Научная статья на тему 'Основы индикативного планирования развития сельских территорий'

Основы индикативного планирования развития сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
385
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Вострецова Тамара Валерьевна, Аскаров Альмир Ахтянович

Рассмотрены понятие, задачи и принципы индикативного планирования развития сельских территорий с учетом их современного экономического состояния. Сделан вывод о том, что разработка и реализация индикативных планов будут способствовать эффективному развитию села.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Вострецова Тамара Валерьевна, Аскаров Альмир Ахтянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOUNDATIONS OF THE INDICATIVE PLANNING OF RURAL TERRITORIES' DEVELOPMENT

The notion, problems and principles of indicative planning of the rural territories development taking into account their modern economic condition are considered. Conclusion is drawn that development and realization of indicative plans will promote the efficient rural development.

Текст научной работы на тему «Основы индикативного планирования развития сельских территорий»

Заключение

В работе рассмотрены основные аспекты формирования механизма управления межфирменными взаимоотношениями. При изучении данного вопроса становится очевидным, что использование концепции BSC в качестве основы механизма управления взаимоотношениями ведет к более эффективному использованию предприятием потенциала своих отношенческих ресурсов, поскольку позволяет предприятию скоординировать свою деятельность с деятельностью партнеров за счет согласования стратегических целей и интересов, что способствует приобретению новых конкурентных преимуществ, и как следствие, усиление позиции предприятия на рынке.

С точки зрения будущих исследований безусловный интерес представляет разработка конкретных показателей эффективности межфирменных взаимоотношений, входящих в Систему сбалансированных показателей, позволяющих определить ценность взаимоотношений, а также

вклад, который они вносят в создание потребительской ценности и ценности для акционеров.

Библиографический список

1. Смирнова М.М. Управление взаимоотношениями на промышленных рынках как источник конкурентных преимуществ компании / М.М. Смирнова / / Российский журнал менеджмента. 2006. № 3.

С. 27-54.

2. Портер М. Международная конкуренция / М. Портер. М.: Между-

народные отношения. 1993. 896 с.

3. Маркетинг взаимоотношений на

промышленных рынках: монография /

С.П. Кущ. СПб.: Изд-кий дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. 272 с.

4. Каплан Р. Стратегическое единство: создание синергии организации с помощью сбалансированной системы показателей / Р. Каплан, Д. Нортон; пер. с англ. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006. 384 с.

+ + +

УДК 338.242.44(470.57) Т.В. Вострецова,

А.А. Аскаров

ОСНОВЫ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Государство постепенно переходит от стихийного рыночного регулирования сельского хозяйства к последовательному, планомерному своему воздействию в направлениях восстановления отрасли и повышения уровня жизни сельчан, то есть к индикативному планированию. Ярким выражением этого стало утверждение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (Постановление Правительства РФ № 446 от 14.07.2007 г.). Аналогичная республиканская программа была утверждена в Республике Башкортостан (Постановление Правительства РБ № 348 от

30.11.2007 г.).

Программы задают общие условия для устойчивого развития сельских террито-

рий, повышения занятости и уровня жизни сельчан. Конкретизация и планирование соответствующих мероприятий, их увязка с природно-климатическими, социальными, культурно-историческими особенностями территории должны производиться на уровне сельских поселений и муниципальных районов при участии местной общественности, органов местного самоуправления (МСУ), региональных властей, научных организаций. Именно такая организация плановой работы на уровне муниципалитетов, на наш взгляд, определит общий характер развития сельских территорий республики и страны.

В связи с этим возникает необходимость определить основы индикативного планирования развития сельских территорий на муниципальном уровне, предварительно рассмотрев их особенности.

Исследователи выделяют в системе сельского хозяйства 4 составляющих: социальную, экологическую, биологическую и экономическую [1]. Учитывая, что сельская территория представляет собой «обитаемую местность вне городов с ее природными условиями и ресурсами, сельское население и овеществленные плоды предшествующего труда людей, то есть разнообразные основные фонды на этой территории» [2], мы считаем целесообразным расширить вышеизложенный отраслевой подход к системе сельского хозяйства до уровня сельских территорий в целом. Тем самым сельская территория есть сложная система, которую мы схематично представляем следующим образом (рис. 1).

Согласно схеме сельская территория представляет собой взаимосвязанную, структурированную совокупность элементов (подсистем), активно взаимодействующих между собой и с внешней средой. Любой сельский житель так или иначе связан с работой на земле. Он удовлетворяет свои потребности с помощью объектов живого мира (растений и животных), возможности использования которых ограничены природно-климатическими условиями, заложенными ограниченной территорией проживания человека. Это определяет взаимодействие социальной (человек), экологической (природно-климатические условия территории) и биологической (животные и растения) подсистем. Для полного удовлетворения своих потребностей сельскому человеку необходимо активно взаимодействовать с поставщиками ресурсов для него и потребителями той продукции и услуг, которые он производит, то есть система сельской территории становится открытой посредством экономической подсистемы села.

