Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ: КОНЦЕПЦИИ И ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ. ЧАСТЬ 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ: КОНЦЕПЦИИ И ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ. ЧАСТЬ 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТЫ / КОНЦЕПЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЦУР ООН / РЕЙТИНГИ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (ОУР) / UNIVERSITIES / CONCEPT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / THE UN SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS (SDGS) / RATINGS / EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT (ESD)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краковецкая Инна Валентиновна, Воробьева Екатерина Сергеевна, Далибожко Анастасия Игоревна

Статья продолжает цикл работ, посвященных исследованию роли университетов в современном обществе. Представлены результаты, достигнутые зарубежными и российскими университетами в рейтинговых системах, оценивающих вклад высших учебных заведений в устойчивое развитие. Результаты, полученные в ходе проведения анализа, подтверждают предположение о том, что высшие учебные заведения России активно включились в процесс формирования концепции устойчивого университета и вносят значительный вклад в реализацию Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН. На основе примера зарубежных и отечественных практик внедрения концепции устойчивого развития образования в стратегию современных университетов обосновывается необходимость формирования в России устойчивых университетских кампусов, позволяющих более эффективно решать актуальные мировые проблемы. Результаты данного исследования могут быть интересны органам власти и управления, руководящему составу университетов, научным сотрудникам, аспирантам российских и зарубежных вузов, преподавателям, а также всем интересующимся вопросами образования для устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краковецкая Инна Валентиновна, Воробьева Екатерина Сергеевна, Далибожко Анастасия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF UNIVERSITIES: CONCEPTS AND APPROACHES TO EVALUATION. PART 2. METHODOLOGICAL AND PRACTICAL ASPECTS

The article continues the series of works devoted to the study of the role of universities in modern society. The results achieved by foreign and Russian universities in rating systems that assess the contribution of higher education institutions to sustainable development are presented. The results obtained during the analysis confirm the assumption that higher education institutions in Russia are actively involved in the process of forming the concept of a sustainable university and make a significant contribution to the implementation of the UN Sustainable Development Goals (SDGs). Based on the example of foreign and domestic practices of implementing the concept of sustainable development of education in the strategy of modern universities, the authors substantiate the need to form sustainable university campuses in Russia which allow to solve current world problems more effectively. The results of this study may be of interest to authorities and management, university management, researchers, postgraduates of Russian and foreign universities, teachers, as well as to all those interested in education for sustainable development.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ: КОНЦЕПЦИИ И ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ. ЧАСТЬ 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

Краковецкая И.В.1, Воробьева Е.С.2, Далибожко А.И.1

1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия

2 Северский технологический институт — филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»», Северск, Томская область, Россия

Устойчивое развитие университетов: концепции и подходы к оценке.

Часть 2. Методологические и практические аспекты

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Краковецкая И.В., Воробьева Е.С., Далибожко А.И. Устойчивое развитие ^ университетов: концепции и подходы к оценке. Часть 2. Методологические и практические аспекты // Креативная экономика. — 2020. — Том 14. — № 3. — С. 313-332. doi: 10.18334/ce.14.3.100556

с

АННОТАЦИЯ:

Статья продолжает цикл работ, посвященных исследованию роли универ-

ситетов в современном обществе. Представлены результаты, достигнутые то зарубежными и российскими университетами в рейтинговых системах, оценивающих вклад высших учебных заведений в устойчивое развитие. Результаты, полученные в ходе проведения анализа, подтверждают предположение о том, что высшие учебные заведения России активно включились в процесс формирования концепции устойчивого университета и вносят значительный вклад в реализацию Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН. На основе примера зарубежных и отечественных практик внедрения концепции устойчивого развития образования в стратегию современных университетов обосновывается необходимость формирования в России устойчивых университетских кампусов, позволяющих более эффективно решать актуальные мировые проблемы. Результаты данного исследования могут быть интересны органам власти и управления, руководящему составу университетов, научным сотрудникам, аспирантам российских и зарубежных вузов, преподавателям, а также всем интересующимся вопросами образования для устойчивого развития.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: университеты, концепция, устойчивое развитие, ЦУР ООН, рейтинги, образование для устойчивого развития (ОУР)

fe

КГЕАТк\ВЬАС ЭКОНОМИЯ.*

ОБ АВТОРАХ_

Краковецкая Инна Валентиновна, доцент кафедры стратегического менеджмента и маркетинга, кандидат экономических наук, доцент (inna_krakov@mail.ru)

Воробьева Екатерина Сергеевна, доцент кафедры экономики, финансов и менеджмента, кандидат экономических наук, доцент (ESVorobyeva@mephi.ru)

Далибожко Анастасия Игоревна, менеджер офиса (деканата) программ для руководителей, МВА (anastasia.dalibozhko@gmail.com)

Krakovetskaya I.V.1, Vorobeva E.S.2, Dalibozhko A.I.1

1 National Research Tomsk State University, Russia

2 Seversk Technological Institute — Branch of State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education «National Research Nuclear University "MEPhl"», Tomsk Region, Russia

1Л 1Л

Sustainable development of universities: concepts and approaches to evaluation.

