Научная статья на тему 'Формирование познавательного интереса младших школьников при изучении морфемного состава слова'

Формирование познавательного интереса младших школьников при изучении морфемного состава слова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1020
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС НОО) / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / МОРФЕМА / МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА / INTEREST / COGNITIVE INTEREST / MORPHEME / MORPHEMIC COMPOSITION OF THE WORD / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRIMARY EDUCATION / SYLLABUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шейнова Татьяна Геннадьевна, Сахарова Анна Александровна

В данной статье рассматриваются вопросы изучения морфемного состава слова в начальных классах; раскрываются возможности уроков русского языка и внеурочных занятий по формированию познавательного интереса учащихся к изучению состава слова. Представлен комплекс упражнений, заданий занимательного, творческого характера, который будет полезен как самим обучающимся, так и педагогам начального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шейнова Татьяна Геннадьевна, Сахарова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of cognitive interest of younger students in the study of morphemic composition of the word

This article deals with the study of morphemic composition of words in primary school. It also discusses the possibilities of Russian language lessons and extracurricular activities in the process of cognitive interest formation in the study of word composition. The article presents a set of entertaining creative exercises and tasks which can be useful for teachers of primary education, students and schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательного интереса младших школьников при изучении морфемного состава слова»

Педагогика

УДК: 372.016:811.161.1

кандидат филологических наук, доцент Шейнова Татьяна Геннадьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); студентка 3 курса педагогического факультета Сахарова Анна Александровна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы изучения морфемного состава слова в начальных классах; раскрываются возможности уроков русского языка и внеурочных занятий по формированию познавательного интереса учащихся к изучению состава слова.

Представлен комплекс упражнений, заданий занимательного, творческого характера, который будет полезен как самим обучающимся, так и педагогам начального образования.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), познавательный интерес, морфема, морфемный состав слова.

Annоtаtion. This article deals with the study of morphemic composition of words in primary school. It also discusses the possibilities of Russian language lessons and extracurricular activities in the process of cognitive interest formation in the study of word composition.

The article presents a set of entertaining creative exercises and tasks which can be useful for teachers of primary education, students and schoolchildren.

Keywords: Interest, cognitive interest, morpheme, morphemic composition of the word, Federal state educational standard of primary education, syllabus.

Введение. Педагог начальной школы ведет образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО, отличительной особенностью которого является системно - деятельностный подход к обучению.

В процессе модернизации начального образования главной задачей учителя является не столько передача ученику определенной, готовой суммы знаний, сколько формирование способности «самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию - умение учиться» [6, с. 9].

Школьник должен полноценно освоить следующие компоненты учебной деятельности: «1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)» [1, с. 27]. В связи с этим изменилась роль начальной школы в обучении, которая теперь заключается в интеграции, обобщении, осмыслении новых знаний, увязывании их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться.

Актуальными становятся не только проблемы отбора предметного содержания и организации учебного процесса, но и развитие способности учащихся к познавательной деятельности. Школьники становятся активными участниками учебно-воспитательного процесса, так, не получая от педагога ответов на все вопросы, они стремятся к самостоятельному поиску решений поставленных задач. Задача учителя при этом -создать условия, которые направлены на развитие личной инициативы школьников, уверенности, способности к эффективному общению.

Важнейшее значение в обучении имеет усвоение русского языка. В материалах ФГОС второго поколения и в рабочей программе определяется особый статус русского языка как учебного предмета: «Русский язык» — это главный, центральный предмет в начальном звене школы, неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, обеспечивает готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию» [5, с. 10].

В начальных классах закладываются основы изучения разделов русского языка, в том числе и морфемики, усвоение которой имеет исключительно важное значение в развитии лингвистических способностей детей, их общем развитии и формировании познавательного интереса к языку.

Формулировка цели статьи и задач. В статье предпринята попытка раскрыть содержание познавательного интереса, представить комплекс заданий занимательного, творческого характера, способствующих формированию познавательных учебных действий младших школьников при изучении состава слова.

Изложение основного материала статьи. Современная система образования призвана решать задачи, ориентированные на формирование личности, способной к самообразованию и саморазвитию, к грамотному взаимодействию с окружающим миром. Для достижения необходимых результатов большое значение имеет первоначальный период обучения в школе, в процессе которого закладываются основы знаний об окружающей среде, развивается познавательный интерес и формируется познавательная активность младших школьников. Именно в этом возрасте в процессе учебно-воспитательной деятельности ребенок наиболее продуктивно овладевает универсальными способами действий, так необходимыми ему на последующих этапах обучения и развития.

Универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные), как сказано в Стандарте второго поколения, относятся к метапредметным результатам освоения младшими школьниками образовательной программы начального общего образования [7].

Познавательные учебные действия включают в себя общеучебные, логические действия, постановку и решение проблемы.

Познавательные учебные действия будут иметь результат в том случае, если ребенок будет проявлять познавательный интерес к изучаемому, проявляя активность в решении проблемы и поиске необходимой информации.

Педагоги и психологи не дают единого, однозначного ответа на вопрос, что же такое интерес. Интерес определяется как «положительное оценочное отношение субъекта» (Подласый И.П.); как «эмоционально-

познавательное отношение к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности» (Морозова Н.Г.); как «тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете» (Рубинштейн С.Л.); как «специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности» (Маклаков А.Г.).

Таким образом, интерес - это широкое понятие, которое связано с различными сторонами деятельности человека. Интерес к учебе связан с проявлением эмоциональных процессов, с чувствами удовольствия, удовлетворения ребенка от познания, усвоения чего-то нового, ранее неизвестного. Для поддержания устойчивости интереса необходима и сформированность учебной деятельности, а также связанные с ней способности к самостоятельному решению учебных целей. Реализация интереса связана с умственной деятельностью ребенка, с пониманием изучаемого материала. Также ученик должен проявить желание, настойчивость, волю в решении поставленных задач.

С первых дней обучения начинается формирование познавательных интересов младших школьников. Ученые дают следующие определения понятию «познавательный интерес»: «избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями» (Щукина Г.И.); «важная личностная характеристика школьника и интегральное познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению» (Морозова Н.Г.); «чувственно окрашенная потребность, прошедшая стадию мотивации, придающая деятельности человека увлекательный характер» (И.Ф. Харламов); «особая избирательная тенденция личности на процесс познания, характер которой выражается в какой-либо определенной области» (С.Л. Рубинштейн).

В данных определениях актуализируются различные стороны познавательного интереса, однако они не противоречат друг другу, а объединяют признаки этого понятия в единое целое и подчеркивают его многогранность.

Критериями сформированности познавательного интереса, считает Морозова Н.Г., являются следующие особенности учебной деятельности школьников: сосредоточенность на изучаемом материале, отсутствие отвлечений, преобладание направленного внимания, постановка вопросов [4, с. 9]. Таким образом, младший школьник становится активным субъектом учебной деятельности.

Каждый учитель воспитывает интерес к своему предмету. Как учебный предмет, русский язык входит в образовательную область «Филология», одной из задач которой является развитие способностей к творческой деятельности. А одной из целей предмета является «пробуждение познавательного интереса младших школьников к языку, стремления совершенствовать свою речь» [5, с. 4].

Курс русского языка включает в себя начальные сведения из областей фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии, морфемики и словообразования, морфологии и синтаксиса. «Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи» [5, с. 6].

Важное значение в языковом образовании детей имеет изучение морфемной структуры слов.

В разделе «Состав слова», который входит в систематический курс русского языка, согласно рабочей программе учебно-методического комплекса «Школа России», изучаются следующие темы: родственные (однокоренные) слова; однокоренные слова и формы одного и того же слова; основа слова, корень, приставка, суффикс, окончание. Обращается внимание учащихся на значения морфем, на чередования звуков в корне, на изменяемые и неизменяемые слова.

Изучая морфемный состав слова, закономерности функционирования составляющих его частей, младшие школьники получают теоретические знания о русском языке. Подбирая к какому-либо слову родственные слова, они определяют лексическое значение производного слова, устанавливают структурно-семантические связи между различными наименованиями явлений окружающей действительности.

Установление связи между частями слова и их правописанием позволяет повышать орфографическую грамотность учащихся. Окончания слов изучаются не столько в теме «Состав слова», сколько при изучении склонения именных частей речи и спряжения глаголов.

В начальной школе специально не изучаются способы словообразования, но наблюдения над использованием, например, приставок, суффиксов позволяют делать выводы о характерных способах образования отдельных частей речи. Так, младшие школьники приходят к заключению о том, что имена прилагательные чаще всего образуются с помощью суффиксов, а глаголы - с помощью приставок.

Таким образом, состав слова не изучается изолированно, а связан с другими разделами русского языка. Критериями усвоения материала методисты называют следующие: умение правильно выбрать слово, употребить его в нужном значении; умение разобрать слово по составу, дать определение морфем; умение применять знания для решения орфографических задач; умение решать познавательные задачи по составу и образованию слов [3, с. 236].

