Научная статья на тему '"ВузЭкоФест" как практика развития экологической культуры студентов'

"ВузЭкоФест" как практика развития экологической культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
488
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ / "ЗЕЛЁНЫЙ КАМПУС" / ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ "ВУЗЭКОФЕСТ" / ECOLOGICAL CULTURE / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / GREENING UNIVERSITIES / ECOLOGICAL ACTIVITIES / "GREEN CAMPUS" / STUDENT FESTIVAL "VUZECOFEST"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсеева Анастасия Игоревна

Одной из задач при переходе к устойчивому развитию является формирование в обществе новой культуры взаимоотношений людей с окружающей средой культуры экологичного образа жизни. Ведущая роль в этом процессе принадлежит университетам как одному из главных институтов социализации молодёжи. Эффективной технологией формирования экологической культуры в молодёжной среде является привлечение студентов и сотрудников университета к самостоятельной реализации проектов в области экологии и устойчивого развития в рамках внеучебной работы. Реализация таких проектов не только содействует общей экологизации образования, но и формирует соответствующие навыки и привычки у широкого круга лиц. В статье рассматриваются основные направления экологизации университетов, зарубежный опыт внедрения концепции «зелёного кампуса» и представляется практика реализации студенческих проектов в области экологии и устойчивого развития на базе российских университетов. Особый акцент делается на возможностях и преимуществах экологизации российских вузов за счёт поддержки и развития студенческих инициатив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евсеева Анастасия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"VuzEcoFest" as a Practice of Ecological Culture Development among Students

One of the tasks, for transition to sustainable development, is the formation of a new culture of relationships between people and the environment the culture of eco-friendly lifestyle. Being one of the main institutions for socialization of youth, universities play a leading role in this process. Involvement of students and university staff in the implementation of ecological projects in the framework of extracurricular work can encourage the formation of eco-friendly culture. The implementation of such projects not only contributes to overall greening of education, but also forms appropriate skills and habits of eco-friendly lifestyle among a wide range of people. The article focuses on the main directions of greening of universities, introduces the foreign experience of "green campus", and represents the experience of implementing student projects in the field of ecology and sustainable development in Russian universities. Particular emphasis is placed on the opportunities and benefits of greening Russian universities by supporting and developing student initiatives. Inter-university festival «VuzEcoFest» is the example of student initiatives in the sphere of ecology. It is a youth project for the promotion of conception of green universities.

Текст научной работы на тему «"ВузЭкоФест" как практика развития экологической культуры студентов»

«ВузЭкоФест» как практика развития экологической культуры студентов

ЕВСЕЕВА Анастасия Игоревна - аспирант, приглашённый исследователь.

E-mail: nastasiya.evseeva@gmail.com

МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия

Дрезденский технический университет, Дрезден, Германия

Адрес: Helmholtzstr, 10, 01069, Dresden, Germany

Аннотация. Одной из задач при переходе к устойчивому развитию является формирование в обществе новой культуры, взаимоотношений людей с окружающей средой - культуры, экологичного образа жизни. Ведущая роль в этом процессе принадлежит университетам как одному из главных институтов социализации молодёжи.

Эффективной технологией формирования экологической культуры в молодёжной среде является привлечение студентов и сотрудников университета к самостоятельной реализации проектов в области экологии и устойчивого развития в рамках внеучебной работы. Реализация таких проектов не только содействует общей экологизации образования, но и формирует соответствующие навыки и привычки у широкого круга лиц. В статье рассматриваются основные направления экологизации университетов, зарубежный опыт внедрения концепции «зелёного кампуса» и представляется практика реализации студенческих проектов в области экологии и устойчивого развития на базе российских университетов. Особый акцент делается на возможностях и преимуществах экологизации российских вузов за счёт поддержки и развития студенческих инициатив.

Ключевые слова: экологическая культура, устойчивое развитие, экологизация университетов, «зелёный кампус», эколого-просветительская деятельность, студенческий фестиваль «ВузЭкоФест»

Для цитирования: Евсеева А.И. «ВузЭкоФест» как практика развития экологической культуры студентов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 5. С. 96-103.

