Оригинальная статья / Original article УДК 65.011.14
DOI: https://doi.org/10.21285/2500-1582-2020-2-146-156
Влияние факторов устойчивого развития на стратегическую политику университетов
© Е.Ю. Панасенкова
Иркутский государственный технический университет, г. Иркутск, Россия
Резюме: Достижение целей устойчивого развития, провозглашенных ООН, привлекает все большее число сторонников по всем миру. Уже сейчас политические и экономические интересы многих государств невозможно реализовать без учета экологических последствий для окружающей среды. Всеобщая озабоченность изменением климата и его влиянием на страны мира привела к созданию новой экономической модели, ориентированной на экологическое и социальное устойчивое развитие. Университетам в новых условиях отведена важная роль в формировании модели справедливого общества, учитывающего в своей деятельности интересы будущих поколений, основанного на стратегии устойчивого развития. В статье рассмотрены направления государственной политики, направленные на обеспечение устойчивости экономики, оценена роль высших учебных заведений в реализации целей устойчивого развития, заявленных ООН, выполнен анализ достижений университетов в этом направлении и рассмотрена программа развития Иркутского национального исследовательского технического университета для достижения целей сохранения планеты и создания «зеленого кампуса».
Ключевые слова: устойчивое развитие, цели устойчивого развития ООН, стратегия, университет, энергоэффективность, ресурсосбережение, декарбонизация, зеленый кампус
Информация о статье: Дата поступления 15 апреля 2020 г.; дата принятия к печати 26 мая 2020 г.; дата онлайн-размещения 30 июня 2020 г.
Для цитирования: Панасенкова Е.Ю. Влияние факторов устойчивого развития на стратегическую политику университетов. XXI век. Техносферная безопасность. 2020;5(2):146-156. https://doi.org/10.21285/2500-1582-2020-2-146-156
The effect of sustainable development factors on the strategic policy of universities
Elena Y. Panasenkova
Irkutsk State Technical University, Irkutsk, Russia
Abstract: There are more and more supporters of the goals of Sustainable Development declared by the UN. Political and economic interests of many governments cannot be implemented without taking into account the environmental consequences. The general concern about the climate change and its impact on the countries has caused the creation of a new economic model focused on the issues of environmental and social sustainable development. Under the new conditions, universities play an important role in shaping a model of a just society that takes into account interests of future generations based on the sustainable development strategy. The article discusses directions of state policy aimed at ensuring the sustainability of the economy, the role of higher education institutions in implementing the sustainable development goals declared by the UN, analyzes achievements of universities and the development program of Irkutsk National Research Technical University aimed to save the planet and create a "green campus".
Keywords: sustainable development, UN sustainable development goals, strategy, university, energy efficiency, resource conservation, decarbonization, green campus
Information about the article: Received April 15, 2020; accepted for publication May 26, 2020; available online June 30, 2020
Панасенкова Е.Ю. Влияние факторов устойчивого развития на стратегическую политику университетов Elena Y. Panasenkova. The effect of sustainable development factors
on the strategic policy of universities
For citation: Panasenkova EYu. The effect of sustainable development factors on the strategic policy of universities. XXI Century. Technosphere safety. 2020;5(2):146-156. https://doi.org/10.21285/2500-1582-2020-2-146-156
1. Введение
Университеты XXI в. - это не только высокий уровень образования, но и инструмент для формирования ответственности общества в вопросах устойчивого развития. Современные реалии таковы, что принятие решений практически на всех уровнях должно быть обосновано не только экономическими показателями, но анализом возможных социальных и экологических рисков, возникающих при реализации этих решений в будущем.
Образование, способное обеспечить устойчивое развитие, рассматривается сегодня как необходимость [15] и одно из ключевых условий интеллектуальной, инклюзивной, справедливой, учитывающей интересы будущих поколений деятельности. Происходит модернизация подходов к экономике, к деятельности бизнеса, к системе природопользования, потребления и мироустройства в целом. Это - общие установки, принятые на международном и национальном уровнях.
Роль вузов в интересах устойчивого развития предполагает широкое межсекторное и междисциплинарное сотрудничество, отражающее новый комплексный подход к взаимосвязанному развитию общества, экономики и окружающей среды.