Наблюдения над структурой и образованием слов подводят учащихся к пониманию закономерностей развития языка, формируют познавательный интерес к слову, способствуют успешному овладению речевой деятельностью, развивают в детях стремление наиболее точно выразить свои мысли и повышать свою речевую культуру.

Перед учителем стоит задача: создать такие условия, при которых у учащихся возникает потребность в добывании новых знаний, формируется познавательный интерес, активизируется мыслительно-поисковая деятельность, реализуется их творческий потенциал. Все эти факторы отражают требования ФГОС НОО к подготовке современного школьника, которого в школе должны научить учиться.

Взаимодействие участников образовательного процесса характеризуется высокой степенью их коммуникации, сменой видов деятельности, разнообразием форм и приемов поиска и усвоения новых знаний.

Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке и внеурочной деятельности каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка проходит более эффективно в процессе систематического решения проблемных ситуаций и задач на уроке; реализации

дифференцированного, индивидуального подхода при организации самостоятельной работы; использования интересных, занимательных дидактических материалов, игровых заданий и заданий творческого характера. Выполнение этих заданий позволяет узнать новую информацию, развивать языковое чутье обучающихся, обогащать их словарный запас.

Особого внимания заслуживают задания, предусматривающие работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Их использование позволяет формировать абстрактное мышление, развивает быстроту реакции, способность принимать самостоятельные решения и аргументировать их [2].

Младший школьник учится в процессе выполнения заданий определять цель и задачи своей работы, выбирать адекватный способ своих действий, планировать этапы решения задачи, осуществлять контроль промежуточного и конечного результатов работы, устранять ошибки.

Приведем примеры упражнений занимательного, игрового, творческого характера, которые могут быть использованы при изучении морфемного состава слова. Задания к упражнениям разработаны студенткой педагогического факультета Государственного гуманитарно-технологического университета (г. Орехово-Зуево Московской области) Сахаровой А.А.

Все упражнения проиллюстрированы, эстетично оформлены, но в рамках статьи это продемонстрировать не представляется возможным, поэтому остановимся на содержании заданий.

1. Ответьте на вопросы, подбирая к выделенным словам однокоренные.

1) Кто водит трактор? А кто ездит на велосипеде?

2) Кто работает в библиотеке? А кто пишет книги?

3) Как называются жители города? А жители села?

4) Кто охраняет границу? А кто сторожит дом?

5) Кто выпекает булочки? А кто варит суп в столовой?

2. Прочитайте слова: март, кино, улетел, пальто, грусть, осенняя, соловей, далёкий, про, солнце, тень, метро, жалюзи, яблоко, смотрю.

Разделите слова на 3 группы:

1) имеют ненулевое окончание,

2) имеют нулевое окончание,

3) не имеют окончания.

3. Прочитайте стихотворение. В лесочке над речкой Построена дачка.

На дачке живет Небольшая собачка. Собачка довольна И лесом, и дачей, Но есть огорчения В жизни собачьей.(Б. Заходер)

Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Обозначьте эти суффиксы. Найдите в стихотворении формы одного и того же слова.

4. Найдите слова, имеющие одинаковый состав, и запишите их парами. Пригород, перец, побелка, рамка, солнышко, сахар, выпечка, поток.

5. Соедините пары слов, из которых можно составить сложные слова: Вода, сам, пар, море, лес - летать, рубить, плавать, ходить, лазать. Составьте с этими словами предложения.

6. Подберите родственные слова, соответствующие данным схемам: Нора - корень, суффикс, окончание.

Большой - приставка, корень, окончание. Дом - приставка, корень, суффикс, окончание.

7. Украсьте новогоднюю ёлочку только теми шарами, на которых записаны слова, имеющие приставку

по-.

Поднять, подуть, поиск, полка, повар, погода, ползти, поезд, пожать, подать.

8. Расставьте чашки по полкам. На верхнюю полку поставьте чашки, в которых слова образованы с помощью приставок, а на нижнюю - с помощью суффиксов.

Посолить, грузовик, листва, соавтор, чистота, нажать, небольшой, зимний.

9. Замените приставки таким образом, чтобы получились слова - антонимы. Закрыть, вход, выключить, улететь, развязать, отлив, приехать.

10. Поселите в маленький домик слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а в большой -слова, не имеющие суффиксов.

Тарелка, ключик, снежок, мышка, парик, полка, замочек, урок, человек, палка.

11. Расставьте вагончики по порядку. Назовите морфемы в получившихся словах. Воз - к - пере - а.

Ое - без - н - облач. Езд - а - к - по. Ск - при - мор- ий.

12. Какие слова в корзинке лишние? Объясните свой ответ. Пирог, пирожок, пирога, пирожковая.

Компьютер, компьютерный, компьютерщик, компьютеры.

