Научная статья на тему 'Устойчивое развитие сельских территорий на основе индикативного планирования'

Устойчивое развитие сельских территорий на основе индикативного планирования Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
143
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие сельских территорий на основе индикативного планирования»

ограничением финансовых ресурсов (нет полномочий - нет финансов) приведет к массовому оттоку из села граждан, особенно молодежи, старению и вымиранию села, сокращению трудовых ресурсов. В этой ситуации весьма вероятно замещение коренного населения мигрантами либо сокращение сельхозпроизводства и простой сельхозземель [2].

В дискуссии о реформе местного самоуправления в сельской местности важное место отводится проведению институциональных преобразований на селе с целью содействия со стороны государства и органов местного самоуправления развитию самых разнообразных форм гражданского участия - территориального общественного самоуправления, сельской кредитной кооперации, фермерского самоуправления, муниципальных фондов поддержки сельского развития и других форм вовлеченности жителей, без которых реальное местное самоуправление в России не состоится.

Обобщая изложенное, необходимо еще раз подчеркнуть, что сегодняшнее состояние местного самоуправления на селе следует характеризовать крайне негативно: с одной стороны, современные формы муниципального самоуправления оказались практически оторванными от государства, сохраняя представительность, в сущности, на формальном уровне. С другой стороны, формы самоорганизации сельского сообщества, базирующиеся на гражданской инициативе, чрезвычайно неразвиты и не могут в настоящее время служить основой местного самоуправления.

В такой ситуации поиск наилучших моделей местного самоуправления применитель-

но к сельскому сообществу, во-первых, чрезвычайно актуален во избежание необратимой деградации села. Во-вторых, модель местного самоуправления должна быть многоступенчатой, с обязательным включением как представительства сельских сообществ, наделенных государственными полномочиями, так и зарождающихся или возрождающихся структур низовой самоорганизации села. Каждая из этих структур должна развиваться во взаимосвязи с другими структурами на паритетных началах. Только полный спектр необходимых звеньев местного самоуправления на селе может создать благоприятные условия для развития сельского сообщества. При этом сельское сообщество должно рассматриваться как триединая система: население, хозяйство, территория. Такой методологический подход расширяет область управленческого воздействия, выводя его из традиционной отраслевой направленности на

управление сельским сообществом в целом, и является основой для формирования гибких, вариабельных моделей управления сельскими социально-экономическими системами.

Литература

1. Российская Федерация. Законы. Об общих принци-

пах организации местного самоуправления в Российской Федерации : [Федер. закон: от

2003 г. № 131-Ф3] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2О0З. - № 40, ст. 3822.

2. Савранская, О.Л. Правовые аспекты развития ме-

стного самоуправления в сельской местности. [Электронный ресурс]/ О.Л. Савранская. - Режим доступа: http:/www.lslg.ru/download/publications/

selo.rtf/

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА ОСНОВЕ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

А.А. Аскаров, к.э.н., доц., Т.В. Вострецова, асп., Башкирского государственного аграрного университета

Необходимым условием поступательного (позитивного) развития сельского хозяйства, как динамической системы служит его устойчивость, одна из главных черт ее поведения и являющаяся важнейшим понятием в управлении. Это значит, что система (сельское хозяйство) должна нормально функционировать, быть относительно нечувствительной к неизбежным возмущающим воздействиям различного рода. При этом одной из основных характеристик устойчивости системы будет отсутствие срывов в ежегодном производстве конечной продукции и тенденций к росту общественно необходимых затрат, когда сельское хозяйство в состоянии воспроизводить весь свой потенциал - плодородие почвы, средства производства, а также человека, на всей им занимаемой территории и неограниченно продол-

жительное время. А для этого недостаточно только самоорганизации субъектов хозяйствования, например, путем выбора структуры производства, минимизирующей ущерб окружающей среде, повышения продуктивности полей и ферм, регулирования запасов, страховых фондов и т.д. Требуется воздействие извне, со стороны системы более высокого уровня (государства) [1]. Это означает, что государству следует приложить определенные усилия для того чтобы максимально уменьшить воздействие внешних дезорганизующих сил и направлять движение сельского хозяйства в сторону максимальной упорядоченности.

В связи с этим возникает проблема, каким образом осуществить воздействие государства на сельское хозяйство, чтобы не потерять основ его самоорганизации и в то же время

создать условия для его устойчивого развития.

Для осуществления такого воздействия мы предлагаем использовать широко распространенный в странах с рыночной экономикой механизм индикативного планирования (ИП), которое рассматривается с двух позиций, как:

1) процесс итераций по согласованию интересов экономических субъектов и выработке стратегии развития социально-экономических процессов;

2) процесс формирования системы индикаторов и параметров, характеризующих дальнейшее развитие социально-экономических процессов.