1 января 2016 г. официально вступили в силу 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР) [1], изложенные в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г., которая была принята мировыми лидерами в сентябре 2015 г. на историческом саммите Организации Объединенных Наций. В течение предстоящих 15 лет, за которые должны быть достигнуты эти универсально применимые новые цели.
Устойчивое развитие, согласно ре-
шению ООН, определяется как развитие, отвечающее потребностям нынешнего поколения без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять их собственные потребности. Устойчивое развитие предусматривает согласованные усилия по созданию устойчивого и жизнеспособного будущего для людей и планеты.
Для достижения устойчивого развития крайне важно согласовать три основных элемента - экономический рост, социальную политику и охрану окружающей среды. Эти элементы взаимосвязаны и крайне важны для благополучия отдельных лиц и общества в целом.
Позиционирование университетами себя с точки зрения следования целям устойчивого развития дает ряд важных преимуществ перед другими учебными заведениями: интернационализация и международное признание, повышение осведомленности общества по вопросам устойчивости [11], возможность влияния на социальные изменения, а также создание коллабораций с наукой и бизнесом по направлениям устойчивого развития.
В настоящей работе выполнен анализ достижений университетов мира в области устойчивого развития и рассмотрена программа развития Иркутского национального исследовательского технического университета для достижения целей сохранения планеты и создания «зеленого кампуса»
2. Объекты и методы исследования
В работе с ретроспективой 10 лет рассмотрены мировые тенденции развития университетов для достижения целей устойчивого развития на основе анализа материалов интернет-ресурсов и сайтов университетов.
2020;5(2):146-156
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISSN 2500-1582
(print) ISSN 2500-1574 (online)
Pü
147
ЭКОЛОГИЯ ECOLOGY
3. Результаты и их обсуждение
Государственная политика многих стран строится на основе концепции устойчивого развития, провозглашенной ООН. В декабре 2019 г. Европейская комиссия утвердила Зеленый пакт для Европы (The European Green Deal), дорожную карту для обеспечения устойчивости экономики стран Евросоюза [2]. В вышеуказанных документах признается, что изменение климата и ухудшение состояния окружающей среды представляют собой угрозу для Европы и всего мира. Основная цель данного документа - обеспечить достижение нулевого суммарного выброса парниковых газов и нулевого суммарного загрязнения окружающей среды путем перехода от использования ископаемых к возобновляемым источникам энергии и сырья в странах-членах Европейского союза к 2050 г. Для этого был предложен европейский закон о климате, превращающий политическое заявление в юридическое обязательство и триггер для инвестиций.
Достижение этой цели потребует действий со стороны всех секторов экономики, в том числе:
• инвестирование в экологически чистые технологии;
• поддержка промышленности для инноваций;
• появление более чистых, дешевых и здоровых форм транспорта;
• декарбонизация энергетического сектора;
• обеспечение большей энергоэффективности зданий;
• работа с международными партнерами по совершенствованию глобальных экологических стандартов.
В России также существует ряд документов, продиктованных ЦУР. Это «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», «Стратегия
научно-технологического развития до 2035 года», а также ряд других нормативных документов. 25 декабря 2019 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 3183 - р утвержден Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 г. [3],в котором Российская Федерация признает значимость проблемы изменения климата, а также последствий этих изменений, оказывающих существенное и усиливающееся воздействие на социально-экономическое развитие страны, условия жизни и здоровье людей, а также на состояние объектов экономики. В этих условиях принятие мер по адаптации к изменениям климата необходимо для снижения потерь и использования выгод, связанных с наблюдаемыми и будущими изменениями климата.
Данные направления государственной политики разных стран создают для университетов направления научно-исследовательской, образовательной и социальной повестки.
