Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ЗНАЧЕНИЕ УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1074
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ / УСТНЫЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРИЕМ / ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ НАВЫК / УСТНЫЙ СЧЕТ / МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ / MENTAL CALCULATIONS / INTERPRETING COMPUTATIONAL RECEPTION / COMPUTER SKILL / VERBAL SCORE / MATH DICTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бажан Зинаида Ивановна

В статье автор раскрывает значение устных вычислений на уроках математики в начальной школе, а также указывает на то, какой материал может быть отобран для устных вычислений, в какой форме устные вычисления могут проходить в школьной практике и на каком этапе урока математики целесообразно тренировать младших школьников в устных вычислениях. В данной статье также даны рекомендации по организации и проведению устного счета на уроках математики в начальной школе.In the article, the author reveals the value of oral calculations in mathematics lessons in primary school, and also indicates what material can be selected for oral calculations, in what form oral calculations can take place in school practice and at what stage of the math lesson it is advisable to train younger students in oral calculations. This article also provides recommendations for the organization and conduct of oral counting in math classes in elementary school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бажан Зинаида Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

4. Кокаева И.Ю. Компетентностный подход при формировании здорового и безопасного образа жизни обучающихся // Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2016. — № 5. — С. 43-46.

5. Кокаева И.Ю. Условия психоэмоционального оздоровления младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. — № 60-1. — С. 154-157.

Педагогика

УДК 373.3:51-32

старший преподаватель Бажан Зинаида Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ЗНАЧЕНИЕ УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье автор раскрывает значение устных вычислений на уроках математики в начальной школе, а также указывает на то, какой материал может быть отобран для устных вычислений, в какой форме устные вычисления могут проходить в школьной практике и на каком этапе урока математики целесообразно тренировать младших школьников в устных вычислениях. В данной статье также даны рекомендации по организации и проведению устного счета на уроках математики в начальной школе.

Ключевые слова: устные вычисления, устный вычислительный прием, вычислительный навык, устный счет, математический диктант.

Annotation. In the article, the author reveals the value of oral calculations in mathematics lessons in primary school, and also indicates what material can be selected for oral calculations, in what form oral calculations can take place in school practice and at what stage of the math lesson it is advisable to train younger students in oral calculations. This article also provides recommendations for the organization and conduct of oral counting in math classes in elementary school.

Keywords: mental calculations, interpreting computational reception, computer skill, verbal score, math dictation.

Введение. Одной из главных задач обучения младших школьников математике является формирование у них прочных устных вычислительных навыков, основу которых составляет осознанное усвоение устных приемов вычислений. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования особое место отведено «универсальным учебным действиям». В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. Поэтому каждый учитель должен организовать учебную деятельность детей так, чтобы они не просто заучивали учебный материал, а понимали научную его основу. При знакомстве детей с устными вычислительными приемами, учитель не должен ориентировать учащихся на их заучивание. Ему следует в первую очередь обратить внимание детей на необходимость приобретения этих знаний, показав удобство и рациональность вычислений с использованием данных приемов при выполнении устных вычислительных операций с числами и числовыми выражениями.

В мире современных технологий значимость устных вычислений, несомненно, снизилась. Работа компьютера и калькулятора облегчает процесс вычислений, но эти технические средства не всегда могут быть рядом. Поэтому владеть устными вычислительными умениями и навыками необходимо человеку в любом возрасте. Это объясняется еще и тем, что эти знания необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении.

Проблема формирования у младших школьников устных вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание психологов, методистов, учителей. В методике математики известны исследования Е.С. Дубинчук, А.А. Столяра, С.С. Минаевой, Н.Л. Стефановой, Я.Ф. Чекмарева, М.А. Бантовой, М.И. Моро, Н.Б. Истоминой, С.Е. Царевой.

