УДК 338.43 Д.В. Ходос, А.Г. Сидельников
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК
В статье представлены анализ и стратегии развития сельского хозяйства Красноярского края, а также их инновационно-инвестиционная привлекательность. Предложены направления формирования программно-целевой системы инновационного развития АПК региона.
Ключевые слова: SWOT-анализ, стратегия, кредитный механизм, индикаторы.
D.V. Khodos, A.G. Sidelnikov REGIONAL STRATEGY FOR THE AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX INNOVATIVE DEVELOPMENT
The analysis and strategy of the Krasnoyarsk region agriculture development and their innovative and investment potential are given in the article. The directions for formation of the program and target system of the region AIC innovative development are offered.
Key words: SWOT-analysis, strategy, credit mechanism, indicators.
По современным экспертным оценкам, экономически активные, инвестиционно привлекательные отрасли АПК составляют в среднем только 15-20 %, поэтому аграрная политика должна быть нацелена на оценку и выявление факторов, обеспечивающих продовольственную безопасность, определение приоритетов развития значимых отраслей сельского хозяйства и разработку мер по повышению их инновационноинвестиционной привлекательности. Сегодня необходимо запустить в полной мере стратегический подход планирования развития сельскохозяйственного производства, основанный на программно-целевых методах управления, который и на уровне регионов и на уровне федерации используется при формировании программ воспроизводства АПК недостаточно эффективно [1-2].
При разработке стратегии развития агропромышленного комплекса региона необходимо выявить проблемы, стоящие перед сельским хозяйством и продовольственным рынком региона, сформировать сильные и слабые стороны участников рыночных отношений в системе агробизнеса. Для этого следует воспользоваться современным методом стратегического анализа по методике SWOT.
Таблица 1
Стратегический (SWOT) анализ развития сельскохозяйственного производства Красноярского края
Сильные стороны (Б) Слабые стороны ^)
1. Реализация приоритетного национального проекта "Развитие АПК": - ускоренное развитие животноводства; - развитие малых форм хозяйствования; - обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе; - ФЗ РФ «О развитии сельского хозяйства»; - Государственная программа поддержки сельского хозяйства на 2008-2012 гг. 2. Стабильная государственная поддержка из краевого бюджета. 3. 83 % прибыльных организаций 1. Значительная доля убыточных сельхозорганизаций (17 %). 2. Несформировавшийся рынок зерна, молока, мяса. 3. Диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию при отсутствии регулирования федеральным центром рынка сбыта сельскохозяйственной продукции. 4. Низкая конкурентоспособность продукции из-за технологического отставания многих сельхозорганизаций. 5. Невысокий уровень программно-целевого управления сельским хозяйством края. 6. Удаленность рынков сбыта. 7. Сложные природно-климатические условия ведения сельского хозяйства
Возможности (О) Угрозы (Т)
1. Увеличение объемов экспорта продукции. 2. Рост эффективности сельскохозяйственного производства. 3. Развитие малых форм хозяйствования, организация народных промыслов. 4. Вовлечение в производство неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. 5. Стабилизация и увеличение производства картофеля, овощей, плодов 1. Вступление России в ВТО и потеря конкурентоспособности отечественных товаров. 2. Снижение уровня субсидий из краевого и федерального бюджетов. 3. Дальнейшее усиление диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию может привести к банкротству многих предприятий. 4. Зависимость сельскохозяйственного производства от природных факторов. 5. Ограничения на поставку продукции сельхозперера-ботки на рынки стран СНГ
Таблица 2
Выбор стратегий развития сельскохозяйственного производства Красноярского края
"Сила" (Б) "Слабость" ^)
БО WO
1. Увеличение производства качественного продовольственного зерна. Развитие молочного и мясного скотоводства, свиноводства. 2. Вовлечение в оборот пустующих сельхозугодий для создания кормовой базы животноводства 1. Недостаток собственного сырья для загрузки мощностей молоко- и мясоперерабатывающих производств В о со о! о с —1
БТ WT
1. Формирование рынка продовольствия с возможностью регулирования экономических отношений между партнерами агробизнеса 1. Ограничение расширения внутренних рынков сбыта производимой продукции из-за роста объемов импорта на территорию России. 2. Снижение импортных пошлин и государственных субсидий, направленных на поддержку сельского хозяйства при вступлении в ВТО "Угрозы" (Т)
По нашему мнению, учитывая важность сельского хозяйства для Красноярского края, необходимо разработать новую стратегию развития сельского хозяйства, в основе которой создание условий для мобилизации внутренних и увеличение притока внешних инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство, создание инновационной инфраструктуры отрасли, привлечение финансовых ресурсов, новых технологий и управленческого мастерства в конкретные инвестиционные проекты для устойчивого развития АПК региона.
