Научная статья на тему 'Сельские территориальные системы: принципы управления'

Сельские территориальные системы: принципы управления Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
211
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Вострецова Тамара Валерьевна

Дан системный анализ сельских территорий, позволивший определить их границы, свойства и функции, выявить принципы и инструменты управления развитием села.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article is given system analysis of rural areas. It’s allows to determine their boundaries, properties and functions and to identify principles and management tool of the rural development.

Текст научной работы на тему «Сельские территориальные системы: принципы управления»

РАЗДЕЛ 3 МОДЕЛИ, СИСТЕМЫ, СЕТИ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ

УДК 631.1

СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ: ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ

Т. В. Вострецова

Дан системный анализ сельских территорий, позволивший определить их границы, свойства и функции, выявить принципы и инструменты управления развитием села.

In the article is given system analysis of rural areas. It’s allows to determine their boundaries, properties and functions and to identify principles and management tool of the rural development.

Рассматривая проблему управления развитием сельских территорий, мы сталкиваемся с рядом сложных явлений и процессов (физических, общественных, экономических и пр.), что обусловливает необходимость применения системного подхода в ее исследовании. Если мы хотим исследовать механизм и специфику управления в рассматриваемой области, то должны ответить на вопрос: является ли сельская территория системой, и если да, то каковы ее структура (элементы и их связи), отношения с остальной частью общества, механизмы функционирования, воспроизводства и развития [1].

Сельскую территорию можно представить как совокупность, по меньшей мере, трех подсистем: социальной, экономической и экологической, которые согласно свойству декомпозиции также можно представить в виде систем, состоящих из совокупности элементов. Так, элементами социальной подсистемы выступают отдельные жители сельских территорий и различные социальные институты. В экологической подсистеме в качестве отдельных элементов выделяются факторы живой (растительность, живые организмы) и неживой (атмосфера, почва и пр.) природы. Экономическая подсистема представляется отдельными хозяйствующими субъектами, взаимодействующими на рынке как потребители и поставщики.

В целом, изучая различные источники по вопросам сельских территорий, можно сделать вывод о том, что понятия «сельская территория», «сельская местность», «село» тождественны, но не закреплены законодательно. Возникает закономерный вопрос о границах выделяемой нами сельской территориальной системы, определении надсистем и внешней среды.

Обобщая различные источники, мы пришли к выводу, что в качестве сельской территории следует рассматривать муниципальный район, включающий в свои границы сельские поселения и хозяйствующих субъектов. Такой подход согласуется с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2-6].

Каждая сельская территория районного уровня, в свою очередь, является составной частью территории межмуниципального сотрудничества, субъекта Федерации, экономических регионов, федеральных округов, страны. В то же время каждая подсистема сельской территории, каждый ее элемент входят составными частями в системы более высокого уровня: экономические, общественные, политические, экологические и т.д., имеющие свои цели (рис. 1). Это составляет внешнюю среду сельской территории, обусловливает ее открытый характер и определяет соответствующее место в иерархии управления.

Рис. 1. Эмерджентность сельской территории

Поскольку элементарными территориальными системами являются местные сообщества, каждый отдельно взятый его представитель является одновременно элементом каждой из трех выделенных подсистем. Следовательно, целью системы является благополучие местного (сельского) сообщества.

Сельская территория, будучи целостным образованием, имеет ряд свойств: обеспечивает население продовольствием, производимым сельчанами (жизнеобеспечение); служит местом проживания и источником дохода сельского сообщества (жизнедеятельность); предоставляет пространственный

базис для размещения производств и коммуникаций (жизнеустройство). Внешними проявлениями свойств системы сельской территории являются функции, выражающие назначение системы в окружающей среде [6-8].

Кроме того, как сложная динамическая система сельская территория обладает свойством развития, в качестве механизма которого выступают процессы самоорганизации, первичным движущим фактором является интерес. Развитие может осуществляться в результате закономерных (объективных) изменений и управленческих (субъективных) воздействий. Последнее связано с волей субъектов, имеющих намерение предать изменениям направленный характер в соответствии с их интересами.

В структуре управления развитием села формируются два контура: внешний (субъект управления - государство) и внутренний (субъекты управления: органы местного и хозяйственного самоуправления). Развитие сельских территорий происходит при взаимодействии организующих и самоорганизующихся начал. Следовательно, можно говорить о развитии, управляемом извне со стороны системы более высокого уровня - государства, и о саморазвитии. Успешность развития сельских территорий зависит от правильности их соотношения. При этом целью деятельности государственных органов управления является создание импульсов, условий для саморазвития сельских территорий.

