Оригинальная статья / Original article УДК 5Q1.75:67S.Q6
DOI: https://doi.org/1Q.212S5/25QQ-15S2-2Q2Q-4-356-363
© ®
Проблема использования и утилизации одноразовой пластиковой упаковки в торговых сетях и в заведениях общественного питания
© Е.Ю. Панасенкова, О.Е. Груздева, М.Г. Кузнецова
Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия
Резюме: Актуальность проблемы повышенного использования одноразовой пластиковой потребительской упаковки, особенно в санитарно-эпидемиологических условиях COVID-19, ставит перед необходимостью утилизации образовавшихся отходов. Проблема усугубляется очень слабой переработкой этих отходов, которые в основном складируются и практически не разрушаются в природе. В связи с этим цель работы - анализ проблем, обусловленных потреблением и утилизацией полимерной пластиковой одноразовой упаковки в торговых сетях и в заведениях общественного питания. Дан краткий сравнительный анализ состава и количеств образующихся пластиковых отходов. Рассмотрена нормативно-правовая документация, регламентирующая обращения с отходами в России и за рубежом. Проведена оценка состояния и рынка вторичной переработки отходов в сравнении с мировыми достижениями. Более детально приводятся данные по отходам полимерных материалов: их составу, количеству, доли в общей массе отходов, стоимости, возможности использования как вторичного сырья. Указывается на проблему отсутствия эффективной системы сбора полимерных отходов и их утилизации в России в отличие от стран азиатского региона, ЕС и стран Америки. В этих странах разрабатываются нормативные документы по сбору и переработки пластиковых изделий, само производство имеет экономическую привлекательность. Даны рекомендации к мотивации производителей, варианты решения проблемы утилизации пластиковых отходов на законодательной, экономической и управленческой основе.
Ключевые слова: пластиковая упаковка, утилизация, законодательство, торговые сети, заведения общественного питания
Для цитирования: Панасенкова Е.Ю., Груздева О.Е., Кузнецова М.Г. Проблема использования и утилизации одноразовой пластиковой упаковки в торговых сетях и в заведениях общественного питания. XXI век. Техносферная безопасность. 2020;5(4):356-363. https://doi.org/10.21285/2500-1582-2020-4-356-363
Use and disposal of disposable plastic packaging by retail chains and catering companies
Elena Yu. Panasenkova, Olga E. Gruzdeva, Maria G. Kuznetsova
Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia
Abstract: The increased use of disposable plastic consumer packaging, especially in the sanitary and epidemiological conditions of COVID-19, makes it necessary to dispose of the resulting waste. The problem is aggravated by the weak processing of waste, which is stored and not destroyed in nature. In this regard, the purpose of the article is to analyze the problems caused by the consumption and disposal of plastic disposable plastic packaging by retail chains and public catering companies. A brief comparative analysis of the composition and quantities of the plastic waste was carried out. The legal documents governing the waste management in Russia and abroad were studied. The Russian waste recycling market was compared with the foreign ones. Data on polymeric waste(composition, quantity, share in the total mass of waste, cost, and
356 356
ISSN 2500-1582
(print) ISSN 2500-1574 (online)
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
2Q2Q;5(4):356-363
Панасенкова Е.Ю., Груздева О.Е., Кузнецова М.Г. Проблема использования и утилизации одноразовой пластиковой упаковки в торговых сетях... Panasenkova E.Yu., Gruzdeva O.E., Kuznetsova M.G. Use and disposal of disposable
plastic packaging by retail chains ...
possibility of using as a secondary raw material) were studied. The lack of an effective system for collecting polymer waste and its utilization in Russia was emphasized and compared with Asian, European and American countries. In these countries, there are regulatory documents governing the collection and recycling of plastic products; the production itself is economically attractive. Recommendations aimed to encourage manufacturers to recycle waste were given; options for solving the problem of recycling plastic waste on a legislative, economic and managerial basis were offered.
