Индикативный план развития сельских территорий должен приобрести активный характер и самостоятельное значение, содержать информацию, необходимую для управления, способствовать взаимосвязанному и пропорциональному развитию отраслей АПК с учетом наиболее целесообразного использования при-
родно-климатических условий и ресурсов, предполагать развитие социальной инфраструктуры, необходимой для удовлетворения материальных и духовных потребностей населения и предусматривать мероприятия по охране окружающей среды.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ И УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРИНЦИПАХ
С.Н. Семенов, д.э.н., зам. дир. Института аграрных проблем РАН, А.В. Ляпин, к.социол.н., ген. дир. Н.М. Кошкин, д.т.н., зам. ген. дир. «НИПИгипропромсельстрой», К.М. Семенов, к.э.н., доц. Саратовского государственного социально-экономического университета
Изменение вертикали исполнительной власти в России, переход к рыночной экономике, затянувшийся кризис экономики, нарушивший макроэкономические пропорции отраслей народного хозяйства, предопределили поиск резервов и направлений выхода страны и ее регионов из социально-экономического, демографического и экологического кризиса, в связи с чем разработка системы стратегического управления устойчивым развитием и повышением конкурентоспособности административнотерриториальных регионов, особенно сельских территорий, приобретает особую актуальность.
С позиций системного подхода сельский регион как объект стратегического управления устойчивым развитием и конкурентоспособностью следует рассматривать как совокупность взаимосвязанных макроподсистем: регионального хозяйства, производственной сферы, социальной инфраструктуры, финансово-экономической сферы, научно-технической сферы (инновационно-инвестиционной), бизнес-пред-принимательской сферы, сферы государственных органов управления, сферы рыночной инфраструктуры.
Стратегическим началом конкурентоспособности и устойчивого развития сельских регионов Российской Федерации является органическое сочетание экономической, социальной, экологической среды и целенаправленной самоорганизации общества. Методологическая практическая реализация подобного развития аграрной сферы России в целом возможна только при устойчивом и гармоничном развитии всех ее сельских территорий и сбалансированности межрегиональных социально--эколого-экономических отношений. Однако инструментарий достижения целей устойчивого развития в каждом регионе (особенно сельском) должен иметь существенные отличия, учитывающие специфику региона и решаемых в нем проблем на основе конкретных стратегий устойчивого сельского регионального развития.
Исследование показало, что конкурентоспособность и устойчивость развития сельских территорий во многом связаны с урбанистическими процессами, приносящими с собой проблему перестройки сельских поселений, с быстрым развитием производительных сил села, увеличивающимися требованиями к жизненному уровню, жизненной среде и сельскому образу жизни. Важным при этом является тот факт, что сельские регионы имеют существенные отличия от городских своим жизненным стилем и ритмом, возможностями непосредственной связи с природой и более здоровой жизненной средой на селе. Однако вместе с тем необходимо иметь в виду и тенденцию существенных изменений в социопрофессной структуре российского села в связи с тем, что на селе сегодня проживает значительная часть населения, работающего в городах. Это население формирует новые требования к жизненной среде жилищ, удовлетворению социальных потребностей, условиям транспорта, способу жизни в месте жилища, социальной и демографической структуре семей, образованию детей и их будущим профессиям.
Анализ показал, что исходные позиции сельских регионов при переходе их к устойчивому развитию в условиях рыночных отношений существенно различаются. В этой связи представляется, что федеральные и местные органы управления при разработке региональной экономической политики устойчивого развития должны учитывать особенности территориальных аг-роэкономических (агропродовольственных) систем, их биоклиматический и ресурсный потенциал. В условиях развития рыночных отношений важным фактором устойчивости сельских территорий становится повышение степени взаимосвязи и интеграции производственно-
экономических агросистем, позволяющих, в свою очередь, более гармонично развиваться общероссийскому продовольственному рынку и, таким образом, формировать единое агропродоволь-ственное, экономическое пространство.
Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что на неустойчивость развития аграрного сектора экономики все большее влияние оказывает обострение неравномерности и разнонаправленности в социально-экономическом развитии отдельных сельских территорий, ведущее к автономности региональных продовольственных рынков, росту стихийных и нерациональных перемещений продовольственных товаров, большим региональным различиям в уровнях цен на продовольствие.
Реализация концепции устойчивого развития сельских регионов во многом зависит от степени различий в экономическом потенциале сельских территорий, их конкурентоспособности, сбалансированности регионального воспроизводства, уровня взаимосвязи структур производства и переработки, эффективности социально-экономического функционирования и развития производительных сил.
Исходя из этой концепции под конкурентоспособностью и устойчивостью развития сельского региона следует понимать совокупность индикаторов, критериев и показателей его функционирования и развития, а также систем их поддерживания на необходимом уровне (индекс развития человеческого потенциала, экологические и институциональные индикаторы, индикаторы реагирования), обеспечивающих их соответствие требованиям и критериям экономической эффективности, социальной справедливости и экологической безопасности нынешних и будущих поколений и отличающих их от аналогичных критериев развития потенциала конкурентоспособности других регионов.
Однако, чтобы региональное управление и регулирование на деле служило мощным рычагом обеспечения конкурентоспособности экономического и политического реформирования, финансового оздоровления региональной экономики, необходим новый методологический подход к формированию конкурентоспособных систем управления производством в основных производственных и предпринимательских звеньях и во всей системе социально-экономического управления в сельском регионе.