Саморазвитие сельских территорий есть сложный процесс, под которым подразумевается построение системы, ориентируемой на самостоятельное решение задач по обеспечению проживающих на территории продукцией путем сочетания рыночных отношений с конкретными регуляторами, направленными на самостоятельное накопление и расходование средств для поддержки всех имеющихся отраслей, в том числе сельского хозяйства. Построение такой системы, где реализуется комплекс мер организационного, технологического, управленческого, правового и социального направлений [3].

Координировать воздействие различных управляющих субъектов (внешних и внутренних) на развитие сельских территорий позволяет сформулированная нами совокупность принципов (рис. 2).

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИИ

£ М

Внутренний контур управления основан на общественном участии, местном и хозяйственном самоуправлении

Согласование

интересов

Внешний контур управления основан на участии государства как системы более высокого уровня

Принципы управления развитием сельских территорий / / \ \

Устойчивость Многофункциональность Общественное Субсидиарность

участие

Рис. 2. Принципиальная схема системы управления развитием сельских территорий

Принцип устойчивости предполагает создание условий для адаптации сельского сообщества к различного рода изменениям, т.е. обеспечение устойчивого воспроизводства подсистем сельских территорий, сбалансированности отношений между человеком, обществом и природой с учетом их современного состояния и дальнейших перспектив развития.

Принцип многофункциональности - максимальное сосредоточение на реализации разнообразных функций сельских территорий на основе диверсификации деятельности сельского населения в различных формах хозяйствования.

Принцип общественного участия - активное участие заинтересованных групп местного населения в управлении и развитии сельских территорий. Это предполагает формирование и совершенствование соответствующих институциональных механизмов, в качестве которых выступают, во-первых, местное самоуправление, а во-вторых, общественные организации, кооперативы, союзы производителей, т.е. «третий сектор».

Принцип субсидиарности - максимальная передача публичных полномочий на уровень местного самоуправления, соблюдение в иерархии управления принципа «встречных потоков», когда при подготовке планов высшего уровня соблюдаются интересы более низких, а при планировании на локальном уровне учитывается государственная политика.

Такая взаимодополняемость принципов управления позволяет эффективно использовать внутренние и внешние факторы развития территорий.

С учетом полученных результатов исследования и выдвигаемых требований нами предполагается совершенствование системы управления развитием сельских территорий на основе индикативного планирования с использованием программно-целевого метода.

Индикативное планирование применительно к развитию сельских территорий представляет собой формирование системы индикаторов их развития в процессе согласования интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, органов местного самоуправления и государственного управления и разработку на этой основе единого плана с установленной системой мер государственного воздействия.

Программно-целевой метод предполагает разработку комплекса программ, последовательно развивающих и конкретизирующих друг друга. Верхний уровень составляют федеральные и региональные программы (в них формулируются главные цели развития села, обосновывается конкретная стратегия их достижения, оцениваются и предварительно распределяются между целями основные ресурсы развития), нижний - программы развития муниципальных образований и сельскохозяйственных товаропроизводителей (учитывающие многообразие и оптимальные пути разрешения местных проблем).

Сущность управления сельскими территориями с применением метода индикативного планирования, по нашим исследованиям, сводится к решению следующих задач:

1) построение системы основных индикаторов развития, дающих возможность определить проблемы, наметить цель и задачи развития каждой конкретной сельской территории;

2) выделение типов сельских территорий, характеризующихся общностью социально-экономических проблем, для каждого из которых должна быть разработана существенно отличная программа развития;

3) разработка методики, позволяющей посредством согласования интересов увязывать программы различных уровней управления между собой, оптимизировать и ускорять их реализацию, повышать эффективность проводимых мероприятий.

Предполагается, что система индикаторов должна основываться на проблемном подходе к развитию села. Под проблемой понимается неспособность сельских территорий в процессе развития сохранять свои свойства и выполнять возложенные на них функции, поддержание которых является задачей управления. Признаки наличия проблем формализуются с помощью индикаторов.

Выявленные проблемы должны быть положены в основу определения направлений развития и постановки соответствующих целей. При таком подходе «дерево социально-экономических проблем» оказывается отражением «дерева целей развития». Цель развития выступает как количественно и качественно определенная ступень развития в соответствующем направлении.