Исследования М.А. Бантовой были посвящены преимущественно разработке качеств вычислительных навыков, проблеме рационализации вычислительных приемов посвящены исследования М.И. Моро и С.В. Степановой, а Т.И. Фаддейчева занималась исследованием проблемы дифференциации и индивидуализации процесса формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников. Каждое из этих исследований внесло определенный вклад в разработку и усовершенствование той методической системы, которая применялась в практике обучения, и нашло отражение в учебниках математики для начальных классов.

Переориентация методической системы на приоритет развивающей функции по отношению к образовательной, характеризующейся изменением характера деятельности обучающихся, личностно-ориентированным подходом к обучению, несколько ослабила внимание к развитию и закреплению вычислительных навыков обучающихся. Ежегодные проверки результатов обучения математике в начальной школе отмечают ухудшение качества вычислений обучающихся, которые учатся как по обычным, так и по развивающим учебникам. Особенно пострадала культура устного счета, а, как известно, устные вычисления необходимы в жизни каждому человеку. В связи с этим необходимо организовать учебный процесс так, чтобы повысить качество формируемых навыков устных вычислений у младших школьников. С этой целью учителя должны создавать на уроке как можно больше педагогических ситуаций, в которых ученики будут стремиться производить в «уме» арифметические действия.

Поэтому целью статьи является не только раскрытие значения устных вычислений, но и раскрытие требований и рекомендаций по организации и проведению устного счета на уроках математики в начальной школе.

Изложение основного материала статьи. Большое внимание формированию у младших школьников вычислительных навыков уделяется в программе по математике для начальных классов, в которой определена «задача повышения качества обучения детей математике, и в первую очередь формирование прочных навыков счета... Осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений» [3].

Если не научить школьников устным вычислениям в этот период, то в дальнейшем они будут постоянно испытывать различные трудности при выполнении заданий вычислительного характера. Ни для кого не секрет, что младшие школьники с прочно сформированными вычислительными навыками гораздо быстрее усваивают программный материал по математике.

Согласно программе по математике для начальной школы, учащиеся 1 класса должны усвоить на уровне навыка: таблицу сложения (вычитания) в пределах 10; таблицу сложения однозначных чисел с переходом через разряд и соответствующие случаи вычитания. Во 2 классе учащиеся должны овладеть вычислительными приемами сложения и вычитания в пределах 100, основанными на знаниях свойств действий сложения и вычитания (прибавления числа к сумме, вычитания числа из суммы, прибавление суммы к числу и вычитание суммы из числа). В 3 классе учащиеся должны научиться устно складывать и вычитать уже трехзначные числа, используя выше названные свойства. В 4 классе действия над многозначными числами учащиеся выполняют в основном письменно (т.е. в столбик), используя алгоритмы письменных вычислений. И, как свидетельствует практика, дети все реже используют приемы устных вычислений, работая с большими числами. Поэтому следует наряду с закреплениями навыков выполнения действий в столбик подбирать такие упражнения, в которых структурные особенности многозначных чисел дают возможность использовать приемы устных вычислений. Полезно привлекать к составлению таких примеров самих детей, это вызывает у них большой интерес.

Существенным признаком устных вычислений является способ их выполнения. При устном выполнении действий вычисление начинаем с высших разрядов, в отличие от письменных, когда сложение, вычитание и умножение чисел выполняем в «столбик», начиная с низших разрядов. Об этом должны помнить учителя начальных классов и методически грамотно разрабатывать наводящие вопросы, направленные на исправление у детей ошибок вычислительного характера.

Устные вычисления должны быть органической частью всей учебной работы по математике. Во время подготовки к урокам учитель, исходя из темы учебной программы и цели урока, подбирает материал для устных вычислений и определяет формы для их проведения. Подобранный материал должен касаться как задач, так и примеров на одно и более действий. Примеры, как и задачи, следует давать детям в небольшом количестве, так как их решение быстро утомляет детей, ослабляет рабочую дисциплину на уроке.

