообщества.

Триединая концепция устойчивого развития

Согласно теории «пределов роста», выдвинутой в начале 1970-х годов Д. Медоуз и ее коллегами, при сохранении темпов роста промышленности и прироста населения в ближайшем будущем нас ожидает неизбежное увеличение загрязнения окружающей среды, истощение ресурсов планеты и наступление «глобальной катастрофы» [2] (Medouz, Randers, Medouz, 2007).

Так, вызовы, стоящие перед современным обществом, привели к появлению новой глобальной концепции развития человечества, получившей известность под именем «концепция устойчивого развития» (Sustainable development concept). В докладе «Наше общее будущее» Международной комиссии по окружающей среде и развитию, созданной Генеральной Ассамблеей ООН, было сформулировано определение устойчивого развития: «это развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [3].

Устойчивое развитие рассматривается как необходимый процесс перемен, в котором эксплуатация ресурсов, направления технологического развития и инвестиций, а также институциональные изменения согласуются не только с настоящими,

Рисунок 1. Элементы триединой концепции устойчивого развития Источник: http://csrjournal.com/ustojchivoe-razvitie-koncepciya-principy-celi.

но и с будущими потребностями человечества. Достижение устойчивого развития невозможно без долгосрочного мышления и опоры на триединую концепцию устойчивого развития, впервые упомянутую Джоном Элкингтоном в 1994 году [4] \Elkington, 1994).

Данная концепция объединяет в себе три элемента: экономический, социальный и экологический. Джон Элкингтон ввел понятие Triple-P (Люди, Планета, Прибыль) концепции, в которой устойчивость рассматривается как гармония между экономической устойчивостью, социальной устойчивостью и экологической устойчивостью [5].

Графически данную взаимосвязь можно представить как пересечение трех окружностей (рис. 1). И только при взаимном учете всех трех факторов (пересечение всех элементов — центр графической композиции) можно говорить о достижении устойчивости.

Люди (или социальное измерение) сфокусировано на влиянии организаций на местное сообщество, в рамках которого они ведут свою деятельность, также оно известно как корпоративная ответственность. Планета (или экологическое измерение) сфокусировано на непосредственном влиянии на экосистемы, почву, воздух и воду, базирующиеся на производственных входах и выходах. Прибыль (экономическое измерение) сфокусировано на финансовом влиянии на общий уровень предпринимательской активности, обычно выражающийся в денежных величинах, таких как эффективность использования ресурсов, продажи/прибыль, снижение издержек, создание рабочих мест или продуктовых преимуществ.

Такая модель подразумевает тесную взаимосвязь экологических, социальных и экономических целей, на удовлетворение которых в комплексе и нацелено устойчивое развитие. При этом подобный подход применим как к человечеству в целом, так и к сообществам более низкого уровня — отдельным народностям, городам, организациям и т.п. [1] (Grishin, Melnikov, Stroganov, 2015).

Концепция образования для устойчивого развития (ОУР) и ее роль в реализации целей устойчивого развития ООН

Задачи устойчивого развития на 2016-2030 гг., поставленные на Саммите ООН,

предполагают согласованность экономического роста, развития человеческого

потенциала, защиту окружающей среды. 17 Целей устойчивого развития (рис. 2) и

169 задач были единогласно приняты 193 государствами — членами Организации

Объединенных Наций на историческом саммите глав государств, прошедшем в

Нью-Йорке в сентябре 2015 года. В качестве ключевой цели определено обеспечение

качественного образования и возможности обучения на протяжении всей жизни

для всех (ЦУР — 4).

го

Новые цели и задачи на 2016-2030 гг. охватывают широкий круг проблем социального, экономического, экологического развития в их взаимосвязи. Поставленные цели устойчивого развития носят глобальный характер, для их достижения необходимы совместные усилия правительств, международных организаций и мировых лидеров.

Е о с о

и

ш >

Рисунок 2. Цели ООН в области устойчивого развития

Источник: Цели в области устойчивого развития. [Электронный ресурс] URL: https://www. un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/.

at гм cn vo

cn

CTI

Однако реализация всех семнадцати целей ООН в области устойчивого развития, стоящих перед мировым сообществом, во многом зависит от качественного образования и требует трансформации существующей образовательной модели.