Part 2. Methodological and practical aspects

CITE AS:

Krakovetskaya I.V., Vorobeva E.S., Dalibozhko A.I. (2020) Ustoychivoe razvitie universitetov: kontseptsii i podkhody k otsenke. Chast 2. Metodologicheskie i prakticheskie aspekty [Sustainable development of universities: concepts and approaches to evaluation. Part 2. Methodological and practical aspects]. Kreativnaya ekonomika. 14. (3)- 313-332. doi: 10.18334/ce.14.3.100556

ABSTRACT:

The article continues the series of works devoted to the study of the role of universities in modern society. The results achieved by foreign and Russian universities in rating systems that assess the contribution of higher education institutions to sustainable development are presented. The results obtained during the analysis confirm the assumption that higher education institutions in Russia are actively involved in the process of forming the concept of a sustainable university and make a significant contribution to the implementation of the UN Sustainable Development Goals (SDGs). Based on the example of foreign and domestic practices of implementing the concept of sustainable development of education in the strategy of modern universities, the authors substantiate the need to form sustainable university campuses in Russia which allow to solve current world problems more effectively. The results of this study may be of interest to authorities and management, university management, researchers, postgraduates of Russian and foreign universities, teachers, as well as to all those interested in education for sustainable development.

KEYWORDS: universities, concept, sustainable development, the UN Sustainable Development Goals (SDGs), ratings, education for sustainable development (ESD)

JEL Classification: I23, I25, I26

Received: 14.02.2020 / Published: 31.03.2020 © Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Krakovetskaya I.V. (inna_krakov@mail.ru)

ФИНАНСИРОВАНИЕ:_

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта № 18-010-00340 «Бизнес-модель компаний как основа формирования общих ценностей и социального капитала».

Введение

Высшие учебные заведения многих стран мира уже внесли свой вклад в образование для устойчивого развития. Современные системы оценки и ранжирования вузов — это платформы для общения и передачи знаний. Поэтому определение университетов-лидеров как на мировом, так и на региональном и национальном уровне дает возможность изучения лучших практик и мотивирует другие вузы на движение по пути устойчивого развития. Целью исследования является анализ методологических подходов к измерению вклада университетов в устойчивое развитие общества и практик внедрения концепции образования для устойчивого развития (ОУР) в модели управления российскими и зарубежными университетами.

h-

Подходы к оценке устойчивого развития университетов |

В настоящее время актуальной задачей является разработка объективного и 8 прозрачного инструментария оценки вузов по показателям устойчивого развития. В данном исследовании предпринята попытка анализа существующих подходов к оценке устойчивого развития высших учебных заведений.

STARS (The Sustainability, Tracking, Assessment and Rating System)

Система ранжирования вузов по показателям устойчивости STARS (The Sustainability, Tracking, Assessment and Rating System) представляет собой прозрачную систему самообследования вузов, которая измеряет показатели устойчивости более 700 колледжей и университетов в 21 стране мира.

STARS с 2010 года всесторонне измеряет устойчивость во всех сферах высшего образования с помощью показателей отчетности, в частности от академических (учебные планы, исследование) до операционных (климат, энергия, вода, питание, инфраструктура, транспорт, отходы), а также вовлеченность студентов, инновации и лидерство, планирование и администрирование. Это позволяет учреждениям сравнивать свои результаты и стимулирует изменения благодаря общественному признанию.

Учреждения оцениваются на основании подсчета общего балла, путем суммирования оценок по кредитам (показателям), в результате получают бронзовые, серебряные, золотые или платиновые «звезды». Каждая звезда — это показатель лидерства в области устойчивого развития.

В 2015 году Колорадский государственный университет — Форд Коллинз стал первым вузом, получившим платиновую звезду в рейтинговой системе STARS (оценка звезды 85,29), в 2017 году Стэнфордский университет и Университет Нью-Гемпшира также вошли в платиновый рейтинг [1].

1Л 1Л

Рейтинг QS I GAUGE Rating System

Рейтинговая система «QS I GAUGE» — это результат сотрудничества между о, QS Quacquarelli Symonds Ltd. из Великобритании и индийским фондом ERA, eg в ходе которого было создано совместное предприятие «QS-ERA India Private Limited». Основой данного рейтинга явилась система рейтинговой оценки вузов QS STARS, которая была адаптирована для отражения национальной специфики динамичного индийского сектора высшего образования. Важным условием новой рейтинговой системы является сохранение строгих стандартов качества, которые являются визитной карточкой бренда QS.

