Научная статья на тему 'УСТНЫЙ СЧЕТ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО НАВЫКА'

УСТНЫЙ СЧЕТ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО НАВЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
925
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТНЫЙ СЧЕТ / ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ НАВЫК / ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРИЕМ / ВЫЧИСЛЕНИЯ / УПРАЖНЕНИЯ / ЗАДАНИЯ / УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова К.А.

В статье рассматривается вопрос о значимости формирования устных вычислительных навыков. Предложены этапы и принципы формирования вычислительного приема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСТНЫЙ СЧЕТ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО НАВЫКА»

П

Е

Д

А Г О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 378

К.А. Иванова

УСТНЫЙ СЧЕТ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО НАВЫКА

В статье рассматривается вопрос о значимости формирования устных вычислительных навыков. Предложены этапы и принципы формирования вычислительного приема.

Ключевые слова: устный счет, вычислительный навык, вычислительный прием, вычисления, упражнения, задания, умения.

Вопрос о значимости формирования устных вычислительных навыков на сегодняшний день является актуальным, потому как широкое распространение калькуляторов ставит необходимость отработки этих умений. В связи с этим очень значительная часть заданий всех существующих сегодня учебников математики направлена на формирование устных вычислительных умений и навыков.

Вычислительный навык, сам по себе, высокая степень овладения вычислительными приемами.

Вычислительные навыки рассматриваются как один из видов учебных навыков, функционирующих и формирующихся в процессе обучения, приобретение которых значит необходимость для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.

О сформированное™ любого умственного действия можно говорить лишь тогда, когда ученик сам выполняет все операции вычислительного характера. Отличительным признаком навыка, как одного из видов деятельности человека, является автоматизированный характер этой деятельности, тогда как умение представляет собой сознательное действие.

Формирование у школьников вычислительных навыков остаётся одной из главных задач обучения математике, поскольку вычислительные навыки необходимы для выполнения преобразований в любом разделе математики. Учащиеся, не обученные вычислительным навыкам не могут успешно учиться.

© Иванова К.А., 2020.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2020. № 3-2 (102)

Достаточно хорошо развитые у учащихся навыки устного счета - одно из условий их успешного обучения в старших классах. Устные упражнения могут быть разнообразны по форме, содержанию и степени сложности, могут носить тренировочный, контролирующий или обобщающий характер. Устные упражнения играют немаловажную роль в повышении вычислительных навыков учащихся и эффективности урока. Здесь имеет значение, какие упражнения подбираются для каждой темы урока, в какой момент они предлагаются.

Именно в первые годы обучения закладываются главные приёмы устных вычислений, которые включают в работу мыслительную деятельность учеников, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции [1].

Вычислительный навык - это вычислительный приём, доведенный до автоматизма или высокая степень овладения вычислительным приёмом. Приобрести вычислительные навыки - значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, причём выполнять эти операции достаточно быстро.

Полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщенностью, автоматизмом, прочностью.

Правильность раскрывает применение соответствующего случаю приёма и входящих в его состав операций. Осознанность отличается выбором правильной теоретической основы и последовательности действий. Рациональность определяется выбором оптимального для наиболее быстрого достижения результата способа действия. Обобщённость обеспечивает перенос приёма вычисления на новые случаи. Автоматизм характеризуется выполнением операций в свёрнутом виде. Прочность приводит к сохранению навыка на долгое время.

Работа над формированием вычислительного навыка начинается с освоения вычислительного приёма и проходит в несколько этапов:

- подготовка к введению приёма;

- ознакомление с новым вычислительным приёмом;

- формулировка способа действия;

- закрепление приёма и выработка вычислительного навыка.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5-10 минут для проведения упражнений, предусмотренных программой каждого класса. Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения детьми разнообразных упражнений, связанных как с нахождением значения числового выражения, так и в процессе решения текстовых задач [2].

Включая устные упражнения в уроки математики, необходимо их логически связывать не только с темой урока, но и с жизненными ситуациями, с которыми обучающиеся сталкиваются в окружающем мире. Это позволит им лучше понять учебный материал, а в жизни научиться находить новые взаимосвязи и закономерности.

При выборе материалов для обучения устному счёту необходимо соблюдать требования:

1.Упражнения для устного счета выбирать не случайно, а целенаправленно, обеспечивая достижение цели урока.