Key words: plastic packaging, disposal, legislation, retail chains, catering companies
For citation: Panasenkova EYu, Gruzdeva OE, Kuznetsova MG. Use and disposal of disposable plastic packaging by retail chains and catering companies. XXI vek. Tekhnosfernaya bezopasnost' = XXI century. Technosphere security. 2020;5(4):356-363. (In Russ.) https://doi.org/10.21285/2500-1582-2020-3-356-363
ВВЕДЕНИЕ
В связи со сложившейся на территории России санитарно-эпидемиологической обстановкой по вирусу COVID-19 Роспотребнадзор рекомендовал использовать дополнительную упаковку для развесных товаров, чтобы минимизировать возможность передачи вируса между по-купателями1, в связи с чем в торговых сетях и в заведениях питания возросло примерно в два раза количество использованной пластиковой упаковки и, соответственно, отходов. Как правило, для упаковки используются полимерные материалы, обладающие универсальностью (позволяют создать любой дизайн), возможностью получения материалов с широким набором необходимых свойств, экономичностью сырья, малым весом, низкой энергоемкостью производства (по сравнению с производством стекла, металла, бумаги) и долговечностью2. Все это, с точки зрения хранения продуктов,-один из самых важных аспектов ее широкого применения.
Однако во всем мире сейчас наблюдается спрос на экологически чистую про-
дукцию [1] и Россия не является здесь исключением. Все большее количество людей интересуется вопросами сохранения окружающей среды [2]. Одной из самых главных задач, стоящих перед человечеством в настоящее время, является борьба с загрязнением окружающей среды [3], в частности, с возрастанием отходов пластика. Так, в России ежегодно образуется около 60 млн т твердых коммунальных отходов (ТКО)3, производство которых за последние двадцать лет удвоилось. По данным Росприроднадзора, это связано с активным использованием упаковочных материалов - полиэтилена, пластика и бумаги. Правда, какую долю в общем объеме мусора занимает упаковка, точно не известно. Ежегодно на свалки отправляется 9 млн т макулатуры, 2 млн т пластика и 0,5 млн т стекла. Производители готовы к отказу от пластика, однако пока на российском рынке не появятся альтернативы, доступные по цене как для производителя, так и потребителя, сделать это будет сложно.
Целью данной работы является анализ проблем, обусловленных потребле-
1 Методические рекомендации MP 3.1/2.3.6.0190-20 "Рекомендации по организации работы предприятий общественного питания в условиях сохранения рисков распространения COVID-19" [Электронный ресурс]. URL: http://11 .rospotrebnadzor.ш/395/-/as-set_puЫisher/uP0t/content/рекомендации-роспотреб-надзора-по-организации-работы-предприятии-общественного-питания-с-учетом-эпидемиологическои-ситуации (20.08.2020).
2Упаковочные изделия из полимерной пленки [Электронный ресурс]. URL: https://www.okhta.ru/artic-les/upakovochnye-izdeliya-iz-polimernoy-plenki/ (20.08.2020).
3Россия на треть увеличила ввоз пластикового мусора из-за границы [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/30/08/2019/5d67e17f9a7947d966d7fd3d (01.09.2020).
нием и утилизациеи полимерном пластиковой одноразовой упаковки в торговых сетях и в заведениях общественного питания.
ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе с ретроспективой 5 лет рассмотрены рынки и мировые тенденции в области обращения с пластиковыми отходами на основе анализа информационных материалов интернет-ресурсов, а также научных исследований проблемы использования пластиковой упаковки и ее дальнейшей утилизации.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Рынок вторичной переработки в России только начинает развиваться. По данным Министерства природных ресурсов и экологии, перерабатываются только 8% отходов, из которых на долю полимеров приходится 51 %, бумаги и картона - 30%, стекла - 7,5%.
