Научная статья на тему 'Формирование вычислительных умений и навыков в начальном классе'

Формирование вычислительных умений и навыков в начальном классе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5291
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ / НАЧАЛЬНЫЙ КЛАСС / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширинова Мухлиса Файзиевна

В данной статье рассматриваются преимущества формирования вычислительных умений и навыков в начальном классе. На уроках математики широко используется занимательный материал, который не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ширинова Мухлиса Файзиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование вычислительных умений и навыков в начальном классе»

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНОМ КЛАССЕ Шнринова М.Ф.

Ширшова Мухлиса Файзиевна - учитель начальных классов,

ш кола № 3, Шафирканский район, Бухарская область,, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются преимущества формирования вычислительных умений и навыков в начальном классе. На уроках математики широко используется занимательный материал, который не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю. Ключевые слова: формирование, вычислительных умений, начальный класс, самостоятельность.

Формирование вычислительных умений и навыков традиционно считается одной из самых «трудоемких» тем. Вопрос о значимости формирования вычислительных навыков на сегодняшний день является весьма дискуссионным в методическом плане. Широкое распространение калькуляторов ставит необходимость «жестокой» отработки этих умений под сомнение, поэтому многие не связывают хорошее овладение арифметическими вычислениями с математическими способностями и математической одаренностью.

Навык — это действие. сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием по элементарной сознательной регуляции и контроля. [1]

Вычислительный навык - это высокая степень овладения вычислительными приемами.

Приобрести вычислительные навыки -значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, н выполнять эти операции достаточно быстро.

Вычислительные навыки рассматриваются как один из видов учебных навыков. функционирующих и формирующихся в процессе обучения. Они входят в структуру учебно-познавательной деятельности и существуют в учебных действиях, которые выполняются посредством определенной системы операций. В зависимости от степени овладения учеником учебными действиями, оно выступает как умение или навык, характеризующийся такими качествами, как правильность, осознанность, рациональность, обобщенность, автоматизм и прочность.

Правильность - ученик правильно находит результат арифметического действия над данными числами, т.е. правильно выбирает и выполняет операции, составляющие прием.

Осознанность - ученик осознает, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения. Это для ученика своего рода доказательство правильности выбора системы операции. Осознанность проявляется в том. что ученик в любой момент может объяснить, как он решал пример и почему можно так решать. Это, конечно, не значит, что ученик всегда должен объяснять решение каждого примера. В процессе овладения навыков объяснение должно постепенно свертываться.

Рациональность - ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный прием, т. е. выбирает те из возможных операции, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату арифметического действия. Разумеется, что это качество навыка может проявляться тогда, когда для данного случая существуют различные приемы нахождения результата, и ученик, используя различные знания, может сконструировать несколько приемов и выбрать более рациональный. Как видим. рациональность непосредственно связана с осознанностью навыка.

Обобщенность - ученик может применить прием вычисления к большему числу случаев, т. е. он способен перенести прием вычисления на новые случаи.

Обобщенность так же. как и рациональность, теснейшим образом связана с осознанностью вычислительного навыка, поскольку общим для различных случаев вычисления будет прием, основа которого - одни и те же теоретические положения.

Автоматизм (свернутость) - ученик выделяет и выполняет операции быстро и в свернутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операции. Осознанность и автоматизм вычислительных навыков не являются противоречивыми качествами. Они всегда выступают в единстве: при свернутом выполнении операции осознанность сохраняется, но обоснование выбора системы операции происходит свернуто в плане внутренней речи. Благодаря этому ученик может в любой момент дать развернутое обоснование выбора системы операции.

Прочность - ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время.

Формирование вычислительных навыков, обладающих названными качествами, обеспечивается построением курса математики и использованием соответствующих методических приемов.

Вместе с тем. ученик при выполнении вычислительного приёма должен отдавать отчёт в правильности и целесообразности каждого выполненного действия, то есть постоянно контролировать себя, соотнося выполняемые операции с образцом - системой операций. О сформированностн любого умственного действия можно говорить лишь тогда, когда ученик сам. без вмешательства со стороны, выполняет все операции приводящие к решению. Умение осознано контролировать выполняемые операции позволяет формировать вычислительные навыки более высокого уровня, чем без наличия этого умения.

Выполнение вычислительного приёма - мыслительный процесс. следовательно, овладение вычислительным приёмом и умение осуществлять контроль за его выполнением, должно происходить одновременно в процессе обучения.

Именно в первые годы обучения закладываются основные приёмы вычислений, которые активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции.

Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Поэтому на уроках математики широко используется занимательный материал, который не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю.

Список литературы

1 .Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика. 1991. 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.