Научная статья на тему 'Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности'

Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4034
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / COGNITIVE INTEREST / ЗНАНИЕ / KNOWLEDGE / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TRAINING ACTIVITIES / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / PRIMARY SCHOOL PUPIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хубиева Ф. Р.

Познавательный интерес, будучи одним из видов интереса вообще, характеризуется особым познавательным отношением, окрашенным интеллектуальной эмоцией, и непосредственным мотивом, идущим от самой деятельности. В учебном процессе познавательный интерес выступает как средство обучения, как мотив учения, как устойчивое качество личности школьника, направленное на овладение знаниями и способами познавательной деятельности. С точки зрения научной значимости познавательный интерес является важным фактором совершенствования процесса обучения и одновременно показателем его эффективности и результативности, так как он стимулирует познавательную активность, самостоятельность, творческий подход к овладению материалом, побуждает к самообразованию. Учитель осуществляет руководство и управление воспитанием и развитием младших школьников в процессе обучения, формированием всей совокупности его личностных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INTEREST FOR LEARNING IN EDUCATIONAL WORK AMONG PRIMARY SCHOOL PUPILS

Cognitive interest, being one of the aspects of interest in general, is characterized by a particular cognitive attitude, accompanied by intellectual emotion and direct motive, coming from the activity itself. In the educational process a cognitive interest serves as a means of learning as a motive of teaching, as a stable quality of the individual student, aimed at the acquisition of knowledge and methods of a cognitive activity. Cognitive interest in terms of scientific significance is an important factor in improving the learning process. It is an indicator of its effectiveness and efficiency at the same time as it stimulates cognitive activity, independence, creative approach to mastering the material, and also encourages self-education. A teacher provides guidance and education management and development of younger schoolboys in the course of training, the formation of the totality of his personality entities.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности»

3. Глушенко А.А., Гревцев В.Н., Клопченко В.С., Таран В.А. Элементы общей теории развития. Москва: Издательство Международной Педагогической Академии, 2015.

4. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учебное пособие для вузов. Москва: СОНИМ-ДАНА, 1999.

5. Мальтус Томас Роберт. О росте народонаселения. 1798.

6. Дарвин И. Происхождение видов путем естественного отбора. Москва - Ленинград: Академия, 1939; Т.3.

7. Леонтьев В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика. Перевод с английского. Москва, 1990.

References

1. Glushenko A.A. Obschaya teoriya 'evolyucii. Taganrog: Izdatel'stvo YuFU, 2010; Ch. I.

2. Glushenko A.A. Obschaya teoriya razvitiya. Taganrog: Izdatel'stvo YuFU, 2012; Ch. II.

3. Glushenko A.A., Grevcev V.N., Klopchenko V.S., Taran V.A. 'Elementy obschej teorii razvitiya. Moskva: Izdatel'stvo Mezhdunarodnoj Pedagogicheskoj Akademii, 2015.

4. Ruzavin G.I. Metodologiya nauchnogo issledovaniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: SONIM-DANA, 1999.

5. Mal'tus Tomas Robert. O roste narodonaseleniya. 1798.

6. Darvin I. Proishozhdenie vidovputem estestvennogo otbora. Moskva - Leningrad: Akademiya, 1939; T.3.

7. Leont'ev V. 'Ekonomicheskie 'esse. Teoriya, issledovaniya, fakty ipolitika. Perevod s anglijskogo. Moskva, 1990.

Статья поступила в редакцию 01.06.16

УДК 372.30

Hubieva F.R., postgraduate, Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies, Karachay-Cherkess State University

n.a. U.D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: [email protected]

FORMATION OF INTEREST FOR LEARNING IN EDUCATIONAL WORK AMONG PRIMARY SCHOOL PUPILS. Cognitive interest, being one of the aspects of interest in general, is characterized by a particular cognitive attitude, accompanied by intellectual emotion and direct motive, coming from the activity itself. In the educational process a cognitive interest serves as a means of learning as a motive of teaching, as a stable quality of the individual student, aimed at the acquisition of knowledge and methods of a cognitive activity. Cognitive interest in terms of scientific significance is an important factor in improving the learning process. It is an indicator of its effectiveness and efficiency at the same time as it stimulates cognitive activity, independence, creative approach to mastering the material, and also encourages self-education. A teacher provides guidance and education management and development of younger schoolboys in the course of training, the formation of the totality of his personality entities.

Key words: cognitive interest, knowledge, training activities, primary school pupil.

