Литература 2. Сельское хозяйство Республики Башкортостан :
/стат. сб./ Территориальный орган Федеральной 1. Нусратуллин, В.К. Неравновесная экономика. - службы государственной статистики по Респуб-
2-е изд./ В.К. Нусратуллин. - М.: Компания лике Башкортостан. - Уфа, 2006. - 126 с.
Спутник+, 2006. - С. 314.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Т.В. Харитонова, ст. преп. Пензенской государственной сельскохозяйственной академии
Сельские территории являются важнейшей социально-экономической и экологической подсистемой общества. Они имеют специфические особенности, собственные цели, задачи, принципы, критерии и показатели развития. Здесь сосредоточены значительные людские, природные и производственные ресурсы, отрасли, эффективное развитие которых может существенно улучшить состояние экономики и поднять уровень жизни населения государства.
Моделью индикативного планирования развития сельских территорий может быть модель устойчивого их развития в долгосрочной перспективе, которое должно быть направлено на наиболее полное использование ресурсных возможностей территорий для улучшения социально-экономических и экологических условий жизнеобеспечения сельского населения, повышения эффективности сельскохозяйственного производства.
Индикативное планирование - это одна из основных функций управления, посредством которой определяется и обеспечивается целенаправленное, динамичное и пропорциональное развитие объекта управления. Рекомендательный признак индикативного планирования, необязательный характер плановых показателей, добровольность и конкурентность в выборе одного из вариантов предлагаемого решения не исключают, а усиливают значимость индикаторов показателей при разработке планов и программ на всех уровнях управления.
Элементы индикативного планирования нашли свое применение на разных уровнях управления АПК: федеральном, региональном, муниципальном. На федеральном уровне формируется аграрная политика, разрабатываются долгосрочная и среднесрочная концепции развития АПК, целевые федеральные программы по приоритетным направлениям.
В настоящее время на законодательном уровне впервые в истории России установлены цели, правовые основы и направления федеральной аграрной политики как составной части социально-экономической политики государства. Большие ожидания работники сельскохозяйственной сферы связывают с реализацией Федерального закона «О развитии сель-
ского хозяйства», в соответствии с которым будет приниматься Государственная программа развития сельского хозяйства на пятилетний срок (2008-2012 гг.). В программе предусмотрено закрепить на пять лет конкретные параметры финансовой поддержки отрасли, механизмы и индикаторы реализации мероприятий, в том числе мер таможенно-тарифного и антимонопольного регулирования, налоговой политики. Определены цели государственной программы: устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения; повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных отраслей сельского хозяйства с целью импортоза-мещения; сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве природных ресурсов.
На региональном уровне аграрная политика адаптируется к местным условиям, разрабатываются программы социально-экономического развития региона, региональные целевые программы, научно обоснованные системы сельского хозяйства. Так, для выполнения основных направлений стратегического развития Пензенской области на 2006-2015 гг. в отраслях сельского хозяйства разработаны и утверждены различные целевые программы: «Развитие свеклосахарного производства Пензенской области на 2006-2010 гг.», «Создание сети машиннотехнологических станций Пензенской области», «Социальное развитие села до 2010 г.», «Развитие личных подсобных хозяйств в Пензенской области на 2006-2008 гг.», «Программа развития и поддержки малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств в Пензенской области на 2006-2008 гг.», «Развитие животноводства Пензенской области на 20062008 гг.» и др.
На уровне муниципальных образований составляются концепции социально-экономического развития территорий, входящих в состав муниципального образования, программы развития отраслей, инновационные проекты освоения высокоэффективных технологий производства сельскохозяйственной продукции,
активизации предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Индикативное планирование развития муниципального района должно основываться на ряде принципов: целенаправленности, комплексности, системности, гибкости, эффективности. К специфическим принципам целесообразно отнести следующие: согласованность со стратегией развития региона; учет природно-экономичес-ких особенностей; оптимизация структуры аграрного производства; поддержка конкурентоспособности продукции; ориентация на собственные производственные, сырьевые, финансовые и иные ресурсы; развитие взаимовыгодных межрайонных и межрегиональных связей в области сбыта агропродовольственной продукции и материально-технического обеспечения отрасли; поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей различных организационноправовых форм хозяйствования и масштабов деятельности; решение проблемы экологизации производства; поддержка социальных преобразований на селе.
Районные АПК отличаются большим разнообразием природно-экономических условий, исторически сложившимися навыками населения, социальными условиями и уровнем жизнеобеспечения. При прогнозировании и планировании развития АПК необходимо учитывать три группы важнейших пропорций. Первая группа показывает соотношение между потребностью в аграрной продукции и производством конечной продукции. Вторая группа контролирует соотношение ресурсного и инвестиционного комплексов. Третья группа пропорций характеризует соотношение между основными сферами и отраслями АПК, а также внутри производственной, организационной и социальной структур.
Специфика АПК как объекта планирования выражается в том, что он включает несколько органически взаимосвязанных отраслей народного хозяйства, первичным же является сельское хозяйство. При этом следует ориентироваться на разумное сочетание крупных сельскохозяйственных организаций со средними, мелкими, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами. Планирование проводится от уровня хозяйства с обоснованием его перспективных технико-экономических показателей, проведением балансовых увязок между отраслями и вспомогательными производствами, определением выхода валовой и товарной продукции, заполнением сегментов продовольственного районного рынка. Учитывается эффективность и конкурентоспособность производимой сельскохозяйственной продукции. Рассматриваются вся структура районного АПК, возможности дальнейшего развития промышленной переработки сельскохозяйственной
продукции, ее хранения и реализации. Опыт планирования АПК показывает, что эти расчеты многовариантны, требуют больших объемов вычислений, вследствие чего необходимо применять экономико-математические методы.