13. К глаголу «лететь» подберите все возможные приставки. Найдите или нарисуйте картинки, соответствующие полученным словам.

14. Верно ли, что слова «победа», «земляника» имеет данную схему состава?

- приставка, корень, окончание;

- корень, суффикс, суффикс, окончание. Объясните свой ответ.

Подобные задания вызывают познавательный интерес младших школьников, активизируют мышление детей, развивают их самостоятельность в поиске правильного решения учебной задачи. Они учатся работать

с информацией, представленной в разных форматах: учебная книга, лингвистические словари и справочники, текст, рисунок, таблица, модель слова.

Выводы. Формирование интереса к обучению в целом и познавательного интереса в той или иной предметной области начинается уже с начальных классов, так как с поступлением в школу меняется социальный статус ребенка, начинается его систематическое обучение, расширяются контакты с окружающими миром, увеличивается потребность в самовыражении.

В этот период закладываются основы лингвистического образования младшего школьника, начинается работа по развитию культуры речи, формированию сознательного отношения к языку.

Познавательный интерес к различным уровням языка, в том числе к морфемике и словообразованию, способствует развитию у школьников интеллектуальных умений анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования познавательных универсальных учебных действий с языковыми единицами.

Литература:

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.

2. Колычева Г.Ю., Шейнова Т.Г. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка. - Сборник научных трудов «Проблемы современного педагогического образования». Сер.: Педагогика и психология. - Вып. 58. Ч. 3. - Ялта: РИО ГПА, 2018. -С. 134 - 138.

3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 464 с.

4. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание. - 1979. - 48 с.

5. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с.

6. Сборник учебных программ «Школа России». 1 - 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [Анащенкова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.]. Научный руководитель УМК «Школа России» - А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2011. —528 с.

7. Федеральный государственный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 33 с.

Педагогика

УДК: 82.0

кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования Шерстобитова Ирина Анатольевна

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

КОНЦЕПТ «НИГИЛИЗМ» В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ И В ДИСКУРСЕ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА

«ОТЦЫ И ДЕТИ»

Аннотация. В статье рассматриваются концепты как методическая база метапредметного обучения и формирования личностных результатов обучающихся. Модель урока-штудии «нигилизм» позволяет выявить межпредметный и метапредметный характер романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева и показать возможности использования текста писателя на уроках естествознания и литературы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: концепция гуманитаризации, концепт, концептный анализ, урок-штудия, интеграция, метапредмет.

Annotation. The article discusses the concept as the methodological framework of interdisciplinary learning and personal outcomes of students. The model of the lesson-study "nihilism "allows to reveal the interdisciplinary and metasubject character of the novel" Fathers and children " by I. S. Turgenev and to show the possibilities of using the writer's text at the lessons of natural science and literature.

Keywords: concept of humanitarization, concept, conceptual analysis, lesson-study, integration, metasubject.

Введение. Один из принципов глобального образования предполагает воспитание широты видения мира («мировоззренческой перспективы»), признание равноправными разных точек зрения на мир, разных «образов мира». В целостном виде это отражается в концепции гуманитаризации естественно-научного образования (И.Ю. Алексашина) [2, с. 10].

Естественно-научная культура, реализующаяся в системе «природа-культура-человек» [1, с. 28], является органическим целым гуманитарной культуры, понимаемой как «система идей, закономерностей, понятий, фактов, явлений, процессов, содержащихся в сфере наук, искусстве, религии, обращенных к жизни человека, освоенных им и применяемых им в жизни, помогающих дальнейшему его развитию как личности и интеграции в человеческое сообщество» [6, с. 10]. Также, наряду с «человекообразующей функцией», гуманитарная культура проявляется в реализации «культуросозидательной функции», закладывая механизм культурной идентификации [20, с. 11].

Изложение основного материала статьи. Гуманитарная культура - это формирование гуманитарного мировоззрения, понимаемое нами как потребность в целостном восприятии мира, наличие способности к интегральному мышлению, умение рефлексировать над способами своего поведения и деятельности. Концептный анализ является одним из инструментов интериоризации ценностей и смыслов культуры и формирования на их основе ценностно-смысловых ориентиров (ЦСО) [3, с. 23], формирования гуманитарной культуры, включающую естественно-научную составляющую. Концепт (лат. conceptus - мысль, представление) в нашем понимании - система ценностей и смыслов, способствующая интеграции естественно-научного и гуманитарного образования [1, с. 51]. Обучение осуществляется в рамках уроков-штудий на основе авторской модели концептного анализа [19, с. 11]. Формируется, по Д.С. Лихачеву,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.