С точки зрения стоимости вторичного сырья и спроса на него, крайне привлекательным для переработчиков является рынок пластиков. Однако отсутствие отлаженной системы сбора полимерных отходов обусловливает низкую долю их извлечения и утилизации. Расчетная емкость рынка пластиковых отходов составила в 2017 г. 461 тыс. т, при том что генерировано было более 3,5 млн т. В структуре образования пластиковых отходов наибольшую долю составляет различная упаковка, на втором месте - пленки, на третьем - полиэтиленовая тара (ПЭТ-тара). Однако в наибольшем количестве собираются ПЭТ-бутылки: уровень коллекции превышает 20%, поскольку они проще всего идентифицируются и сортируются. Основной проблемой, которая
прослеживается у компаний, занимающихся вторичной переработкой, является нехватка сырья из-за отсутствия эффективной системы сбора и сортировки отходов. Раздельный сбор, являющийся основным источником сырья в развитых странах [4] и позволяющий существенно улучшить экономику бизнеса, в России пока практически не развит и, следовательно, не может влиять на рынок.
Другая ситуация складывается на мировом рынке переработки отходов по данным отчета «Рынок утилизации отходов» Центра развития Национального исследовательского университета «Выс-шая школа экономики»4. В отчете указывается, что объем мирового рынка обращения с отходами на сегодняшний день превышает 1,1 трлн долл. с прогнозируемыми темпами роста в 7-10% в год в ближайшей перспективе. В региональном разрезе 45% рынка приходится на азиатский регион, 35% - на страны ЕС, 15% - на страны Северной и Южной Америки. В 2015 г. 84% рынка (950 млрд долл.) пришлось на сегмент промышленных и строительных отходов, 16% - на сегмент ТКО.
В настоящее время пластики являются, вероятно, самым важным сегментом мирового рынка переработки, поскольку большинство из них относительно легко поддаются вторичной переработке без существенной потери полезных свойств, и в то же время пластики представляют серьезную угрозу для окружающей среды (экологии), поскольку крайне плохо разлагаются. Следовательно, речь необходимо вести не только об экономической привлекательности рынка вторичных пластмасс, но и о безальтернативности его развития. На сегодняшний день объем образования пластиковых отходов в мире
Рынок утилизации отходов 2018 г. [Электронный ресурс]. URL:https://dcenter.hse.ru/data/2018/07/11/1151 608260Рынок%20утилизации%20отходов%202018^. (01.09.2020).
И
ISSN 2500-1582
(print) ISSN 2500-1574 (online)
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
2020;5(4):356-363
Панасенкова Е.Ю., Груздева О.Е., Кузнецова М.Г. Проблема использования и утилизации одноразовой пластиковой упаковки в торговых сетях . Panasenkova E.Yu., Gruzdeva O.E., Kuznetsova M.G. Use and disposal of disposable
plastic packaging by retail chains .
превышает 300 млн т в год. Из них большая часть приходится на полиэтилен (19% - полиэтилен высокого давления (ПВД) и линейный полиэтилен (ЛПЭ), 13% - полиэтилен низкого давления (ПНД), около 18% - на полипропилен, 11% - на отходы ПЭТ-упаковки, 14% - на различные волокна, из которых большая часть -полиэфирные, ПЭТ). В январе 2018 г. Европейская комиссия приняла документ под названием A European Plastics Strategy - Европейская стратегия по пла-стикам5. Это первый верхнеуровневый общеевропейский документ, определяющий стратегию адаптации индустрии производства полимеров к принципам экономики замкнутого цикла, которым последовательно привержено все стратегическое планирование и регулирование в ЕС6.
Основной целью документа является органичная интеграция полимеров в экономику замкнутого цикла. Сюда входит внедрение новых подходов к дизайну и производству полимерных продуктов, улучшение практики раздельного сбора отходов, введение в оборот новых систем стандартизации качества сырья и продуктов в цепочках сбора, сортировку и переработку полимерных отходов, стандарты необходимых методов измерений и определений, развитие систем расширенной ответственности производителя, стимулирование более активной коммуникации по цепочке жизненного цикла полимеров, расширение информирования потребителей, а также меры по «одноразовым пластикам».