Методология рейтинга «QS I GAUGE» представлена 7 базовыми критериями (1200 баллов) и 5 дополнительными критериями (200 баллов). Примечательно, что в состав базовых критериев входит индикатор «социальная ответственность», который оценивается по следующим показателям:

Механизмы/системы социальной вовлеченности — доля студентов, активно участвующих в NCC, NSS, Красном Кресте, Эко-клубе и других социально значимых организациях и мероприятиях.

Работа с населением — Общее число мероприятий, проведенных учащимися вуза по обогащению знаниями населения (кол-во мероприятий в год/ численность учащихся).

Признание и достижения за социальное развитие вуза — награды/медали/ благодарности, полученные вузом за социальное развитие (за последние 5 лет).

Воздействие на окружающую среду — начисление баллов за каждую из активных политик: устойчивое развитие (зеленый сертификат), энергосбережение, водосбережение, транспорт, переработка отходов.

Несомненным достоинством методологии рейтинговой системы «QS I GAUGE» является объективность (значительный объем количественных показателей), целостность и прозрачность. По итогам оценки, высшие учебные заведения относят к «алмазной», «золотой» или «серебряной» лиге. Индикатор «социальная ответственность» является очень важным для работы высших учебных заведений Индии. Возможность рейтинговой системы увидеть результаты оценки не только в целом, но и в разрезе отдельных индикаторов, позволяет оценить вклад вуза в устойчивое развитие [2].

Рейтинг WUR (Green Metric World University Ranking)

Университет Индонезии (UI) в 2010 г. инициировал создание всемирного рейтинга университетов, направленного на оценку приверженности высших учебных заведений идеям устойчивого развития общества и формированию «зеленой» инфраструктуры университетских кампусов. Сегодня этот рейтинг

широко известен как всемирный рейтинг университетов UI GreenMetric (UI GreenMetric World University Rankings). Его цель — количественная оценка усилий по поддержанию устойчивости (экологичности) кампусов. Являясь платформой для обмена передовыми знаниями и опытом, рейтинг UI GreenMetric направлен на привлечение всех стейкхолдеров к решению задач по устойчивому развитию университетов — ключевых элементов общества будущего.

В 2019 г. в рейтинге участвовало 780 университетов из 89 стран мира. От России в рейтинге приняли участие 46 вузов.

Оценка университетов представлена шестью индикаторами: удобство инфраструктуры, транспортная политика, программы по переработке отходов, использование энергоэффективных технологий, сохранение водных ресурсов, а также образование в сфере устойчивого развития. Индикаторы оценки и весовые коэффициенты приведены на рисунке 1.

Оценка для каждого элемента является количественной, чтобы данные могли обрабатываться статистически. Оценивание походит простым подсчетом баллов (в соответствии с количественной оценкой показателя) или присуждением оценки за выбор ответа из определенной градации.

В инструментарий рейтинга UI GreenMetric World University Rankings входит: общемировой (институциональный) рейтинг; региональный рейтинг (Европа, Азия, Африка, Северная Америка, Южная Америка и Океания);

Е о с о

и

ш .>

'+->

го ш

Рисунок 1. Индикаторы и весовые коэффициенты рейтинга UI GreenMetric World University Rankings

Источник: составлено авторами по: https://greenmetric.ui.ac.id/

рейтинг по странам; рейтинг по индикаторам (образование и исследования, окружение и инфраструктура, энергия и изменение климата, отходы и вода); рейтинг по различным категориям университетского кампуса («городской», «в центре города», «высотные здания», «пригородный» и «в сельской местности»). Также в рамках методологии данного рейтинга можно провести срав-

<т> гч о> ю

§> нение университетов

В таблице 1 представлены конкурентные позиции вузов — мировых лиде-¡¿2 ров рейтинга UI GreenMetric World University Rankings.

Анализ результатов, представленных в таблице 1, показывает, что в институциональном рейтинге UI GreenMetric World University Rankings лидирующие позиции занимают такие страны, как Нидерланды (1, 7 и 8-е места), Великобритания (2, 4, 5 и 10-е места), США (3-е место) и Германия (6-е место).

Анализ рейтинга самых «зеленых» университетских кампусов позволил выделить лидеров в разных категориях [3].

— Городской университетский кампус

Лидируют вузы Великобритании: Ноттингемский университет (1-е место), Ноттингем Трент университет (2-е место), а также Нидерландов — университет Гронингена (3-е место). Университет РУДН из России занимает 14-е место.

— Кампус университета «в центре города»

Ведущие конкурентные позиции также занимают вузы Великобритании — Оксфордский университет (1-е место), Нидерландов — Лейденский университет (2-е место) и Италии — университет Болоньи (3-е место). Ставропольский государственный аграрный университет из России занимает в этой категории 27-е место.

— Университетский кампус в высотных зданиях

Каледонский университет Глазго — британский вуз в Шотландии, занимает 1-е место. Второе место — у Национального Тайбэйского технологического университета (Тайвань), а 3-е место — у Азербайджанского университета архитектуры и строительства. Рубцовский индустриальный институт — филиал Алтайского государственного университета им И.И. Ползунова из России занимает 5-е место.