На конференции в Бергене в мае 2005 г. было принято Бергенское коммюнике, в котором была подчеркнута необходимость построения в системы высшего образования на принципах устойчивого развития (ОУР). Переход к устойчивому развитию в системе образования предполагает фундаментальные перемены в мировоззрении, приоритетах, ценностях и этических нормах сотрудников, преподавателей и студентов.

Новая образовательная система должна быть направлена на подготовку людей, способных обеспечить устойчивое развитие для будущих поколений.

Основная цель образования для устойчивого развития связана с необходимостью формирования новой личности, всесторонне образованной, социально активной, способной понимать новые явления и процессы в жизни общества; руководствующейся системой современных идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения; подготовленной к социально ответственной деятельности и непрерывному образованию в быстроменяющемся мире [6] (Fakhretdinova, 2018).

В научной работе Урсул А.Д., Урсул Т.А. представлен анализ международной документальной базы, регламентирующей деятельность вузов, взявших курс на внедрение концепции образования для устойчивого развития (ОУР) [7] ^^Ш, Ursul, 2015).

Принятая в 2005 году «Стратегия Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития» направлена на обеспечение людей знаниями и формирование у них навыков в области устойчивого развития, необходимых в построении «устойчивого будущего». [8].

Глобальная программа действий (ГПД) по образованию в интересах устойчивого развития была одобрена ЮНЕСКО в 2014 году. ГПД сопровождает дорожная карта по ее реализации, в которой обозначены пять приоритетных направлений деятельности по ее реализации [9].

Образование для устойчивого развития является критически важным как для развитых, так и для развивающихся стран. Концепции, подходы к организации системы образования в каждой стране различны. Они определяются исходя из национальных приоритетов, местных особенностей, а также экологических, социальных, экономических проблем, требующих решения. Поэтому универсальной модели образования для устойчивого развития не существует. Тем не менее формирование системы образования для устойчивого развития (ОУР) требует перехода от традиционного обучения к модели, в основе которой должны лежать широкие междисциплинарные знания, базирующиеся на комплексном подходе к таким аспектам, как окружающая среда, экология, социально-экономическое развитие, этические и культурные вопросы [10] (Shimova, 2017).

Национальная стратегия образования для устойчивого развития Российской Федерации направлена на формирование концепции, охватывающей связанные между собой экологические, экономические и социальные проблемы [11].

Профессор Гаврильева Т.Н. подчеркивает, что: «Концепция образования для устойчивого развития учитывает, что образование, ведущее к приобретению знаний и навыков, способствует формированию взглядов, позиций, ценностей воспитания человека и гражданина» [12]. Таким образом, образование непосредственно влияет на достижение долгосрочных целей ООН.

Международные и национальные инициативы в области образования для устойчивого развития

Сегодня тысячи университетов мира включены в международные и национальные инициативы по внедрению принципов устойчивого развития в деятельность современных высших учебных заведений.

Соединенные Штаты Америки и Канада

ENACTUS — Международная программа по социальному предпринимательству. Крупнейшая мировая платформа обучения через действие, объединенная общим видением — создание лучшего, более устойчивого мира. Зародившись в США в 1975 г., программа Enactus успешно развивается и в настоящее время охватывает 1 730 университетов из 36 стран мира. Каждый из проектов Enactus учитывает все три группы факторов Триединой концепции устойчивого развития и нацелен на создание более устойчивого мира [13].

Авторами данной статьи на основе изучения официального сайта Enactus, а также контент-анализа годовых отчетов команд Enactus составлена классификация проектов команд по целям устойчивого развития ООН [14].

AASHE — The Association for the Advancement of Sustainability in Higher Education (2006). В США учреждена и успешно действует Ассоциация продвижения устойчивого развития в высшем образовании. На сегодняшний день Ассоциация (AASHE) отмечает университеты и колледжи, добившиеся выдающихся успехов во внедрении «зелёных» инициатив не только на территории кампуса, но и в окружающих их сообществах. Для оценки вклада кампуса университета в сохранение окружающей среды используется рейтинговая система STARS. Sustainability Tracking, Assessment & Rating System (STARS) — добровольная система сертификации, позволяющая вузам оценивать свои усилия по внедрению инициатив в сфере устойчивого развития в кампусах [15].