Экологизация образования и устойчивое развитие

Сто лет развития, ориентированного на экономический рост без должного внимания к ограниченным способностям природы к восстановлению, привели к целому ряду серьёзных глобальных последствий. Изменения климата, атмосферные загрязнения и сокращение биоразнообразия - это лишь некоторые из них. В таких условиях одной из ключевых задач мирового масштаба становится переход к модели устойчивого развития (УР). Но решение этой задачи невозможно без формирования в обществе новой культуры взаимоотношений людей с окружающей средой. Речь идёт как о ежедневных привычках,

так и об общей экологической грамотности будущих специалистов. При этом важно обеспечить студентов не только адекватными представлениями об экологических рисках и современными знаниями о «зелёных» технологиях, но и глубокой верой в возможности альтернативного пути развития. Прилагая систематические усилия к повышению экологической грамотности студентов разных специальностей, университеты могут стать ключевым институтом развития в обществе экологической культуры.

В данной статье представлен опыт формирования экологической среды в университетах на примере проведения ежегодного студенческого фестиваля в области экологии и

устойчивого развития «ВузЭкоФест»1, а также обозначены возможности и перспективные направления экологизации университетов за счёт активизации и поддержки деятельности инициативного студенческого актива.

Зарубежный опыт экологизации университетов

Одним из инструментов формирования экологической среды в вузе является концепция «зелёного университета», или «зелёного кампуса» (от англ. green campus), которая подразумевает внедрение принципов устойчивого развития в организационную, образовательную и внеобразовательную деятельность вуза. Такой комплексный подход позволяет не только повысить уровень экологической культуры обучающихся, но и улучшить качество их жизни. Р. Тияраттанчай и Н.М. Хол-лманн отмечают, что студенты и сотрудники университетов, реализующих концепцию «зелёного кампуса», больше удовлетворены качеством жизни в студенческом городке, чем их коллеги из обычных университетов [1]. Так как университет, по сути, является небольшим городом со своим коммунальным хозяйством, транспортной инфраструктурой и энергетической системой, ещё одной функцией «зелёного кампуса» становится апробирование на базе университета инноваций в сфере УР, которые впоследствии могут быть масштабированы в городах [2].

Выделяется два основных подхода к формированию и реализации «зелёной» повестки в университетах: «сверху» (top-down) - в виде задач от руководства - и «снизу» (bottom-up) - в качестве инициативы студентов и сотрудников. Подход «сверху» подразумевает институционализацию принципов УР в деятельности университета, которая может достигаться за счёт их включения в стратегические документы, назначения менеджера по устойчивому развитию или формирования отдельного функционального подраз-

1 Официальный сайт фестиваля «ВузЭкоФест». URL: https://www.vuzecofest.ru/

деления. Так, в Центрально-Европейском университете (Венгрия) за устойчивое развитие отвечает профильный консультативный комитет, в который входят члены администрации и представители студенческих объединений2. В Копенгагенском университете помимо стратегии разработан набор индикаторов, позволяющих отслеживать динамику «экологического следа» вуза3. При этом институционализация не является обязательным условием для реализации в вузе соответствующих проектов. Исследование 35 университетов из 7 стран мира показало, что проекты в области экологии и УР реализуются во всех вузах, хотя официальная политика УР действует только в 60% из них. Разумеется, в университетах, принявших официальную политику, реализуется больше соответствующих инфраструктурных проектов, проводится больше местных и региональных мероприятий и внедряется больше образовательных программ3[3].