Учитывая вышеизложенные моменты, выделим следующие особенности сель-

ской территории, обусловленные ее сложным характером:

- наличие в системе экологической и социальной составляющих, рентный характер аграрной экономики, действие объективных экономических законов, порождающих неэффективность сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями и сферами экономики, предполагают активное участие государства;

- эти же особенности «не позволяют быстро осуществить какие бы то ни было значительные организующие планы со стороны государства, если эти планы разработаны без учета самоорганизующихся начал» [1];

- самоорганизующийся характер сельской территории предполагает, что эффективность ее организации зависит от максимального учета особенностей ее подсистем, их оптимального соединения в хозяйственной деятельности.

Рассмотренные особенности сельских территорий предопределяют необходимость регулирующего и организующего воздействия со стороны государства, что в условиях рынка возможно только при использовании механизма индикативного планирования.

Изучив накопленный опыт индикативного планирования, мы попытались дать ему определение применительно к развитию сельских территорий.

Индикативное планирование развития сельской территории представляет собой формирование системы индикаторов и параметров ее развития в процессе согласования интересов сельского населения, сельских товаропроизводителей, органов МСУ и государственного управления на макро-, мезо- и микроуровнях и разработку на этой основе единого плана развития сельской территории с учетом установленной системы мер государственного воздействия.

Государство как регулирующая и организующая система

Сельская территория как сложная система

Социальная подсистема ^

^ ) у ^

Экологическая подсистема .< 1 - Биологическая подсистема

V ' , *

'ч—^ Экономическая подсистема ^"

) к <

Внешние субъекты: поставщики и потребители

Рис. 1. Сельская территория как сложная система

В данном случае индикатор есть интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики процесса, в рамках которых система может устойчиво функционировать и развиваться. Поэтому индикаторы должны отражать, в первую очередь, способность к устойчивому воспроизводству всех подсистем сельской территории и устанавливаться как целевые показатели, достижение которых не только возможно, но и обязательно. Устанавливаться они должны на уровне государственной власти, так как именно она ответственна за реализацию общественных интересов. Параметры определяются как гибкие показатели и могут изменяться как в процессе их согласования, так и в процессе практической реализации плана.

К задачам индикативного планирования следует отнести:

- формирование оптимального сочетания государственного воздействия и рыночного регулирования развития экономики на конкретной сельской территории и создание на этой основе условий для ее саморазвития;

- оптимизация отраслевых стратегий развития хозяйствующих субъектов в соответствии с природно-климатическими условиями территории и их согласование со стратегией развития сельской территории в целом;

- согласованное развитие мелких, средних (традиционных для сельской местности) и крупных индустриальных сельскохозяйственных предприятий, а также выявление новых сфер приложения труда сельских жителей.

Считаем, что для гарантированного учета выделенных особенностей сельских территорий и выполнения поставленных задач при построении индикативных планов необходимо соблюдать следующие принципы:

- многофункциональности;

- устойчивости;

- субсидиарности;

- партисипативности.

Рассмотрим их более подробно.

С позиции развиваемой в настоящее время в экономике села теории многофункциональности сельские территории выполняют множество функций. Наряду с производством продовольствия для населения и сырья для промышленности к функциям сельских территорий относится создание общественных благ, таких как воспроизводство здорового населения, сохранение традиционной культуры, рек-

реация, социальный контроль над территорией, рациональное использование природных ресурсов и пр.

Многообразие функций сельских территорий предполагает их диверсифицированное развитие: чем разнообразней деятельность сельчан, производимая ими продукция, тем больше функций они выполняют. И наоборот, выполнение множества функций предполагает разнообразие видов деятельности. Поэтому возможности осуществления различных видов деятельности должны быть в полной мере исследованы и отражены в планах развития села, а значит, необходимо соблюдение принципа многофункциональности в планировании.

Однако в современной отечественной практике наблюдается развитие специализации сельской местности преимущественно на сельскохозяйственном производстве, причем в крайне ограниченном ассортименте производимой продукции. По мнению некоторых исследователей, в сложившихся условиях концентрация сил и средств на производстве 2-3 традиционных видов продукции пагубно сказывается на эффективности конечных результатов деятельности агроформирований. С другой стороны, специализация требует больших затрат прошлого и меньших — живого труда, что ведет к увеличению безработицы и повышению спроса на дорогие финансовые ресурсы, а резкое увеличение транспортных расходов по перевозкам, связанное с концентрацией минимального видового состава продукции в максимально возможном объеме в одной конкретно взятой территории, сводит на нет преимущества специализации [3].