— Пригородный университетский кампус

Лидерство в этой категории принадлежит Университету и научному центру Вагенингена из Нидерландов. Второе место занимает Калифорнийский университет в Дэвисе из США. На третьем месте — университет Бангора из Великобритании.

Таблица 1

Топ-10 вузов рейтинга UI GreenMetric World University Rankings за 2019 год

OJ ID

Ранг ВУЗ Страна Общий балл Окружение и инфраструктура Энергия и изменение климата Отходы Вода Транспорт Образование и исследования

1 Вагенингенский университет и науч-но-исследователь-ский центр Нидерланды 9075 1 125 1800 1800 1000 1 550 1800

2 Оксфордский университет Великобритания 9000 1200 1800 1800 1000 1625 1 575

3 Калифорнийский университет в Дэвисе США 8850 1300 1650 1725 1000 1 525 1625

4 Ноттингемский университет Великобритания 8750 1250 1525 1800 925 1 525 1725

5 Ноттингемский Трентский университет Великобритания 8700 1200 1675 1800 700 1 525 1800

6 Трирский университет прикладных наук (кампус Биркен-фельд) Германия 8625 975 1775 1500 1000 1625 1725

7 Лейденский университет Нидерланды 8475 650 1850 1725 1000 1750 1 500

8 Университет Гронин-гена Нидерланды 8475 925 1575 1800 100 1 525 1650

9 Университетский колледж Корка Ирландия 8375 900 1750 1725 775 1650 1 575

10 Университет Бангора Великобритания 8350 1025 1675 1725 425 1700 1800

7\ "О

a) ш

ro л

ш n ш A О Л О

NJ О NJ О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш "D

Источник: составлено авторами по: https://greenmetric.ui.ac.id/

creativeconomy.ru

I

от гч от ю

от от

1Л 1Л

— Университетский кампус в сельской местности

Первое место занимает Трирский университет прикладных наук (Германия). Второе место — у Университета Коннектикут (США), а 3-е место принадлежит университету Сассекса (Великобритания). Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского из России занимает 15-е место.

Лидерство по представленности университетов в рейтинге принадлежит Индонезии (72 вуза), России (46 вузов), Турции (43 вуза), Таиланду (37 вузов), США (34 вуза). Удивительно, что Китайскую Народную Республику в этом рейтинге представляют всего 2 вуза — Вэйфанский технологический институт и Шанхайский университет Цзянь Цяо.

На рисунке 2 представлены результаты оценки российских вузов в институциональном рейтинге UI GreenMetric World University Rankings.

Лидер российских вузов, входящий в топ-100 рейтинга UI GreenMetric WUR — это Российский университет дружбы народов (РУДН), где был создан первый в России экологический факультет.

Рисунок 2. Конкурентные позиции российских университетов в рейтинге UI GreenMetric World University Rankings за 2019 г. Источник: составлено авторами по: https://greenmetric.ui.ac.id/

Е

Российский университет дружбы народов повысил свои конкурентные позиции в рейтинге по отношению к результатам 2018 года и по праву заслужил статус самого «зеленого» вуза России. Высокий результат обеспечивается значительным конкурентным потенциалом РУДН в сфере образования для устойчивого развития (ОУР).

Сегодня РУДН — это ведущий национальный исследовательский университет России, развивающий программы по сохранению морской среды и экосистем суши, по охране видов и отдельных популяций исчезающих и охраняемых животных, реабилитации агро- и индустриальных ландшафтов, устойчивому природопользованию в целом. В вузе с 2012 года формируется экологическая культура ответственного потребления и бережного отношения к окружающей среде. Пионерами этого движения выступили студенты-экологи. Сегодня на университетском кампусе осуществляются программы по раздельному сбору мусора; энерго- и ресурсосбережению; поддержанию о зеленой зоны кампуса и другие проекты [4].

Международное сотрудничество также помогает РУДН приобретать ценный опыт соратников — приверженцев идей устойчивого развития. Так, на базе РУДН был организован рабочий семинар «Методология рейтинга "UI GreenMetric World University"» для российских университетов и 1-й тур по кампусам университетов устойчивого развития мира во главе с председателем UI GreenMetric, профессором Рири Фитри Сари [5].

В топ-200 UI GreenMetric World University Rankings за 2019 входят Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ) (133-е место) и Сибирский федеральный университет (СФУ) (179-е место).

Также заметно продвинулись в рейтинге Ставропольский государственный аграрный университет (СГАУ) — 215-е место; Воронежский государственный университет (ВГУ) — 223-е место, Иркутский государственный аграрный университет (ИГАУ) — 224-е место, Университет Минина (НГПУ) — 279-е место, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева (ОГУ) — 298-е место, Российский государственный аграрный университет — Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева (РГАУ) — 317-е место, Томский политехнический университет (ТПУ) — 332-е место, Петрозаводский государственный университет (ПГУ) — 363-е место, Пермский государственный университет (ПерГУ) — 365-е место, Донской государственный технический университет (ДГТУ) — 386-е место, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» — 396-е место, Алтайский государственный университет (АлтГУ) — 397-е место.

