Научная статья на тему 'Зарубежные программы и инициативы в области образования для устойчивого развития'

Зарубежные программы и инициативы в области образования для устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
491
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / AASHE / COPERNICUS-CAMPUS / IARU / SDRN / STARS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ямбушев Дамир Фатихович

В данной статье рассмотрено понятие устойчивого развития, выявлены и обоснованы проблемы образования в интересах устойчивого развития и дана обобщенная характеристика зарубежным программам и инициативам в области образования, нацеленным на этот результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the concept of sustainable development. The author has identified and substantiated the problems of education for sustainable development. The study presents a general description of international programmes and initiatives in the field of education to pursue this goal.

Текст научной работы на тему «Зарубежные программы и инициативы в области образования для устойчивого развития»

ЯМБУШЕВ Д. Ф.

ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОГРАММЫ И ИНИЦИАТИВЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие устойчивого развития, выявлены и обоснованы проблемы образования в интересах устойчивого развития и дана обобщенная характеристика зарубежным программам и инициативам в области образования, нацеленным на этот результат.

Ключевые слова: устойчивое развитие, образование, COPERNICUS-CAMPUS, AASHE, IARU, STARS, SDRN.

YAMBUSHEV D. F.

INTERNATIONAL PROGRAMMES AND INITIATIVES IN EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Abstract. The article considers the concept of sustainable development. The author has identified and substantiated the problems of education for sustainable development. The study presents a general description of international programmes and initiatives in the field of education to pursue this goal.

Keywords: sustainable development, education, COPERNICUS-CAMPUS, AASHE, IARU, STARS, SDRN.

Декларация Международной конференции по экологии и развитию, прошедшей в Рио-де-Жанейро в 1992 г., начинается следующими словами: «Люди являются главной заботой устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и продуктивную жизнь в гармонии с природой». Декларация, принятая на Всемирном саммите по устойчивому развитию, состоявшемся в Йоханнесбурге в 2002 г., отразила обязательства лидеров мировых держав «создать гуманное, равноправное и внимательное к проблемам человека общество, признающее то, что каждый член этого общества имеет свое человеческое достоинство» [1, c.2].

Термин «устойчивое развитие» получил широкое распространение после того, как в 1987 г. Международная комиссия по окружающей среде и развитию, созданная Генеральной Ассамблеей ООН (Комиссия Г. Х. Брундтланд), в своем докладе «Наше общее будущее» сформулировала следующее определение: Устойчивое развитие - это «развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [4, c.177].

Понятие «устойчивое развитие» в настоящее время употребляется в разных смыслах и применительно к самым различным объектам: природе, человеку, регионам, отраслям экономики и др. В докладе «Наше общее будущее» отмечалось, что стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми, обществом и природой.

Особую роль в этом играет сфера образования. Образование является фундаментом устойчивого развития, об этом говорится в главе 36 Программы-21 саммита, прошедшего в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Еще раз эта мысль была подтверждена на саммите в Йоханнесбурге. Образование считается инструментом, направленным на решение таких важных вопросов, как развитие сельских регионов, здравоохранение, предотвращение распространения ВИЧ/СПИД, экология, а также более широких вопросов этического и правового характера (например, общечеловеческие ценности и права человека).

Универсальной модели образования для устойчивого развития не существует. Несмотря на согласие стран в отношении общей концепции, подходы к образованию в каждой стране будут различаться в силу местных особенностей и приоритетов. Каждая страна должна определить свои приоритеты и действия, а также цели, акценты и процессы, исходя из экологических, социальных, экономических условий и соответствующих путей решения проблемы. Образование для устойчивого развития в равной степени является критически важным как для развитых, так и для развивающихся стран [1, с.2].

Рассмотрим наиболее авторитетные и интересные программы и инициативы, предпринятые различными национальными и международными организациями в области образования для устойчивого развития.

Еще в 2005 году, признавая глобальное значение образования в интересах устойчивого развития (ОУР), министры охраны окружающей среды и образования государств-членов Европейской экономической комиссии (ЕЭК) Организации Объединенных Наций приняли Стратегию ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития. Цель данной стратегии заключается в поощрении государств - членов ЕЭК к развитию и включению ОУР в свои системы образования в рамках соответствующих учебных дисциплин. Общая задача стратегии заключается в предоставлении людям знаний и формировании навыков в области устойчивого развития, которые позволяют им приобретать дополнительную компетентность и уверенность в своих силах и одновременно расширяют их возможности для ведения здорового и продуктивного образа жизни в гармонии с природой и в согласии с социальными ценностями, принципами гендерного равенства и национального и культурного разнообразия.