ISCN — International Sustainable Campus Network (2007). Международная сеть устойчивого кампуса (ISCN), основанная в США в 2007 году, является некоммерческой ассоциацией колледжей и университетов, приверженных идеям устойчивого развития. В настоящее время в Международной сети устойчивого кампуса (ISCN) зарегистрировано более 90 университетов из более чем 30 стран на 6 континентах [16].

Европейские страны

Европейские университеты также работают над эффективным внедрением в свою «л деятельность принципов устойчивого образования.

EAUS — Environmental Association for Universities and Colleges. Экологическая

ю

ассоциация университетов и колледжей, основанная в 1996 году с целью повышения

ю m

значимости управления окружающей средой и содействия улучшению экологических показателей. EAUC является чемпионом по вопросам экологии и устойчивого развития в рамках высшего образования в Великобритании и Ирландии [17].

COPERNICUS-CAMPUS — общеевропейская университетская сеть, созданная для мобилизации усилий университетов и исследовательских организаций для реализации задач образования для устойчивого развития [18] (Gough, Scott, 2007).

AISHE — Auditing Instrument for Sustainability in Higher Education. Инструмент для оценки устойчивости в высшем образовании. Применяется для проведения аудита университетов (и других организаций высшего образования, таких как голландский Hogescholen и немецкий Fachhochschule) или их подразделений (например, факультетов или отдельных курсов). Возможны как внутренние, так и внешние аудиты [19].

SDRN — Sustainable Development Research Network. Исследовательская сеть, стимулирующая внедрение результатов научных исследований в области устойчивого развития в политику и стратегию вузов. Целью SDRN является содействие и укрепление связей между университетами и государством для достижения целей в области устойчивого развития [20].

Страны Азии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

KAGCI — Korean Association for Green Campus Initiative. Южнокорейская Ассоциация Кёнгидо «Зеленый кампус» является одним из мировых центров развития международного высшего образования в интересах устойчивого развития. Студенты и преподаватели играют ключевую роль в исследовательских, образовательных и практических проектах, необходимых для формирования устойчивых подходов к развитию. В настоящее время в состав KAGCI входят 40 университетов и колледжей по всей стране [21].

CGUN — China Green University Network. В 2011 году была создана Китайская сеть зеленых университетов (CGUN) для укрепления коммуникаций, интеграции ресурсов и содействия развитию зеленых кампусов в Китае. Это платформа для обмена данными о механизмах энергосбережения в университетских кампусах; содействия инновациям, совместным исследованиям и популяризации зеленой архитектуры; воспитания передовых талантов и вовлечения студентов и преподавателей в реализацию целей для устойчивого развития [22].

CAS-Net JAPAN (Campus Sustainability Network in Japan). В 2014 году с целью развития межуниверситетского сотрудничества была создана японская сеть университетов Sustainable Campus в Японии CAS-Net JAPAN (Сеть кампусов устойчивого

развития в Японии). Целью CAS-Net JAPAN является обмен опытом университетов и других учреждений, которые проводят природоохранные мероприятия для дальнейшего продвижения экологических инициатив и принципов устойчивого развития в сфере образования.

Россия

Всероссийская программа Campus. В 2013 г. по инициативе компании Tetra Pak стартовала программа по устойчивому развитию российских вузов с целью распространения экологических знаний среди студентов и поддержки экологических инициатив. Информационная поддержка программе была оказана Всемирным фондом дикой природы [23].

Ассоциация «зеленых» вузов России (Федеральная партнерская программа «Зеленые вузы России») >,

В рамках проведения федеральной партнёрской программы организуются обра-

зовательные студенческие квесты, направленные на снижение экологического следа университета, вовлечение молодёжи в решение экологических проблем, популяри- ш

зацию концепции устойчивого развития. Важнейшим направлением является создание и развитие экоклубов и внедрение других экопрактик в процесс управления университетами. Сегодня в России создано 85 экоклубов в вузах в 36 российских регионах, внедряющих на своей базе экологические практики и принципы устойчивого развития. На сегодняшний день в программе «Зеленые вузы России» участвуют более 300 университетов. Также в декабре 2019 года был предложен методический подход для ранжирования «зеленых» вузов России [24].