Всего в рейтинге UI GreenMetric World University Rankings представлено 780 университетов из 83 стран.

Рейтинг The Times Higher Education University Impact Rankings

Рейтинг The Times Higher Education University Impact Rankings оценивает успехи университетов мира в достижении целей ООН в области устойчивого развития.

В настоящее время The Times осуществляет оценку университетов по 11 из 17 целей устойчивого развития (ЦУР) ООН из них, в числе которых: ЦУР-3 — хорошее здоровье и благополучие; ЦУР-4 — качественное образование; ЦУР-5 — гендерное равенство; ЦУР-8 — достойный труд и экономический рост; ЦУР-9 — индустриализация, инновации и инфраструктура; ЦУР-10 — уменьшение неравенства; ЦУР-11 — устойчивые города и населенные пункты; ЦУР-12 — ответственное потребление и производство; ЦУР-13 — борьба с изменением климата; ЦУР-16 — мир, справедливость и сильные институты; ЦУР-17 — партнерство в интересах устойчивого развития. Методология рейтинга Times Higher Education University Impact Rankings строится на анализе трех сфер деятельности университетов:

1. Исследования — создание знаний для решения актуальных глобальных проблем мирового сообщества.

2. Социально ориентированные программы вуза — оценка вклада университета в различные сферы общественной жизни.

3. Управление ресурсами — вклад университета устойчивое развитие в широком смысле.

При составлении рейтинга 2019 использовались индикаторы:

1. «Исследования» — для каждой ЦУР анализируются только публикации,

имеющие отношение к ее достижению за 2013-2017 гг. Для ЦУР-9 учитывается дата публикации патента.

2. «Непрерывные» количественные индикаторы — числовые показатели, меняющиеся в широком диапазоне (эти показатели, как правило, приводятся к численности сотрудников или студентов вуза).

3. «Индикаторы, требующие подтверждения» — это качественные показа-

тели — инициативы, практики, деятельность университетов по различным направлениям, которые требуют подтверждения и оцениваются по набору определенных критериев. В случае сомнения в достоверности информации прибегают к перекрестной проверке. Университеты могут предоставлять данные по максимально возможному количеству данных ЦУР. Любой университет, который предоставляет дан-

го ш

ные о ЦУР-17 и, по крайней мере, о трех других ЦУР, включается в общий рейтинг. Итоговый балл вуза рассчитывается путем объединения балла по ЦУР-17. По ЦУР-17 — весовой коэффициент 22% от общего балла. У других ЦУР — весовой коэффициент — 26%. Таким образом, разные университеты оцениваются на основе разного набора ЦУР в зависимости от их специализации. Оценивание по каждой ЦУР осуществляется таким образом, чтобы наивысшая оценка в каждой ЦУР в общем расчете составляла 100 [6].

Несомненным достоинством нового рейтинга является комплексный подход к оценке вклада высших учебных заведений в устойчивое развитие, основанный как на данных самообследования вуза, так и на открытых количественных показателях, в том числе на библиометрических данных компании Elsevier.

В таблице 2 представлены конкурентные позиции вузов — мировых лидеров институционального рейтинга Times Higher Education University Impact Rankings.

Оклендский университет из Новой Зеландии занимает 1-е место с общим результатом 97,2 балла из 100. Второе место — у Канадского университета МакМастер (96,6 балла). Третье место разделили Манчестерский университет (Великобритания) и Университет Британской Колумбии (Канада).

Университеты Канады являются самыми эффективными учебными заведениями по версии рейтинга Times, в котором основное внимание уделяется социальному и экономическому влиянию университетов. Их результат в рейтинге — средний общий балл 86,6 из 100 за счет таких ЦУР, как состояние здоровья и благополучия, устойчивое развитие городов, борьба с изменением климата и партнерство.

Далее идут университеты таких стран, как Ирландия и Австралия со средними общими баллами 85,1 и 81,6 соответственно.

Что касается общего представительства стран в рейтинге, список с наибольшим количеством вузов возглавляют Япония (41 вуз), США (31 вуз) и на 3-м месте — Россия. Рейтинг включает 30 российских университетов, 10 из них вузы — участники Проекта 5-100. Общий рейтинг включает 462 THE University Impact Rankings университета из 76 стран.

В дальнейшем Британское издание Times Higher Education планирует увеличить количество анализируемых в рейтинге ЦУР с 11 до 17 [7].

На рисунке 3 представлены результаты оценки российских вузов в институциональном рейтинге UI GreenMetric World University Rankings.