Современные требования к выпускникам вузов в России также диктуются не только Федеральным законом об образовании, но и работодателями. Так, данные опроса членов советов директоров российских компаний в 2019 г. [4], основанного на мнении респондентов, представляющих более 200 российских компаний из более чем 10 различных отраслей российской экономики, показал, что в мировой экономике бизнесу приходится решать широкий круг социальных и экологических вопросов. Следовательно, управление их решением становится частью задачи по поддержанию финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе. Принципы устойчивого развития определяют, создают и защищают нематериальные ценности. Отсутствие хорошо управляемых практик в области устойчивого развития компании подрывает перспективы успешного развития бизнеса и
Панасенкова Е.Ю. Влияние факторов устойчивого развития на стратегическую политику университетов Elena Y. Panasenkova. The effect of sustainable development factors
on the strategic policy of universities
создает значительные репутационные и финансовые риски для инвесторов. В настоящее время 89% респондентов уже приняли меры по интеграции устойчивого развития в общую стратегию компании; 81% полагают, что нефинансовая отчетность повышает инвестиционную привлекательность, а 17% назначили ответственного по вопросам устойчивого развития на уровне совета директоров компании. Бизнес признает, что следование ЦУР дает конкурентные преимущества на мировых рынках. Из сказанного следует, что выпускники университетов для дальнейшего успешного трудоустройства в крупные компании должны обладать компетенциями в этом направлении [12, 16].
Если российские вузы только начинают работать над своими стратегиями устойчивого развития, то университеты большинства европейских стран уже более десятка лет идут по этому пути [13].
Понятие устойчивости, как уже говорилось выше, подразумевает комплексное взаимодействие трех факторов - экономическое, социальное и экологическое развитие [14]. И именно они лежат в основе стратегий развития университетов во всем мире [17].
Стратегии различаются лишь в количестве реализованных целей устойчивого развития и спецификой того или иного университета.
Так, например, университет Граца (University of Graz) в своей стратегии декларирует свое влияние на общество и несет ответственность за устойчивое развитие своих студентов, сотрудников и местное население. Университет Граца является одним из 17 других австрийских университетов, участвующих в проекте «UniNEtZ- университеты и цели устойчивого развития». В рамках этого проекта университет Граца взял на себя спонсорскую поддержку ЦУ 11 (устойчивое развитие го-
родов и муниципалитетов). Это означает, что университет координирует и гармонизирует деятельность всех сторон, участвующих в реализации этой цели.
Университет также реализует у себя следующие цели: ЦУР 4 (высококачественное образование), ЦУР 7 (доступная и чистая энергетика), ЦУР 12 (ответственные модели потребления и производства), и ЦУР 13 (меры по защите климата).
Университет позиционирует себя как безбарьерный университет, содействующий улучшению положения женщин, управляющий многообразием и содействующий обеспечению совместимости работы и семьи. Это лишь несколько примеров деятельности по обеспечению социальной устойчивости в рамках университета [5].
В целях постоянного улучшения своих экологических показателей университет Граца с 2005 г. участвует в экологической программе OKOPROFIT (экологический проект по созданию интегрированной экологической технологии) г. Граца, который с 2016 г. проходит проверку соответствия с системой экологического менеджмента EMAS. Программа VDH «Consumption Half», которая направлена на меры по сокращению выбросов парниковых газов университета в два раза до 2030 г. Данная программа - это инициатива в области изменения климата и институционального управления углеродом. Она ориентирована как на внешние заинтересованные стороны, такие как компании, НПО, так и на сам университет.
Университет Граца является соучредителем и участником многочисленных национальных и международных сетей по вопросам устойчивого развития, что позволяет осуществлять обмен идеями в области устойчивого развития и способствует сотрудничеству во многих областях.
Университет Хельсинки (University of Helsinki), входящий в 1% лучших исследо-
2020;5(2):146-156
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISSN 2500-1582
(print) ISSN 2500-1574 (online)
И
149
ЭКОЛОГИЯ ECOLOGY
вательских университетов мира, также озабочен вопросами устойчивости. Хельсинкский университет является крупнейшим и старейшим учебным заведением Финляндии. С 1640 г. он вносит свой вклад в создание справедливого общества, построенного на принципах социального равенства. Целями университета являются - активное развитие общества, создание благосостояния и решение глобальных задач. Университет содействует устойчивому развитию в области научных исследований, преподавания и участия общественности [6]. Многопрофильность университета позволяет вырабатывать решения глобальных проблем в рамках устойчивого развития. Хельсинкский Институт науки об устойчивом развитии HELSUS, входящий в состав университета, предоставляет исследователям вдохновляющую междисциплинарную среду, которая поощряет исследования, эксперименты и поиск наилучших возможных решений для устойчивого будущего. Политика университета такова: «В будущем мы хотим обеспечить устойчивость и ответственность нашей деятельности с точки зрения экологии, общества, финансов и культуры. Развитие нашего кампуса все более последовательно осуществляется в соответствии с принципами устойчивого развития».