Таким образом, анализ рынка вторичной переработки отходов показывает перспективность развития этого направления во всем мире [5, 6]. Однако в России этот рынок не развит и до сих пор остается теневым.
Еще одной предпосылкой для перехода к поиску альтернативы для пластика является обсуждение отказа от такой упаковки на правовом уровне. В июне 2019 г. Роспотребнадзор РФ выступил за законодательное закрепление поэтапного сокращения (вплоть до полного запрета) производства одноразовых пластиковых пакетов для розничной торговли7. Ведомство предложило юридически закрепить стимул применять многоразовую тару и саморазрушающиеся материалы при производстве упаковки. Аналогичная идея обсуждалась на специальном заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека 17 июня 2019 г. Однако в национальном проекте «Экология» и входящих в него федеральных проектах «Чистая страна» и «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» нет целевых показателей и мер по реализации высших приоритетов государственной политики по обращению с отходами8. Территориальные схемы обращения с отходами субъектов РФ содержат лишь прогнозные показатели по росту образования отходов вместо его сокращения.
Теоретически Россия может отказаться от пластика в течение пяти лет, правда, для этого нужно ввести целый комплекс
European strategy for plastics in a circular economy [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/en-vironment/circular-economy/pdf/plastics-strategy-bro-chure.pdf (01.09.2020).
6Европейская стратегия по пластикам. [Электронный ресурс]. URL: https://makston-engineering.ru/no-vosti/news_post/evropejskaya-strategiya-po-plastikam (01.09.2020).
7Роспотребнадзор предложил поэтапное сокращение пластиковых пакетов [Электронный ресурс]. URL: https ://https ://ria. ru/20191018/1559940532.html (02.09.2020).
8Установлен порядок разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с твёрдыми коммунальными отходами [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/38693/ (02.09.2020).
ЭКОЛОГИЯ ECOLOGY
мер, включая запрещающие оборот пластика на законодательном уровне и поощряющие производство и использование альтернативного сырья и упаковки. Без общегосударственного подхода решить проблему будет крайне сложно. Так, установку автоматов по приемке оборотной тары в торговых залах не допускают сейчас санитарные нормы, для полноценного запуска программы установки пандоматов необходимо внести поправки в несколько федеральных законов, для сбора и переработки тары - создать соответствующую транспортную и производственную инфраструктуру. Но так как во многих странах поэтапный отказ от пластика уже происходит, вполне вероятно, что отходы пластиковой упаковки могут стать перспективным экспортным продуктом. В реализации данной инициативы заинтересованными лицами являются органы государственной и муниципальной власти в части реализации «Мусорной реформы» и в области охраны окружающей среды (снижение выбросов токсичных веществ в воздух и почву в результате ненадлежащего сбора и утилизации отходов), производители (необходимость постепенного перехода к сокращению и отказу от одноразовой пластиковой упаковки), а также потребители (спрос на «eco-fпendly» продукцию растет) [7, 8]. Поэтому работу в данном направлении следует продолжать.
Рассмотрев проблему использования пластиковой упаковки и ее дальнейшей утилизации, а также предпосылки для постепенного отказа от нее, авторы пришли к выводу, что наиболее реальным является вариант мотивации производителей к ответственному отношению к окружаю-
щеи среде за счет интеграции процесса утилизации упаковки в цепочку добавленной стоимости продукта. Необходимо сделать упаковку стадией производства. Упаковка должна быть «экологичной» или же компании-производи-тели через маркетинг и рекламу должны заявлять о своем желании измениться, участвуя в процессе вторичной переработки.
Существуют примеры крупных компаний, таких как TetraPak9, для которых решение вопроса утилизации отходов входит в цикл создания продукта. Они предлагают не только упаковку, технологические схемы производства, станки, но и технологию утилизации своих сложных по составу образовавшихся отходов. Это закрепило за компанией репутацию ответственного производителя по отношению к окружающей среде на мировом рынке, что сейчас очень важно для потребителей. И таких примеров достаточно.
