Формирование навыков устных вычислений
у младших школьников
1 2
Туйбаева Л. И. , Шахназарян А. Н.
уйбаева Лена Ильясовна / Tuybaeva Lena Ilyasovna - кандидат педагогических наук, доцент;
2Шахназяр Ани Навсесовна / Shakhnazaryan Ani Navesovna - студент, кафедра педагогики и методики начального образования, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики,
Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация: в настоящей статье рассматриваются средства, методы и содержание, по формированию вычислительных навыков у младших школьников.
Abstract: the present article considers means, content and methods on formation of pupils’ computational skills.
Ключевые слова: наглядное пособие, планируемые результаты, словесный метод, наглядный метод, практический метод.
Keywords: visual aid, planned result, verbal method, visual method, practical method.
Вопрос о значимости формирования устных вычислительных навыков на сегодняшний день является актуальным. Внимание к устным арифметическим вычислениям является традиционным для образовательной школы. В связи с этим значительная часть заданий всех существующих сегодня учебников математики направлена на формирование устных вычислительных умений и навыков [1].
Однако задача формирования прочных и осознанных вычислительных умений и навыков отодвинута в них на второй план. Способы организации вычислительной деятельности по-прежнему ориентированы на показ образца вычислительного приема, отработку частных способов вычислений, использование тренировочных упражнений репродуктивного характера» [2].
Проблемой формирования у учащихся вычислительных навыков занимались: М. А. Бантова, М. И. Моро,
С. В. Степанова и др.
По мнению Лавлинсковой Е. Ю., причина трудностей учащихся при устных вычислениях кроется в том, что на сегодняшний момент не прослеживается четкой системы работы по развитию вычислительных навыков. Именно в начальной школе у детей должны быть сформированы прочные, осознанные вычислительные навыки [3].
В нашем исследовании мы предположили, что если систематически и целенаправленно использовать на уроках математики комплекс средств, методов и содержания, то это будет способствовать формированию вычислительных навыков у младших школьников.
Приведем пример из составленного и реализованного на уроках математики комплекса средств, методов и содержания, по формированию вычислительных навыков.
Например:
Цель: тренировать у детей способность к счету в пределах 10.
Виды устных вычислений: нахождение значения математических выражений.
Используемые средства: наглядность, учебник, язык (устная речь).
Наглядное пособие:
«Домино»
«Ромашка»
Методы: словесный, наглядный, практический.
Содержание:
1. Продолжи ряд чисел еще на три числа:
11, 12, 13, ..., ..., ...
212, 222, 232, ..., ..., ...
2. Вычисли, дополни столбик еще одним выражением:
3 + 3 + 1 = 4 + 2 - 2;
3 + 3 + 2 = 5 + 2 - 2;
3 + 3 + 3 = 6 + 2 - 2.
Что интересного заметил при решении?
3. Сравни выражения, не считая. Объясни свой выбор.
2 + 3 ... 4 - 1;
2 - 1 ... 1 + 1;
3 - 2 ... 5 - 2.
4. Соедини линиями примеры с одинаковыми ответами:
2 + 3; 5 + 1; 4 + 3; 6 + 2;
1 + 5; 3 + 4; 3 + 2; 2 + 7.
5. Вставь пропущенное число:
3 + 5 = 8; 6 + 3 = 9; 7 + 1 = 8;
5 +...= 8. 3 + ...= 9. 1 + 7 =...
6. Найди и подчеркни решение, с помощью которого можно ответить на вопрос: А. На сколько 5 больше 3?
5 + 3; 5 - 3.
Б. На сколько 2 меньше 6?
6 - 2; 2 + 6.
7. Реши цепочки:
8. Реши цепочки:
Планируемые результаты
Предметные: Совершенствование навыков устных вычислений; развитие логического мышления, математической интуиции.
Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
После систематического использования на уроках математики различных видов заданий из разработанного комплекса мы изучили динамику уровня сформированности вычислительных навыков у младших школьников.
Полученные данные показывают, что уровень сформированности вычислительных навыков у учащихся повысился.
Таким образом, систематическое использование на уроках математики различных видов заданий с применением различных средств и методов из разработанного комплекса способствует формированию вычислительных навыков у младших школьников.
Литература
1. Бурлыга А.Я. Интересные приемы устного счета // Начальная школа. - 1985 г. - № 52.
2. Менчинская Н.А., Моро М.И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах. - М.: Просвещение, 1995.
3. Лавлинскова Е.Ю. Методика формирования навыка устного счета (по системе общего развития Л. В. Занкова). - Волгоград: Панорама, 2006. - С. 176.