Важная роль в темпах развития агропромышленного производства, в первую очередь сельского хозяйства, принадлежит качеству социальной сферы села. Глобальное ее отставание от минимальных жизненных стандартов может быть преодолено лишь при комплексном и системном подходе на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. К наиболее приоритетным проблемам, которые решаются в настоящее время, относятся повышение доходности сельскохозяйственного труда и развитие социальной инфраструктуры: школ и дошкольных учреждений, медицинского обслуживания, объектов бытового и торгового обслуживания, культуры. Все эти объекты необходимо учитывать при индикативном планировании социальной инфраструктуры муниципального района, которое осуществляется нормативным методом.
Концепция о переходе современной экономики на модель устойчивого развития в долгосрочной перспективе, предложенная в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, предусматривает обеспечение сбалансированного решения задач социально-экономического развития и сохранения благоприятного развития окружающей среды и природоресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей будущих поколений. В этой связи экологический фактор при индикативном планировании устойчивого развития сельских территорий должен рассматриваться как один из приоритетных, оказывающих влияние как на экономическую, так и на социальную составляющие. Следовательно, при планировании развития сельских территорий необходимо учитывать экономические, социальные и экологические составляющие.
В процессе индикативного планирования устойчивого развития сельских территорий разрабатывается система индикаторов, под которой понимается количественно-качественная характеристика социально-экономических и экологических явлений и процессов. Качественная сторона индикатора отражает сущность явлений и процессов в определенный момент времени, а количественная - его размер, абсолютную или относительную величину. Выраженные в данной количественно-качественной форме индикаторы служат точным и объективным измерителем для соотнесения планируемых мероприятий с целями развития. Система индикаторов в целом позволяет оценить содержание и характер происходящих в районе социальноэкономических и экологических процессов.
Индикативный план развития сельских территорий должен приобрести активный характер и самостоятельное значение, содержать информацию, необходимую для управления, способствовать взаимосвязанному и пропорциональному развитию отраслей АПК с учетом наиболее целесообразного использования при-
родно-климатических условий и ресурсов, предполагать развитие социальной инфраструктуры, необходимой для удовлетворения материальных и духовных потребностей населения и предусматривать мероприятия по охране окружающей среды.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ И УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРИНЦИПАХ
С.Н. Семенов, д.э.н., зам. дир. Института аграрных проблем РАН, А.В. Ляпин, к.социол.н., ген. дир. Н.М. Кошкин, д.т.н., зам. ген. дир. «НИПИгипропромсельстрой», К.М. Семенов, к.э.н., доц. Саратовского государственного социально-экономического университета
Изменение вертикали исполнительной власти в России, переход к рыночной экономике, затянувшийся кризис экономики, нарушивший макроэкономические пропорции отраслей народного хозяйства, предопределили поиск резервов и направлений выхода страны и ее регионов из социально-экономического, демографического и экологического кризиса, в связи с чем разработка системы стратегического управления устойчивым развитием и повышением конкурентоспособности административнотерриториальных регионов, особенно сельских территорий, приобретает особую актуальность.
С позиций системного подхода сельский регион как объект стратегического управления устойчивым развитием и конкурентоспособностью следует рассматривать как совокупность взаимосвязанных макроподсистем: регионального хозяйства, производственной сферы, социальной инфраструктуры, финансово-экономической сферы, научно-технической сферы (инновационно-инвестиционной), бизнес-пред-принимательской сферы, сферы государственных органов управления, сферы рыночной инфраструктуры.
Стратегическим началом конкурентоспособности и устойчивого развития сельских регионов Российской Федерации является органическое сочетание экономической, социальной, экологической среды и целенаправленной самоорганизации общества. Методологическая практическая реализация подобного развития аграрной сферы России в целом возможна только при устойчивом и гармоничном развитии всех ее сельских территорий и сбалансированности межрегиональных социально--эколого-экономических отношений. Однако инструментарий достижения целей устойчивого развития в каждом регионе (особенно сельском) должен иметь существенные отличия, учитывающие специфику региона и решаемых в нем проблем на основе конкретных стратегий устойчивого сельского регионального развития.
Исследование показало, что конкурентоспособность и устойчивость развития сельских территорий во многом связаны с урбанистическими процессами, приносящими с собой проблему перестройки сельских поселений, с быстрым развитием производительных сил села, увеличивающимися требованиями к жизненному уровню, жизненной среде и сельскому образу жизни. Важным при этом является тот факт, что сельские регионы имеют существенные отличия от городских своим жизненным стилем и ритмом, возможностями непосредственной связи с природой и более здоровой жизненной средой на селе. Однако вместе с тем необходимо иметь в виду и тенденцию существенных изменений в социопрофессной структуре российского села в связи с тем, что на селе сегодня проживает значительная часть населения, работающего в городах. Это население формирует новые требования к жизненной среде жилищ, удовлетворению социальных потребностей, условиям транспорта, способу жизни в месте жилища, социальной и демографической структуре семей, образованию детей и их будущим профессиям.
Анализ показал, что исходные позиции сельских регионов при переходе их к устойчивому развитию в условиях рыночных отношений существенно различаются. В этой связи представляется, что федеральные и местные органы управления при разработке региональной экономической политики устойчивого развития должны учитывать особенности территориальных аг-роэкономических (агропродовольственных) систем, их биоклиматический и ресурсный потенциал. В условиях развития рыночных отношений важным фактором устойчивости сельских территорий становится повышение степени взаимосвязи и интеграции производственно-
экономических агросистем, позволяющих, в свою очередь, более гармонично развиваться общероссийскому продовольственному рынку и, таким образом, формировать единое агропродоволь-ственное, экономическое пространство.