Для розничных сетей необходима целая стратегия перехода. Когда компания заявляет о своем ответственном отношении к природе, это всегда находит отклик у покупателя. Сейчас, по данным WWF10, 10% россиян используют многоразовые сумки для покупок в магазинах. Рынок разнообразной экоупаковки растет, однако пока не существует полноценной замены пластику с точки зрения его стоимости. Поэтому необходимо уделять внимание мотивации производителей. Например, доставкой еды в основном пользуются молодые люди [9], а среди них существует устойчивый запрос на «экологичность» как продуктов, так и упаковки [10]. Вот несколько вариантов.
1. Производство продуктов - продажа - утилизация отходов (заключение дого-
Устойчивое развитие TetraPak. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tetrapak.com/ru/sustainability (02.09.2020).
0Всемирный фонд дикой природы [Электронный ресурс]. URL: https://wwf.ru/ (02.09.2020).
И
360
360
ISSN 2500-1582
(print) XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1574 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY (online)
2020;5(4):356-363
Панасенкова Е.Ю., Груздева О.Е., Кузнецова М.Г. Проблема использования и утилизации одноразовой пластиковой упаковки в торговых сетях... Panasenkova E.Yu., Gruzdeva O.E., Kuznetsova M.G. Use and disposal of disposable
plastic packaging by retail chains ...
воров с организациями, занимающимися вторичным сырьем). Этот вариант подходит для крупных торговых комплексов, имеющих фуд-корты, где ежедневно образуются большие объемы отходов. Для этого варианта необходим этап раздельного сбора. Эту проблему можно решить с помощью установки емкостей для раздельного сбора отходов. Реализация подобного подхода позволит собственникам фут-кортов сократить расходы за вывоз мусора на полигоны с возможностью получения прибыли от сдачи сортированных отходов на переработку. Также стоит рассмотреть возможность использования бытовых прессов для мусора, для сокращения объемов отходов. Так как сейчас плата за утилизацию отходов на полигон берется с машины, то, сократив объем мусора, но увеличив эффективность вывоза отходов, возможно сократить затраты на ГСМ или количество рейсов для вывоза отходов. Это также благотворно скажется на окружающей среде за счет сокращения выбросов в результате деятельности автотранспорта.
2. Производство продукта - использование экологической упаковки - создание экологического бренда. Данный вариант
рассчитан на небольших производителей продуктов питания. В качестве упаковки можно использовать бумагу, восковые салфетки и другие виды упаковки. Как говорилось выше, рынок такой упаковки достаточно развит. Все дело состоит в стоимости. Нами был изучен ассортимент упаковки в оптовых ценах в регионах Иркутской области и представлен в таблице.
Как видно из данных таблицы, стоимость экологичных видов упаковки в среднем в 1,5-2 раза больше традиционной пластиковой. Эта разница не критична, так как для данного варианта перехода к более экологичному виду упаковки главная роль будет отведена возрастанию стоимости за счет создания экологичного брэнда и грамотного позиционирования производителя компании, которая заботится о сохранении окружающей природной среды ради своего комфортного существования, а также счастливого будущего своих детей, что позволит компании-производителю выглядеть на рынке более устойчиво по сравнению с конкурентами, в соответствии с современными запросами общества и создаст валоризацию конечного продукта.
Стоимость одноразовой пластиковой и альтернативной пищевой посуды Cost of disposable plastic and alternative food utensils_
Вид одноразовой упаковки Пластик Альтернативный материал
Стоимость, руб.