В области преподавания, научных и партнерских совместных исследований предпочтения отдаются темам, связанным с устойчивым развитием и ответственностью. Эти вопросы изучаются и преподаются почти на всех факультетах Хельсинкского университета - от факультета биологических и экологических наук до факультета социальных наук - в рамках различных тем - от круговой экономики и производства продовольствия до сохранения Балтийского моря и климатических исследований.
Хельсинкский институт науки об устойчивости HELSUS является межфак Хельсинского университета. Исследования
ведутся по пяти основным направлениям: «Производство и потребление» (устойчивое биопроизводство и устойчивое использование природных ресурсов), «Глобальный Юг»(платформа для изучения условий, пределов и путей обеспечения устойчивости в различных развивающихся странах Юга и, в частности Юго-Восточной Азии), «Арктика»(окружающая среда, ресурсы, а также к социально-политические аспекты), «Города» (решения неотложных современных городских проблем не только в Финляндии, но и в европейском и глобальном масштабе) и «Теория и методология» (направлена на сквозные и междисциплинарные исследования в области устойчивого развития).
Хельсинских университет уделяет большое внимание экологичности кампуса и его деятельности; все процессы, необходимые для преподавания и научных исследований, построены так, чтобы предельно снизить уровень выбросов парниковых газов и с максимально высокой эффективностью использовать любые материалов.
С целью снижения своего воздействия на окружающую среду в кампусе реализуются различные экологические программы и инженерные решения, такие как снижение энергопотребления и ресурсопотребления и связанных с ним выбросов, повышение эффективности использования объектов, программа устойчивого транспорта, собственная солнечная электростанция и программа компенсации своего углеродного следа.
Университеты Великобритании также ориентированы на устойчивое развитие. Так университет Сассекса (University of Sussex)имеет собственную экологическую политику и целый комплекс программ, направленных на минимизацию своего воздействия на окружающую среду [7]. Цели и задачи университета определены на основе базовых экологических обзоров по восьми ключевым темам: вовлечение об-
Панасенкова Е.Ю. Влияние факторов устойчивого развития на стратегическую политику университетов Elena Y. Panasenkova. The effect of sustainable development factors
on the strategic policy of universities
щественности, строительство и реконструкция, выбросы и сбросы, энергетика и водоснабжение, безопасность и благосостояние здоровья, устойчивое снабжение, транспорт и управление отходами. Эти темы составляют основу плана управления окружающей средой, который включает в себя управление углеродным следом, в соответствии с руководством по лучшей практике Совета по финансированию высшего образования для Англии (HEFCE).
На территории кампуса реализуются такие природоохранные проекты как установка солнечных фотоэлектрических панелей (PV) на крышах 29 зданий с целью сократить выбросы углерода и тем самым увеличить финансирование, направленное на содействие достижения «зеленых» целей университета.
Для повышения энергоэффективности устанавливаются датчики автоматического считывания показаний счетчиков (AMR). AMR автоматически каталогизирует показания использования энергии каждые 30 мин. днем и ночью, обеспечивая более ясную картину энергопотребления кампуса.
В университете проходит исследование по автоматизации систем светодиодного освещения для кампуса, которое обеспечит эффективное внутреннее освещение при незначительном расходе энергии, улучшая освещение помещений и одновременно снижая энергопотребление университета.
Одной из приоритетных программ реализуемых университетом Сассекса в своей стратегии развития является «Устойчивое питание». На территории кампуса расположены кафе и закусочные, которые придерживаются принципов поддержания устойчивых источников питания. Для достижения этой цели компания Sussex Food в основном использует для производства своей продукции как местные, так и экологически чистые продукты. В него входят
экологически чистая рыба и яйца от кур свободного выгула, а также молоко, мясо, фрукты и овощи местного производства.