Считаем более правильным рассматривать ИП во взаимосвязи этих позиций, а также с учетом принципа сочетания отраслевого и территориального аспектов, т.е. говорить об ИП развития сельской территории.

В нашем представлении ИП применительно к развитию сельской территории представляет собой формирование системы индикаторов и параметров развития сельской территории при согласовании интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, органов местного самоуправления сельской территории и государственных органов управления на макро-, мезо- и микроуровнях и выработку на этой основе единого плана развития сельской территории с разработанной системой косвенных (налогообложение, кредитование, регулирование цен, информирование и пр.) и прямых (субсидирование, нормативные требования, стандарты и пр.) мер государственного воздействия.

Индикаторы устанавливаются как целевые показатели, достижение которых обязательно, так как они задают уровень жизни населения, воспроизводства материально-технической базы, экологического состояния среды. Параметры устанавливаются как гибкие показатели и могут изменяться как при их согласовании, так и при практической реализации плана.

Однако многочисленность экономических субъектов затрудняет согласование в рамках ИП. Так, сельское хозяйство исследуемого нами региона - Республики Башкортостан (РБ) по состоянию на конец 2005 г. было представлено 1 199 сельскохозяйственными предприятиями, 4 799 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, свыше 585 тыс. личных подсобных хозяйств, расположенных в 54 муниципальных районах РБ [2]. Поэтому особое значение имеют муниципальные образования, в первую очередь, муниципальные районы, объединяющие в себе сельские поселения, а также сельскохозяйственных товаропроизводителей, расположенных на их территории. Взаимодействие сельских поселений и товаропро-

изводителей с органами республиканского управления происходит при посредничестве органов местного самоуправления района, что определяет его приоритетную роль в выработке и практической реализации программ и планов развития сельских территорий.

Предлагаем следующую схему согласования, которое производится в четыре этапа и порождает информационные потоки (на схеме представлены стрелками) между хозяйствующими субъектами, органами самоуправления муниципальных образований и республиканскими органами управления.

Согласно схеме, возникают следующие информационные потоки ИП развития сельской территории (на схеме обозначены цифрами).

Информационные потоки обратной связи (штрихованные стрелки 1, 2) осуществляются на регулярной основе. В первом случае (стрелка 1) органы местного самоуправления сельских поселений и сельские товаропроизводители информируют районные органы местного самоуправления о социально-экономическом состоянии сельской территории, предоставляя статистические данные по уровням жизни населения, развития производства, каналах реализации продукции, средних ценах реализации и пр.

Во втором случае (стрелка 2) районные органы самоуправления информируют республиканский центр о социальном, экономическом и экологическом состоянии сельских территорий района, предоставляя обобщенные данные нижестоящего уровня, а также данные экологического мониторинга районов.

На основе осуществления первого и второго этапа Правительство РБ устанавливает и доводит до районов индикаторы и параметры развития сельских территорий (стрелка 3). Приведем их примерный перечень:

А. Индикаторы развития сельской территории района:

- социальные индикаторы: средние доходы и продолжительность жизни сельского населения; уровень безработицы; обеспеченность социальными объектами; потребление продуктов питания на душу сельского населения и пр.;

- экономические индикаторы: темпы роста валовой товарной продукции сельского хозяйства; темпы роста инвестиций на душу населения, поставок материально-технических ресурсов; производство продовольствия на душу населения; индексы потребительских цен на продовольственные товары и пр.;

- экологические индикаторы: пороговые значения загрязнения природных ресурсов от осуществления сельскохозяйственной деятельности, показатели восстановления и сохранения плодородия почв и пр.

Рис. 1. Схема информационных потоков ИП развития сельской территории

Б. Параметры развития сельских территорий:

- валовая продукция сельского хозяйства в целом и по отраслям;

- производство и реализация основных видов продукции; структура сельскохозяйственных угодий и поголовья скота;

- формирование материально-технической базы;

- объемы введения социальных объектов, жилья;

- объемы привлекаемых инвестиций и пр.

Республиканский центр также предоставляет информацию, необходимую для формирования планов: объемы ассигнований из федерального и республиканского бюджетов; объемы закупок в федеральные и республиканские фонды; прогнозы цен; лизинговые возможности; меры правового содержания; нормы и нормативы, стандарты, качественные показатели и пр.

