Научная статья на тему 'Основные направления реализации инновационно-инвестиционных проектов в АПК'

Основные направления реализации инновационно-инвестиционных проектов в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления реализации инновационно-инвестиционных проектов в АПК»

С. МЕДВЕДЕВ, кандидат сельскохозяйственных наук

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В АПК

Накопленный опыт развития рыночных отношений в аграрнопромышленном комплексе (АПК) объективно выдвинул в число актуальных вопросы формирования системы государственного регулирования и саморегулирования экономических отношений в этой сфере. Осуществляться такое регулирование, на наш взгляд,

должно на двух уровнях - федеральном и региональном.

Федеральный уровень государственного регулирования предполагает решение следующих задач: формирование основных положений аграрной политики через законодательные акты и другие решения; индикативное планирование АПК на основе различных методов прогнозирования производства и оценки использования ресурсов; формирование ценовой, таможенной, тарифной и кредитнофинансовой политики при межрегиональных и межгосударственных закупках продукции; анализ наполнения продовольственного рынка, контроль за формированием централизованных продовольственных фондов и экономическое регулирование цен на продукцию сельского хозяйства по регионам, разработка предложений по формированию и использованию резервных государственных фондов; обеспечение аппарата управления всей вертикали Минсельхоза России информационно-аналитическими материалами; информационноаналитическая поддержка научно-технических, инвестиционных и производственных государственных и государственно-коммерческих целевых программ; содействие развитию рыночной инфраструктуры; регулирование основных пропорций межотраслевого и внутриотраслевого обменов; обеспечение условий для нормальной конкуренции на продовольственном рынке; проведение протекционистской политики по отношению к отечественным товаропроизводителям и поощрение экспорта.

Государственное регулирование экономических отношений в АПК на региональном уровне предполагает разработку: долгосрочного

прогноза основных тенденций экономического развития региона; стратегических концепций по использованию и развитию лимитирующих ресурсов АПК - земельных, трудовых и финансовых; конкретных целей развития АПК региона на четыре-пять лет с использованием средств их достижения на основе бизнес-планирования и инновационно-инвестиционного проектирования; адресных целевых инвестиционных программ на два-три года с глубокой проработкой средств их достижения и механизмов реализации с целью постепенных структурных изменений всей производственной вертикали АПК.

Особое внимание в системе государственного регулирования экономических отношений в АПК на региональном уровне следует уделить разработке региональных адресных целевых инвестиционных программ. После ранжирования таких программ возникает

необходимость проработки выявленных проблем. Это связано с тем, что агропромышленное производство всегда предполагает альтернативные варианты развития. В условиях сохраняющегося диспаритета цен существуют жесткие ограничения на многие материально-технические ресурсы. Чтобы как-то уменьшить это давление, важно шире применять энерго- и ресурсосберегающие оптимальные решения в планах развития производства АПК. Поэтому практически каждая целевая программа долгосрочного и среднесрочного развития регионального АПК требует детальной проработки вариантов решения и их оценки с точки зрения энерго- и ресурсопотребления.

В связи с этим процесс формирования и выбора стратегии развития регионального АПК в методическом плане сопряжён с определёнными трудностями. Это связано с отсутствием теоретически обоснованной базы моделирования стратегий и системы критериев выбора наиболее эффективных из них. Между тем, построение такой базы следует начинать, на наш взгляд, с анализа понятия «стратегия». Анализ показывает, что в определении стратегии должны быть отражены следующие системообразующие элементы: характеристика

конкурентного преимущества; характеристика скоординированных действий; характеристика стратегической конкурентной позиции; характеристика долговременных целей.

По мнению автора, наиболее обоснованным является следующее определение стратегии развития АПК региона. Стратегия развития АПК - это совокупность скоординированных действий, обеспечивающих укрепление стратегической конкурентной позиции региона в межрегиональном разделении труда в соответствии с его долговременными социально-экономическими целями в результате сохранения имеющихся конкурентных преимуществ и устранения конкурентных недостатков. При этом, под конкурентной позицией следует понимать сочетание сильных и слабых сторон характеристик интегрального потенциала, которым обладает регион по отношению к другим регионам -конкурентам. Сильные стороны - это те достоинства и отличительные особенности, которые предоставляют региону дополнительные возможности в региональной конкурентной борьбе. Слабые стороны -это отсутствие важных достоинств и возможностей, что ставит регион в неблагоприятные условия и определяет его уязвимость. Аналитическим инструментом оценки конкурентной позиции выступает SWOT-анализ, позволяющий выделить сильные и слабые стороны региона.