Пакет маленький Пакет-майка, от 1,5 руб/шт Бумага, от 8,5 руб/шт
Пакет большой от 5 руб/шт Крафт-пакет, бумага, от 10 руб/шт
Контейнер для продуктов от 8,5 руб/шт Картон, от 6 до 15 руб/шт
Стаканчики от 0,48 руб/шт Бумажный стаканчик от 1,57 руб/шт
Столовые приборы от 0,46 руб/шт Ложки из кукурузного крахмала, от 1,81 руб/шт
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время обсуждается внесение в Налоговый кодекс РФ экологического налога и утилизационного сбо-ра11, которые придут на смену плате за негативное воздействие на окружающую
среду (НВОС). Предложенные нами варианты решения поставленной задачи в случае принятия этих изменений позволят производителям снизить свои расходы, так как в проекте экологического налога и утилизационного сбора нало-
гом не должно будет облагаться размещение отходов, которые накапливают и утилизируют в собственном производстве согласно техническому регламенту или передают для утилизации в течение одиннадцати (11) мес. с момента образования. Кроме того, позже налогоплательщики сохранят право уменьшить сумму налога, если за налоговый период проведут мероприятия по снижению НВОС. Для этого они должны будут сделать документы, подтверждающие рас-
ходы на финансирование таких мероприятий. Предельная величина вычета составит 70% от исчисленного налога.
В итоге можно отметить, что процесс реализации перехода к политике уменьшения избыточной упаковки и количества одноразовой посуды в России запущен. Уже в ближайшее время будут видны результаты этой работы, поэтому производителям сейчас необходимо искать пути в решении назревшей проблемы.
Список литературы
1. Saluja D. Customer's Attitude towards Eco-Friendly Product // ANVESHAK-International Journal of Management. 2016. Vol. 5. № 2. P. 107-116. https://doi. org/10.15410/aijm/2016/v5i2/100701
2. Amarnath M., Nagarajan P. Consumer attitude towards Eco-friendly products // Restaurant Business. 2019. Vol. 118. № 6. P. 163-170. https://doi.org/10.26 643/rb.v118i6.8007
3. Ferronato, N., Torretta, V. Waste mismanagement in developing countries: A review of global issues// International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019. Vol. 16. № 6. P. 1060. https://doi. org/10.3390/ijerph16061060
4. Schreck M., Wagner J. Incentivizing secondary raw material markets for sustainable waste management // Waste Management. 2017. Vol. 67. P. 354-359. https: //doi.org/10.1016/j.wasman.2017.05.036
5. Malinauskaite J., Jouhara H., Czajczynska D., Stanchev P., Katsou E., Rostkowski P. et al. Municipal solid waste management and waste-to-energy in the context of a circular economy and energy recycling in Europe // Energy. 2017. Vol. 141, P. 2013-2044. https: //doi.org/10.1016/j.energy.2017.11.128
6. Nizami A.S., Rehan M., Waqas M., Naqvi M., Ouda
O.K.M., Shahzad K. et al. Waste biorefineries: Enabling circular economies in developing countries // Bio-resource Technology. 2017. Vol. 241. P. 1101-1117. https://doi.org/ 10.1016/j.biortech.2017.05.097
7. Trivedi R.H., Patel J.D., Acharya N. Causality analysis of media influence on environmental attitude, intention and behaviors leading to green purchas-ing//Journal of Cleaner Production. 2018. Vol. 196. P. 11-22. https://doi.org/10.1016/jjclepro.2018.06.024
8. Kautish P., Paul J., Sharma R. The moderating influence of environmental consciousness and recycling intentions on green purchase behavior // Journal of Cleaner Production. 2019. Vol. 228. P. 1425-1436. https://doi.org/ 10.1016/j.jclepro.2019.04.389
9. Prakash G., Pathak P. Intention to buy eco-friendly packaged products among young consumers of India: A study on developing nation // Journal of Cleaner Production. 2017. Vol. 141. P. 385-393. https://doi.org/ 10.1016/j.jclepro.2016.09.116
10. Kumar B., Manrai A.K., Manrai L.A. Purchasing behaviour for environmentally sustainable products: A conceptual framework and empirical study // Journal of Retailing and Consumer Services. 2017. Vol. 34. P. 19. https://doi.org/10.1016/j.jretconser.2016.09.004
References
1. Saluja D. Customer's Attitude towards Eco-Friendly Product. ANVESHAK-International Journal of Management. 2016;5(2):107-116. https://doi.org/ 10.15410/aijm/2016/v5i2/100701
2. Amarnath M, Nagarajan P. Consumer attitude towards Eco-friendly products. Restaurant Business. 2019;118(6):163-170. https://doi.org/10.26643/rb. v118i6.8007
3. Ferronato N, Torretta V. Waste mismanagement in developing countries: A review of global issues. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019;16(6):1060. https://doi.org/ 10.3390/ijerph16061060 .