Устные вычисления в школьной практике проходят в слуховой, зрительной и зрительно-слуховой форме [1, с. 158]. При слуховой форме проведения устных вычислений учитель зачитывает задания, а дети отвечают на них устно. К таким заданиям относятся и математические диктанты, когда учащиеся, прослушав задания, записывают последовательно результаты устных вычислений. Эта форма вычислений требует от детей значительного напряжения внимания и памяти. Поэтому следует отводить на эту работу не больше 5 минут и лучше ее проводить в начале урока или в процессе закрепления определенного приема устного вычисления.

Решать пример устно на несколько действий можно по-разному. Покажем это на следующем примере: (8-5:2-15)-4+20. Учитель может медленно, выразительно называть в нужной последовательности числа и арифметические действия, а обучающиеся - молча про себя вычисляют и называют только конечный результат (40). Учитель может также провести вычисления «цепочкой», когда учащиеся с места по очереди называют результат каждого последовательно выполненного над числами действия.

Зрительная форма проведения устных вычислений - это такая форма устных вычислений, когда учитель использует школьную доску, плакаты, таблицы или проектирует соответствующий математический текст на интерактивную доску, используя компьютерную технику, чтобы донести до учащихся исходные данные -числа, над которыми нужно выполнить определенные действия. Зрительную форму устных вычислений особенно целесообразно использовать тогда, когда дети изучают действия над трехзначными и многозначными числами.

Для зрительно-слуховой формы устных вычислений характерным является использование приемов работы, которые применялись при двух вышеуказанных формах. При зрительной и зрительно-слуховой формах обучающийся, видя, какие действия, в каком порядке и над какими именно числами нужно выполнить, все свое внимание сосредотачивает на приемах вычисления, используя самый рациональный. Такая форма устных вычислений во многом облегчает восприятие детьми задания, которое дает учитель.

Материалом для устных вычислений могут быть и задания иного характера, например:

- прибавление к какому-нибудь числу одного и того же слагаемого, пока сумма, которая увеличивается, не достигнет заданного числа (например, к 4 прибавляем 4, пока не получим 40, и т.д.);

- вычитание из заданного числа последовательно одно и тоже число до того момента, пока это будет возможно (например, вычитаем из 30 по 3, из 100 по 20 и т.д.).

Чтобы приучить детей вычислять быстро, полезно те же самые упражнения решать во все возрастающем темпе, что очень нравится младшим школьникам.

Наряду с примерами следует практиковать и устное решение задач с небольшими числовыми данными. Когда этих данных больше трех, их следует записывать на доске.

Однообразные задания из устных вычислений быстро утомляют детей. Поэтому нужно изменять формы, использовать элементы игры, организовывать соревнования на быстроту вычислений, привлекать самих учащихся к составлению подобных примеров для решения своим товарищам.

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Устные упражнения должны пронизывать весь урок. Их рекомендуют проводить при закреплении изученного материала, предлагать учащимся при опросе, при проверке домашнего задания. В практике учителей утвердилась хорошая традиция - на каждом уроке математики специально отводить 5-7 минут для устных вычислений. Этот вид работы так и называется «Устный счет». Так как «Устный счёт» является неотъемлемой частью в структуре урока математики, то он имеет свои задачи:

- воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя;- контроль учителя за состоянием знаний учащихся;

- мониторинг психологического состояния класса;

- психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала [4].

Так же необходимо учитывать важную воспитательную роль устных упражнений - они дисциплинируют, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им. Данный вид работы на уроке помогает учителю:

- во-первых, переключить учеников с одной деятельности на другую;

-во-вторых, подготовить учеников к изучению новой темы;

- в-третьих, повторить и обобщить с учениками пройденный материал;

- в-четвертых, повысить интеллект учащихся [2, с. 59].