Ф.Р. Хубиева, аспирантка, каф. педагогики и педагогических технологий, Карачаево-Черкесский университет

имени У.Д. Алиева г. Карачаевск, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Познавательный интерес, будучи одним из видов интереса вообще, характеризуется особым познавательным отношением, окрашенным интеллектуальной эмоцией, и непосредственным мотивом, идущим от самой деятельности. В учебном процессе познавательный интерес выступает как средство обучения, как мотив учения, как устойчивое качество личности школьника, направленное на овладение знаниями и способами познавательной деятельности. С точки зрения научной значимости познавательный интерес является важным фактором совершенствования процесса обучения и одновременно показателем его эффективности и результативности, так как он стимулирует познавательную активность, самостоятельность, творческий подход к овладению материалом, побуждает к самообразованию. Учитель осуществляет руководство и управление воспитанием и развитием младших школьников в процессе обучения, формированием всей совокупности его личностных образований.

Ключевые слова: познавательный интерес, знание, учебная деятельность, младший школьник.

В ФГОС НОО второго поколения прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объём информации удваивается как минимум каждые пять лет, важно не простопередать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребёнка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.

Основная образовательная программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформирован-ности универсальных учебных действий. Овладение УУД даёт учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие

учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится...». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться.». Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов. Эта позиция также не является новой, так как она тождественна принципу минимакса, реализуемого в ОС «Школа-2100».

Познавательная деятельность младших школьников МКОУ «СОШ» г. Карачаевска Карачаево-Черкесской Республики построена в соответствии с требованиями ФГОС НОО:

личностными, включающими готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформирован-ность основ гражданской идентичности.

метапредметными, включающими освоенные обучающимися универсальныеучебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключе-

выми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметными, включающими освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник [1].

Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребёнка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.

С другой стороны, познавательная деятельность младших школьников направлена на формирование познавательного интереса. На каждом уроке применяются методы, средства и технологии обучения, максимально реализующие индивидуальные преимущества каждого отдельного ученика; формирующие его активную, самостоятельную и инициативную позицию в учении; развивающие общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные.

Учёные педагоги, психологи для формирования познавательного интереса младших школьников в воспитательно-образовательном процессе выделяют факторы, влияющие на этот процесс.

Эти факторы можно разделить на пять групп: побудительные - любопытство, любознательность, стремление познать новое и др.;образовательные - представления, факты, законы, теории, методы науки и др.; организационные - методы, приёмы и способы работы учителя с учениками; социальные - родители, средства массовой информации и др.; психологические - возрастные особенности младших школьников, склонности, способности, воля и др.

Группа побудительных факторов направлена на решение ближайших задач младших школьников (получение хорошей отметки) и удовлетворение внезапных потребностей (удовлетворение любопытства).

К группе образовательных факторов принято относить: положения науки, законы, принципы, факты - все ведущие знания, используемые для выполнения познавательных задач, побуждающие учащихся к мыслительной деятельности.

К группе организационных факторов, влияющих на формирование познавательного интереса младших школьников, относят: методы, приёмы и способы работы учителя с учениками; формы проведения урочных и внеурочных занятий.

Группа социальных факторов включает в себя: влияние родителей, средства массовой информации и т. д.

Группу психологических факторов условно делят на две подгруппы: мотивационную и личностную.

С учётом всех перечисленных выше факторов в дидактическом процессе происходит:

- формирование познавательной активности и мотивов познавательного интереса: любопытство, любознательность, стремление узнать что-то новое, нежелание получить плохую оценку и др.;

- осознание процесса обучения, заключающегося в выработке собственных взглядов и убеждений, потребности в самосовершенствовании, приложения волевых усилий в приобретении знаний;

- проведение урочных и внеурочных занятий: олимпиад разного ранга (городских, республиканских, российских), конференций, марафонов знаний по предмету способствует формированию познавательных действий и операций;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии [2; 3].

Учет вышеуказанных факторов при построении дидактиче-скогопроцесса является необходимым условием формирования познавательного интереса младших школьников [4].

Проведённое нами исследование позволило выявить расхождение во взглядах на степень влияния отдельных факторов на формированиепознавательного интереса младших школьников. Учащиеся, их родители и учителя по-разному ранжировали факторы влияния. Однако большинство исследуемых показало, что на первое место среди факторов, влияющих на формирова-

ние познавательного интереса, следует ставить группу психологических факторов. Важное место среди группы психологических факторов заняли: склонности, способности и потребности учащихся.