Подход «снизу» состоит в том, что студенты и сотрудники реализуют проекты в области УР по собственной инициативе. Так, в Маастрихтском университете (Нидерланды) за устойчивое развитие отвечает «зелёный офис», организованный небольшой группой студентов4. Сегодня аналогичные «офисы» действуют в 27 вузах из шести стран мира, они составляют сеть по обмену лучшими студенческими практиками в этой области. Обязательным условием успешности таких проектов является своевременная поддержка администрации. Как отмечает Ирландский комитет «зелёных кампусов», поддержка студентов и сотрудников в самостоятель-

2 Официальный сайт Центрально-Европейского университета. URL: https://www.ceu.edu/ campus/sustainable

3 Официальный сайт Копенгагенского университета, раздел «Зелёный кампус». URL: http:// greencampus. ku.dk/strategy2020/

4 Официальный сайт «Зелёного офиса» Маастрихтского университета. URL: https://www. greenofficemaastricht.nl/about

ном планировании и проведении кампаний в области устойчивого развития является первым шагом к созданию в вузе «зелёного кампуса»5. Копенгагенский университет также подчеркивает ключевую роль студентов и сотрудников в процессе экологизации, поскольку именно их ежедневные привычки главным образом определяют степень и характер воздействия вуза на окружающую среду6. Таким образом, современный университет должен стать площадкой для реализации экологических проектов для всех, кто хочет внести личный вклад в защиту окружающей среды. Основные направления деятельности по экологизации зарубежных университетов представлены в таблице 1.

Очевидно, что все перечисленные направления требуют поддержки и участия руководства вузов. Проведённые исследования в зарубежных вузах показывают, что большинство студентов и сотрудников не только считают, что необходимо принятие стратегии УР в вузах [4], но также готовы лично участвовать в инициативах в этой области [5]. Российская практика также подтверждает, что студенты и сотрудники, сами проявляющие интерес к деятельности в области УР, при согласии администрации могут успешно курировать такие проекты: от проведения небольших тематических мероприятий до организации раздельного сбора отходов на факультете7. Поскольку поддержка таких проектов, основанных на личной инициативе, не требует существенных финансовых вложений, она может стать основой для системной экологизации вузов.

5 Официальный сайт Ирландского комитета «Зелёных кампусов». URL: https://ulgreencampus. com/the-seven-steps-to-a-green-flag/

6 Официальный сайт Копенгагенского университета, раздел «Зелёный кампус». URL: http:// greencampus.ku.dk/engagement_and_collaboration/

7 Интернет-издание РБК. «Зелёные» студен-

ты. 2017. Вып. №2. URL: http://www.rbcplus.ru/ news/5a383e9f7a8aa95f5690f3e2

«Зелёный университет» в России

Одним из примеров студенческих экологических инициатив в России является ежегодный межуниверситетский фестиваль «ВузЭкоФест», членом команды, а впоследствии руководителем которого являлся автор данной статьи. Фестиваль «ВузЭкоФест» - это молодёжный проект по продвижению концепции «зелёных университетов» в России. Впервые он состоялся в 2015 г. по инициативе А. Окороч-ковой и П. Кирюшина - студентки и преподавателя МГУ имени М.В. Ломоносова. В первый год в нём приняли участие 10 университетов Москвы. Основанный на идее студенческой самоорганизации и межуниверситетского взаимодействия, фестиваль с каждым годом привлекал внимание всё большего количества вузов. Так, в 2016 г. в нём приняли участие 25 университетов из Москвы и Санкт-Петербурга, в 2017 г. - 50 университетов из 15 регионов России8.

Миссией фестиваля является содействие внедрению принципов устойчивого развития в деятельность университетов за счёт формирования запроса на экологическую среду «снизу» - со стороны студентов и рядовых сотрудников. В этих целях в течение одной недели в году в вузах-участниках фестиваля проводятся эколого-просветительские мероприятия. При этом задача по их проведению возлагается на координатора фестиваля в вузе. В основном координаторами выступают студенты, в редких случаях - преподаватели и сотрудники. На протяжении всей подготовки организационный комитет фестиваля оказывает участникам координационную и информационную поддержку, в частности:

- проводит общие встречи координаторов, за счёт чего формируется межуниверситетское сообщество эколидеров, способствующее обмену опытом и межвузовскому сотрудничеству;

8 Информацию о вузах-участниках можно найти на официальном сайте фестиваля «ВузЭкоФест». URL: http://www.vuzecofest.ru/

Таблица 1

Основные направления экологизации зарубежных университетов Main directions of greening foreign universities