На схеме обозначены встречные информационные потоки согласования (стрелки 4, 5). Первоначально (стрелка 4) органы местного самоуправления муниципального района доводят до населения и хозяйствующих субъектов информацию, полученную ранее от республиканского центра. С учетом этого органы местного самоуправления сельских поселений и экономические субъекты информируют районные органы самоуправления о своих замечаниях и предложениях по развитию территории и производства (предложения по развитию подсобных производств и промыслов, сельского туризма, созданию малых перерабатывающих пред-

приятий и пр.) с указанием необходимых для этого ресурсов. На этой основе органы местного самоуправления района разрабатывают комплексный план развития сельской территории района с установлением объемов местного финансирования и необходимых объемов финансирования из республиканского бюджета. На основе разработанного плана органы местного самоуправления муниципального района согласовывают (стрелка 5) окончательные объемы финансовых средств из республиканского бюджета на реализацию отдельных мероприятий планов развития муниципальных районов, а также объемы и цены закупок продукции в республиканские фонды и пр. Результатом встречных информационных потоков согласования становится комплексная программа развития сельской территории республики.

Предлагаемая схема информационных потоков ИП развития сельской территории позволит обеспечить республиканский центр всей необходимой информацией о состоянии и перспективах развития сельской территории конкретного района непосредственно «из первых рук». Это создаст условия для долгосрочной заинтересованности производителей и государства в оптимальных пропорциях производства, сохранении и восстановлении плодородия почв; закреплении населения на селе посредством осуществления необходимых социальных преобразований, что в конечном итоге приведет к устойчивому развитию сельских территорий.

Литература 2. Сельское хозяйство Республики Башкортостан :

/стат. сб./ Территориальный орган Федеральной 1. Нусратуллин, В.К. Неравновесная экономика. - службы государственной статистики по Респуб-

2-е изд./ В.К. Нусратуллин. - М.: Компания лике Башкортостан. - Уфа, 2006. - 126 с.

Спутник+, 2006. - С. 314.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Т.В. Харитонова, ст. преп. Пензенской государственной сельскохозяйственной академии

Сельские территории являются важнейшей социально-экономической и экологической подсистемой общества. Они имеют специфические особенности, собственные цели, задачи, принципы, критерии и показатели развития. Здесь сосредоточены значительные людские, природные и производственные ресурсы, отрасли, эффективное развитие которых может существенно улучшить состояние экономики и поднять уровень жизни населения государства.

Моделью индикативного планирования развития сельских территорий может быть модель устойчивого их развития в долгосрочной перспективе, которое должно быть направлено на наиболее полное использование ресурсных возможностей территорий для улучшения социально-экономических и экологических условий жизнеобеспечения сельского населения, повышения эффективности сельскохозяйственного производства.

Индикативное планирование - это одна из основных функций управления, посредством которой определяется и обеспечивается целенаправленное, динамичное и пропорциональное развитие объекта управления. Рекомендательный признак индикативного планирования, необязательный характер плановых показателей, добровольность и конкурентность в выборе одного из вариантов предлагаемого решения не исключают, а усиливают значимость индикаторов показателей при разработке планов и программ на всех уровнях управления.

Элементы индикативного планирования нашли свое применение на разных уровнях управления АПК: федеральном, региональном, муниципальном. На федеральном уровне формируется аграрная политика, разрабатываются долгосрочная и среднесрочная концепции развития АПК, целевые федеральные программы по приоритетным направлениям.

В настоящее время на законодательном уровне впервые в истории России установлены цели, правовые основы и направления федеральной аграрной политики как составной части социально-экономической политики государства. Большие ожидания работники сельскохозяйственной сферы связывают с реализацией Федерального закона «О развитии сель-

ского хозяйства», в соответствии с которым будет приниматься Государственная программа развития сельского хозяйства на пятилетний срок (2008-2012 гг.). В программе предусмотрено закрепить на пять лет конкретные параметры финансовой поддержки отрасли, механизмы и индикаторы реализации мероприятий, в том числе мер таможенно-тарифного и антимонопольного регулирования, налоговой политики. Определены цели государственной программы: устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения; повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных отраслей сельского хозяйства с целью импортоза-мещения; сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве природных ресурсов.

На региональном уровне аграрная политика адаптируется к местным условиям, разрабатываются программы социально-экономического развития региона, региональные целевые программы, научно обоснованные системы сельского хозяйства. Так, для выполнения основных направлений стратегического развития Пензенской области на 2006-2015 гг. в отраслях сельского хозяйства разработаны и утверждены различные целевые программы: «Развитие свеклосахарного производства Пензенской области на 2006-2010 гг.», «Создание сети машиннотехнологических станций Пензенской области», «Социальное развитие села до 2010 г.», «Развитие личных подсобных хозяйств в Пензенской области на 2006-2008 гг.», «Программа развития и поддержки малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств в Пензенской области на 2006-2008 гг.», «Развитие животноводства Пензенской области на 20062008 гг.» и др.

На уровне муниципальных образований составляются концепции социально-экономического развития территорий, входящих в состав муниципального образования, программы развития отраслей, инновационные проекты освоения высокоэффективных технологий производства сельскохозяйственной продукции,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.