Научная статья на тему 'Формирование навыков устных вычислений у младших школьников'

Формирование навыков устных вычислений у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
765
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ / ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД / НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД / ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД / VISUAL AID / PLANNED RESULT / VERBAL METHOD / VISUAL METHOD / PRACTICAL METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туйбаева Лена Ильясовна, Шахназяр Ани Навсесовна

В настоящей статье рассматриваются средства, методы и содержание, по формированию вычислительных навыков у младших школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков устных вычислений у младших школьников»

Формирование навыков устных вычислений

у младших школьников

1 2

Туйбаева Л. И. , Шахназарян А. Н.

уйбаева Лена Ильясовна / Tuybaeva Lena Ilyasovna - кандидат педагогических наук, доцент;

2Шахназяр Ани Навсесовна / Shakhnazaryan Ani Navesovna - студент, кафедра педагогики и методики начального образования, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики,

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в настоящей статье рассматриваются средства, методы и содержание, по формированию вычислительных навыков у младших школьников.

Abstract: the present article considers means, content and methods on formation of pupils’ computational skills.

Ключевые слова: наглядное пособие, планируемые результаты, словесный метод, наглядный метод, практический метод.

Keywords: visual aid, planned result, verbal method, visual method, practical method.

Вопрос о значимости формирования устных вычислительных навыков на сегодняшний день является актуальным. Внимание к устным арифметическим вычислениям является традиционным для образовательной школы. В связи с этим значительная часть заданий всех существующих сегодня учебников математики направлена на формирование устных вычислительных умений и навыков [1].

Однако задача формирования прочных и осознанных вычислительных умений и навыков отодвинута в них на второй план. Способы организации вычислительной деятельности по-прежнему ориентированы на показ образца вычислительного приема, отработку частных способов вычислений, использование тренировочных упражнений репродуктивного характера» [2].

Проблемой формирования у учащихся вычислительных навыков занимались: М. А. Бантова, М. И. Моро,

С. В. Степанова и др.

По мнению Лавлинсковой Е. Ю., причина трудностей учащихся при устных вычислениях кроется в том, что на сегодняшний момент не прослеживается четкой системы работы по развитию вычислительных навыков. Именно в начальной школе у детей должны быть сформированы прочные, осознанные вычислительные навыки [3].

В нашем исследовании мы предположили, что если систематически и целенаправленно использовать на уроках математики комплекс средств, методов и содержания, то это будет способствовать формированию вычислительных навыков у младших школьников.

Приведем пример из составленного и реализованного на уроках математики комплекса средств, методов и содержания, по формированию вычислительных навыков.

Например:

Цель: тренировать у детей способность к счету в пределах 10.

Виды устных вычислений: нахождение значения математических выражений.

Используемые средства: наглядность, учебник, язык (устная речь).

Наглядное пособие:

«Домино»

«Ромашка»

Методы: словесный, наглядный, практический.

Содержание:

1. Продолжи ряд чисел еще на три числа:

11, 12, 13, ..., ..., ...

212, 222, 232, ..., ..., ...

2. Вычисли, дополни столбик еще одним выражением:

3 + 3 + 1 = 4 + 2 - 2;

3 + 3 + 2 = 5 + 2 - 2;

3 + 3 + 3 = 6 + 2 - 2.

Что интересного заметил при решении?

3. Сравни выражения, не считая. Объясни свой выбор.

2 + 3 ... 4 - 1;

2 - 1 ... 1 + 1;

3 - 2 ... 5 - 2.

4. Соедини линиями примеры с одинаковыми ответами:

2 + 3; 5 + 1; 4 + 3; 6 + 2;

1 + 5; 3 + 4; 3 + 2; 2 + 7.

5. Вставь пропущенное число:

3 + 5 = 8; 6 + 3 = 9; 7 + 1 = 8;

5 +...= 8. 3 + ...= 9. 1 + 7 =...

6. Найди и подчеркни решение, с помощью которого можно ответить на вопрос: А. На сколько 5 больше 3?

5 + 3; 5 - 3.

Б. На сколько 2 меньше 6?

6 - 2; 2 + 6.

7. Реши цепочки:

8. Реши цепочки:

Планируемые результаты

Предметные: Совершенствование навыков устных вычислений; развитие логического мышления, математической интуиции.

Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

После систематического использования на уроках математики различных видов заданий из разработанного комплекса мы изучили динамику уровня сформированности вычислительных навыков у младших школьников.

Полученные данные показывают, что уровень сформированности вычислительных навыков у учащихся повысился.

Таким образом, систематическое использование на уроках математики различных видов заданий с применением различных средств и методов из разработанного комплекса способствует формированию вычислительных навыков у младших школьников.

Литература

1. Бурлыга А.Я. Интересные приемы устного счета // Начальная школа. - 1985 г. - № 52.

2. Менчинская Н.А., Моро М.И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах. - М.: Просвещение, 1995.

3. Лавлинскова Е.Ю. Методика формирования навыка устного счета (по системе общего развития Л. В. Занкова). - Волгоград: Панорама, 2006. - С. 176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.