Если каждую из характеристик оценки интегрального потенциала региона измерять по трехуровневой шкале, где высокий уровень этой характеристики будет отражать сильную сторону и показывать превосходство региона над своими конкурентами, а низкий уровень -слабую сторону и уступчивость конкурентам, то получим

методический подход к оценке как существующей конкурентной позиции региона, так и той позиции, которую регион планирует занять в результате реализации стратегии устойчивого развития. Одновременно это позволяет определять сложность выполнения этой стратегии.

Для каждого региона, в соответствии с заданной целью и задачами, определяются приоритетные направления и стратегические ориентиры социально-экономического развития АПК. Это предполагает структурирование программ целевого характера. Для унифицированного региона РФ нами сформулированы приоритетные направления и стратегические ориентиры социально-экономического развития АПК.

1. Создание нормативно-правовых, организационных и экономических условий для расширенного и преимущественно интенсивного типа воспроизводства в сельском хозяйстве и взаимосвязанных с ним отраслях; обеспечения существенного прироста производства сельскохозяйственной продукции и объемов товарно-сырьевых ресурсов продовольственного рынка.

2. Активизация восстановления, последовательного роста и эффективного использования производственного потенциала, повышения организационного и технологического уровня производства в сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях на базе привлечения инвестиционных ресурсов для развития прогрессивных ресурсосберегающих агротехнологий, реализации эффективных инвестиционных проектов с участием государства, частных инвесторов, коллективов товаропроизводителей.

3. Совершенствование системы управления АПК как единого организационно-правового объекта хозяйственного управления, предусматривающего:

а) переориентацию государственных функций управления на экономическое регулирование развития субъектов хозяйствования и рыночных структур, организацию освоения научно-технических достижений;

б) повышение статуса и расширение функций Министерства сельского хозяйства региона, Министерства экономики региона, местных сельскохозяйственных органов в области регулирования земельных отношений, продовольственного рынка, межотраслевых организационно-экономических связей, внешнеэкономической деятельности;

в) развитие системы индикативного планирования для научного обоснования тенденций социально-экономического развития на различных иерархических уровнях;

г) управление процессом структурного оздоровления в отраслях сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности -оптимизация размещения и специализации производства по зонам и районам региона; активизация инвестиционного процесса; развитие рыночной инфраструктуры и кооперации товаропроизводителей; государственное регулирование агро-продовольственного рынка;

4. Развитие системы государственного регулирования - с учетом совершенствования новой модели межбюджетных отношений в регионе, ориентированной:

а) на стимулирование приоритетных направлений развития сельскохозяйственного производства и достижение его целевых параметров - оптимальных размеров и интенсивности производства,

прироста продуктивности в животноводстве и урожайности возделываемых сельскохозяйственных культур, эффективного сочетания интенсивных и экстенсивных факторов расширенного воспроизводства, преодоления затратного механизма формирования издержек;

б) на расширение предложения товарно-сырьевых ресурсов, обеспечение емкости и эффективной конъюнктуры специализированных рынков продовольствия, поддержание конкурентоспособности сельскохозяйственной продукций с учетом приоритета потребителя и обоснованных общественных потребностей в продовольственных ресурсах;

в) на формирование более высоких уровней платежеспособного потребительского спроса и доступности социально значимых видов продовольствия с учетом рекомендуемых среднедушевых норм их потребления;

г) на финансовое оздоровление сельскохозяйственных

товаропроизводителей на базе использования кредитно-финансового механизма, предусматривающего организацию льготного кредитования - субсидирование процентных ставок, отсрочку и рассрочку платежей, списание штрафов и пеней, эффективное

использование кредитных ресурсов, страхование сельскохозяйственной продукции, расширение лизинговых операций.

5. Обеспечение эффективной социально-экономической и производственной организации индивидуальных форм ведения сельскохозяйственного производства, личных подсобных хозяйств населения в качестве мелкотоварного сектора агросферы, включение их в систему сельскохозяйственного кооперирования, вертикальной интеграции и государственного регулирования, определение организационно-экономического механизма их ресурсо-обеспечения и изыскание потенциальных возможностей роста товарного производства в хозяйствах этой категории.

