Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / УСТНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА / COGNITIVE INTEREST / NATIONAL-REGIONAL COMPONENT / ORAL CALCULATING SKILLS / LEVELS OF COGNITIVE INTEREST DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туласынова Н. Ю., Трифонова А. А.

В статье рассмотрены методические приемы и этапы формирования познавательного интереса при формировании устных вычислительных навыков; выделены три уровня сформированности познавательных интересов у младших школьников; приведены примеры заданий с использованием национально-регионального компонента на каждом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF COGNITION AMONG STUDENTS IN MATHEMATICS CLASSES USING NATIONAL-REGIONAL COMPONENT

The article considers methodical techniques and stages of cognitive interest formation of oral calculating skills development; three levels of cognitive interest among younger schoolchildren are identified; article provides the examples of Mathematics tasks using national-regional component at each level.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА»

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Н.Ю. Туласынова, канд. пед. наук, доцент А.А. Трифонова, студент

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (Россия, г. Якутск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11420

Аннотация. В статье рассмотрены методические приемы и этапы формирования познавательного интереса при формировании устных вычислительных навыков; выделены три уровня сформированности познавательных интересов у младших школьников; приведены примеры заданий с использованием национально-регионального компонента на каждом уровне.

Ключевые слова: познавательный интерес; национально-региональный компонент; устные вычислительные навыки; уровни сформированности познавательного интереса.

Перед учителями начальных классов возникает проблема развития познавательного интереса у учащихся начальных классов при формировании устных вычислительных навыков, а также использование методических приемов на уроках математики для устранения пробелов. В век компьютерной грамотности значимость вычислительных навыков, несомненно уменьшилась, однако владение устными вычислительными навыками является необходимостью для успешной сдачи государственных экзаменов.

Научиться быстро и правильно выполнять вычисления закладывается у учащихся, начиная с начальной школы, как в плане продолжающейся работы с числами, так и в плане практической значимости для дальнейшего обучения. Поэтому развитие познавательного интереса у учащихся начальных классов при формировании устных вычислительных навыков продолжает оставаться актуальной педагогической проблемой.

Результаты исследования. Для формирования познавательного интереса младших школьников наиболее эффективными являются следующие средства: самостоятельная поисковая работа с учебником или другими материалами упражнения, все виды проблемного обучения, речь учителя, викторины, олимпиады, игры и игровые формы работы на уроке.

Для развития познавательного интереса при формировании устных вычислительных навыков у младших школьников используются следующие методические приемы: использование национально-регионального компонента при решении задачи; использование дидактических познавательных игр (игры загадки, игры викторины); творческие задания; использование информационных технологий; метод эмоционального стимулирования; создание ситуации успеха; проведение познавательных игр; анализ реальных жизненных ситуаций; создание ситуации познавательного спора; постановка проблемных вопросов: при комментировании своих действий, пояснения вслух своего понимания; при подробном объяснении последовательности действий, для осознания способа действия; при выполнении контроля действий по алгоритму; при выполнении развёрнутой записи последовательности действий; при определении теоретической основы вычислительного приема; при работе с перфокартами, тренажерами для развития познавательного интереса.

Сущностью формирования вычислительных навыков у младших школьников, согласно М.А. Бантовой [1],

Н.Б. Истоминой [2] является процесс овладения вычислительными умениями, освоение и выполнение последовательности операций для нахождения результата

арифметического действия. Формирование вычислительных навыков у учащихся начальных классов включает следующие этапы:

1 этап - организация подготовительной работы к ознакомлению с вычислительным приёмом.

2 этап - идёт ознакомление с вычислительным приёмом (его обобщение).

3 этап - составление таблиц с помощью вычислительных приёмов.

4 этап - установка на запоминание таблиц.

5 этап - закрепление таблиц в процессе тренировочных упражнений.

Для созданий условий формирования познавательного интереса у учащихся начальных классов на уроках математики актуально использовать национально-региональный компонент для связи с практикой из жизненного опыта учащихся. Национально-региональный компонент можно использовать при формировании вычислительных навыков. Возможно, некоторую информацию из личного опыта учащиеся могут знать, что вызывает обычно у них познавательный интерес при выполнении практических заданий.

Мы выделяем три уровня сформиро-ванности познавательных интересов у младших школьников:

На первом уровне «низкий» задания на освоение конкретных приёмов формирования устно вычислительных навыков, ученики не задают познавательных вопросов, так как кроме заданного нет дополнительных заданий. Примеры заданий с использованием национально-регионального компонента на 1 уровне:

1. Былырыын хааччахха тайахтары аhатаары 140 кэбиhии оту бэлэмнээбиттэр, оттон быйыл 3 те^л элбэди. Быйыл хас кэбиhии отунан элбэди бэлэмнээбиттэрий?