Анализ сильных и слабых сторон сельского хозяйства Красноярского края с точки зрения инновационно-инвестиционной привлекательности показывает, что:
- большинство сильных сторон не является преимуществами края, так как они присущи и другим аналогичным регионам;
- большинство преимуществ нейтрализуется недостатками, в частности, изношенностью фондов производства, ограниченностью собственной сырьевой базы, невостребованностью кадрового потенциала, низким уровенем жизни (табл. 3). Таким образом, имидж Красноярского края как региона с высоким ресурсным потенциалом предполагает выполнение ряда организационно-экономических условий.
Таблица 3
Анализ инновационно-инвестиционной привлекательности сельского хозяйства Красноярского края
Сильные стороны Слабые стороны
1 2
1. Выгодное географическое положение. Край занимает выгодное место с точки зрения пересечения транспортных потоков (Транссибирская магистраль) 1. Высокая степень износа основных фондов. Сложившееся положение свидетельствует об ограниченных возможностях значительного числа предприятий осуществлять производство конкурентоспособной продукции
2. Достаточный объем энергоресурсов 2. Завышенная стоимость энерготарифов для собственных товаропроизводителей. Неблагоприятная экологическая ситуация. Сложные природно-климатические условия не благоприятствуют развитию сельскохозяйственного производства в сфере выращивания продовольственного зерна, овощей
3. Интеллектуальный и кадровый потенциал. В крае существует потенциал для развития инновационного производства, благодаря наличию аграрных и среднеспециальных учебных заведений 3. Ограниченная собственная сырьевая база (по отраслям молочного и мясного скотоводства, овощеводства)
4. Благоприятный социокультурный климат и потенциал для развития сельского туризма и малого бизнеса 4. Невысокий уровень жизни сельского населения (проблема многих регионов страны)
Окончание табл. 3
1 2
5. Стабильная общественно-политическая ситуация. Край соседствует с регионами, устойчивыми в политическом отношении, со сходным этническим и религиозным составом населения, находится в удаленности от внешних границ Российской Федерации. Регион характеризуется высоким уровнем доверия населения губернатору, правительству Красноярского края, что позволяет проводить целенаправленную социальную и экономическую политику 5. Высокий уровень консерватизма. Консерватизм является характерной чертой менталитета жителей сельских территорий края. Данный факт обуславливается высокой долей сельского населения, склонного к традиционному жизненному укладу. Это, в свою очередь, влияет на инновационное развитие, в том числе АПК
6. Низкий уровень рисков. Ведение бизнеса в Красноярском крае сопряжено с меньшими рисками по сравнению с другими регионами 6. Отсутствие комплексной целевой программы инновационного развития АПК Красноярского края
Наиболее приемлемым этапом стратегии развития АПК можно считать сценарий инновационного развития, ориентированный на качественный экономический рост производства. Переход на такой путь возможен только при максимальной активной государственной аграрной политики федерального и регионального уровней (ФЗ РФ «О развитии сельского хозяйства»).
Вариант инновационного развития предполагает ускоренное освоение инновационных факторов в технологической, управленческой, экономической и социальной сферах АПК. Он должен обеспечить интенсивный рост производства сельскохозяйственной продукции в регионах до уровня рациональных норм потребления. Такой вариант развития основывается на высоких темпах обновления как производственной, так и организационной структуры аграрного производства, реформировании всей системы управления. На этой основе будут созданы предпосылки для повышения производительности труда, стабилизации и роста фондоотдачи.
Переход на данный уровень устойчивого экономического развития непрост. Существует много сдерживающих факторов, но главным из них становится начальный этап формирования государственной аграрной политики и программы развития сельского хозяйства на период 2008-2012 годы.
Инновационное развитие регионального АПК с учетом его инвестиционной привлекательности может быть основано на применении кредитного механизма. Реализация нового механизма кредитования аграрного бизнеса может быть проведена через такую структуру, как региональный фонд поддержки агробизнеса. При этом в качестве обеспечения возвратности кредита могут быть предоставлены отдельные виды исполнения обязательств, как залог, поручительство, банковская гарантия. В случае отсутствия у предприятия имущества, необходимого для залога, возможно кредитование под сопоручительство двух и более лиц. Размер платы за пользование кредитными средствами должен зависеть от размера и срока кредита, представленного обеспечения, направления использования кредита и устанавливаться правлением фонда.
Необходимо сформировать систему управления, обеспечивающую скоординированную работу всех участников кредитно-гарантийной схемы, при этом необходимо выделить первоочередные меры, обеспечивающие:
- ускоренное освоение лизинга, франчайзинга, венчурного инвестирования;
- гарантии крупных предприятий, заинтересованных в интеграционных связях с новыми участниками агробизнеса;
- использование имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения действующего агробизнеса и создания объектов его современной инфраструктуры.
