Научная статья на тему 'Инновационная деятельность в сельском хозяйстве региона: подходы к оценке и приоритеты развития'

Инновационная деятельность в сельском хозяйстве региона: подходы к оценке и приоритеты развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
921
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОЦЕНКА УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА / ИННОВАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ / AGRICULTURE / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATIVE DEVELOPMENT LEVEL ASSESSMENT / REGIONAL TECHNOLOGY PLATFORM / INNOVATIVE COUNSELING CENTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ходос Д. В.

В статье представлен анализ развития сельского хозяйства Красноярского края, обоснованы методические подходы к оценке уровня инновационного развития отрасли, определены приоритетные векторы развития инновационной деятельности, основанные на формировании региональной технологической платформы, системы сберегающего земледелия, сети консультационных центров внедрения агроинноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION ACTIVITY IN REGIONAL AGRICULTURE: ASSESSMENT APPROACHES AND DEVELOPMENT PRIORITIES

The analysis of the Krasnoyarsk Territory agricultural development is presented in the article, methodological approaches to the assessment of the sector innovative development level are substantiated, priority vectors of innovation, based on the regional technology platform formation, the agriculture conservation system, the network of agricultural innovation implementation advice centers are determined.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность в сельском хозяйстве региона: подходы к оценке и приоритеты развития»

10. Попов Н.А. Организация сельскохозяйственного производства. - М.: ЭКМОС, 1999. - 352 с.

11. Развитие аграрных отношений на современном этапе / В.А. Тихновов [и др.]; отв. ред. Е.Н. Мишустин. - М.: Наука, 1983. - 288 с.

12. Тонконог Р.И. Научно-технический прогресс и аграрные отношения на современном этапе. - М.: Мысль, 1976. - 256 с.

13. Чайка В. О терминологических аспектах теории многофункциональности сельского хозяйства // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2008. - №4. - С. 19-20.

14. Экономика и организация сельскохозяйственного производства: учеб. / А.Э. Сагайдак [и др.]; под ред. А.Э.Сагайдака. - М.: КолосС, 2005. - 360 с.

---------♦'----------

УДК 631 Д.В. Ходос

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕГИОНА:

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ

В статье представлен анализ развития сельского хозяйства Красноярского края, обоснованы методические подходы к оценке уровня инновационного развития отрасли, определены приоритетные векторы развития инновационной деятельности, основанные на формировании региональной технологической платформы, системы сберегающего земледелия, сети консультационных центров внедрения агроинноваций.

Ключевые слова: сельское хозяйство, инновационная деятельность, оценка уровня инновационного развития, региональная технологическая платформа, инновационно-консультационные центры.

D.V. Khodos INNOVATION ACTIVITY IN REGIONAL AGRICULTURE: ASSESSMENT APPROACHES AND DEVELOPMENT PRIORITIES

The analysis of the Krasnoyarsk Territory agricultural development is presented in the article, methodological approaches to the assessment of the sector innovative development level are substantiated, priority vectors of innovation, based on the regional technology platform formation, the agriculture conservation system, the network of agricultural innovation implementation advice centers are determined.

Key words: agriculture, innovation activity, innovative development level assessment, regional technology platform, innovative counseling centers.

В современных условиях российская экономика претерпевает изменения, направленные на повышение уровня технологического перевооружения, в рамках которых агропромышленный комплекс нуждается в переходе на инновационный путь развития. Стратегическим направлением устойчивого социальноэкономического развития аграрного сектора является совершенствование форм и способов организации и стимулирования инновационной деятельности предприятий всех сфер АПК. Развитие новой политики эффективного взаимодействия государства и бизнеса, реально способствующей активизации инновационной деятельности в сельском хозяйстве, является одной из ключевых проблем современной России.