Sussex Food также использует экологически ориентированные методы доставки продукции в кафе: 30% транспортных средств, используемых для доставки, работают на биодизельном топливе, в основном от местных поставщиков, для сокращения выбросов CO2 во время доставки.
Транспортная политика университета также направлена на сокращение выбросов парниковых газов - использование работниками общественного транспорта и поощрение транспортных средств с нулевым выбросом - велосипедов, электро- и гибридных автомобилей. Для этого вело-парковки расположены по всей территории кампуса, а паркинги для автомобилей оснащены стойками для зарядки электромобилей. Чтобы еще больше снизить зависимость от ископаемого топлива и ограничить выбросы CO2, 8 из 19 автомобилей, принадлежащих и используемых для технических работ на территории кампуса, электромобили.
Таким образом, мировая практика в области устойчивого развития показывает, что университеты разных стран - это полноправные участники процесса внедрения стратегии устойчивого развития. Они формируют свои стратегии развития и исследовательскую повестку исходя из ЦУР, и тем самым получают возможность влиять на социальные изменения на местном и глобальном уровне.
Российские университеты также подключились к этому общемировому тренду. Однако данное направления развития для отечественных вузов еще ново, но необходимо, для того, чтобы быть полноправными участниками глобального образовательного процесса и развития академической мобильности.
2020;5(2):146-156
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISSN 2500-1582
(print) ISSN 2500-1574 (online)
fü 151
ЭКОЛОГИЯ ECOLOGY
Участие в мировых образовательных рейтингах мотивирует российские университеты на создание собственных стратегий, основанных на ЦУР, для международного признания и создания положительного имиджа российского образования и научных исследований.
Так, The Times Higher Education Impact Rankings, оценивающий деятельность университетов в соответствии с целями устойчивого развития, провозглашенными Организацией Объединенных Наций [8], в 2019 г. объединил более 450 университетов из 76 стран. Россия представлена 30 университетами и находится на 3-м месте по количеству участников после США и Японии.
Еще одним экологически ориентированным рейтингом является UI Green Metric World University Ranking. Целью данного рейтинга является оценка текущего состояния и политики, связанной с зеленым кампусом и устойчивостью в университетах по всему миру и отражает усилия, прилагаемые учреждением для реализации экологически чистых и устойчивых стратегий и программ [9].В 2018 г. были ранжированы 719 университетов из 81 страны. Из российских университетов участвовали 46 вузов.
В целом в рейтинге используется концепция экологической устойчивости, включающая в себя три элемента - экологический, экономический и социальный. Экологический аспект подразумевает использование природных ресурсов, управление окружающей средой и предотвращение загрязнения, тогда как экономический -экономию затрат и получение прибыли. Социальный аспект включает в себя образование, местное сообщество и его вовлеченность в решение вопросов устойчивого развития.
UI Green Metric World University Rankings ранжирует университеты по всему миру по шести показателям: обустройство и инфраструктура, энергетика и изменение
климата, управление отходами, водоснабжение, транспорт и образование.
В критерии «Обустройство и инфраструктура» большое внимание уделяется информации об окружении и инфраструктуре кампуса, позволяющей иметь основные представления об отношении университета к окружающей среде. Эти индикаторы также показывают, заслуживает ли кампус быть названным зеленым кампусом. Цель состоит в том, чтобы побудить университеты - участники предоставить больше пространства для зелени и для охраны окружающей среды, а также для развития устойчивой энергетики.
Внимание университетов к вопросам использования энергии и сохранения климата - индикатор с высочайшим весом в ранжировании. Индикаторами являются использование энергоэффективных приборов, внедрение «умных зданий», политика использования возобновляемых источников энергии, общее потребление электроэнергии, программы энергосбережения, элементы зеленых зданий, адаптация к изменению климата и смягчение его последствий, политика сокращения выбросов парниковых газов и углеродный след.