2. Дьокуускайга тустуу кYрэхтэhиитигэр 32 эдэр тустуук уонна 4 эрчийээччи кэлбит. Кинилэр хас хоhу ылыахтарай, ескетYн биирдии хос 4-тYY миэстэлээх буоллахтарына?

3. Саха сиригэр Кьйыл кинигэдэ киирбит 50 кетерY, онтон кыылы 16 керYHYн елерер сатаммат. Хас кетерY, кыылы елерер сатаммат эбитий?

4. Туристар Чочур мыраанынан 48 км сири барыахтахтар. Сирдэрин сородун барбыттарын кэннэ ессе 23 км бараллара хаалбыт. Туристар теhе км сири барбыттарый?

На втором уровне «средний» задания на освоения конкретных приёмов формирования устно вычислительных навыков и дополнительно есть задания, при котором у учащихся возникают познавательные вопросы и повышается познавательный интерес. Примеры заданий с использованием национально-регионального компонента на 2 уровне:

1. Решите задачу. Объясните, как вы решили и каким способом?

Ньургун, Айтал, Бэргэн и Алгыс заняли первые четыре места в соревновании по масс-рестлингу, причём никакие два мальчика не делили между собой одно и тоже место.

На вопрос, какие места заняли ребята, трое ответили: Ньургун- не первое и не четвёртое; Айтал - второе; Бэргэн - не был последним. Какое место занял каждый из мальчиков?

2. Решите задачу. Объясните, как вы решили и каким способом?

Алгыстаана и Сардаана сорвали 40 яблок.

Когда они съели поровну яблок, то у Лены осталось 15 яблок, а у Светы 9 яблок.

Сколько яблок сорвала Лена?

3. Решите задачу и сделайте проверку.

Уйгу прочитала 1/3 часть книги «Нюр-

гун Боотур Стремительный», Айкуо прочитала на 100 страниц больше чем Уйгу. Сколько страниц прочитали девочки, если всего в книге 432 страниц?

На третьем уровне «высокий» задания на освоение конкретных приёмов формирования устно вычислительных навыков доведены до автоматизма, а задания разработаны больше для творческой и мыслительной деятельности учащихся для развития познавательного интереса. Примеры заданий с использованием национально-регионального компонента на 3 уровне:

1. Решите задачу разными способами и выбери самый удобный.

Для ремонта Якутского городского художественного музея в 2005 году привезли в одинаковых банках 90 кг зеленой краски и 180 кг белой краски. Зеленой краски было 18 банок. Сколько купили банок с белой краской?

Работа над задачей идет по плану:

- 1 этап - восприятие задачи.

- 2 этап - поиск плана решения (прикидка ответа)

- 3 этап - выполнение плана.

- 4 этап - проверка (сравнить с прикидкой)

1 способ.

1) 90 : 18 = 5 (кг) - в 1 банке.

2) 180 : 5 = 36 (б)

2 способ.

1) 180 : 90 = 2 (раза) - во сколько раз за белую краску заплатили больше, чем за зеленую.

2) 18 х 2 = 36- Ребята, что обозначает часть или целое число 90? 18? 180? (банок.)

- Где мы еще с вами можем встретить часть и целое? (В уравнении).

Библиографический список

1. Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа. - 1993. - №11. - С. 38-43.

2. Истомина Н.Б. Устные вычисления в начальной школе: Пособие для студентов факультета подготовки учителей начальных классов. - 1996. - С. 136-159.

MOTIVATION OF COGNITION AMONG STUDENTS IN MATHEMATICS CLASSES USING NATIONAL-REGIONAL COMPONENT

N.U. Tulasynova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor A.A. Trifonova, Student

North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov (Russia, Yakutsk)

Abstract. The article considers methodical techniques and stages of cognitive interest formation of oral calculating skills development; three levels of cognitive interest among younger schoolchildren are identified; article provides the examples of Mathematics tasks using national-regional component at each level.

Keywords: cognitive interest; national-regional component; oral calculating skills; levels of cognitive interest development.

Заключение. Познавательный интерес нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. При наличии познавательного интереса учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник кровно заинтересован.

Таким образом, все задания способствуют развитию познавательного интереса при формировании устного вычислительного навыка, на всех уровнях с использованием национально-регионального компонента. Всего нами разработано 21 задание для развития познавательного интереса при формировании устных вычислительных навыков на уроках математики в 3 классе по уровням развития познавательного интереса с использованием вышеупомянутых методических приемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.