В каждом классе, как показывали наши наблюдения, есть учащиеся, испытывающие тягу к определённой деятельности. Если школьник имеет склонности к определенной области знаний, то в «руках» хорошего педагога, у него сформируется познавательный интерес. Развивая его, учитель из данного ребёнка получит успешного ученика, который будет достигать хороших результатов в олимпиадах, конференциях и др.

Сегодняшние школьники живут в окружении техносферы, которую они осваивают в детстве и через которую воспринимают мир, жизнь страны в целом. Средства массовой информации (печать, радио, телевидение, интернет) выполняют совершенно определенные функции в процессе формирования личности школьника. Это информационная, нормативная, релаксационная функции, проведение досуга и др. К сожалению, современные СМИ во многом утратили воспитывающее и обучающее значение. Практически исчезли с экранов телевизоров образовательные программы, все каналы заполнены развлекательными и псевдопознавательными программами.

Изучение теорий, законов и методов науки нацеливает учителя на использование в организации учебной деятельности проблемных ситуаций. Наблюдение явлений и процессов, научных споров, поиск дополнительной научной информации для обоснования сделанных выводов и т. д., - всего того, что стимулирует познавательный интерес школьников.

Познавательный интерес признан одним из значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание гуманно-личностного стиля взаимодействия учителя и учащихся, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Под его влиянием активней протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется логическая память, интенсивней работает воображение. Именно интерес движет поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность учащихся становится продуктивней. Гуманноличностный стиль укрепляет познавательный интерес и проявляется в различных формах в учебно-воспитательном процессе:

В форме интеллектуальной активности, когда учащиеся, во-первых, задают вопросы учителю. Так как вопросы детей имеют различный уровень познавательной ценности, поэтому следует иметь в виду те из них, которые носят подлинно познавательный смысл, то есть либо обнаруживают желание ученика уточнить что-то, либо открыть перспективу дальнейшего познания. Во-вторых, стремятся участвовать в деятельности, в обсуждении заявленных на уроке вопросов, в дополнениях, хотят высказать свою точку зрения. В-третьих, свободно оперируют приобретенными научными знаниями. В-четвертых, стремятся поделиться с другими (одноклассниками, родителями, учителем) новой информацией, добытой за пределами обучения и выходящей за пределы программы.

В форме эмоциональных проявлений: мимики, жестов, возгласов, обмена впечатлениями с соседом, обостренности внимания, в позе полнейшей тишины и боязни нарушить её. Эмоциональные проявления связаны, во-первых, с процессом озарения, внезапно возникшей радостной перспективой найденного решения и уверенности в своих силах, во-вторых, с найденным рациональным способом решения задачи, с успехом деятельности, в-третьих, с определённым отношением к герою литературного произведения и т. д.

В форме волевых проявлений: в сосредоточенности внимания и слабой отвлекаемости. Показательны в этом отношении реакции учащихся на звонок с урока. Для одних звонок является нейтральным раздражителем, и они продолжают работу, стараясь довести её до логического конца, другие моментально демобилизируются, перестают слушать, закрывают книги и тетради, оставляя незаконченным начатое задание, и первыми выбегают на перемену. Также хорошим показателем познавательного интереса является поведение ученика при затруднениях.

В форме свободного выбора деятельности. В свободном выборе, оказывая предпочтение определённой области знаний, деятельности ученик раскрывает и свои интересы, и свои потенциальные возможности, и все накопленные им в учении и примененные в желанной деятельности способы познавательной и практической деятельности [5].

Учитель осуществляет руководство и управление воспитанием и развитием младших школьников в процессе обучения, формированием всей совокупности его личностных образований. В задачи учителя входит стимулирование повышенного уровня заинтересованности младших школьников в учебной деятельности, т. е. выполнение функции мотиватора.

Управление учителем формированием познавательного интереса младших школьников заключается в правильном стимулировании самостоятельных действий учащегося. Здесь имеется в виду не только методически грамотно выстроенный учителем воспитательно-образовательнвй процесс, направленный на формирование познавательного интереса школьников, а меры моральной поддержки учащихся, проявивших познавательную самостоятельность и активность на уроке, при выполнении домашнего задания и т. д. причем, о мерах поддержки (похвала, высокаяоценка и т. д.) в отношении учеников, самостоятельно справившихся с познавательным затруднениям.