В настоящее время в развитие производства продукции и оказания услуг сельскими товаропроизводителями слабо вовлечены лесные и водные ресурсы сельских территорий.

Так, в Республике Башкортостан леса занимают 37,5% всей территории, в некоторых районах лесистость достигает 6090% их территории. При запасе древесины в 716,3 млн м3, в том числе спелой и перестойной — 408,2 млн м3, расчетная лесосека в РБ используется лишь на 15,7%. Множество рек, озер, прудов занимают в общей площади земель республики 0,5%. Наблюдается ежегодное уменьшение используемых для промысловых целей водных объектов с одновременным увеличением в улове доли малоценных видов рыбы. Большинство прудов, существовавших ранее вблизи

сельских поселений и использовавшихся для рыборазведения и отдыха населения, заброшены или спущены [4].

При этом заготовление и переработка лесных дикоросов, рубка срубов, создание инфраструктуры туризма в сельской местности, рыборазведение и пр. при должной организации могут создать новые рабочие места для сельчан и позволят повысить их доходы.

Этому же способствовало бы развитие традиционных промыслов на селе. Для РБ это бортевое пчеловодство, табунное коневодство, производство кумыса, продукция которых пользуется спросом и имеет высокие цены реализации.

Многофункциональное развитие сельских территорий должно строиться на основе всестороннего учета их природноклиматических особенностей с обязательным условием их сохранения и дальнейшего улучшения, что предполагает использование в планировании принципа устойчивости.

Согласно официальному определению, данному в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента РФ № 440 от

01.04.1996 г.), устойчивое развитие обеспечивает сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.

«При этом первоочередной задачей становится определение наиболее эффективной, с позиции субъектов хозяйствования, структуры производства (сбыта) продукции сельского хозяйства, основанного на рациональном использовании имеющихся почвенно-климатических ресурсов (био-климатического потенциала) как отдельных территорий, так и страны в целом. Только при таком подходе можно достичь устойчивого функционирования агропродоволь-ственного комплекса страны, соответственно продовольственной безопасности, в современных условиях» [3].

Отметим, что данное утверждение следует в равной степени отнести и к тем видам деятельности, которые предлагаются с позиции многофункционального развития сельских территорий, которые также связаны с использованием тех или иных природных ресурсов.

В развитии сельских территорий принимают участие следующие группы субъектов: федеральные и республиканские ор-

ганы управления, органы МСУ, хозяйствующие субъекты и население.

Согласованность действий и увязка интересов органов всех уровней управления по достижению единой цели — устойчивого развития сельских территорий обуславливают выстраивание эффективных договорных отношений между ними, то есть выполнения принципа субсидиарности. Принцип предполагает создание государством рамочных условий для развития села, в то время как инициативы должны исходить «снизу», непосредственно от сельчан. То есть наравне с принципом субсидиарности важным является принцип партисипативности, предполагающий активное участие заинтересованных групп местного населения в процессах управления и развития.

С принятием ранее указанных программ в реализации последних двух принципов наметились положительные сдвиги. В совокупности программы устанавливают частно-государственное партнерство, софи-нансирование мероприятий программ, их общественную экспертизу, а также увеличение финансирования и социо-эколого-экономический подход к развитию села.

Реализацию принципов затрудняет отсутствие сильного и дееспособного МСУ, которое представляет собой решение населением непосредственно и (или) через органы МСУ вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. По сути, МСУ должно выступать как форма социальной самоорганизации населения в рамках конкретной территории. А это требует следующих преобразований:

- осознание сельскими жителями и муниципальными служащими того, что органы МСУ являются не представителями государственной власти, а представителями местного сообщества;

- создание заинтересованности и инициативности сельчан, выстраивание диалога между населением и органами МСУ, в том числе путем мотивации и стимулирования, что усилит их взаимную ответственность и согласие.

Решение указанных проблем должно основываться на Федеральном законе № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предоставляющим благоприятную возможность для внедрения механизмов общественного участия в МСУ.

Попыткой претворения в реальность принципа партисипативности в развитии сельских территорий явился пилотный проект «Местное самоуправление и гражданское участие в сельской России», реализованный Всемирным банком в Пензенской области, Пермском крае и Республике Адыгея в 2003-2006 гг. [5].

Механизмами вовлечения населения в процессы МСУ стали формирование информационной и консультационной сети, подготовка сельских муниципальных консультантов; обучение и активизация населения, создание рабочих групп; выявление приоритетов и проблем поселений и составление планов их решения совместно с населением; предоставление грантов для поддержки проектов развития территорий из фондов развития местных сообществ и пр.

Проект показал, что, несмотря на объективные трудности, активное участие сельского населения в МСУ (в бюджетном процессе, в выборе приоритетов развития и реализации планов развития поселений) возможно. Сельчане успешно обучаются и используют на практике инструменты гражданского общества, что способствует консолидации и устойчивости сельских сообществ.