Лидер российских вузов, входящий в топ-100 рейтинга The Times Higher Education University Impact Rankings, — это Алтайский государственный уни-

ISSN 1994-6929

OJ NJ

Топ-10 вузов рейтинга The Times Higher Education University Impact Rankings за 2019 год

Таблица 2

Рейтинг вуза Мировой рейтинг университетов ВУЗ Страна / регион Общая оценка Лучшая оценка в рейтинги (ЦУР)

1 201-250 Университет Окленда Новая Зеландия 97,2 3,5,1 1,17

2 77 Университет МакМастер Канада 96,6 3,8,1 1,17

= 3 37 Университет Британской Колумбии Канада 96,2 3,1 1,13,17

= 3 57 Манчестерский университет Соединенное Королевство 96,2 3,1 1,12,17

5 38 Королевский колледж Лондона Соединенное Королевство 95,1 3,5,12,17

6 201-250 Гетеборгский университет Швеция 95,0 3,4,5,17

= 7 187 Королевский технологический институт Швеция 94,6 8,9,13,17

= 7 90 Университет Монреаля Канада 94,6 3,5,8,17

9 180 Университет Болоньи Италия 94,3 4,5,8,17

10 36 Университет Гонконга Гонконг 94,1 3,4,19,17

Источник: составлено авторами по: https://www.timeshighereducation.com/rankings/impact/2019/overall

О П

—5

со

ш <■

со m

Г) О

О

3 ■

<

о

NJ О NJ О

Е о с о

и

ш .>

'+->

го ш

Рисунок 3. Конкурентные позиции российских вузов в институциональном рейтинге The Times Higher Education University Impact Rankings в 2019 г. Источник: составлено авторами по: https://www.timeshighereducation.com/rankings/ impact/2019/overall

верситет (АлтГУ) (58-е место). Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого (СПбПУ) также входит в лучшую сотню вузов рейтинга и занимает 85-е место.

В топ-200 вошли Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ), Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ) и Воронежский государственный университет (ВГУ).

В рейтинговый диапазон 201-300 вошли университеты из России: Башкирский государственный университет (БГУ), Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Казанский федеральный университет (КФУ), Саратовский государственный университет (СГУ), Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (МИСиС), Северо-Восточный федеральный университет им. академика И.П. Павлова, Санкт-Петербургский государственный университет (СпбГУ), Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева

(Самарский университет), Санкт-Петербургский государственный электротехнический ун6иверситет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (ЛЭТИ), Томский политехнический университет (ТПУ), Волгоградский государственный университет (ВолГУ).

Помимо общего рейтинга, также The Times публикует результаты каждого отдельного ЦУР в 11 отдельных рейтингах.

Результаты российских университетов в рейтингах достижения Целей ООН в области устойчивого развития

Цели в области устойчивого развития — это призыв, направленный на защиту нашей планеты и улучшение благосостояния населения всех народов и всех стран мира. Рассмотрим позиции российских вузов в рейтинговых таблицах, отражающих достижения в разрезе отдельных Целей устойчивого развития (ЦУР).

В данном исследовании представлены результаты, отражающие наиболее весомый вклад российских университетов в реализацию ЦУР ООН.

ЦУР-8 — Достойный труд и экономический рост

В данном рейтинге университеты оцениваются с позиции социально ответственных работодателей, обеспечивающих возможности трудоустройства всех людей трудоспособного возраста. Анализируются результаты деятельности вузов, направленные на достижение экономического роста — создание условий для обеспечения людей достойной работой, стимулирующей развитие экономики, не нанося вред окружающей среде.

Соотношение весовых коэффициентов индикаторов: «исследования в области экономического роста и занятости» — 27 %; «трудоустройство» — 23,2 %; «доля студентов, трудоустроившихся на срок более месяца, необходимое для их обучения» — 23 %; «доля сотрудников с контрактами более 24 месяцев» — 26,8 %.

В топ-100 рейтинга THE (ЦУР-8) входят Воронежский государственный университет (ВГУ) — 16-е место, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ) — 37-е место, Новосибирский государственный технический университет (НГТУ) — 47-е место, Волгоградский государственный университет (ВолГУ) — 51-е место, Пятигорский государственный лингвистический университет (ПГЛУ) — 53-е место, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбПУ) — 66-е место, РГПУ им. Герцена — 69-е место, Алтайский государственный университет (АлтГУ) — 81-е место, Новосибирский государственный университет ( НГУ) — 91-е место.

BIT

ДГТУ ГГПУ HH.I'cputtri

ИГУ Ллт1"У

Рисунок 4. Позиции российских вузов в рейтинге The Times Higher Education University Impact Rankings (ЦУР-8)

Источник: составлено авторами по: https://www.timeshighereducation.com/

В рейтинговый диапазон 101-200 вошли 6 вузов из России. Таким образом, в достижении ЦУР-8 следует отметить самый высокий результат российских университетов в рейтинге топ-100 The Times Higher Education University Impact Rankings.