Материал к проведению устного счета учитель подбирает непосредственно из учебников по математике для начальных классов и из другой дополнительной методической литературы. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока, помогать усвоению нового материала или ранее пройденного. В соответствии с этим определяется место проведения устного счета на уроке. Но не следует проводить устный счет в конце урока. Так как устные упражнения требуют большого напряжения внимания, памяти, мышления, а к концу урока дети уже утомлены. Задания для устного счета следует предлагать так, чтобы дети их воспринимали зрительно и на слух. С целью активизации работы учащихся, устный счет следует проводить в форме дидактической игры, содержание которой кратко и точно им излагается. По объему устный счет, как правило, включает 10-12 заданий таких, чтобы можно было уложиться в отведенный для данного вида работы промежуток времени. По содержанию может состоять только из примеров, только из задач или комбинированных заданий, но решение их должно быть основано на применении только устных вычислительных приемов. Учитель осуществляет постоянно контроль в ходе проведения устного счета, и если допущена вычислительная ошибка учеником, то он ее и должен исправить.

Чтобы закрепить и расширить у обучающихся выпускного класса начальной школы приобретенные в предыдущие годы навыки устных вычислений, следует побеспокоиться, чтобы школьники:

- запомнили результаты умножения 25 на 2, 3, 4;

- умели дополнять двузначные и многозначные числа до единиц следующего высшего разряда;

- умели записывать некоторые двузначные числа и сотню (12, 24, 36, 48, 50, 100) в виде произведения двух удобных множителей [1, с. 164].

Опыт лучших учителей подтверждает целесообразность периодического проведения небольших проверочных письменных работ на устное вычисление (на 5-8 минут для 1-2 классов и до 15 минут - для 3-4 классов). Такие проверочные работы можно проводить по-разному, например:

1) в форме математического диктанта;

2) в форме кратковременной самостоятельной работы, задания которой учителем заранее записываются на доске (эта часть доски временно закрывается), а в нужный момент он обращается к ним. Ну а если в классе есть компьютерная техника, тогда можно в любое время урока спроектировать подготовленные задания на интерактивную доску.

Чтобы удовлетворить естественную заинтересованность обучающихся и поддержать их интерес к устным вычислениям, следует выполненные самостоятельно детские работы проверять фронтально на этом же уроке, обговаривать, кто из учеников использовал самый эффективный прием вычисления, кто быстрее выполнил вычисления.

Выводы. Таким образом, обучая младших школьников устным вычислениям, необходимо руководствоваться следующими положениями:

- во время устных вычислений проверять, какими способами младшие школьники вычисляют, направлять их на выбор лучшего из всех способов, которые можно применить к решению того или иного примера;

- уделять больше внимания устному решению задач;

- заботиться о том, чтобы вычисления, где только это можно, дети выполняли устно;

- разнообразить формы работы с устными вычислениями, заботясь вместе с тем о развитии у детей как зрительной, так и слуховой памяти, для чего использовать таблицы, счетные фигуры, специальные приборы;

- проводить устные вычисления регулярно во всех начальных классах.

Литература:

1. Василенко И.З. Методика преподавания математики в начальных классах. - К.: Высшая школа, 1971. - 376 с.

2. Иванова Т.Устный счёт / Т. Иванова // Начальная школа, 2013. - № 7. - С. 59-60.

3. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова и др.]. - М.: Просвещение, 2014. - 124 с.

4. Фаттахова З.Х. Устный счёт с интересом / З.Х. Фаттахова // Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал «Начальная школа. Плюс до и после» № 7. - Москва: ООО «Баласс», 2008. - 62 с.

Педагогика

УДК 378.14

старший преподаватель Байбаков Руслан Анатольевич

Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» в г. Севастополь (г. Севастополь)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА

Аннотация. В числе важнейших задач профессиональной подготовки учащихся высшей школы входит и формирование у них профессиональной направленности. В статье, автор на основе подходов отечественных ученых обосновывает комплекс педагогических условий формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза на основе аксиологического подхода.

Ключевые слова: курсант, морской вуз, педагогические условия, профессиональная направленность, формирование.

Annotation. Among the most important tasks of professional training of students of higher education is the formation of their professional orientation. In the article, the author on the basis of approaches of domestic scientists

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.