Научная статья на тему 'Антикризисный механизм развития сельской инфраструктуры'

Антикризисный механизм развития сельской инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антикризисный механизм развития сельской инфраструктуры»

АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

С.Ю. Маркин, к.э.н., ст. науч. сотр., зав. отд., Е.Д. Маркина, мл. науч. сотр. Всероссийского НИИ экономики и нормативов, А.В. Бутенко, асп. Донского государственного аграрного университета

Одними из необходимых элементов обеспечения производственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей и жизнедеятельности сельского населения являются инженерная, транспортная, природоохранная и рыночная отрасли инфраструктуры.

В настоящее время развитие сельской инфраструктуры осуществляется в основном посредством софинансирования из бюджетов Российской Федерации и ее субъектов. Так, Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года», предусматривает вложение в развитие сельской инфраструктуры инвестиций на сумму 178,7 млрд руб. Что, в частности, позволит привести в нормативно-техническое состояние 51,2 тыс. км сельских автомобильных дорог, проложить 132,8 тыс. км водопроводов, увеличить емкость проводной телефонной связи на 1,9 млн номеров и т.д. Эта общефедеральная программа была дополнена аналогичными региональными программами. Например, одной из главных целей Федеральной целевой программы «Юг России (2008-2012 гг.)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации №10 от 14 января 2008 г., является снятие инфраструктурных ограничений в развитии экономики Южного федерального округа. На это предусматривается выделить 51,9 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета -5,6 млрд руб., средств бюджетов республик, краев и областей, входящих в состав Южного ФО -1,5 млрд руб., внебюджетных источников - 44,8 млрд руб.

Воздействие на российскую экономику мирового финансово-экономического кризиса обусловило принятие ряда антикризисных мер. Так, ввиду дефицитности местных бюджетов Правительством России уже снижена доля минимального участия бюджетов субъектов Российской Федерации структуры с 20% до 5% годового размера финансирования инфраструктурных проектов. При оптимизации расходов уже принятого федерального бюджета 2009 г. финансирование ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» снижено на 10 млрд руб.

Поэтому необходимо новая организация внебюджетного финансирования как по его источникам (введение платы для иногородних потребителей, выпуск инфраструктурных облигаций и т.п.), так и по диверсификации объектов вложения средств на основе новых энергосберегающих, не капиталоемких технологий, наносящих минимальный ущерб окружающей среде посредством привлечения к решению этой проблеме научно-исследовательских институтов механизации и электрификации РАСХН и Министерства сельского хозяйства России.

Исходя из вышесказанного, разработка программ перехода к устойчивому развитию сельских территорий представляет собой последовательность мер, включающих:

- выбор стратегического направления развития инфраструктуры сельской территории на основе комплексного инвестиционного Gap -анализа и выявления «критических точек» в уровне обеспеченности территории ее услугами, преодоление которых создает условия для резкого роста

степени использования инвестиционного потенциала посредством привлечения стратегических инвестиций;

- разработку организационно-экономического механизма развития территории, включающего установления источников и объемов финансирования инфраструктуры, формирование системы частно-государственно-муниципального партнерства;

- прогнозные расчеты объемов привлечения инвестиций, развития производства и социальной инфраструктуры, размеров создания новых рабочих мест; роста уровня жизни сельского населения, определение коммерческой и бюджетной эффективности мероприятий - сметная документация являются основой для введения системы производства и использования биотоплива в хозяйственный оборот.

Ввиду вновь появившейся проблеме бюджетного дефицита, система частно-государственного партнерства должна строиться на сочетании предоставления государственного и муниципального имущества в концессию или в качестве вклада в уставный капитал вновь образованного местного предприятия инженерной или транспортной инфраструктуры. Основным источником инвестиций в развитие инфраструктуры должны стать в период рецессии внебюджетные финансовые источники.

Для этого в проблемных сельских муниципальных образованиях формируются специально уполномоченные органы - некоммерческого партнерства с участием представителя субъекта Федерации и частных (корпоративных) инвесторов. Ими на основе выявления «критических» (проблемных) точек в развитии инфраструктуры определяется перечень объектов и устанавливается потребный размер инвестиций.

Проекты программ развития инфраструктуры утверждаются органами местного самоуправления, после чего заключаются реальные инвестиционные договоры с соисполнителями, предусматривающими синхронное софинансирование развития сельских территорий на основе координации частных, государственных и муниципальных инвестиций, создания стимулов для ускоренного развития рыночной инфраструктуры, в первую очередь филиалов общефедеральных коммерческих банков, девелоперских организаций.

Разумеется, ориентация на внебюджетное финансирование развития инфраструктуры предусматривает внедрение принципа «потребитель платит»: введение платы за проезд по автомобильным дорогам и пользование объектами других отраслей инфраструктуры (в первую очередь, для иногородних пользователей), выпуска облигационных займов на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры, платную компенсации вреда, причиняемого объектам инфраструктуры и окружающей среде (например, привлечение к финансированию строительства природоохранных объектов страховых компаний, так как это ведет к росту их прибыли за счет сокращения страхуемого риска экологических бедствий и соответственно снижения размера страховых выплат).