Концепция устойчивого развития университета. Концепция университетского кампуса устойчивого развития (Sustainable Campus) базируется на инициативах по внедрению принципов устойчивого развития в практику управления современными университетами. Стартовав в 1990-е годы в университетах США, это движение получило широкое распространение по всему миру и сегодня завоевывает популярность в развивающихся странах Азии и Африки.

Наиболее интересными и содержательными научными публикациями по исследуемой тематике являются следующие работы.

В исследовании Бузмакова С.А. и Андреева Д.Н. «Принципы устойчивого развития в ведущих мировых университетах» проведен анализ мирового опыта внедрения элементов устойчивого развития и внутренних экологических программ в систему управления вузами. Подчеркивается ключевое значение в этом процессе прозрачной и понятной для всех стейкхолдеров политики вуза, ее регулярной оценке и донесения результатов во внешнюю и внутреннюю среду [25] (Buzmakov, Andreev, 2012).

В работе Гаврильевой Т.Н., Сугимото А., Фуджи М., Яманаки Р., Павлова Г.Н., Кириллина Д.А. «Устойчивое развитие университетов: мировые и российские практики» представлены результаты исследования практик внедрения концепции устойчивого развития в зарубежных и российских высших учебных заведениях.

ш

at гм cn vo

cn

CTI

ю in

Несомненный интерес представляет кейс университета Хоккайдо, преподаватели которого инициировали создание устойчивого кампуса на базе своего вуза. Ядро устойчивого кампуса университета Хоккайдо составляют научные исследования и образовательный процесс, ориентированные на политику устойчивого развития. На этой базе выстраиваются все процессы жизнедеятельности университетской среды.

Не менее интересен опыт внедрения концепции образования для устойчивого развития в Северо-Восточном федеральном университете [26] (Gavrileva et al., 2018).

В научной работе Сагиновой О.В., Сагинова Ю.Л., Гришина А.И. «Устойчивое развитие университета» определены основные элементы и принципы концепции устойчивого развития университета. По мнению авторов, такая стратегия включает в свой состав целый комплекс взаимосвязанных концепций: концепцию «зеленого» университета, концепцию «умного» университета, концепцию «университет здорового образа жизни», концепцию управления социальным и культурным разнообразием университета, концепцию управления историко-культурным наследием университета [27] (Saginova, Saginov, Grishin, 2012).

Авторы данного исследования считают целесообразным расширить состав концепций, которые должны быть учтены при формировании общей концепции развития (уникальной для каждого вуза), с одной стороны, обеспечивающей достижения университетом высокого уровня конкурентоспособности, а с другой стороны — позволяющей вносить достойный вклад в решение глобальных проблем по устойчивому развитию общества.

На рисунке 3 представлен авторский подход к формированию концепции устойчивого развития университета как сложной системы взаимосвязанных элементов, достигающей синергетического эффекта за счет их взаимодействия.

Устойчивость развития университета достигается в результате развития ряда взаимосвязанных направлений, описанных следующими концепциями.

1) Концепция зеленого университета (green campus) — активно применяющего принципы экологической безопасности, защиты окружающей среды во всех процессах университетского кампуса.

Эта концепция предполагает формирование «зеленой», экоориентированной среды, внедрение экологических практик в вузе, повышение уровня экокультуры студентов и сотрудников, мониторинг окружающей среды и оценки качества среды обитания, с описанием возможных экологических рисков и путей их снижения [28] (Buzmakov, Andreev, 2012).

2) Концепция умного университета (smart campus), эффективно использующего все виды ресурсов и внедряющего современные информационные технологии для управления своими ключевыми процессами, работающего «на опережение», развивая перспективные направления на основе результатов форсайт-исследований в условиях цифровой экономики. Концепция направлена на достижение университетом своих целей с минимальными ресурсами на основе «умных» решений [29, 30] (Grishin et al., 2018).