Направления Цели Примеры действий

Популяризация и развитие культуры Формирование ежедневных привычек экологичного образа жизни Проведение публичных эколого-просветитель-ских мероприятий; акций по раздельному сбору отходов; кампании по здоровому образу жизни; дни здорового питания в столовых; пропаганда устойчивых форм мобильности (ходьбы, велосипеда, общественного транспорта); информирование студентов и сотрудников о целях университета в области устойчивого развития и обучение навыкам, необходимым для их достижения

Внедрение образовательных программ и поддержка профильных научных исследований Содействие исследованиям и разработкам в области экологии и устойчивого развития и их последующему внедрению Включение дисциплин в области экологии и устойчивого развития в образовательные программы; поощрение профильных научных работ и разработок; создание условий для апробации разработок и инноваций

Создание и поддержание инфраструктуры Сокращение вклада университета в нагрузку на окружающую среду за счёт повышения эффективности обращения с отходами, расходования энергии и создания условий для ведения экологичного образа жизни Создание инфраструктуры для раздельного сбора отходов; создание пунктов приёма макулатуры, батареек, ламп, старой техники, ненужной одежды и пр. для последующей переработки; оборудование велоинфраструктуры (велопарковок и велодорожек на территории кампуса); повышение ресурсоэффективности (замена ламп на энергосберегающие, установка датчиков движения, сенсоров отключения воды и т.д.)

Сотрудничество Обмен опытом по достижению целей устойчивого развития с другими университетами, в т.ч. зарубежными Достижение синерге-тического эффекта от реализации совместных проектов с государственными организациями, некоммерческими и бизнес-структурами, местным сообществом Реализация совместных проектов с государственными организациями, некоммерческими и бизнес-структурами и местным сообществом; участие в тематических международных мероприятиях; освещение деятельности университета в области устойчивого развития и открытая публикация достигнутых результатов

Институционализация Документальное закрепление принципов устойчивого развития для их системного применения Принятие «зелёных» стандартов для нового строительства и эксплуатации зданий; назначение менеджера по устойчивому развитию в административной структуре; создание подразделения, ответственного за устойчивое развитие; принятие стандартов «зелёных» закупок (напр., отказ от одноразовых салфеток, пластиковых стаканчиков, порционных соли и сахара в индивидуальной упаковке)

- организует тренинги по проектному менеджменту в области экологии и устойчивого развития;

- осуществляет работу по привлечению партнёров из бизнеса и государственного сектора, оказывающих вузам поддержку;

- проводит регулярную информационную рассылку новостей в области экологии и

устойчивого развития, способствуя их включению в повестку деятельности вузов.

За три года был накоплен широкий спектр форматов мероприятий, организованных студентами и сотрудниками вузов в рамках эколого-педагогической внеучеб-ной работы. К примеру, в ГУУ в 2017 г. были проведены дискуссионный форум «Эколо-

Таблица 2

Форматы эколого-просветительских мероприятий, которые могут быть организованы студентами на базе университетов

Formats of university-based ecological and educational activities that can be organized by students

Формат мероприятия Цели и задачи Проведённые мероприятия в рамках фестиваля ВузЭкоФест

Акции по сбору вторсырья Практическое обучение принципам раздельного сбора и сортировки отходов Акция по сбору макулатуры (БГТУ им. Шухова, 2017) Сбор одежды на благотворительность и переработку (РГГУ, 2017)

Велоквесты Продвижение активного образа жизни и устойчивых форм мобильности Популяризация велосипеда в качестве ежедневного транспорта Межуниверситетская акция «На учёбу на велосипеде» (ВузЭкоФест, 2016) Велопробег (БГТУ, 2017) Межуниверситетский велоквест (ВузЭкоФест, 2017)

Благотворительные ярмарки Поддержка местного бизнеса, привлечение внимания к локальной экологичной продукции Ярмарка хенд-мейда (РГГУ, 2017)