4. Schreck M, Wagner J. Incentivizing secondary raw material markets for sustainable waste management. Waste Management. 2017;67:354-359.
Ставки экологического сбора и нормативы утилизации [Электронный ресурс]. иРЬ:ИНрз://рр1-ги.1иг-bopages.Org/ppt.ru/s/art/nalogi/eco-sborstavki (02.09.2020).
362 362
ISSN 2500-1582
(print) ISSN 2500-1574 (online)
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
2020;5(4):356-363
Панасенкова Е.Ю., Груздева О.Е., Кузнецова М.Г. Проблема использования и утилизации одноразовой пластиковой упаковки в торговых сетях . Panasenkova E.Yu., Gruzdeva O.E., Kuznetsova M.G. Use and disposal of disposable
plastic packaging by retail chains .
https://doi.org/10.1016/j.wasman.2017.05.036
5. Malinauskaite J, Jouhara H, Czajczynska D, Stanchev P, Katsou E, Rostkowski P. et al. Municipal solid waste management and waste-to-energy in the context of a circular economy and energy recycling in Europe. Energy. 2017;14:2013-2044. https://doi.org/10.1016Zj.energy.2017.11.128
6. Nizami AS, Rehan M, Waqas M, Naqvi M, Ouda OKM, Shahzad K. et al. Waste biorefineries: Enabling circular economies in developing countries. Bioresource Technology. 2017;241:1101 -1117. https://doi.org/10.1016/j.biortech.2017.05.097
7. Trivedi RH, Patel JD, Acharya N. Causality analysis of media influence on environmental attitude, intention and behaviors leading to green purchasing. Journal of Cleaner Production. 2018;196:11-22.
Сведения об авторах Панасенкова Елена Юрьевна,
кандидат технических наук, доцент кафедры промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности,
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, Россия, И e-mail: [email protected]
Груздева Ольга Евгеньевна,
магистрант,
Иркутский национальный исследовательский
технический университет,
664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, Россия.
Кузнецова Мария Григорьевна,
магистрант,
Иркутский национальный исследовательский
технический университет,
664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, Россия.
Заявленный вклад авторов
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила в редакцию 07.10.2020. Поступила после рецензирования и доработки 26.11.2020. Принята к публикации 30.11.2020.
https://doi.Org/10.1016/j.jclepro.2018.06.024
8. Kautish P, Paul J, Sharma R. The moderating influence of environmental consciousness and recycling intentions on green purchase behavior. Journal of Cleaner Production. 2019;228:1425-1436. https://doi.org/ 10.1016/j.jclepro.2019.04.389
9. Prakash G, Pathak P. Intention to buy eco-friendly packaged products among young consumers of India: A study on developing nation. Journal of Cleaner Production. 2017;141:385-393. https: //doi.org/10.1016/j.jclepro.2016.09.116
10. Kumar B, Manrai AK, Manrai LA. Purchasing behaviour for environmentally sustainable products: A conceptual framework and empirical study. Journal of Retailing and Consumer Services. 2017;34:1-9. https://doi.org/10.1016/jjretconser.2016.09.004
Information about the authors Elena Yu. Panasenkova,
Cand. Sci (Eng), Associate Professor of the Department of Industrial Ecology and Life Safety,
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia, El e-mail: [email protected]
Olga E. Gruzdeva,
master student,
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Maria G. Kuznetsova,
master student,
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Contribution of the authors
The authors contributed equally to this article.
Conflict of interests
The authors declare no conflict of interests.
All authors have read and approved the final manuscript.
Receive 07.10.2020.
Revised 26.11.2020. Accepted 30.11.2020.