Концепция университета как

стейкхолдер-организации

Концепция зеленого университета (green campus)

Концепция умного университета

Концепция социально-ориентированного (civic) университета

Концепция «третьей миссии» университета

Концепция устойчивого

развития университета

Концепция управления историко-культурным наследием университета

Концепция «университет

здорового образа жизни»

Концепция управления социальным и культурным разнообразием университета

Е о с о

и

ш .>

'+->

го ш

Рисунок 3. Концепция устойчивого развития университета Источник: составлено авторами.

3) Концепция «университет здорового образа жизни» формирует комплексную систему, обеспечивающую внедрение принципов здорового образа жизни в университетскую среду, предоставляющую студентам и сотрудникам условия для гармоничного и всестороннего развития, труда и отдыха, здорового питания, занятий спортом, отказа от вредных привычек, что составляет некий «кодекс здоровья» современного человека [31] (Ivanov, 2011).

4) Концепция управления социальным и культурным разнообразием университета призвана на основе различных типов образовательных моделей: межкультурной, мультикультурной, антирасистской формировать у студентов и сотрудников вуза национальную, расовую, религиозную толерантность, уважение национальных традиций, гендерного равенства, что способствует взаимодействию и взаимному обогащению культур, представленных в университете [32] (Shtyhno, Musatova, 2013).

5) Концепция управления историко-культурным наследием университета направлена на сохранение, приумножение и эффективное использование историко-

at гм cn vo

cn

CTI

ю in

культурных ценностей в качестве нематериальных активов развития, что в свою очередь приводит к повышению социальной и экономической устойчивости не только вуза, но и региона/страны, в которой он осуществляет свою деятельность. Модель устойчивого развития университета в разрезе историко-культурного наследия, описывающая его роль для социальной, экономической и социальной сферы, а также эффекты от взаимодействия элементов, представлена в научной работе Гришина А.И. [33].

6) Концепция «третьей миссии» университета, позволяющая вузу осуществлять активное взаимодействие с обществом, как организации, производящей знания и технологии, а также комплекс социальных, правовых, финансовых институтов, способных обеспечить эффективное сотрудничество органов региональной власти, научных и образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-сообщества, некоммерческих организаций во всех сферах социально-экономической и общественной жизни [34, 35] (Balmasova, 2016; Zonova, 2018).

7) Концепция социально-ориентированного (civic) университета, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Социальная миссия университета предполагает активное участие вуза в жизни общества. Социальная востребованность и социальная ответственность вуза формируются на основании общественных ожиданий и реализуются через различные проекты: подготовка высококлассных специалистов, переподготовка региональных кадров, социальная помощь и социальная поддержка студентов и сотрудников и др. [36] (Kirillova, 2007).

8. Концепция университета как стейкхолдер-организации, понимающая важность выстраивания долгосрочных и взаимовыгодных отношений со стейкхолде-рами: абитуриентами, студентами, выпускниками, сотрудниками, потенциальными работодателями, органами власти и управления и др. Концепция направлена на согласование и переориентацию целей и критериев измерения эффективности деятельности вуза на цели ключевых групп заинтересованных сторон, а также организации мониторинга удовлетворенности стейкхолдеров деятельностью университета [37] (Kovaleva, 2015).

Каждая из представленных концепций вносит свой вклад в достижение устойчивости всей системы и поэтому должна учитываться при формировании общей концепции устойчивого развития университета.

По мнению авторов данной научной работы, понятие «устойчивый кампус» означает готовность и способность университета построить в своих стенах «прототип» устойчивого общества посредством расширения образования и научных исследований, направленных на решение социальных, экологических и экономических проблем, организации и развития всех процессов в вузе на принципах устойчивого развития, трансфера знаний и технологий для гармоничного взаимодействия с окружающей средой, а также включенность сотрудников и студентов университета в решение проблем мирового сообщества.

Заключение

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что международные и национальные инициативы в области образования для устойчивого развития способствовали факту того, что сегодня многие университеты мира активно включились в процесс формирования устойчивых кампусов и реализуют проекты, направленные на реализацию долгосрочных целей ООН.

Современные рейтинговые системы, такие как UI GreenMetric World University Rankings, The Times Higher Education University Impact Rankings и ряд других систем ранжирования вузов, направлены на оценку вклада университетов в устойчивое развитие общества.