6. Оптимизация системы внутрихозяйственной организации и планирования производства в условиях различных типов сельскохозяйственных предприятий, направленная на их быструю адаптацию к современным социально-экономическим требованиям отечественной и зарубежной практики хозяйствования. Этот процесс должен предусматривать:

а) системное стратегическое и текущее планирование индикативного характера, разработку оптимизационных производственных программ и целевых параметров по хозяйственным отраслям и подразделениям, эффективное бизнес-планирование, оперативное планирование и прогнозирование хозяйственноэкономических ситуаций;

б) разработку обновленной системы ведения хозяйства с обоснованием производственно-отраслевой структуры, уровней специализации, концентрации, интенсивности, ресурсообеспеченности сельскохозяйственного производства с учетом современных организационно-экономических и агротехнологических требований;

в) обоснование собственной рыночной стратегии и тактики экономического поведения хозяйств - товаропроизводителей в их производственно-сбытовой деятельности; с учетом ценовой политики, потребительского спроса, хозяйственного риска и условий снижения издержек и максимизации экономической прибыли;

г) формирование механизма хозрасчетных отношений в сельскохозяйственных предприятиях, предусматривающего создание условий для внутрихозяйственной конкуренции товаропроизводителей, мотивацию их труда в зависимости от конечного результата.

7. Стимулирование процессов производственной кооперации всех типов предприятий по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.

8. Повышение потенциала межрегионального продовольственного обмена региона с обоснованием эффективных продовольственных связей и интенсивности товарно-сырьевых потоков - с учетом регионов-поставщиков и регионов-потребителей.

9. Сохранение и развитие кадрового и научного потенциала АПК, мотивация деятельности ученых и специалистов в научнотехническом обеспечении агропромышленного производства, привлечение ученых - аграрников к разработке новой системы ведения агропромышленного производства региона.

10. Создание системы мониторинга и информационноконсультационного обслуживания (ИКС) АПК и продовольственного рынка, позволяющей использовать современные информационные технологии и оптимизационные методы в процессе управления, осуществлять маркетинговую концепцию развития экономических субъектов с ориентацией на возрастающие возможности дистанционного консалтинга на базе Интернет-технологий.

11. Социальное обустройство и преобразование сельских территорий на базе реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» и основных положений аналогичной региональной программы.

Формирование и реализация эффективной агропродовольственной политики в регионе требует координации усилий государства, региона, предприятий различных организационно-правовых форм по созданию высокотехнологичного, интенсивного и конкурентоспособного

сельскохозяйственного производства, интегрированного с переработкой и реализацией конечного продукта АПК.

Сформулированные приоритетные направления и стратегические ориентиры могут быть реализованы через целевые программы.

Программно-целевое планирование их реализации должно позволить в ограниченные сроки решить задачи, осуществление которых является проблематичным ввиду сложного финансово-экономического

положения хозяйствующих субъектов АПК и требует комплексной поддержки со стороны государства. К числу таких задач в

концентрированной форме относятся расширение объемов агропромышленного производства и удовлетворение спроса на основные виды продукции АПК на внутреннем продовольственном рынке

страны, обеспечение выхода отечественных товаропроизводителей на внешний рынок на выгодных условиях, коренное качественное улучшение в области техники, технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Как показывает практика, специалисты сельскохозяйственных предприятий остро нуждаются в настоящее время в консультационных услугах по вопросам подготовки инвестиционных проектов и бизнес-планов. В связи с этим представляется необходимым создание специальных региональных Центров содействия реализации инвестиционных проектов при администрациях областей. Основные задачи регионального Центра содействия реализации инвестиционных проектов - консультирование специалистов предприятий, информационное обеспечение, а также подготовка бизнес-планов, инвестиционных проектов по вопросам маркетинга, правовой и коммерческой информации, оказание услуг по оформлению кредитов.

Такой Центр должен работать в тесной связи с органами отраслевого управления сельским хозяйством. Он должен содействовать привлечению капитала для реализации инвестиционных проектов. В Центр поступают предложения проектов, которые анализируются, оцениваются и отбираются наиболее перспективные из них. Центр взаимодействует с представителями агробизнеса на региональном и местном уровнях. Ситуация требует оказания квалифицированной помощи, специализированных услуг как инвесторам, так и потребителям инвестиций. К числу направлений работы центра следует отнести отбор и анализ инвестиционных проектов и бизнес-планов, поиск инвесторов на внутреннем и внешнем рынке, консультации предприятий в области налогообложения, юридического сопровождения.

Цель создания регионального Центра состоит в разрешении противоречия между стратегической и оперативной составляющей управления инвестиционными проектами. Это противоречие в значительной мере разрешается, так как центр занимается реализацией только инвестиционных проектов, а оперативное управление региональным АПК осуществляется областными и районными управлениями сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.