Деятельность по переработке отходов и рециклингу - основной фактор в создании устойчивой окружающей среды. Деятельность университетского персонала и студентов в кампусе производит много отходов; поэтому некоторые программы утилизации и переработки отходов должны входить в сферу интересов университета, например, программа утилизации и рециркуляция токсичных отходов, обработка органических отходов, обработка неорганических отходов, целенаправленное сокращение использования бумаги и пластмассы в кампусе.
Использование воды в кампусе является еще одним важным показателем в UI Green Metric. Цель состоит в том, чтобы побуждать университеты к сокращению ис-
Панасенкова Е.Ю. Влияние факторов устойчивого развития на стратегическую политику университетов Elena Y. Panasenkova. The effect of sustainable development factors
on the strategic policy of universities
пользования воды и осуществлению программы по ее сохранению и повторному использованию, например, сбору дождевой воды и использованию ее затем для полива зеленых насаждений на территории кампуса.
Транспортные системы играют важную роль в уровнях выбросов углерода и загрязнителей в университетах. Транспортная политика, ограничивающая количество автотранспортных средств на территории кампуса, использование автобусов для уменьшения количества личных автомобилей и велосипедов будут способствовать созданию более здоровой окружающей среды. Пешеходная политика будет поощрять студентов и сотрудников ходить по кампусу и избегать использования частных транспортных средств. Использование экологически чистого общественного транспорта уменьшит выбросы углекислого газа вокруг кампуса.
И последним критерием оценки служат образование и исследования в области устойчивого развития, осуществляемые университетом в течение последних нескольких лет, демонстрирующие стремление поднять своего и образовательного престижа и улучшения академического имиджа. Поэтому ИРНИТУ активно включился в работу по созданию собственной стратегии устойчивого развития [10]. В университете успешно реализуются программы по энергоэффективности и ресурсосбережению, развитию исследований в области зеленой инженерии и обеспечении тех-носферной безопасности Байкальского региона, подготовлен проект по обеспечению устойчивого горячего водоснабжения и очистки стоков, на основе возобновляемых источников энергии и др. Работа, проводимая вузом в направлении достижения целей устойчивого развития ООН, позволила ИРНИТУ единственному из университетов Восточной Сибири войти в глобальный
рейтинг Times Higher Education «University Impact Rankings 2019», заняв позицию 301 + в мире, а в рейтинге UI Green Metric в 2019 г. подняться на 3 позиции и занять 26-е место в России и 540-е - в мире. Иркутский национальный исследовательский технический университет стремится к минимизации своего воздействия на окружающую среду, осознает ответственность за формирование экологического мышления среди преподавателей и студентов и реализует цели устойчивого развития, провозглашенного ООН, в рамках образовательного процесса
4. Заключение
Иркутский национальный исследовательский университет последовательно укрепляет свои позиции на пути к устойчивому развитию.
Ведется работа со студентами и сотрудниками в рамках учебного процесса, проектного обучения, проводятся научно-исследовательские конференции, олимпиады, экологические акции, эколого-просветительские мероприятия, базирующиеся на концепции устойчивого развития ООН.
Поддерживаются студенческие научно-исследовательские общества, деятельность которых направлена на работу в области устойчивого развития Байкальского региона.
Университет активно сотрудничает с правительством Иркутской области в направлении обеспечения техносферной безопасности: разработан «Паспорт безопасности Иркутской области», ведутся совместные исследования по предотвращению угроз, связанных с природными явлениями, а также в вопросах обеспечения экологической безопасности объектов накопленного экологического ущерба.
В университете идет подготовка дорожной карты реализации собственной
2020;5(2):146-156
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISSN 2500-1582
(print) ISSN 2500-1574 (online)
И
153
стратегии в этом направлении. Задачи целесообразно разбить по срокам.
Краткосрочными задачами являются: подготовка отчета университета по устойчивому развитию ИРНИТУ за 20192020 гг., а также разработка комплексной стратегии устойчивого развития ИРНИТУ согласно ЦУР. На их основе будут дополнены и обновлены среднесрочные задачи -работы по энергосбережению и рациональному использованию природных ресурсов, составление программ по компенсации углеродного следа и др.