Представляется целесообразным проанализировать результаты рейтингов с целью выявления позиций мировых лидеров российских и зарубежных университетов — приверженцев идей устойчивого развития. ■

ИСТОЧНИКИ: J

го

1. Гришин А.И., Мельников М.С., Строганов И.А. Социальное предприниматель- 2? ство и социальные проекты бизнеса в рамках концепции устойчивого развития // Вестник Академии. — 2015. — № 1. — С. 9-15.

2. Медоуз Д., Рандерс Й, Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя: ИКЦ. — М.: Академкнига, 2007. — 342 с.

3. «Наше общее будущее» / Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию: Пер. с англ./ Под ред. С.А. Евтеева и Р.А. Перелета. — М.: Прогресс, 1989. — 376 с.

4. John Elkington "Towards the Sustainable Corporation: Win-Win-Win Business Strategies for Sustainable Development" // California Management Review. — 1994. — № 2. — p. 90-100.

5. Elkington, J. (1997), Cannibals with Forks: the Triple Bottom Line of 21st Century Business, Capstone Publishing Ltc. Oxford

6. Фахретдинова Г.Н. Политика устойчивого развития вуза (на примере университета штата Аризоны) // Управление устойчивым развитием. — 2018. — № 1. — С. 97-101.

7. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Образование в интересах устойчивого развития: первые резуль-таты, проблемы и перспективы // Социодинамика. — 2015. — № 1. — С. 11-74.

8. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития

9. Дорожная карта осуществления Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития — Юнеско. [Электронный ресурс]. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000230514 rus.

at гм cn vo

cn

CTI

ю in

10. Шимова О.С. Глобальная программа действий по образованию для устойчивого развития в контексте «зеленой» экономики / Научные труды Белорусского государственного экономического университета. — Минск: БГЭУ, 2017. — 471-476 с.

11. Национальная стратегия образования для устойчивого развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/ env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf.

12. В СВФУ начал работу проект «Устойчивый кампус». [Электронный ресурс]. URL: https://www.s-vfu.ru/news/detail.php?SECTION ID=22&ELEMENT ID=58488.

13. Official website of Enactus Worldwide. Retrieved from. [Электронный ресурс]. URL: http://www.enactus.org.

14. Dalibozhko A, Krakovetskaya I. Youth entrepreneurial projects for the sustainable development of global community: evidence from Enactus program. [Электронный ресурс]. URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2018/18/ shsconf infoglob2018 01009/shsconf infoglob2018 01009.html.

15. Sustainability Tracking, Assessment & Rating System (STARS)

16. International Sustainable Campus Network. [Электронный ресурс]. URL: https:// international-sustainable-campus-network.org/charter-guidelines/.

17. Environmental Association for Universities and Colleges. https://www.eauc.org.uk/ who_we_are

18. Gough S., Scott W. Higher Education and Sustainable Development. — London: Routledge, 2007.

19. Auditing Instrument for Sustainability in Higher Education. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sustainabilityexchange.ac.uk/audit-instrument-for-sustainability-in-higher-educ.

20. Sustainable Development Research Network. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.greengownawards.org/sustainable-development-research-network.

21. Korea's Green Growth Experience: Process, Outcomes and Lessons Learned. [Электронный ресурс]. URL: https://www.greengrowthknowledge.org/sites/default/files/ downloads/resource/Koreas-Green-Growth-Experience GGGI.pdf.

22. About us — China Green university alliance

23. Стартовала программа Campus. [Электронный ресурс]. URL: https://wwf.ru/ resources/news/arkhiv/startovala-programma-campus/.

24. Ассоциация зеленых вузов России. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--b1afaaheyr0d3de.xn--p1ai/%d0%b8%d1%82%d0%be%d0%b3%d0%b8-2019-%d0%b3%d0%be%d0%b4%d0%b0/.

25. Бузмаков С.А., Андреев Д.Н. Принципы устойчивого развития в ведущих мировых университетах // Географический вестник. — 2012. — № 2. — С. 74-84.

26. Гаврильева Т.Н., Сугимото А., Фуджи М., Яманака Р. Павлов Г.Н., Кириллин Д.А. Устойчивое развитие университетов: мировые и российские практики // Высшее образование в России. — 2018. — № 7. — С. 52-65.