Для наиболее «депрессивных» сельских территорий, где острота социально-экономических проблем особенно глубока, целесообразен вариант «концессионной реконструкции», при котором функции ответственного исполнителя программ развития инфраструктуры возлагается на крупную негосударственную ком-

панию - организатора экономического кластера (агрохолдинг, лесопромышленную корпорацию и т.п.).

Исходной точкой реализации такого варианта является формирование (с максимальным вовлечением в него инвестиционного потенциала сельской депрессивной территории) нового экономического кластера посредством реализации крупных инвестиционных проектов, построенных на базе технологических инноваций. Стимулами для выполнения реализаторами таких инновационных проектов роли ответственных исполнителей программ развития сельской инфраструктуры могут являться: предоставление им государственной поддержки из федерального бюджета (а также из Инвестиционного фонда Российской Федерации и т.п.), или бюджета субъекта Федерации, а также льготный режим приватизации (или передачи в аренду, концессию) объектов местной инфраструктуры.

В варианте «концессионной реконструкции» функции муниципальных органов самоуправления заключаются в проведении мониторинга исполнения программ устойчивого развития сельской инфраструктуры, контроле соблюдения инвестиционных договоров и концессионных соглашений, а также целевого использования предоставляемых ресурсов.

Похожий опыт развития сельской инфраструктуры накоплен в Белгородской области, где активы предприятий агропромышленного комплекса на территории одного или нескольких районов передавались только одному агрохолдингу, который в обмен на это решал социальные проблемы этих территорий.

В области внебюджетного финансирования инженерной инфраструктуры заслуживает внимание опыт реализации совместных проектов холдинга «Дон ВК Юг» и швейцарской компании АВВ Switzerland Ltd, а также ООО «Евразийское водное пространство» и французской фирмы Veolia, которые реконструируют систему водоснабжения в городах Ростовской области: Ростов-на-Дону, Шахтах, Новошахтинске, Гуково, Красном Сулин и соседних сельских территориях. Благодаря вложению инвестиций в современные системы водоснабжения удалось при стабилизации цен на тарифы резко уменьшить потери воды, что превратило водоснабжение в доходную отрасль муниципального хозяйства, обеспечивающую стабильное и бесперебойное удовлетворение потребностей хозяйствующих субъектов и сельского населения.

Для расчетов показателей программы развития инфраструктуры могут быть применены методика прогнозирования уровня устойчивого развития сельских территорий на основе нормативно-ресурсного метода и программное средство «Прогноз устойчивого развития сельских территорий» («For-SD-country»), разработанные ГНУ ВНИИЭиН.

Экспериментальная проверка расчетов на примере объекта апробации Белокалитвинского муниципального района Ростовской области показала, что экономический эффект от разработки и реализации программ развития инфраструктуры составит 9,6 млн руб. на один субъект Российской Федерации Южного ФО.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ Т.В. Вострецова, ассист. Башкирского государственного аграрного университета

Положительный опыт реализации национальных проектов на селе показал необходимость законодательного определения целей, принципов и направлений политики государства в области АПК. Решением этой проблемы стало принятие в 2006 г. Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», согласно которому реализация направлений аграрной политики осуществляется путем выполнения Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.».

Принятие и практическая реализация указанных документов создали предпосылки для формирования системы планирования развития сельских территорий на федеральном уровне. Между тем вопросы стратегического развития села в настоящее время делегированы субъектам РФ и муниципальным образованиям. Следовательно, для придания системе планирования целостного и законченного вида необходима активизация плановой деятельности на всех уровнях управления. Только в этом случае будут учтены интересы и возможности сельскохозяйственных товаропроизводителей, расположенных на конкретных территориях; выявлены и вовлечены в хозяйственную деятельность их ресурсные потенциалы; расширены сферы трудовой занятости населения.

Кроме того, совершенствование методики планирования сельского развития должно осуществляться с учетом реформы местного самоуправления, главным функционирующим звеном которого являются муниципальные районы. Взаимодействие сельских

товаропроизводителей и населения с органами государственной власти происходит именно при посредничестве районных органов управления, что определяет их приоритетную роль в разработке и реализации планов развития. Последнее подтверждается и тем, что решение большинства социальных вопросов села, отнесенных к полномочиям муниципалитетов, напрямую зависит от развития местной экономики.

В связи с этим построение планов развития сельского хозяйства на территории конкретного муниципального района должно вестись, на наш взгляд, в тесном контакте между сельскохозяйственными товаропроизводителями и органами местного самоуправления муниципальных образований как районного, так и поселкового уровня. Это позволит реализовать два важнейших принципа сельского развития, предлагаемых учеными, - принципов субсидиарности (когда при разработке стратегии высшего уровня соблюдаются интересы более низких, а на локальном уровне учитываются региональная и федеральная политика) и партиципативности (активное участие заинтересованных групп местного населения в процессах управления и развития) [1].

Необходимость разработки планов развития сельских территорий муниципальных районов обусловлена следующими условиями:

1) двухуровневая система местного самоуправления (район - поселение) предопределяет необходимость преобразовать механизм управления муниципальным районом и сельскими поселениями, отработать взаимоотношения этих двух уровней муниципальных образований и расположенных на их территории сельскохозяйственных товаропроизводителей;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.