Лекции,дискуссии и мастер-классы Популяризация научных работ и разработок в области устойчивого развития Лекция от компании «Экотехнологии» по теме: "Waste management: проблемы раздельного сбора отходов в России" (МИФИ, 2017) Мастер-класс по росписи экосумок (ВШЭ, 2017)

Кинопоказы Привлечение внимания широкой аудитории к проблемам экологии и устойчивого развития Кинопоказ экологических короткометражек (РГГУ, 2016)

Кейс-чемпионаты Развитие профессиональных навыков и компетенций в области устойчивого развития Межуниверситетский кейс - чемпионат по разработке экологической стратегии Москвы (ВузЭкоФест, 2016) Вечер по решению кейсов в области устойчивого развития (МГУ, 2016)

Посадки деревьев и кустарников Персональное вовлечение в работу над сохранением и восстановлением окружающей среды Академия по посадке деревьев для школьников в парке Покровское-Стрешнево (ВузЭкоФест, 2017) Высадка аллеи дубов в БГТУ им. Шухова (ВузЭкоФест-2017)

Субботники Персональное вовлечение в работу над сохранением и восстановлением окружающей среды Субботник в МосГУ (ВузЭкоФест, 2017) Студенческие Чистые игры в Битцевском лесопарке (ВузЭкоФест, 2017)

Экоквесты Развитие практических навыков для ведения экологичного образа жизни на бытовом уровне Экоквест для школьников (ВузЭкоФест, 2017)

Выставки Привлечение внимания широкого круга лиц к экологическим проблемам через демонстрацию наглядных материалов -фотографий, макетов, поделок Конкурс фотографий природы и выставка лучших работ в ГУУ (ВузЭкоФест, 2017)

гические диалоги», круглый стол «Waste management», конкурс фотографий природы и выставка лучших работ; в МГУ им. М.В. Ломоносова - акция по раздельному сбору отходов, экологический квест, семинар «Экостиль жизни» и акция «Оставь свой

экослед»; в БГТУ им. Шухова - велопробег, высадка аллеи дубов на территории кампусов, кинолекторий «Проблема отходов» и акция по сбору и переработке макулатуры. В таблице 2 приведены форматы и примеры мероприятий.

По результатам фестиваля «ВузЭко-Фест-2017» был проведён опрос координаторов из 40 российских университетов. 80% респондентов отметили, что фестиваль способствовал повышению интереса студентов и сотрудников вуза к экологичному образу жизни. Несмотря на то, что мероприятия прошли во всех университетах, важно отметить, что наиболее успешные из них состоялись в вузах, где администрация одобряла и поддерживала экологические инициативы. В 2017 г. администрация принимала активное участие в организации мероприятий наряду со студентами в 11 вузах (28%); оказывала поддержку организаторам - в 18 вузах (45%); никак не участвовала - в шести вузах (15%); препятствовала проведению мероприятий -в двух вузах (5%). Ещё в двух вузах администрация начала поддерживать студентов-организаторов на второй год участия в фестивале. Кроме того, в 13 университетах при активной административной поддержке удалось на постоянной или долговременной основе внедрить некоторые инфраструктурные решения, такие как контейнеры для раздельного сбора отходов, макулатуры и батареек.

Благодаря проведению открытых мероприятий вузы получают возможность стать центрами устойчивого развития в масштабе городов и регионов. Популярность темы экологии и устойчивого развития растёт, поэтому соответствующие мероприятия привлекают интерес не только городских жителей, но и крупного бизнеса, государственных органов и СМИ. Это позволяет вузам не только развивать экологическую культуру среди студентов и сотрудников, но и решать ряд дополнительных задач, в том числе:

• привлекать абитуриентов;

• развивать сотрудничество с бизнесом и государственными органами;

• формировать имидж социально ответственного вуза;

• повышать узнаваемость бренда вуза за счёт освещения мероприятий в СМИ.