2. Задания должны быть разнообразными, не слишком лёгкими, но и не слишком «громоздкими».

3.Тексты упражнений, чертежей и записей должны быть приготовлены заранее.

4.К устному счету должны привлекаться все учащиеся.

5.При проведении устного счёта должны быть продуманы критерии оценки.

6.Упражнения должны соответствовать требованиям учебной программы по математике.

Сформировать у учащихся устойчивый вычислительный навык - одна из основных задач обучения

математике в начальных классах. Большое внимание этому уделяется в программе по математике для начальных классов, в которой определена задача повышения качества обучения детей математике, и в первую очередь формирования прочных навыков счета, осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Формирование у детей сознательных и прочных навыков устных и письменных вычислений необходимо для того, чтобы подготовить их к усвоению курса математики в старших классах.

Основные принципы формирования вычислительных навыков:

1.Рациональное использование различных форм наглядности в процессе формирования навыков и правильное соотношение между теорией и практикой вычислений.

2. Систематическое и распределенное во времени закрепление и совершенствование формируемых навыков.

3. Систематический контроль за уровнем овладения навыками класса в целом и каждым учеником в отдельности, обеспечение на этой основе дифференциации и индивидуализации обучения.

4. Специальное внимание учителя к формированию у школьников умений и навыков самоконтроля. Устный счет возбуждает большой интерес к вычислениям вообще, воспитывает математическую находчивость и сообразительность, развивает внимание и укрепляет память. Школьная практика показала, что разграничение приемов устного и письменного счета не оправдывает себя. Устные вычисления имеют огромное значение для овладения навыками письменных действий: сложения, вычитания, умножения и деления [4].

При выполнении устных вычислений учащемуся предоставляется возможность выбирать те или иные приемы. Это развивает наблюдательность, смекалку.

Устные вычисления нужно проводить регулярно, в определенной последовательности, которая определяется программой начальной школы.

В 1 классе должны быть твердо усвоены таблицы сумм и разностей сначала в пределах 10, а потом

20.

Во 2 классе изучаются полностью таблицы умножения и деления, усваиваются основные приемы сложения и вычитания чисел в пределах100

В 3 классе изучаются основные приемы внетабличного умножения и деления. В 4 классе параллельно с усвоением письменных приемов вычислений на протяжении всего года обучения ведутся регулярно.

Занятия устным счетом требуют от учителя постоянной личной практики в счете, твердого знания основных приемов устного счета, умения организовать счетный материал, подбирать и составлять задачи для устного счета.

Приемы устных вычислений помогают глубже усвоить теорию курса математики. Они основаны на законах и свойствах арифметических действий, свойствах изменения результатов действий в зависимости от изменения компонентов, формулах сокращенного умножения, т.е. теоретическом материале школьной программы.

Приемов устного счета много, но, как ни велика их практическая и педагогическая ценность, не следует ставить целью усвоение возможно большего числа разнообразных приемов устных вычислений. Нужно уделить большее внимание усвоению и укреплению общих типовых приемов устного счета, вытекающих из основных арифметических законов и свойств суммы и произведения. На первом месте должна стоять сознательность в выборе тех или иных приемов устных вычислений, а не механическое их применение.

Библиографический список

1. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие для учащихся школ, отделений пед. училищ (спец. 2001) / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова / Под ред. М.А. Бантовой - 3-е изд., испр.

- М. : Просвещение, 2018. - 335 с.

2. Туйбаева, Л.И. Устный счет как средство развития умственных способностей у младших школьников / Л. И. Туйбаева, Н. Н. Полиева // Проблемы педагогики. - 2015. - № 2 (3). - С. 23.

3. Бантова, М.А. Система формирования вычислительных навыков / М.А. Бантова // Начальная школа. - 2017.

- № 11 - с. 38-43.

4. Мишенева, Т.С. Приёмы организации устного счета / Т. С. Мишенова // Начальная школа. - 2016. - № 12. -С. 30-32.

5. Зайцева, ОП. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личностных качеств ребенка / О.П. Зайцева // Начальная школа. - 2014. - № 1. - С. 58-64.

6. Истомина, Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах / Н. Б. Истомина. - М.: Академия, 2018.

- 288 с.

ИВАНОВА КСЕНИЯ АНДРЕЕВНА - магистрант, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.