27. Сагинова О.В., Сагинов Ю.Л., Гришин А.И. Устойчивое развитие университета // Вестник Казанского технологического университета. — 2012. — № 21. — С. 214— 218.

28. Бузмаков С.А., Андреев Д.Н. Принципы устойчивого развития в ведущих мировых университетах // Географический вестник. — 2012. — № 2. — С. 74-84.

29. Гришин В.И., Калинина И.А., Карасев П.А., Кулапов М.Н., Шкляев А.Е. Организация управления в «умном» университете // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2018. — № 5. — С. 222-231.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Ключевые характеристики Умного Университета ЮУрГУ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.susu.ru/ru/university/project-5-100/road-map/university-target-model/mission.

31. Иванов А.И. Концепция здорового образа жизни в спортивно-физкультурных учебных заведениях // Лечебная физкультура и спортивная медицина. — 2011. — № 8. — С. 58-61.

32. Штыхно Д.А., Мусатова Ж.Б. Роль вуза в формировании концепции устойчи-

вого менеджмента через управление социальным и культурным разнообразием // Вестник Российского экономического факультета имени Г.В. Плеханова. —

2013. — № 7. — С. 21-37. £

и

33. Историко-культурное наследие в концепции устойчивого развития образовательного учреждения // Вестник Российского экономического факультета им. Г.В. Плеханова. — 2013. — № 5. — С. 33-40.

34. Балмасова Т.А. «Третья миссия» университета новый вектор развития? // Высшее образование в России. — 2016. — № 8-9. — С. 48-55.

35. Зонова М.В. Эволюция миссии университетов: концепция «третьей миссии» / Высшее образование в российских регионах: вызовы XXI века: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (17 сентября 2018 г., УрФУ, Екатеринбург). — Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2018. — 181-184 с.

36. Кириллова Т.В. Социальная ответственность современного вуза // Вестник Ульяновского государственного технического университета. — 2007. — № 4. — С. 16-18.

37. Ковалева Е.Н. Ориентация на цели стейкхолдеров как ключевая компетенция при формировании имиджа образовательной организации высшего образования (опыт Германии) // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. — 2015. — № 3. — С. 228-234.

REFERENCES:

Istoriko-kulturnoe nasledie v kontseptsii ustoychivogo razvitiya obrazovatelnogo uchre-zhdeniya [Historical and cultural heritage in the concept of sustainable development of educational institution]. (2013). Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo fakulteta im. G.V. Plekhanova. (5). 33-40. (in Russian). «Nashe obshchee budushchee» ["Our common future"] (1989). (in Russian).

Auditing Instrument for Sustainability in Higher Education. Retrieved from https:// www.sustainabilityexchange.ac.uk/audit-instrument-for-sustainability-in-high-er-educ

Balmasova T.A. (2016). «Tretia missiya» universiteta novyy vektor razvitiya? [Universities' third mission — a new vector of development?]. Higher education in Russia. (8-9). 48-55. (in Russian).

Buzmakov S.A., Andreev D.N. (2012). Printsipy ustoychivogo razvitiya v vedushchikh mirovyh universitetakh [Principles of sustainable development in the world's leading universities]. Scientific periodical journal Geographical Bulletin. (2). 7484. (in Russian).

Buzmakov S.A., Andreev D.N. (2012). Printsipy ustoychivogo razvitiya v vedushchikh mirovyh universitetakh [Principles of sustainable development in the world's leading universities]. Scientific periodical journal Geographical Bulletin. (2). 7484. (in Russian).

Dalibozhko A, Krakovetskaya I. Youth entrepreneurial projects for the sustainable development of global community: evidence from Enactus program. Retrieved from https://www.shs-conferen-ces.org/articles/shsconf/abs/2018/18/shsconf infoglob2018 01009/shsconf infoglob2018 01009.html

Fakhretdinova G.N. (2018). Politika ustoychivogo razvitiya vuza (naprimere universiteta shtata Arizony) [University sustainable development policy (in case of ariso-na state university)]. Upravlenie ustoychivym razvitiem. (1). 97-101. (in Russian).