В интересах содействия решению этой задачи были обозначены следующие шесть

целей:

1. Обеспечение политической, нормативно-правовой и организационной базы для устойчивого развития.

2. Содействие устойчивому развитию с помощью формального, неформального и информального обучения (Формальное образование - это образование, направленное на получение или изменение образовательного уровня и квалификации в учебных заведениях с получением соответствующих документов об образовании. Неформальное образование - это получение знаний, умений и навыков, не регламентированное местом, сроком или формой обучения. Информальное образование - индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер, реализующееся за счет собственной активности индивидов через чтение, общение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д.).

3. Достижение в сфере образования уровня компетентности, необходимого для участия в программах устойчивого развития.

4. Обеспечение доступности соответствующих учебных средств и учебно-методических материалов по вопросам устойчивого развития.

5. Содействие научным исследованиям в области устойчивого развития и ОУР.

6. Укрепление сотрудничества в области ОУР на всех уровнях в пределах региона

ЕЭК.

Кроме того, правительства стран-членов ЕЭК разработали программу развития ОУР, состоящую из трех последовательных этапов: этап I (2005-2007): анализ проводимых национальных мероприятий, осуществление первоначальных мер и определение приоритетов дальнейшей деятельности; этап II (2007-2010): начало процесса включения дисциплин, посвященных устойчивому развитию, в учебные программы и планы, обзор прогресса, достигнутого в осуществлении национальных стратегий и, в случае необходимости, пересмотр этих стратегий; этап III (2010- 2015): обеспечение значительного прогресса в развитии ОУР. Еще по завершении этапа I министры охраны окружающей среды и образования стран - членов ЕЭК подчеркнули необходимость формирования более комплексного концептуального представления ОУР, чтобы перейти от узкого экологического образования к более всеобъемлющему образованию для устойчивого развития, в рамках которого одинаковое внимание уделяется таким аспектам, как окружающая среда, экология, социально-экономическое развитие, этические и культурные вопросы. Анализ документов, предоставленных странами участниками стратегии по окончании II этапа, однако, показал, что в ОУР по-прежнему превалирует экологический компонент. Как и на этапе I, наименьшее внимание уделялось экономической концептуализации процесса устойчивого развития: практически никогда темы

"корпоративной социальной ответственности" и "развития сельских/городских районов" не включались в учебные планы и образовательные программы.

На конференции в Бергене в мае 2005 г. министры, ответственные за вопросы образования в странах ЕС, приняли так называемое Бергенское коммюнике, которое впервые с начала Болонского процесса указало на необходимость строить систему образования в Европе на принципах устойчивого развития. С этой целью была создана общеевропейская университетская сеть, названная COPERNICUS-CAMPUS, для мобилизации усилий различных университетов и исследовательских организаций и помощи в реализации задач ОУР. Сеть COPERNICUS-CAMPUS разработала и опубликовала в 2007 г. стратегические рекомендации по реализации принципов устойчивого развития в европейских вузах. На сегодняшний день более 320 университетов из 38 стран подписали хартию COPERNICUS, тем самым провозгласив свою приверженность целям ОУР.

Издательская группа Emerald с 2000 г. издает научный журнал «International Journal of Sustainabilityin Higher Education», который был первым научным изданием, рассматривавшим и распространявшим информацию по вопросам устойчивого развития в сфере высшего образования. Журнал публикует результаты исследовательских проектов, научных экспериментов, связанных с внедрением вопросов устойчивого развития в программы вузов и колледжей, примеры и кейсы успешного использования принципов устойчивого развития в стратегиях образовательных организаций.

Помимо перечисленных выше международных проектов в области ОУР во многих ведущих мировых высших учебных заведений внедряются элементы устойчивого развития. Разнообразные программы существуют в США, Великобритании Канаде, Германии, Франции, Ирландии и других странах. Также есть международные организации, которые объединяют ведущие вузы в целях устойчивого развития. Примером могут служить: Ассоциация по продвижению идей устойчивого развития в системе высшего образования (AASHE) или Международный союз исследовательских университетов (The International Alliance of Research Universities - IARU).

В США учреждена и успешно действует Ассоциация продвижения идей устойчивого развития в высшем образовании, разработавшая программу STARS (The Sustainability Tracking, Assessment & Rating System™) для вузов США, Канады, а теперь доступную и для вузов других стран. Эта программа позволяет комплексно взглянуть на вопросы устойчивого развития университета, сравнить результаты разных университетов, мотивировать вузы на повышение качества своей работы, осуществлять обмен информацией и опытом [2].