Для привлечения абитуриентов наиболее интересны мероприятия, ориентированные

на школьников. На фестивалях наибольшей популярностью пользовались интерактивные мероприятия, связанные со спецификой вуза. Так, в 2017 г. оргкомитетом «ВузЭкоФеста» и студентами Московского государственного университета леса была организована Академия по посадке деревьев для школьников в парке Покровское-Стрешнево9. Поддержку мероприятию оказали как органы власти, выделившие помещения для проведения Академии в парке и инвентарь для посадки, так и профильный бизнес, предоставивший саженцы и сувениры для участников. Кроме того, в мероприятии приняли участие юные корреспонденты крупного городского издания, в котором оно получило подробное освещение.

С точки зрения развития сотрудничества с бизнесом и государственными органами интересными могут быть научно-популярные мероприятия, которые привлекают участие профильных экспертов и лидеров мнений. В качестве примера можно привести конференцию в области устойчивого развития, организованную в рамках «ВузЭко-Феста-2017» на экономическом факультете МГУ им. Ломоносова10. В рамках конференции учёные, госслужащие, предприниматели и студенты обсудили роль университетов в переходе к инновационному экологическому развитию и карьерные возможности в области экологии и устойчивого развития. В мероприятии приняли участие топ-менеджеры и специалисты крупных международных компаний, чиновники, занимающие руководящие посты в профильных департаментах

9 Организаторы ВузЭкоФеста приглашают студентов и школьников посадить сирень // Интернет-издание Recycle (19.04.17). URL: http:// recyclemag.ru/news/organizatoryi-vuzekofesta-priglashayut-studentov-i-shkolnikov-posadit-siren

10 Официальный сайт экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Конференция «Университеты XXI века - драйверы инновационного экологического развития». URL: https:// www.econ.msu.ru/science/bioeco/konferenciya_ universitety_XXI_veka_draivery_innovacionnogo_ ekologicheskogo_razvitiya/

Правительства Москвы и в Государственной Думе, а также молодые предприниматели, развивающие «зелёные» проекты. Например, представители государственных органов и академического сообщества выступили с докладами о возможностях экспертов и вузов влиять на государственную повестку в области устойчивого развития, а специалисты McKinsey и L'Oreal рассказали об экологических практиках международного бизнеса в России и запросе бизнеса на экологически грамотных специалистов.

Мероприятия, ориентированные на широкую аудиторию, повышают узнаваемость и имидж социально ответственного вуза. Примером такого рода мероприятий является цикл лекций «Зелёный город», прошедший в рамках фестиваля в НИУ ВШЭ в 2017 г.11. Предприниматели рассказывали о лучших практиках экологически ответственного бизнеса и делились личным опытом организации проектов «зелёной» индустрии в России. На одной из лекций waste-менеджер FIFA рассказал об опыте организации раздельного сбора отходов на предстоящих мероприятиях Чемпионата мира по футболу, которые пройдут в 2018 г. в 11 городах России.

Приведённые примеры демонстрируют высокий потенциал эколого-просветитель-ских мероприятий для создания новых моделей взаимодействия академического сообщества, бизнеса, власти и местного сообщества на благо устойчивого развития. Вузы могут стать центральным звеном этого процесса.

Выводы

Поддержка и развитие экологических инициатив студентов являются одним из перспективных направлений формирования в вузе экологической среды. Привлечение студентов к самостоятельному проведению эколого-просветительских мероприятий решает сразу несколько задач:

11 Официальный сайт НИУ ВШЭ. Цикл лекций «Зелёный город». URL: https://urban.hse.ru/ announcements/205544366.html

- способствует развитию лидерского потенциала молодёжи за счёт практического усвоения навыков проектного менеджмента;

- формирует в вузе экологическое сообщество, что способствует учёту экологических рисков при принятии разнообразных решений;

- способствует формированию и развитию культуры экологичного образа жизни и ответственного отношения к окружающей среде среди студентов и сотрудников;

- повышает узнаваемость и формирует имидж социально ответственного вуза, что способствует привлечению абитуриентов и развитию сотрудничества с бизнесом и властью.

Благодаря реализации проектов в области экологии и устойчивого развития университеты могут не только эффективно решать собственные операционные задачи, но и оказывать положительное влияние на уровень экологической культуры в обществе.