Долгосрочной, ресурсоемкой и самой амбициозной задачей является реализация проекта «Зеленый кампус», имеющий своей целью получить конкурентные преимущества перед другими вузами Российской Федерации, улучшить имидж университета и способствовать его интернационализации, тем самым создавая вало-
ризацию образовательной, научно-исследовательской и социальной сфер деятельности ИРНИТУ.
Таким образом, проведенный анализ внедрения целей устойчивого развития в образовательную и исследовательскую повестку современных университетов показал, что в настоящий момент в мире происходит последовательный переход на новую модель развития общества. Всеобщая озабоченность последствиями изменения климата и их влияния на мировую экономику, снижение зависимости от ископаемого топлива подтверждает необходимость перехода к стратегии устойчивого развития ООН, для всех стран-участниц. Университетам в этом процессе отведена очень важная роль по формированию ответственного общества, осознающую взаимосвязь экономики, социума и экологии, строящего свою деятельность в интересах будущих поколений.
1. Цели устойчивого развития ООН. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustaina ble-development-goals// (18.05.2020).
2. A European Green Deal. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/info/priorities/european-green-deal_en (20.05.2020).
3. Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/OTrFMr1Z1sORh 5NIx4gLUsdgGHyWIAqy.pdf (19.05.2020).
4. Устойчивое развитие в фокусе внимания советов директоров. Опрос членов советов директоров российских компаний, 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/materials/pwc-board-sur-vey-2019-russian.pdf (20.05.2020).
5. Sustainable university of Graz [Электронный ресурс]. URL: https://plattform-nachhaltigkeit.uni-graz.at/en/translate-to-english-universitaetsmanagement/ (20.05.2020).
6. University of Helsinki. [Электронный ресурс]. URL: https://www.helsinki.fi/en/university/sustainable-university/ (20.05.2020).
7. Sussex Estates and Facilities. [Электронный ресурс].
URL:http://www.sussex.ac.uk/sef/services/sustainability
кии список
/policy-and-strategy (18.05.2020).
8. The Times Higher Education Impac Rankings. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.timeshighereducation.com/ (19.05.2020).
9. UI Green Metric World University Ranking. [Электронный ресурс]. URL: http://greenmetric.ui.ac.id/what-is-greenmetric// (19.05.2020).
10. ИРНИТУ - экологическая политика. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.istu.edu/ob_irnitu/ekologicheskaya_politika/ (20.05.2020).
11. UNESCO, Educational Trends in Perspective Analysis of the World Education Indicators. [Электронный ресурс].
URL:http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/ education-trends-in-perspective-en_1.pdf (20.05.2020).
12. Атлас новых профессий. [Электронный ресурс]. URL:https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/r esearch/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf (20.05.2020).
13. Martins, Nelson & Amaral, Luis & Borges Gouveia, Joaquim Quest for a sustainable university //A review. International Journal of Sustainability in Higher Education. 2015. Vol. 16. Р. 155-172. DOI: http://dx.doi.org/ 10.1108/IJSHE-02-2013-0017.
14. Filho, Walter & Wright, TSA. Barriers on the path to sustainability: European and Canadian perspectives in
Панасенкова Е.Ю. Влияние факторов устойчивого развития на стратегическую политику университетов Elena Y. Panasenkova. The effect of sustainable development factors
on the strategic policy of universities
higher education // The International Journal of Sustainable Development and World Ecology, 2002. Vol. 9. P. 179-186.
15. Murray, Paul & Douglas-Dunbar, Andrew & Murray, Sheran. Evaluating values-centred pedagogies in education for sustainable development // International Journal of Sustainability in Higher Education. 2014. Vol. 15. Issue 10. https://doi.org/1108/IJSHE-03-2012-0021
16. Huang, Yueh-Min & Hsieh, Ming-Yuan. An Interdisciplinary Research on Students' Employability in Technology Education to Advance Higher Education Enrollment Sustainability. Sustainability. 2020. Vol. 12. 1806 p. https://doi.org/10.3390/su12051806
17. Littledyke, Michael & Manolas, Evangelos & Little-dyke, Ros. A systems approach to education for sus-tainability in higher education // International Journal of Sustainability in Higher Education. 2013. Vol. 14. Issue 10. https://doi.org/1108/IJSHE-01-2012-0011
References
1. UN sustainable development Goals. Available from: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustaina b^-development-goa^ [Accessed 18th May 2020]. (In Russ.)
