Научная статья на тему 'Совершенствование методики планирования сельского развития'

Совершенствование методики планирования сельского развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики планирования сельского развития»

панию - организатора экономического кластера (агро-холдинг, лесопромышленную корпорацию и т.п.).

Исходной точкой реализации такого варианта является формирование (с максимальным вовлечением в него инвестиционного потенциала сельской депрессивной территории) нового экономического кластера посредством реализации крупных инвестиционных проектов, построенных на базе технологических инноваций. Стимулами для выполнения реализаторами таких инновационных проектов роли ответственных исполнителей программ развития сельской инфраструктуры могут являться: предоставление им государственной поддержки из федерального бюджета (а также из Инвестиционного фонда Российской Федерации и т.п.), или бюджета субъекта Федерации, а также льготный режим приватизации (или передачи в аренду, концессию) объектов местной инфраструктуры.

В варианте «концессионной реконструкции» функции муниципальных органов самоуправления заключаются в проведении мониторинга исполнения программ устойчивого развития сельской инфраструктуры, контроле соблюдения инвестиционных договоров и концессионных соглашений, а также целевого использования предоставляемых ресурсов.

Похожий опыт развития сельской инфраструктуры накоплен в Белгородской области, где активы предприятий агропромышленного комплекса на территории одного или нескольких районов передавались только одному агрохолдингу, который в обмен на это решал социальные проблемы этих территорий.

В области внебюджетного финансирования инженерной инфраструктуры заслуживает внимание опыт реализации совместных проектов холдинга «Дон ВК Юг» и швейцарской компании АВВ Switzerland Ltd, а также ООО «Евразийское водное пространство» и французской фирмы Veolia, которые реконструируют систему водоснабжения в городах Ростовской области: Ростов-на-Дону, Шахтах, Новошахтинске, Гуково, Красном Сулин и соседних сельских территориях. Благодаря вложению инвестиций в современные системы водоснабжения удалось при стабилизации цен на тарифы резко уменьшить потери воды, что превратило водоснабжение в доходную отрасль муниципального хозяйства, обеспечивающую стабильное и бесперебойное удовлетворение потребностей хозяйствующих субъектов и сельского населения.

Для расчетов показателей программы развития инфраструктуры могут быть применены методика прогнозирования уровня устойчивого развития сельских территорий на основе нормативно-ресурсного метода и программное средство «Прогноз устойчивого развития сельских территорий» («For-SD-country»), разработанные ГНУ ВНИИЭиН.

Экспериментальная проверка расчетов на примере объекта апробации Белокалитвинского муниципального района Ростовской области показала, что экономический эффект от разработки и реализации программ развития инфраструктуры составит 9,6 млн руб. на один субъект Российской Федерации Южного ФО.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ Т.В. Вострецова, ассист. Башкирского государственного аграрного университета

Положительный опыт реализации национальных проектов на селе показал необходимость законодательного определения целей, принципов и направлений политики государства в области АПК. Решением этой проблемы стало принятие в 2006 г. Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», согласно которому реализация направлений аграрной политики осуществляется путем выполнения Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.».

Принятие и практическая реализация указанных документов создали предпосылки для формирования системы планирования развития сельских территорий на федеральном уровне. Между тем вопросы стратегического развития села в настоящее время делегированы субъектам РФ и муниципальным образованиям. Следовательно, для придания системе планирования целостного и законченного вида необходима активизация плановой деятельности на всех уровнях управления. Только в этом случае будут учтены интересы и возможности сельскохозяйственных товаропроизводителей, расположенных на конкретных территориях; выявлены и вовлечены в хозяйственную деятельность их ресурсные потенциалы; расширены сферы трудовой занятости населения.

Кроме того, совершенствование методики планирования сельского развития должно осуществляться с учетом реформы местного самоуправления, главным функционирующим звеном которого являются муниципальные районы. Взаимодействие сельских

товаропроизводителей и населения с органами государственной власти происходит именно при посредничестве районных органов управления, что определяет их приоритетную роль в разработке и реализации планов развития. Последнее подтверждается и тем, что решение большинства социальных вопросов села, отнесенных к полномочиям муниципалитетов, напрямую зависит от развития местной экономики.