ЦУР-10 — Уменьшение неравенства

Этот рейтинг оценивает вклад университета в снижение глобальной проблемы неравенства путем обеспечения равной возможности обучения и работы студентам и сотрудникам из социально незащищенных и мало представленных групп населения.

Соотношение весовых коэффициентов индикаторов: «исследования в области сокращения неравенства» — 27 %; «доля студентов бакалавриата первого поколения в семье к общему числу студентов бакалавриата» — 23,1 %; «доля иностранных студентов из развивающихся стран» — 15,4 %; «доля студентов и сотрудников с ограниченными возможностями» — 11,4 %; «мероприятия против дискриминации в вузе» — 23,1 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

от

IN

от

Ю

от

ОТ

1Л 1Л

Рисунок 5. Позиции российских вузов в рейтинге рейтинге The Times Higher Education University Impact Rankings (ЦУР-10)

Источник: составлено авторами по: https://www.timeshighereducation.com/

В топ-100 рейтинга THE (ЦУР-10) входят Алтайский государственный университет (АлтГУ) — 30-е место, РГПУ им. Герцена — 55-е место, Московский государственный технический университет (МГТУ) — 77-е место, НИ Томский политехнический университет (ТПУ) — 78-е место, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбПУ) — 88-е место, Ухтинский государственный технический университет — 94-е место, Башкирский государственный университет (БГУ) — 100-е место. В рейтинговый диапазон 101-200 вошли 10 вузов из России.

ЦУР-16 — Мир, правосудие и эффективные институты

Это рейтинг оценки вклада университетов в поддержку сильных, правовых институтов в своих странах и сохранения мира и справедливости.

Весовые коэффициенты индикаторов распределены следующим образом: «исследования в области сохранения мира и правосудия» — 27 %; «устойчивые механизмы управления университетом» (сохранение гарантий академической свободы, процедура выбора коллективом руководящего состава вуза, соблюдение интересов стейкхолдеров, публикация финансового отчета и др.) — 26,6 %; «взаимодействие с органами власти и управления» — 23,2 %;

prjy

и О)

ДГТУ ПТУ —

+->

БФУны. К41ГН щ

к.

Рисунок 6. Позиции российских вузов в рейтинге The Times Higher Education University Impact Rankings (ЦУР-16)

Источник: составлено авторами по: https://www.timeshighereducation.com/

«доля выпускников юридических профессий (в том числе для государственных правоохранительных органов)» — 23,2 %.

В сотню лучших университетов рейтинга THE (ЦУР-16) вошли Ростовский государственный экономический университет (РГЭУ) — 2-е место в мире; Самарский университет — 39-е место, ВолГУ — 41-е место, ВГУ — 47-е место, АлтГУ — 49-е место, СпбГУ — 58-е место, БГУ- 62-е место, ПГУ — 80-е место, БФУ им. Канта — 89-е место. В рейтинговый диапазон 101-200 вошли 7 российских вузов.

Выводы и направления дальнейших исследований

Результаты, полученные в ходе проведения исследования, позволяют сделать следующие выводы:

■ индикаторы, оценивающие достижения вузов в области устойчивого развития, включены в международные и национальные рейтинговые системы, что позволяет проанализировать результаты, достигнутые вузами при реализации Целей устойчивого развития ООН;

■ российские университеты активно включились в процесс формирования устойчивых кампусов, внедряя концепцию устойчивого развития в сфере образования (ОУР) в общую стратегию управления вузом. Дальнейшие направления исследований авторов данного исследования

ю

будут посвящены анализу кейсов университетов мира, достигших значительных результатов в решении проблем устойчивого развития общества. Так, несомненный интерес вызывает опыт формирования устойчивого кампуса Колорадского государственного университета — самого экологичного вуза США [8]. Также интересна практика внедрения стратегии устойчивого развития в систему управления Университетом штата Аризона, представленная в научной работе Фахретдиновой Г.Н. [9] (Fakhretdinova, 2018).

Страны Азии также демонстрируют успехи в этом направлении, что подтверждается достижениями Университета Хоккайдо, представленными в исследовании Гаврильевой Т.Н., Сугимото А., Фуджи М., Яманака Р. Павлова Г.Н., Кириллина Д.А. [10] (Gavrileva, Sugimoto, Fudzhi, Yamanaka, Pavlov, Kirillin, 2018).

Интересны для анализа кейсы Мордовского государственный университет им. Н.П. Огарева, Пермского государственного национального исследовательского университета, Национального исследовательского Томского государственного университета и многих других [11-13] (Leonenko, 2018; Kichenko, Pesternikova, 2014; Nekhoda, Roshchina, 2019).

Исследование лучших практик внедрения концепции устойчивого развития образования в стратегию современных университетов крайне актуально для формирования в России устойчивых университетских кампусов, позволяющих более эффективно решать проблемы, обусловленные вызовами современности, как на национальном, так и мировом уровне. ■

ИСТОЧНИКИ:

1. The Sustainability Tracking, Assessment & Rating System. Stars.aashe.org. [Электронный ресурс]. URL: https://stars.aashe.org/about-stars/.