Учитель «заражает» младших школьников желанием учиться, знаниями, требующими самостоятельной подготовки сообщения по тому или иному вопросу. Учитель заинтересовывает ученика проблемными и творческими заданиями, выполнением индивидуальных заданий и последующим выступлением перед группой или классом, что накладывает большую ответственность на учащегося и требует от него интенсивной и качественной самостоятельной подготовки.

Дифференциация домашних заданий, а главное оптимальный его объем, так как большой объем домашнего задания не дает возможности оторваться от учебника или конспекта, способствует познавательной активности младшего школьника. Различного вида домашнее задание, требующее самостоятельное решение познавательных задач, стимулирует активность и самостоятельность школьников в учении. Домашнее задание может быть дифференцированным, пролонгированным, творческим и т. д. Тогда исчезнет проблема перегрузки учащихся по объему заданий на дом.

Управляя процессом формирования познавательного интереса школьников учитель выбирает по отношению к учащимся гуманистический подход, предполагающий самоопределение,

Библиографический список

самоорганизацию, личностное творчество, свободу, выбор, альтернативность, взаимодействие, педагогическую поддержку самостроительства личности.

Именно в возможностях преодоления учителем ригидности мышления посредством сотворчества с учениками обучение создает благоприятный психологический климат.

Для учебного процесса в целом важно не только сформировать познавательный интерес младших школьников, но и удержать его, а в идеале развить до наивысшего уровня, теоретического интереса.

У учащихся одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.

При правильной организации их взаимодействия происходит интеграция их деятельностей, направленная на достижение общей цели. В разрабатываемой теоретической модели предполагается, что учитель управляет таким способом познавательной деятельностью ученика, что тот работает в режиме творческого поиска. В такой режим младший школьник входит в случае сильной заинтересованности содержанием материала или результатом своей учебной деятельности.

Факторами, укрепляющими связи повышающими тесноту взаимодействия компонентов «учитель» и «ученик», направленных на формирование познавательного интереса, явля-ются:правильно выбранный стиль и тон общения с учеником; осуществление индивидуального подхода на уроках;умение заинтересовать ученика, показать значимость и важность изучаемого материала;доходчиво объяснять материал;устанав-ливать обратную связь с учащимися, оценивать результаты проверочных и самостоятельных работ и делать правильные выводы.

Со стороны ученика по отношению к учителю такими факторами являются:доверие и уважение к учителю; установление учебного контакта сним;положительное отношение к учебе вообще и к изучаемому предмету в частности;типологические особенности младшего школьника, соответствующие стилю и темпу деятельности учителя.

1. Об образовании. Изменения в стандарте начальной школы. Закон РФ. Приказ № 2357 от 22 сентября 2011 года в формате pdf [3973К61]

2. Горчинская A.A. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 1999.

3. Дмитриева И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2003.

4. Запорожченко Л.И. Развитие познавательной активности младшего. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2005.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. Под редакцией A.r. Aсмолова. Москва: Просвещение, 2008.

6. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. Педагогика. 1997; 4: 11 - 17.

References

1. Ob obrazovanii. Izmeneniya v standarte nachal'noj shkoly. Zakon RF. Prikaz № 2357 ot 22 sentyabrya 2011 goda v formate pdf [3973K61]

2. Gorchinskaya A.A. Razvitie poznavatel'nogo interesa mladshih shkol'nikov v uchebnoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 1999.

3. Dmitrieva I.M. Formirovanie poznavatel'nogo interesa u mladshih shkol'nikov v strukture obschej sposobnosti k ucheniyu. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2003.

4. Zaporozhchenko L.I. Razvitie poznavatel'noj aktivnosti mladshego. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2005.

5. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v nachal'noj shkole: ot dejstviya k mysli: posobie dlya uchitelya. Pod redakciej A.G. Asmolova. Moskva: Prosveschenie, 2008.

6. Bondarevskaya E.V. Gumanisticheskaya paradigma lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Pedagogika. 1997; 4: 11 - 17.

Статья поступила в редакцию 06.06.16

УДК 378

Shuaybova M.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Health and Safety, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Minbulatova I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Health and Safety, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Magomedov R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Health and Safety, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

GAME METHODS OF TEACHING HEALTH AND SAFETY LIFESTYLES TO STUDENTS. In the article the researchers present an analysis of formation of culture of healthy and safe lifestyle among students with the help of game methods in training. The basics of the study is expressed in solving problems of preservation of health of young people, acquiring the necessary skills of behavior in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.