Реализация Закона «О развитии сельского хозяйства» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. положительно сказалась на развитии аграрного производства, однако существуют определенные трудности в реализации направлений модернизации сельского хозяйства страны и ее регионов. Недостаточный уровень финансирования фундаментальной и прикладной аграрной науки, создания научнотехнических разработок, частных и государственных инвестиций и их интеграции в агробизнесе, инновационной инфраструктуры в сельском хозяйстве; неотработанность механизмов развития и стимулирования инновационной деятельности сдерживают темпы роста сельскохозяйственного производства.

В этой связи важной задачей аграрной экономической науки становится теоретическое и методическое обоснование механизмов организации и стимулирования инновационной деятельности в сельском хозяйстве, что позволит повысить эффективность сельскохозяйственных организаций и уровень жизни сельского населения, укрепить продовольственную безопасность страны.

Агропромышленный комплекс является крупным и важным сектором экономики Красноярского края, занимает одно из ведущих мест в Сибирском федеральном округе и направлен на обеспечение продовольственной безопасности региона.

Комплексный анализ современного состояния сельского хозяйства позволил выявить основные проблемы развития отрасли региона. Оценка экономического и социального состояния сельхозорганизаций за последние годы показывает, что производство в большинстве из них не является стабильным, отмечается колебательная динамика развития. За годы реформ крупное товарное производство уступило лидирующее положение мелкотоварному сектору. В то же время в современных условиях значимость крупнотоварного производства все более возрастает.

Перечень проблем обеспечения поступательного экономического развития АПК сохраняется. Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 г., а также жестокая засуха в 2010 г. негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе, динамике развития сельскохозяйственного производства.

В рамках государственной программы развития АПК увеличение государственных инвестиций оживило развитие аграрного производства. За последние годы размер госсубсидий увеличился до 320 млрд рублей. Отмечается рост производственной отдачи на вложенные средства. Это подтверждает правильность выбранного вектора государственной политики в сфере устойчивого развития аграрного сектора страны.

В настоящее время на 1 га пашни вкладывается 2770 рублей (69 евро). Такой уровень еще недостаточен. В странах ЕС, США размер этого показателя выше в несколько раз.

Сдерживающим фактором развития АПК становится технологическое отставание отрасли от мировых производителей. Медленное развитие 1 сферы аграрного комплекса не позволяет повсеместно внедрять инновационные технологии.

Аграрный сектор находится практически в полной зависимости от зарубежных производителей техники, что, безусловно, будет снижать и уровень продовольственной безопасности нашей страны. Это станет большой угрозой развития российского АПК в условиях вступления страны в ВТО.

В настоящее время основными сдерживающими устойчивое развитие АПК региона проблемами становятся:

1.Технико-технологическое отставание сельского хозяйства от развитых стран мира из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию.

2. Ограниченный доступ агропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции.

3. Медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда.

4. Невысокий уровень менеджмента агробизнеса [1].

Сегодня в рамках Государственной программы развития аграрного сектора России и Красноярского края до 2020 года важнейшей составляющей устойчивого экономического роста является переход от инерционной к инновационной модели хозяйствования.

В рамках выработки стратегии по организации и стимулированию инновационной деятельности в сельском хозяйстве необходимо разработать методические подходы к оценке уровня инновационного развития отрасли.

Нами обоснованы технологические и организационно-экономические факторы, оказывающие влияние на инновационную деятельность в сельском хозяйстве, представлены показатели их оценки (рис. 1).

Рис. 1. Система факторов и показателей для оценки уровня организации и стимулирования инновационного развития сельского хозяйства

Анализ большого количества показателей технологического и Анализ Анализ большого количества показателей технологического и организационно-экономического развития аграрного производства методом корреляции позволил определить более значимые из них. В экономико-математическую модель были взяты показатели инновационного развития отрасли за 2010 г. по 238 сельскохозяйственным организациям Красноярского края. При определении уровня инновационного развития сельскохозяйственных организаций для каждого муниципального района края уравнение регрессии имело следующий вид:

У = 0,263+7,25Х1-7,2Х2+0,03Х3+0,027Х4+0,04Х5+0,0038 Х6,

где У - окупаемость затрат - характеризует результаты производственно-экономической деятельности и позволяет оценить инновационность развития отрасли, так как учитывает действующую систему ведения хозяйства с учетом его модернизации за счет внутренних и внешних инвестиций, формирования затрат в отрасли, в том числе на НИОКР; Х1 - прибыль на 100 га сельхозугодий, тыс. руб.; Х2 - количество условной продукции (в усл. зерне) на 1 га сельхозугодий; Х3 - размер господдержки на условную продукцию, тыс. руб.; Х4 - производительность труда (стоимость валовой продукции на 1 работника, тыс. руб.); Х5 - расходы на НИОКТР на 1 га с.-х. угодий, тыс. руб.; Х6 - выручка на 100 руб. стоимости основных средств, тыс. руб.

Уровень инновационного развития отрасли определялся с помощью частных индексов следующим образом - величина окупаемости затрат относится к данной большей величине, достигнутой в ведущих

сельскохозяйственных организациях региона. За основу были взяты аграрные предприятия Назаровского района, здесь отмечается высокий уровень инновационного развития сельского хозяйства.

При разработке прогноза инновационного развития сельского хозяйства региона в корреляционнорегрессионную модель по каждому району были взяты высокие значения показателей, достигнутые организациями в инновационной деятельности.

Для качественной оценки уровня инновационного развития необходимо определить его оценочные критерии. Экспертный метод позволил сформировать следующие критериальные интервалы уровня развития: низкий - 0,10-0,40; средний - 0,41-0,70 и высокий - более 0,71.

Результаты оценки инновационного развития аграрного производства Красноярского края по предложенным оценочным критериям его уровня и возможности роста свидетельствуют о следующем (табл. 1).

Таблица 1

Оценка и прогноз инновационного развития сельского хозяйства Красноярского края

Сельскохозяйственная зона Инновационное развитие Прогноз развития

Значение Уровень Значение Уровень

Пригородная 0,63 Средний 0,74 Высокий

Ачинская 0,58 Средний 0,72 Высокий

Канская 0,34 Низкий 0,58 Средний

Южная 0,60 Средний 0,73 Высокий

Северная 0,26 Низкий 0,43 Средний

По краю 0,32 Низкий 0,59 Средний

Только 12 из 41 района края имеют высокий уровень инновационного развития (значение более 0,7), 9 районов имеют низкий уровень (значение менее 0,4), что говорит о серьезных проблемах с применением инноваций в производстве и управлении. В то же время прогнозные расчеты показали, что у организаций имеются возможности развития аграрного производства на инновационной основе. Здесь необходимо усилить внутренние механизмы, основанные на вскрытии резервов эффективного производства, а также государственного и частного партнерства в области стимулирования инновационной деятельности в АПК.

Одним из приоритетных направлений инновационного развития сельского хозяйства может стать институциональная форма организации и стимулирования инновационной деятельности в отрасли в виде формирования технологических платформ.

Региональная технологическая платформа является формой реализации частно-государственного партнерства, способом мобилизации возможностей и взаимовыгодного взаимодействия заинтересованных сторон (государства, бизнеса, науки, образования, потребителей) и инструментом формирования научнотехнической политики для поддержания инновационного развития и технологической модернизации аграрного сектора в части решения проблем продовольственной безопасности, здорового питания населения и рационального природопользования [3].

Центральное место в развитии региональной технологической платформы должно быть отведено выработке стратегии организации инновационной деятельности в растениеводстве на основе сберегающего земледелия как главной отрасли, обеспечивающей продовольственную безопасность региона.

Предлагаемая модель сберегающего земледелия представляет многофакторную систему ведения отрасли, базирующуюся на двух основных компонентах: ресурсосберегающих технологиях и точном земледелии. В инновационной системе земледелия используется компьютеризированная техника, управляемая через спутники и локальные сенсоры, картографические программы, имеющие большие возможности в формировании агроэкологических и производственно-экономических данных для принятия управленческих решений. Важным условием при освоении сберегающего земледелия является подбор и подготовка квалифицированных кадров в системе агроменеджмента.