Отдельно следует подчеркнуть значимость совершенствования системы страхования. Данное направление играет значительную роль ввиду многих рисков, которые возникают при реализации инновационных проектов. В этой связи для интенсивного пути развития сельского хозяйства региона целесообразно, чтобы правительство Красноярского края минимизировало часть рисков. Это возможно путем страхования проектов, реализуемых на основе инновационных разработок. Для вовлечения инвесторов в реализацию инновационного проекта в сельском хозяйстве страховая сумма выделяется из средств Фонда страхования (займ правительства края) и резервируется на депозите в банке.
Выбор главных приоритетов развития АПК должен осуществляться с помощью стратегического планирования развития региона. Одним из действенных инструментов реализации принципов такого планирования становится нормативная база индикативного планирования. В основу методологии индикативного планирования должна быть положена концепция устойчивого воспроизводства и сбалансированного саморазвития многоресурсных систем региона.
Использование индикаторов в процессе планирования позволит:
- определять «узкие места» и уровень процессов воспроизводства и устойчивого развития многоотраслевой системы региона;
- оценить эффективность действующих экономических механизмов на региональном уровне;
- устанавливать приоритеты и определять наиболее эффективные стратегии развития производственных комплексов региона;
- рассчитывать прогнозы и индикативные планы развития отраслей региона.
Индикативное планирование нами представляется как совокупность этапов и процедур последовательного взаимодействия процессов воспроизводства на разных иерархических уровнях управления региональным АПК:
- на региональном - региональные прогнозы, бюджетные планы и программы территориальнопроизводственных комплексов, отраслей и подотраслей;
- на муниципальном - прогнозы, бюджетные планы и программы местных властей;
- на хозяйственном - стратегические планы комплексного развития предприятий.
Исследования и практика показывают на необходимость формирования системы программного управления устойчивостью социально-экономических систем, без которого применение индикативного планирования не принесет какого-либо ощутимого эффекта. Здесь необходимо соблюдать следующие основные принципы: долгосрочность, приоритетность инновационных, социальных и экологических задач, сотрудничество всех участников отношений в АПК. Исходя из этого нами разработаны пошаговые действия выполнения комплекса взаимосвязанных действий системы программного управления регионального АПК (рис.).
Формирование системы программного управления АПК региона социально-инновационной направленности
Стратегический анализ экономического и инновационного развития АПК Красноярского края позволил сформировать концепцию, цель и программные направления устойчивого развития отраслей сельского хозяйства региона.
Концепция устойчивого развития сельского хозяйства заключается в формировании эффективного конкурентоспособного регионального АПК и его ведущих отраслей сельского хозяйства (животноводства и растениеводства) с целью повышения социально-экономического и инновационного развития сельских территорий, уровня доходов и качества жизни на селе.
Приоритетные направления устойчивого развития АПК Красноярского края:
1. Развитие собственной региональной сырьевой базы.
2. Внедрение новых высокопроизводительных, ресурсосберегающих технологий производства сельскохозяйственной продукции с учетом природно-климатических зон региона.
3. Поддержка и стимулирование товаропроизводителя, повышение эффективности использования средств государственной поддержки.
4. Создание особых экономических зон агропромышленного типа.
5. Создание и развитие интегрированных структур (крупных агрофирм, холдингов и др.).
6. Стимулирование развития личных подсобных хозяйств и малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.
7. Развитие животноводства в условиях увеличения внутреннего спроса и постепенного импортоза-мещения на внутренних рынках.
8. Развитие зернового производства, которое будет способствовать росту животноводства и увеличению экспорта.
9. Развитие на базе сельскохозяйственного производства перерабатывающих отраслей промышленности.
10. Повышение качества жизни сельских тружеников, обеспечение занятости сельского населения, рост заработной платы, развитие социальной инфраструктуры села.
11. Привлечение инвесторов в сельскохозяйственное производство.
12. Развитие лизинга (через Росагролизинг) для укрепления материально-технической базы товаропроизводителей, повышение технического оснащения и технологического переоснащения АПК.
13. Развитие центров научного обеспечения АПК и инновационных структур по созданию и освоению нововведений в сельском хозяйстве.
14. Развитие страхования сельскохозяйственных рисков.
15. Создание условий для осуществления предпринимательской, инвестиционной и иной деятельности на продовольственном рынке края.
16. Развитие сети бизнес-инкубаторов (технопарков) как подготовительной площадки для малых предприятий в АПК.
17. Внедрение современных методик по организации подготовки и переподготовки кадров для АПК.
Реализация комплекса намеченных программных мероприятий по развитию АПК края позволит обеспечить выход региона в течение ближайших 5-7 лет на более значимые позиции в Сибирском федеральном округе.
Литература
1. Баутин В.М. Инновационная деятельность в АПК: проблемы охраны и реализации интеллектуальной
собственности. - М.: МСХА им. К.А. Тимирязева, 2006. - 455 с.
2. Санду И. Активизация инновационной деятельности в АПК // АПК: экономика, управление. - 2005. -
№ 11. - С. 73-80.