Gavrileva T.N., Sugimoto A., Fudzhi M., Yamanaka R. Pavlov G.N., Kirillin D.A. (2018). Ustoychivoe razvitie universitetov: mirovye i rossiyskie praktiki [Sustainable Devel-opment of Universities: International and Russian Practices]. Higher education in Russia. (7). 52-65. (in Russian). Gough S., Scott W. (2007). Higher Education and Sustainable Development

Grishin A.I., Melnikov M.S., Stroganov I.A. (2015). Sotsialnoe predprinimatelstvo i sotsialnye proekty biznesa v ramkakh kontseptsii ustoychivogo razvitiya [Social entrepreneurship and social projects of business within the sustainable development concept]. // Academy's Herald. (1). 9-15. (in Russian).

at rsi at

at

CTI

in in

Grishin V.I., Kalinina I.A., Karasev P.A., Kulapov M.N., Shklyaev A.E. (2018). Organizatsiya upravleniya v «umnom» universitete [Organization of management in the smart university]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). (5). 222-231. (in Russian).

International Sustainable Campus Network. Retrieved from https://international-sus-tainable-campus-network.org/charter-guidelines/

Ivanov A.I. (2011). Kontseptsiya zdorovogo obraza zhizni v sportivno-fizkulturnyh uchebnyh zavedeniyakh [The concept of a healthy lifestyle at sports and physical schools]. Lechebnaya fizkultura i sportivnaya meditsina. (8). 58-61. (in Russian).

John Elkington (1994). "Towards the Sustainable Corporation: Win-Win-Win Business Strategies for Sustainable Development" California Management Review. (2). 90100.

Kirillova T.V. (2007). Sotsialnaya otvetstvennost sovremennogo vuza [Social responsibility of present-day university]. Bulletin of Ulyanovsk State Technical University. (4). 16-18. (in Russian).

Korea's Green Growth Experience: Process, Outcomes and Lessons Learned. Retrieved from https://www.greengrowthknowledge.org/sites/default/files/downloads/re-source/Koreas-Green-Growth-Experience GGGI.pdf

Kovaleva E.N. (2015). Orientatsiya na tseli steykkholderov kak klyuchevaya kompeten-tsiyapri formirovanii imidzha obrazovatelnoy organizatsii vysshego obrazovaniya (opyt Germanii) [Orientation on stakeholders' objectives as a key competence of image formation of the educational institutions of higher education (German Experience)]. Proceedings of the Voro-nezh State University of Engineering Technologies. (3). 228-234. (in Russian).

Medouz D., Randers Y, Medouz D. (2007). Predely rosta. 30 let spustya: IKTs [The limits to growth. 30 years later: ICC] (in Russian).

Official website of Enactus Worldwide. Retrieved from. Retrieved from http://www. enactus.org

Saginova O.V., Saginov Yu.L., Grishin A.I. (2012). Ustoychivoe razvitie universiteta [Sustainable development of the University]. Bulletin of Kazan National Research Technological University. (21). 214-218. (in Russian).

Shimova O.S. (2017). Globalnayaprogramma deystviy po obrazovaniyu dlya ustoychi-vogo razvitiya v kontekste «zelenoy» ekonomiki [The global action programme on education for sustainable development in the context of "green" economy] (in Russian).

at rsi cn to

cn

CTI

in to

Shtyhno D.A., Musatova Zh.B. (2013). Rol vuza vformirovanii kontseptsii ustoychivo-go menedzhmenta cherez upravlenie sotsialnym i kulturnym raznoobraziem [The role of the University in the formation of the concept of sustainable management through managing social and cultural diversity]. Vestnik Rossiyskogo ekonomich-eskogofakulteta imeni G.V. Plekhanova. (7). 21-37. (in Russian). Sustainable Development Research Network. Retrieved from https://www.green-

gownawards.org/sustainable-development-research-network Ursul A.D., Ursul T.A. (2015). Obrazovanie v interesakh ustoychivogo razvitiya: pervye rezultaty, problemy i perspektivy [Education for sustainable development: first results, problems and prospects]. Sotsiodinamika. (1). 11-74. (in Russian). Zonova M.V. (2018). Evolyutsiya missii universitetov: kontseptsiya «tretey missii» [The evolution of the mission of universities: the concept of "third mission"] (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.