В связи с этим построение планов развития сельского хозяйства на территории конкретного муниципального района должно вестись, на наш взгляд, в тесном контакте между сельскохозяйственными товаропроизводителями и органами местного самоуправления муниципальных образований как районного, так и поселкового уровня. Это позволит реализовать два важнейших принципа сельского развития, предлагаемых учеными, - принципов субсидиарности (когда при разработке стратегии высшего уровня соблюдаются интересы более низких, а на локальном уровне учитываются региональная и федеральная политика) и партиципативности (активное участие заинтересованных групп местного населения в процессах управления и развития) [1].

Необходимость разработки планов развития сельских территорий муниципальных районов обусловлена следующими условиями:

1) двухуровневая система местного самоуправления (район - поселение) предопределяет необходимость преобразовать механизм управления муниципальным районом и сельскими поселениями, отработать взаимоотношения этих двух уровней муниципальных образований и расположенных на их территории сельскохозяйственных товаропроизводителей;

2) организационные мероприятия, разраба- изводителям сориентироваться в возможностях тываемые «сверху», не могут учесть всего многооб- дальнейшего развития, привлечь все имеющиеся разия проблем местного уровня. Чтобы рассчиты- потенциалы территории.

вать на поддержку и инвестиции следует иметь чет- Изучение соответствующего зарубежного и

кое обоснование их необходимости, в качестве ко- отечественного опыта позволило нам формализовать

торого выступает план; схему информационных потоков между субъектами

3) план, составленный на уровне района, по- сельского развития в процессе разработки планов на зволит сельским поселениям и сельским товаропро- примере Республики Башкортостан (рис. 1).

Этап согласования Этап утверждения

Условные

обозначения в схеме: „ ,

* - доведение индикаторов и прочей информации;

- осуществление последовательных действий на соответствующем уровне управления;

- согласование интересов;

....у - предоставление информации о развитии сельских территорий, взаимный контроль выполнения обязательств.

Рисунок 1 - Схема информационных потоков между субъектами развития сельских территорий в процессе планирования

Процесс планирования начинается с анализа исходного уровня состояния сельских территорий республики на основе данных статистики, выборочных обследований министерств и ведомств, органов местного самоуправления и пр. В результате анализа выявляются приоритеты дальнейшего развития села, составляются соответствующие прогнозы в разрезе республики и муниципальных районов. Прогнозы служат базой для определения индикаторов социально-экономического развития сельских территорий, а также для разработки проекта бюджета и целевых программ.

Вышеуказанные действия реализуются исполнительными органами республики и в настоящее время, однако новым является введение системы индикаторов и проведение на их основе согласования интересов. В то же время в отличие от системы планирования, действующей в других регионах страны, предлагаемая схема позволяет вовлечь в этот процесс сельскохозяйственных товаропроизводителей и население при посредничестве органов местного самоуправления.

Следующим этапом является формирование пакета информации для разработки планов разви-

тия сельских поселений и сельхозтоваропроизводителей, который доводится до них посредством районной администрации. Информация включает в себя: индикаторы социально-экономического развития; методику межбюджетных отношений, объемы и условия предоставления республиканских бюджетных средств местным бюджетам; условия участия в федеральных и республиканских программах; нормативы субсидирования отдельных направлений развития; возможности и условия участия в конкурсах на получение грантов; особенности льготного предоставления ресурсов и налогообложения; объемы закупки продукции в государственные фонды и пр. Это именно та информация, учитывая которую органы местного самоуправления и отдельные сельхозтоваропроизводители могут с наилучшими результатами для себя строить свою стратегию развития и, одновременно, используя общественные ресурсы, выполнять государственные задачи.

Основываясь на полученной информации, хозяйствующие субъекты разрабатывают проекты планов развития своей деятельности и в случае необходимости и имеющихся возможностей (в рамках действующих программ, предоставляемых грантов и пр.) обосновы-

вают заявку на соответствующие финансовые средства. То же относится к сельским поселениям.