2. Методология рейтинговой системы «QS I • GAUGE». Igauge.in. [Электронный ресурс]. URL: https://www.igauge.in/ratings/methodology.

3. Ranking by Campus Setting 2019. Greenmetric.ui.ac.id. [Электронный ресурс]. URL: http://greenmetric.ui.ac.id/ranking-by-campus-setting2019.

4. Экологическая политика РУДН. Рудн. [Электронный ресурс]. URL: http://www. rudn.ru/about/ekologicheskaya-politika.

5. The 3rd National Workshop on UI GreenMetric World University Rankings for Russian Universities and The 1st World Sustainable Universities Campus Tour hosted by RUDN University. Greenmetric.ui.ac.id. [Электронный ресурс]. URL: http://greenmetric.ui.ac.id/national-workshop-russia-2019.

6. Методология рейтинга Times Higher Education University Impact Rankings. Timeshighereducation. [Электронный ресурс]. URL: https://www.timeshighered-ucation.com/world-university-rankings/methodology-impact-rankings-2019.

7. Цели в области устойчивого развития: вклад университетов Проекта 5-100. Сайт Проекта 5-100. [Электронный ресурс]. URL: https://www.5top100.ru/news/101458.

8. Greenest Universities. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bestcolleges.com/ features/greenest-universities.

9. Фахретдинова Г.Н. Политика устойчивого развития вуза (на примере университета штата Аризоны) // Управление устойчивым развитием. — 2018. — № 1(14). — c. 97-101.

10. Гаврильева Т.Н., Сугимото А., Фуджи М., Яманака Р., Павлов Г.Н., Кириллин Д.А. Устойчивое развитие университетов: мировые и российские практики // Высшее образование в России. — 2018. — № 7. — c. 52-65. — doi: 10.31992/0869-3617-2018-27-7-52-65 .

11. Леоненко Е.А. Управление конкурентоспособностью университета на основе концепции устойчивого развития // Управление устойчивым развитием. — 2018. — № 4(17). — c. 11-28.

12. Киченко Л.П., Пестерникова М.В. Устойчивое развитие Пермского государственного университета: перспективы внедрения // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. — 2014. — № 1(20). — c. 140-148.

13. Нехода Е.В., Рощина И.В. Повышение устойчивости качества жизни: роль и вклад университетов // Креативная экономика. — 2019. — № 10. — c. 18731892. — doi: 10.18334/ce.13.10.41217 .

REFERENCES:

Fakhretdinova G.N. (2018). Politika ustoychivogo razvitiya vuza (na primere uni-versiteta shtata Arizony) [University sustainable development policy (in case of arisona state university)]. Upravlenie ustoychivym razvitiem. (1(14)). 97-101. (in Russian).

Gavrileva T.N., Sugimoto A., Fudzhi M., Yamanaka R., Pavlov G.N., Kirillin D.A. (2018). Ustoychivoe razvitie universitetov: mirovye i rossiyskie praktiki [Sustainable Development of Universities: International and Russian Practices]. Higher education in Russia. 27 (7). 52-65. (in Russian). doi: 10.31992/08693617-2018-27-7-52-65 .

cn

in i/i

Greenest Universities. Retrieved from https://www.bestcolleges.com/features/ greenest-universities

Kichenko L.P., Pesternikova M.V. (2014). Ustoychivoe razvitie Permskogo gosudarst-vennogo universiteta: perspektivy vnedreniya [Sustainable university: implementation perspectives in psu]. Perm University Herald. ECONOMY. (1(20)). 140-148. (in Russian). Leonenko E.A. (2018). Upravlenie konkurentosposobnostyu universiteta na osnove kontseptsii ustoychivogo razvitiya [Control of the competitiveness of the university based on the concept of sustainable development]. Upravlenie ustoy-chivym razvitiem. (4(17)). 11-28. (in Russian). Nekhoda E.V., Roschina I.V. (2019). Povyshenie ustoychivosti kachestva zhizni: rol i vklad universitetov [Improving the sustainability of the quality of life: the role and contribution of universities]. Creative economy. 13 (10). 1873-1892. (in Russian). doi: 10.18334/ce.13.10.41217 . Ranking by Campus Setting 2019 Greenmetric.ui.ac.id. Retrieved from http://green-

metric.ui.ac.id/ranking-by-campus-setting2019 The 3rd National Workshop on UI GreenMetric World University Rankings for Russian Universities and The 1st World Sustainable Universities Campus Tour hosted by RUDN UniversityGreenmetric.ui.ac.id. Retrieved from http://green-metric.ui.ac.id/national-workshop-russia-2019 The Sustainability Tracking, Assessment & Rating SystemStars.aashe.org. Retrieved from https://stars.aashe.org/about-stars/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.