2. A European Green Deal. Available from: https://ec.europa.eu/info/priorities/european-green-deal_en [Accessed 20th May 2020].
3.National action plan for the first stage of adaptation to climate change for the period up to 2022.
Available from:
http://static.government.ru/media/files/OTrFMr1Z1sORh 5NIx4gLUsdgGHyWIAqy.pdf [Accessed 19th May 2020]. (In Russ.)
4. Sustainable development is the focus of the Board of Directors. Survey of Board members of Russian companies, 2019. Available from: https://www.pwc.ru/ru/materials/pwc-board-survey-2019-russian.pdf [Accessed 20th May 2020]. (In Russ.)
5. Sustainable university of Graz. Available from: https://plattform-nachhaltigkeit.uni-graz.at/en/translate-to-english-universitaetsmanagement/ [Accessed 20th May 2020].
6. University of Helsinki. Available from: https://www.helsinki.fi/en/university/sustainable-university/ [Accessed 20th May 2020].
7. Sussex Estates and Facilities. Available from: https://www.sussex.ac.uk/sef/services/sustainability/poli cy-and-strategy [Accessed 18th May 2020].
8. The Times Higher Education Impact Rankings. Available from: https://www.timeshighereducation.com/ [Accessed 19th May 2020].
9. UI Green Metric World University Ranking.Available from: http://greenmetric.ui.ac.id/what-is-greenmetric// [Accessed 19th May 2020].
10.The Irkutsk national research technical University -environmental policy. Available from:
Критерии авторства
Панасенкова Е.Ю. имеет авторские права и несет ответственность за плагиат.
https://www.istu.edu/ob_irnitu/ekologicheskaya_politika/ [Accessed 20th May 2020]. (In Russ.)
11. UNESCO, Educational Trends in Perspective Analysis of the World Education Indicators. Available from: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/educ ation-trends-in-perspective-en_1.pdf [Accessed 20th May 2020].
12. The Atlas of new professions. Available from: https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/resear ch/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf [Accessed 20th May 2020]. (In Russ.)
13. Martins, Nelson & Amaral, Luis & Borges Gouveia, Joaquim. (2015). Quest for a sustainable university. A review. International Journal of Sustainability in Higher Education. 2015:16:155-172.
https://doi.org/10.1108/IJSHE-02-2013-0017
14. Filho, Walter & Wright, TSA. Barriers on the path to sustainability: European and Canadian perspectives in higher education. The International Journal of Sustainable Developmentand World Ecology. 2002;9(2):179-186.
15. Murray, Paul & Douglas-Dunbar, Andrew & Murray, Sheran. Evaluating values-centred pedagogies in education for sustainable development. International Journal of Sustainabilityin Higher Education. 2014;15(10). https://doi.org/108/IJSHE-03-2012-0021
16. Huang, Yueh-Min & Hsieh, Ming-Yuan. An Interdisciplinary Research on Students' Employability in Technology Education to Advance Higher Education Enrollment Sustainability. Sustainability. 2020;12.1806. https://doi.org/10.3390/su12051806
17. Littledyke, Michael &Manolas, Evange-los&Littledyke, Ros. A systems approach to education for sustainability in higher education. International Journal of Sustainability in HigherEducatio. 2013;14(10). https://doi.org/1108/IJSHE-01-2012-0011
Contribution
Panasenkova E.Y. has copyrights and bears responsible for plagiarism.
2020;5(2):146-156
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISSN 2500-1582
(print) ISSN 2500-1574 (online)
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interests
The author declares no conflict of interests regarding the publication of this article.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The final manuscript has been read and approved by the author.
Сведения об авторах Панасенкова Елена Юрьевна,
кандидат технических наук, доцент кафедры промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности,
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, Россия, Н e-mail: [email protected]
Information about the authors Elena Y. Panasenkova,
Cand. Sci. (Eng.), Associate Professor Department of Industrial ecology and life safety, Irkutsk National Research Technical University, 664074, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, H e-mail: [email protected]