Районная администрация сводит проекты планов сельхозтоваропроизводителей, сельских поселений в единый план, разрабатывает дополнительные мероприятия, анализирует возможности привлечения внебюджетных средств. Обобщает потребность в привлекаемых средствах, составляет их полное обоснование и подготавливает Соглашение о взаимодействии республиканских органов управления и органов управления муниципальным районом с приложением расчета финансовых обязательств каждой стороны по обеспечению достижения установленных значений индикаторов.

Проекты районных планов развития сельских территорий рассматриваются в специально создаваемой комиссии при Правительстве Республики Башкортостан, в которую входят представители отдельных министерств и ведомств. Основной целью комиссии является согласование объемов поддержки и корректировка Соглашений по отдельным направлениям деятельности.

После принятия республиканского бюджета Соглашения подписываются и с начала года вступают в силу. Аналогично после утверждения местных бюджетов подписываются соответствующие документы между местной администрацией и отдельными сель-

хозтоваропроизводителями, которые берут на себя взаимные обязательства по решению отдельных вопросов местного значения.

Управление реализацией принятых обязательств в системе планирования осуществляется путем регулярного контроля за достижением индикаторов, мероприятий и положений принятых Соглашений.

Считаем, что предложенные методические рекомендации по совершенствованию методики планирования сельского развития позволят определить роль и задачи каждого уровня управления сельским развитием и сосредоточить их усилия на вскрытии внутренних резервов муниципальных образований и сельхозтоваропроизводителей и мобилизации внешних инструментов финансирования. В свою очередь это будет способствовать снижению неопределенности в деятельности хозяйствующих субъектов и повышению эффективности реализации федеральных и региональных целевых программ в области АПК.

Источник

1. Региональное развитие: сельская местность / Н.В. Че-пурных, А.Л. Новоселов, А.В. Мерзлов. - М.: Наука, 2006. - 384 с.

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ СЕЛА

О.А. Швецова, асп., ассист. Брянской государственной сельскохозяйственной академии

Проводимые в России социально-экономические реформы привели к радикальным переменам в жизни общества, в результате чего в корне изменились производственные отношения на селе.

Развитие сельского хозяйства тесно связано с социальными процессами на селе, формированием социально-экономических и трудовых отношений в отрасли, а также между городом и деревней. С развитием социальной сферы села связано продовольственное обеспечение населения страны, формирование культуры, сохранение лучших народных традиций.

Под социальным развитием села следует понимать комплекс мер, направленных на защиту социально-экономических интересов сельского населения, основанных на выявлении факторов, оказывающих влияние на качество жизни.

Развитие социальной сферы села является основополагающим фактором роста эффективности производства, развития производительных сил и производственных отношений, рационального использования трудовых, земельных, материально-технических и финансовых ресурсов.

Развитие социальной сферы села должно основываться на следующих специфических особенностях:

- природно-территориальных (плотность населения, удаленность от других регионов, средства сообщения);

- демографических (миграционные процессы, половозрастная группа, национальный состав);

- трудовых (трудовые отношения, подбор и подготовка квалифицированных кадров);

- организационно-управленческих (организация труда, планирование и прогнозирование производственных процессов, механизмы экономического регулирования);

- экономических (профессиональный состав, качество жизни населения, стоимость минимальной потребительской корзины, перспективы развития региона);

- производственных (численность сельскохозяйственных предприятий и организаций, масштабы производства);

- правовых (регулирование через федеральные, региональные, местные нормативные документы).

Главной целью развития социальной сферы села является формирование необходимых условий для жизнеобеспечения населения, создание основ для повышения привлекательности сельского образа жизни и труда.

Важным фактором возрождения и развития социальной сферы села является модификация ее социально-экономической структуры. Задача таких преобразований состоит в формировании новых, более эффективных с точки зрения удовлетворения потребностей сельского населения и учитывающих изменения в отношениях собственности в производственной сфере, организационно-правовых форм услуговой деятельности.

Таким образом, приоритетными направлениями в области развития социальной сферы села являются:

- повышение привлекательности труда и жизненного уровня сельского населения;

- совершенствование инфраструктуры сельских населенных пунктов;

- развитие жилищного строительства и коммунального обустройства сельской местности;

- модернизация автомобильных дорог и развитие транспортного сообщения в сельской местности;

- улучшение медицинского обслуживания сельского населения;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.