Литература

1. Tiyarattanachai R, Hollmann N.M. Green Campus initiative and its impacts on quality of life of stakeholders in Green and Non-Green Campus universities // Springerplus. 2016. Vol. 5, No. 84, Jan 27. P. 1-17. DOI: 10.1186/s40064-016-1697-4

2. Choi Y.J, Oh M.J, Kang J.H, Lutzenhiser L. Plans and Living Practices for the Green Campus of Portland State University // Sustainability. 2017. №9 (2). P. 252.

3. Leal Filho W, Brandli L, Becker D, et al. Sustainable Development Policies as Indicators and Pre-Conditions for Sustainability Efforts at Universities: Fact or Fiction? // International Journal of Sustainability in Higher Education. 2017. No. 19 (2). P. 85-113.

4. Chrysanthi B, Petreniti V, Skanavis C. Greening the campus intentions: a study of the University of the Aegean non-academic staff // International Journal of Sustainability in Higher Education. 2017. Vol. 18. Issue: 4. P. 520-532.

5. Emanuel R., Adams J.N. College students' perceptions of campus sustainability // International Journal of Sustainability in Higher Education. 2011. № 12 (1). P. 79-92.

Статья поступила в редакцию 24.03.18 Принята к публикации 16.04.18

«VuzEcoFest» as a Practice ofEcological Culture Development among Students

Anastasia I. Evseeva - PhD Student, Visiting researcher, e-mail: nastasiya.evseeva@gmail.com Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia Technical University of Dresden, Germany Address: Helmholtzstr, 10, 01069, Dresden, Germany

Abstract. One of the tasks, for transition to sustainable development, is the formation of a new culture of relationships between people and the environment - the culture of eco-friendly lifestyle. Being one of the main institutions for socialization of youth, universities play a leading role in this process. Involvement of students and university staff in the implementation of ecological projects in the framework of extracurricular work can encourage the formation of eco-friendly culture. The implementation of such projects not only contributes to overall greening of education, but also forms appropriate skills and habits of eco-friendly lifestyle among a wide range of people. The article focuses on the main directions of greening of universities, introduces the foreign experience of "green campus", and represents the experience of implementing student projects in the field of ecology and sustainable development in Russian universities. Particular emphasis is placed on the opportunities and benefits of greening Russian universities by supporting and developing student initiatives. Inter-university festival «VuzEcoFest» is the example of student initiatives in the sphere of ecology. It is a youth project for the promotion of conception of green universities.

Keywords: ecological culture, sustainable development, greening universities, ecological activities, «green campus», student festival «VuzEcoFest»

Cite as: Evseeva, A.I. (2018). [«VuzEcoFest» as a Practice ofEcological Culture Development among Students]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 5, pp. 96-103. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Tiyarattanachai, R., Hollmann, N. M. (2016). Green Campus Initiative and Its Impacts on Quality of Life of Stakeholders in Green and Non-Green Campus Universities. Springerplus. Vol. 5, no. 84, pp. 1-17. DOI: 10.1186/s40064-016-1697-4

2. Choi, Y.J., Oh, M.J., Kang, J.H., Lutzenhiser, L. (2017). Plans and Living Practices for the Green Campus of Portland State University. Sustainability. No. 9 (2), p. 252.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Leal Filho, W., Brandli, L., Becker, D., et al. (2017). Sustainable Development Policies as Indicators and Pre-Conditions for Sustainability Efforts at Universities: Fact or Fiction? International Journal of Sustainability in Higher Education. No. 19 (2), pp. 85-113.

4. Chrysanthi, B., Petreniti, V., Skanavis, C. (2017). Greening the Campus Intentions: A Study of the University of the Aegean Non-Academic Staff. International Journal of Sustainability in Higher Education. Vol. 18. Issue 4, pp. 520-532.

5. Emanuel, R., Adams, J.N. (2011) College students' perceptions of campus sustainability. International Journal of Sustainability in Higher Education. No. 12 (1), pp. 79-92.

The paper was submitted 24.03.18 Accepted for publication 16.04.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.