В Великобритании существует сеть 18 университетов и колледжей «Партнерство высшего образования для устойчивого развития» (Higher Education Partnership for

Sustainability - HEPS), сотрудничающих в анализе возможностей устойчивого развития в высшем образовании. Инициативы партнерства включают научные исследования, разработку новых учебных программ и специальные экологические проекты, и мероприятия. Также организованная вузами Великобритании «Исследовательская сеть устойчивого развития» (Sustainable Development Research Network - SDRN) стимулирует внедрение результатов научных исследований в области устойчивого развития в политику и стратегию вузов. Информационная рассылка этой организации - ценный информационный ресурс по вопросам устойчивого развития и ОУР.

IARU - это сотрудничество между десятью ведущими исследовательскими университетами с целью образования будущих лидеров. IARU включает:

1) Австралийский Национальный университет (Australian National University),

2) Технический институт Цюриха (Eidgenössische Technische Hochschule Zürich),

3) Национальный университет Сингапура (National University of Singapore),

4) Пекинский университет (Peking University),

5) Калифорнийский университет (University of California, Berkeley),

6) Кембриджский университет (University of Cambridge),

7) Университет Копенгагена (University of Copenhagen),

8) Оксфордский университет (University of Oxford),

9) Университет Токио (University of Tokyo),

10) Йельский университет (Yale University).

Участники IARU совместно обращаются к глобальным проблемам человечества. Основной инициативой IARU являются решения, направленные на глобальные изменения климата. Для решения этой проблемы участники IARU разрабатывают программы устойчивого развития университетских городков (Campus Sustainability Programs), нацеленные на сокращение воздействий на окружающую среду всего университетского городка или кампуса. IARU являлся одним из организаторов Международного Научного Конгресса по глобальному потеплению в 2009 г. [3].

Среди наиболее интересных публикаций по теме ОУР можно отметить отчет «Greenerby Degrees: Exploring Sustainability through Higher Education Curricula», подготовленный К. Робертс и Дж. Робертс (Carolyn Roberts, Jane Roberts) и опубликованный Центром активного обучения университета Глостершира (Centre for Active Learning at the University of Gloucestershire). В отчете анализируются различные аспекты устойчивого развития в бакалаврских и магистерских программах. Еще один отчет «Sustainable Development in Higher Education: Current Practice and Future Developments» подготовлен Дж. До, Р. Джанкероми, С. Мартином (G. Dawe, R. Jucker, S. Martin) для Академии высшего

образования (Higher Education Academy). Отчет анализирует возможные разделы учебных программ, в которых следует рассматривать вопросы устойчивого развития, и методы обучения этим аспектам. Академия высшего образования также инициировала проект Education for Sustainable Development project, в рамках которого публикуется ежеквартальный информационный бюллетень, посвященный вопросам преподавания дисциплин по вопросам устойчивого развития. Журнал «Planet» одного из отделений Академии высшего образования - GEES (Geography, Earthand Environmental Sciences) регулярно публикует материалы, посвященные ОУР.

Таким образом, устойчивое развитие общества как стратегия улучшения качества жизни, сбалансированное выполнение социально-экономических задач, решение проблем сохранения окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешних и будущих поколений требует кардинального изменения мировоззрения, приоритетов, ценностей, этических норм жизнедеятельности. В связи с этим возрастают требования к университетскому образованию в области подготовки выпускников способных глобально мыслить и продуктивно действовать, активно участвовать в решении и предупреждении социальных, экономических и экологических проблем, культивировать ценность интеграции людей, человека и природы, жить в ладу и сотрудничать с другими людьми.

Следует признать, что универсальной модели образования для устойчивого развития пока не существует. Во многих ведущих мировых высших учебных заведениях внедряются различные элементы устойчивого развития. Разнообразные программы существуют в США, Великобритании, Канаде, Германии, Франции, Ирландии и других странах. Таким образом, можно констатировать, что в учебных заведениях многих стран мира интерес к проблеме образования для устойчивого развития с каждым днем растет, их успешно поддерживают международные организации, объединяющие ведущие вузы в целях устойчивого развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доклад «Образование для устойчивого развития. Декада ООН по образованию для устойчивого развития (2005-2014)». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unesco.kz/education/2004/esd_brochure.pdf

2. Официальный сайт Ассоциации по продвижению идей устойчивого развития в системе высшего образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aashe.org

3. Официальный сайт Международного союза исследовательских университетов. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iaruni.org

4. Худин А. Н. Университетское образование для устойчивого развития // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: Материалы IV Международной научной конференции. - М. - Эрланген: МАНПО, 2009. - С. 177 -181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.