Анализ показал, что существующие экономические региональные отношения в сельских регионах построены преимущественно на затратном механизме, на ценовом факторе, в ряде случаев - на бюджетном иждивенчестве. Подобный метод вообще неприемлем для организации высокоэффективной региональной деятельности и, в частности, в качестве основы самофинансирования экономического и социального развития региона. Каждое предприятие региона в любой сфере деятельности, а также те или иные формы их интеграции могут эффективно развиваться толь-
ко на базе снижения затрат на производство продукции в неразрывной связи с повышением ее качества и конкурентоспособности, ростом производительности и качества труда. Именно в этом основополагающем тезисе теории расширенного воспроизводства содержится возможность сочетания повышения жизненного уровня населения сельского региона и экономического, коммерческого расчета на основе внутрихозяйственных региональных накоплений.
Такой подход предполагает выработку стратегического видения конкурентной позиции региона с помощью аналитического процесса, включающего диагностику резервов и факторов устойчивого развития региона на различных рынках, установление ограничений и критериев для эффективной производственной и предпринимательской деятельности в регионе, выявление и оценку альтернатив, формирование стратегических намерений региона в бизнесе.
В условиях рыночной экономики объектом экономического управления в регионе должна стать не отрасль, не компания, а территория. При этом важнейшей предпосылкой кластеризации региональной экономики должно стать наличие высокотехнологичных предприятий, технопарков и других элементов индустриальноинновационного комплекса, обеспечивающее непрерывность цикла «исследование - разработка - технологии - производство - реализация». Конечным результатом этого должен являться серийный выпуск на предприятиях региона наукоемкой конкурентоспособной продукции или оказание соответствующих услуг.
Реализация инновационных проектов, в том числе национального проекта «Развитие АПК», предполагает активизацию инвестиционной политики.
Инвестиционная деятельность организаций сельского хозяйства зачастую сводится только к поддержке накопленного дореформенного потенциала, что влечет за собой экономическую и технологическую стагнацию производства. Анализ существующей системы государственной поддержки АПК показал, что она направлена, в основном, на решение текущих задач, а стратегические вопросы развития АПК не находят должного решения.
Подобная политика приводит на практике к снижению доли инвестиций в основной капитал сельскохозяйственного производства в России.
В этой связи инвестиционная привлекательность сельского хозяйства региона должна стать интегрирующим показателем инвестиционного климата в регионе, инвестиционной привлекательности агросистемы региона в целом, отдельных ее отраслей и предприятий. В реализации приоритетного национального
проекта «Развитие АПК» существенная роль должна отводиться администрациям регионов, и в этой связи инвестиционная привлекательность региона становится определяющей в привлечении инвестиций.
Для повышения инвестиционной привлекательности сельского региона необходимо наращивать потенциал многофункциональности сельскохозяйственного производства, развивать диверсификацию агропромышленной экономики и повышать уровень благосостояния сельских жителей. Для конкретизации выдвинутого положения следует рассматривать рейтинги сельских регионов по отдельным компонентам потенциала и риска.
В условиях регионального экономического саморазвития создаются предпосылки для наиболее эффективного развития научноисследовательских и опытно-конструкторских работ и существенного ускорения их внедрения в производство региона.
В этой связи под региональной эффективностью следует понимать во-первых, сокращение цикла «наука-производство»; во-вторых, новые возможности взаимного обмена опытом и услугами в системе «исследование-производство»; в-третьих - качественно новые возможности и резервы решения оптимизационных задач регионального значения, например, региональную программу сокращения ручного труда, региональную программу ресурсо-образования, вторичного использования ресурсов; в-четвертых - качественно новые возможности непосредственного обмена новыми научно-техническими идеями и разработками общего значения, например, в области новейшей технологии, разработки прогнозов, методов функционально-экономического анализа и др.
Конкурентоспособность сельского региона, развитие его способности вводить новшества и модернизироваться, осваивать новые знания на основе создания и развития кластеров возможны только на базе реструктуризации как совокупности мероприятий по комплексному системному приведению условий функционирования и устойчивого развития региона в соответствие с изменяющимися характеристиками состояния рынка и выработанной стратегии его развития. Реструктуризация региона должна включать: совершенствование структуры и функций регионального управления и регулирования, преодоление отставания в социально-экономических, технико-технологических и экологических аспектах деятельности, совершенствование инновационноинвестиционной и финансово-экономической политики и достижение на этой основе повышения конкурентоспособности, эффективности функционирования региональной экономики и устойчивого развития сельских территорий.
Стратегия управления инновационным развитием сельских регионов должна учитывать особенности и закономерности каждого этапа их развития и, в первую очередь, таких сложных и ответственных стадий, как освоение новой продукции и реконструкция.
Реструктуризацию сельского региона необходимо осуществлять на основе соответствующих стратегических планов развития и организационных бизнес-проектов, представляющих собой модель развития организационноэкономической структуры и функций (миссий) региона в соответствии с поставленными задачами, определенными стратегиями развития.
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Ю.В. Савкин, к.э.н., доц. Орловской региональной академии государственной службы, зам. нач. упр. Департамента экономической политики Орловской области
Анализ современных тенденций социально-экономического развития РФ дает возможность говорить о необходимости как можно более быстрого перехода от политики разрозненной, «фрагментарной» поддержки отдельных компонентов, слагающих сельский социум, в частности, аграрного производства в рамках различных категорий производителей, к реализации комплексных масштабных проектов по развитию сельских территорий, включающих демографическую, социальную, структурную, экономическую политику.
Закономерно и общепризнанно, что численность населения, занятого в сфере сельскохозяйственного производства совре-
менной России, стабильно снижается и стремится к размерам, характерным для большинства европейских государств с развитой рыночной экономикой. Вместе с тем географическое и территориальное устройство нашего государства таково, что площадь территорий за пределами крупных городов кратно превышает «урбанизированные» территории. Это требует для обеспечения сбалансированного территориального развития большого внимания к сельским районам.
Исследование комплекса экономических и социальных показателей развития муниципальных образований Орловской области за истекший 2006 г. показывает, что в наибо-