Следует распространять опыт подобных проектов с одновременным привлечением к ним местных предпринимателей для тесной увязки производственной и социальной сфер села, а также активизации населения и товаропроизводителей к осуществлению новых видов деятельности и созданию новых рабочих мест, например,

путем создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов (перерабатывающих, кредитных и пр.) с участием органов МСУ.

Актуальна подготовка сельских муниципальных консультантов в каждом сельском поселении. Допустим, чтобы создать кооператив, следует, в первую очередь, объяснить сельчанам, что даст им его создание, заинтересовать и побудить их к этому. Поэтому главными задачами деятельности консультантов должны стать разъяснительная работа с сельскими жителями, активное распространение среди них информации о возможных направлениях диверсификации хозяйственной деятельности, инновационных разработках, проведение соответствующих консультаций и обучения, а также при необходимости организационное и правовое сопровождение таких проектов, привлечение экспертов.

Взаимодействие сельских поселений и сельских товаропроизводителей с органами управления на уровне республики происходит при посредничестве органов МСУ муниципальных районов, что определяет их приоритетную роль в выработке и практической реализации планов развития сельских территорий.

При построении индикативных планов принципы субсидиарности и партисипатив-ности предполагают построение схемы потоков согласования между республиканскими органами управления и органами МСУ, которую мы представляем следующим образом (рис. 2).

Республиканские органы управления

зи

Региональные программы развития, соглашения

£

Органы МСУ План развития сельских территорий

муниципального района муниципального района

3’ с > > к і > > 1

Органы МСУ Планы развития Бизнес- планы

сельских поселений, сельских сельских

сельские товаропроизводители поселений товаропроизво-

дителей

Условные обозначения: — согласование интересов

____— разработка планов

<; >• — интеграция планов

Рис. 2. Индикативное планирование развития сельских территорий

Первая группа встречных потоков согласования организуется между органами МСУ сельских поселений, сельскими товаропроизводителями и органами МСУ муниципального района. Результатом этих итераций становится интеграция планов развития сельских поселений и бизнес-планов местных предпринимателей в план развития муниципального района.

Вторая группа встречных потоков согласования организуется между муниципальными районами и региональным центром, результатом чего становится программа развития сельской территории региона. Ввиду того, что такая программа в республике уже существует, результатом данного согласования может служить заключение дополнительных соглашений между региональными органами власти и органами МСУ муниципальных районов о взаимодействии в области социальноэкономического развития села. Они должны включать в себя планы социальноэкономического развития муниципалитетов и финансовые обязательства по обеспечению значений индикаторов их социальноэкономического развития. Это повысит взаимную ответственность региональных органов управления и органов МСУ за достижение установленных индикаторов и, по нашему мнению, будет способствовать их скорейшему достижению.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предлагаемый механизм индикативного планирования развития сельской территории на основе принципов многофункциональности, устойчивости, субсидиарности и партисипативности позволит планам стать более адаптированными к конкрет-

ной территории, более реалистичными и достижимыми. Сельские жители будут лучше представлять цели и задачи органов МСУ и государственного управления, что повысит их инициативность и желание участвовать в развитии территории своего проживания, создаст условия для долгосрочной заинтересованности производителей и государства в оптимальных пропорциях производства, сохранении и восстановлении плодородия почв и, в итоге, приведет к устойчивому развитию сельских территорий республики и страны.

Библиографический список

1. Магафуров К.Б. Функционирование и развитие аграрной экономики в условиях распределенного управления и самоорганизации / К.Б. Магафуров, Р.А. Гиль-маншин. Уфа: Гилем, 2004. 84 с.

2. Чепурных Н.В. Региональное развитие: сельская местность / Н.В. Чепурных, А.Л. Новоселов, А.В. Мерзлов. М.: Наука, 2006. 384 с.

3. Аскаров А.А. Природно-климатический потенциал развития аграрной экономики (на материалах РБ) / А.А. Аскаров. Уфа: Гилем, 2006. 110 с.

4. Государственный доклад «О состоянии природных ресурсов и окружающей среды Республики Башкортостан в 2006 году» / Министерство природопользования, лесных ресурсов и окружающей среды РБ. Уфа, 2007. 200 с.

5. Местное самоуправление и гражданское участие в сельской России. Проект Всемирного банка реконструкции и развития // Отчет о реализации проекта. М.: CAF Россия, 2007. 84 с.

+ + +

УДК 332.33 О.В. Кожевина

МЕТОДОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ ВОЗМОЖНОСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

(Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 06-02-62202 а/Т)

Актуальность и обоснование исследований

Проблема устойчивого развития обсуждается в последнее время на всех уров-

нях как экономики, так и политики. Пере ход к устойчивому развитию ориентиро ван на обеспечение благоприятной окру жающей среды, сохранение природно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.