В Министерстве сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края целесообразно создать Совет по сберегающему земледелию. Основными задачами совета должны стать: мониторинг освоения агроинноваций; выработка целевых программ эффективного субсидирования мероприятий по повышению плодородия почв; разработка механизмов зонального внедрения инновационных технологий.

Комплексный подход к внедрению сберегающего земледелия предполагает стимулирование сельскохозяйственных организаций на производство зерна по инновационным технологиям. С целью повышения эффективности зернового производства необходимо создать ассоциацию сельскохозяйственных организаций, активно внедряющих данные технологии. Пилотными организациями должны стать ведущие предприятия, успешно применяющие данный инновационный опыт ведения системы земледелия, - Рыбинский, На-заровский, Ужурский, Шарыповский районы.

Одним из значительных инструментов региональной политики в области стимулирования инновационного развития агропромышленного производства является формирование системы консультационного обслуживания в сфере агроинноваций. Предполагаемая система должна включать в себя организации, связанные с наукой, практикой, обучением, а также осуществлять взаимодействие с рыночными организациями агропромышленного комплекса. Структура информационно-консультационных служб должна иметь следующий вид (рис. 2).

Рис. 2. Структура информационно-консультационных служб

В ходе исследования разработаны основные направления консультационной поддержки развития инноваций в сельском хозяйстве, составлен прогноз формирования в Красноярском крае 13 районных сельских инновационно-консультационных центров с учетом диверсификации деятельности сельскохозяйственных организаций, их приоритетной специализации, с потребностью квалифицированных консультантов в количестве 35 специалистов (табл. 2). Предложен ный подход создаст условия организации и стимулирования инновационной деятельности по ведущим отраслям сельского хозяйства региона.

Таблица 2

Расчет потребности в инновационно-консультационных центрах для сельскохозяйственных

организаций Красноярского края

Сельскохозяйственная зона Количество организаций в районе ИКЦ на базе организации Потребность в квалифицированных консультантах, чел.

Специализирующихся по вопросам Итого

растениеводства животноводства экономики и управления

Пригородная 60 ООО «Емельяновское», ОАО птицефабрика «Заря», ОАО племзавод «Таежный» 2 2 1 5

Ачинская 99 ЗАО «Сибирь», ЗАО «Назаровское», ЗАО «Искра» 3 4 2 9

Канская 130 СПК «Колхоз имени Ленина», ОАО племзавод «Красный Маяк», ЗАО «Авдинское» 4 4 2 10

Южная 84 ЗАО «Краснотуранский», ОАО «Искра Ленина», ОАО «Шушенская птицефабрика» 3 3 2 8

Северная 34 ООО «Верхнепашинское» 1 1 1 3

Итого 407 13 14 8 35

Одной из форм организации инновационной деятельности в АПК является развитие инновационной инфраструктуры, предусматривающей формирование организаций по продвижению научно-технической продукции на рынке инноваций, информационно-консультативное обеспечение, экспертизу проектов, предложений и заявок, развитие опытно-производственной базы, создание финансово-кредитных структур для финансирования [2]. Состав инновационной инфраструктуры должен представлять собой комплекс взаимосвязанных систем (научная, информационная, кадровая, организационная, правовая, финансовая и маркетинговая), функционирующих на основе государственного и частного участия и способствующих развитию форм и способов организации и стимулирования агроинноваций в сельском хозяйстве.

Литература

1. Баутин В.М. Концептуальные основы формирования инновационной экономики АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. - №1. - С. 6-9.

2. Белякова Г.Я., Владимирова О.Н. Проблемы формирования и функционирования региональной инновационной системы Красноярского края. - URL: cstpp.ru> InnovaЛnfomnova/i301110...info.com.

3. Козлов В.В. Какой видится стратегия инновационного развития российского сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2010. - №4. - С. 23-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.