Типология сельских территорий муниципальных районов, проведенная по проблемным индикаторам на примере Республики Башкортостан, позволила сделать вывод, что сельские территории в рамках отдельного региона крайне неоднородны по социально-экономическому развитию. Каждый тип имеет ярко выраженный социально-экономический профиль, характеризуется специфическим сочетанием взаимосвязанных проблем и нуждается в дифференцированных мерах по управлению долгосрочным развитием [9].

Обязательным условием выхода села из кризиса является оптимальное сочетание управленческого воздействия государства на развитие сельских территорий и их самоорганизующихся основ (местного и хозяйственного самоуправления). Эффективность достижения поставленной цели управления определяется взаимным соответствием стратегий развития социальноэкономических систем различного уровня (региона, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов). При этом необходима организация открытого и систематического процесса обмена информацией, обеспечиваемого за счет согласованных действий различных уровней управления на основе применения единых стандартов предоставления необходимой информации.

Знание принципов, новых подходов к управлению развитием сельских территориальных систем на основе использования индикативного планирования позволяет надеяться на создание условий для эффективного развития села, его производственной сферы, достижения социальной справедливости, долгосрочной заинтересованности производителей и государства в оптимальных пропорциях производства, сохранения и восстановления природных ресурсов, их рационального использования. Взаимодействие всех субъектов сельского развития в процессе управления позволит повысить их взаимную ответственность за дальнейшее развитие села.

Список литературы

1. Гатаулин, А. М. К методологии системного исследования научных проблем /

A. М. Г атаулин // Экономика сельского хозяйства России. - 2009. - № 1. - С. 64-70.

2. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон № 131-Ф3 [принят 06.10.2003] // Собрание законодательства РФ. - 2о0з. - № 40. - Ст. 3822.

3. Баутин, В. М. Саморазвитие сельских территорий - важная составляющая продовольственной безопасности страны. (Методология построения системы) /

B. М. Баутин, В. В. Лазовский, В. П. Чайка. - М. : Росинформагротех, 2004. - 486 с.

4. Петриков, А. В. Устойчивое развитие сельских территорий в России: направления и проблемы / А. В. Петриков // Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий: зарубежный опыт и проблемы России. - М. : Товарищество научных изданий кМк, 2005. - С. 228-242.

5. Спасов, В. П. Переход к устойчивому развитию сельского хозяйства и сельских территорий: локальный уровень / В. П. Спасов, Г. В. Сдасюк, В. А. Емельянов. -Пущина : ОНТИ ИНЦ РАН, 2001. - 73 с.

6. Чепурных, Н. В. Региональное развитие: сельская местность / Н. В. Чепурных, А. Л. Новоселов, А. В. Мерзлов. - М. : Наука, 2006. - 384 с.

7. Методология и методика системного изучения советской деревни / отв. ред. Т. И. Заславская, Р. В. Рывкина. - Новосибирск : Наука, 1980. - 344 с.

8. Чайка, В. О терминологических аспектах теории многофункциональности сельского хозяйства / В. Чайка // Международный сельскохозяйственный журнал. -2009. - № 4. - С. 19-20.

9. Вострецова, Т. В. Методологические основы программно-целевого подхода в управлении развитием села / Т. В. Вострецова, Т. А. Галиев // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2009. - № 10. - С. 23-27.

УДК 304.5

СИСТЕМА ФАКТОРОВ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РФ

С. А. Живодрова, Н. С. Мамулян, А. С. Радченко

Раскрыты понятие и направления развития гражданского общества; система факторов, препятствующих становлению и развитию данного института в России; содержание моделей организации гражданского общества в других странах.

This article reveals: the concept and direction of development of civil society, a system of barriers to the establishment and development of the institution in Russia, the content models of civil society organizations in other countries.

В последнее время проблемы гражданского общества, относящиеся к взаимосвязи личности, социальных групп, общественных формирований и государства, находятся в центре внимания наших ученых, журналистов и политиков. И это понятно, поскольку формирование гражданского общества связано с развитием демократии, рыночной экономики и становлением правового государства - иначе говоря, с глобальным социальным переустройством, в ходе которого должны были бы возникнуть структуры общественного контроля, гарантирующие обратную связь между человеком и обществом.

Понятие «гражданское общество» означает такое состояние социума, при котором создаются условия для соблюдения прав и свобод, развития гражданской самодеятельности и политической активности, реального участия граждан в политике. Становление гражданского общества в передовых странах мира шло и идет рука об руку с формированием правового государства.

Наша страна прошла долгий исторический путь к формированию гражданского общества, но как и все страны столкнулась с рядом проблем, которые отразились на современном состоянии общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.