неуставных взаимоотношений, поддерживать нормальные взаимоотношения между военнослужащими различных национальностей.
Выводы. Таким образом, для успешного выполнения командиром сложных задач, как в мирное, так и в военное время он должен быть высоко военно-профессионально подготовлен, иметь развитое командирское мышление, сильную волю, уметь привлекать к себе людей и мобилизовать их на выполнение любых сложных задач, быть мастером обучения и воспитания подчиненных [6].
Литература:
1. Военная педагогика. Учебное пособие / Под общей редакцией И.А. Алехина. - М.: ВУ, 2007. - 413 с.
2. Васильев Д.И. Козлов В.А. Методика формирования навыков ведения боя при выполнении боевых задач у курсантов факультета разведывательного по средствам применения тактического симулятора. Научная статья. Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. -Сборник научных трудов: Ялта РИО ГПА, 2017. Вып. 54 - Ч. 5. - 380 с.
3. Дзюбенко О.Л., Коженков А.О. Применение виртуальных симуляторов в обучении курсантов военного ВУЗа // Психология, социология и педагогика. 2012. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/07/942.
4. Козлов В.А. Формирование у курсантов вузов внутренних войск Российской Федерации нравственного отношения к сослуживцам: дис. ... канд. пед. наук. М., 2013.
5. Козлов В.А., Лопатько С.В., Титов А.В. Особенности методики обучения подразделений специального назначения. Учебное пособие. Новосибирск: НВИ ВВ имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России.), 2014. - 120 с.
6. Шраменко А.Ф. Командир и формирование его личности: Учеб. -методич. Пособие. - М.: Финансисты и статистика, 2005. - 272 с.
7. Федеральный закон об образовании от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 07.06.2013 N 120-ФЗ, от 02.07.2013 N 170-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ от 03.02.2014 N 11-ФЗ.
8. Приказ МВД от 14 января 2013 года № 22 «Об утверждении Положения об организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Педагогика
УДК: 372.016:811.161.1
кандидат филологических наук, доцент Колычева Галина Юрьевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования
Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат филологических наук, доцент Шейнова Татьяна Геннадьевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования
Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. В данной статье рассматриваются сущностные характеристики познавательных универсальных учебных действий младших школьников; раскрываются возможности уроков русского языка по формированию познавательных универсальных учебных действий средствами заданий творческого характера.
Вниманию учителей начальных классов, методистов, студентов педагогических факультетов представлен комплекс заданий занимательного, творческого характера, использование которых способствует формированию личности, желающей и умеющей самостоятельно получать знания и применять их в будущем, позволяет привить интерес к изучению русского языка, создать условия для духовно-нравственного развития младших школьников.
Ключевые слова: Федеральный государственный стандарт начального общего образования, универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, познавательный интерес, урок русского языка, задания творческого характера.
Annotation. This article discusses the essential characteristics of universal cognitive educational actions of Junior schoolchildren; there are revealed the potentials of the Russian languages on the formation of universal cognitive educational actions by means of creative tasks. For teachers of elementary school, methodologists, students of pedagogical factions to provide the set of tasks of entertaining, creative nature, the use of which contributes to the formation of personality, willing and able to acquire knowledge independently and apply them in the future, allows us to install interest in learning the Russian language conditions for the creation of Russian language, moral and behavior development of Junior schoolchildren.
Keywords: Federal state standard of General primary education, universal educational actions, universal cognitive educational actions, educational interest, the lesson of the Russian language, tasks of a creative nature.
Введение. Изучение русского языка в начальной школе ориентировано на решение таких актуальных задач, как языковое, нравственное, интеллектуальное и речевое развитие учащихся.
В настоящее время согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) главная компетенция ученика - научиться учить себя, а также применять полученные знания в жизни [4].
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
В начальных классах изучение русского языка обеспечивает качественно иной уровень владения детьми родным языком, новый уровень их речевой практики, осознание себя носителем русского языка, формирование личностного ценностного отношения к слову.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.
Поиски наиболее оптимальных форм обучения русскому языку ведутся постоянно. И особая роль в этом процессе принадлежит развитию познавательного интереса младших школьников к русскому языку.
Дети этого возраста имеют ряд особенностей: они быстро утомляются, у них быстрее ослабевает внимание, они не могут длительное время выполнять однотипную работу. А так как возраст младших школьников - это благоприятный период для умственного развития, то поддержать интерес к учению можно, используя занимательные, игровые формы обучения, задания творческого характера.
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, поэтому активизация познавательной деятельности школьников является составной частью совершенствования методов обучения и формирования универсальных учебных действий.
Рассматриваемое в психолого-педагогическом аспекте понятие активности связано с целями обучения. А одним из предметных результатов обучения русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования должно стать «овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач» [4, с. 10].
Выполняя требования стандарта второго поколения, педагог должен развивать у младших школьников умение учиться, т.е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка -систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщённые способы действий. Важная роль отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей. Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являются инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребёнка.
Формировать, поддерживать и развивать интерес младших школьников к изучению русского языка -важнейшая задача, которая стоит перед каждым учителем.
Изложение основного материала статьи. Термин «универсальные учебные действия» в широком смысле «означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [1, с. 27]. Согласно требованиям ФГОС НОО они относятся к метапредметным результатам освоения младшими школьниками образовательной программы начального общего образования.
Таким образом, овладение УУД ведет к формированию у учащихся способности самостоятельно усваивать новые знания, умения, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные - позволяют сделать учение осмысленным, связывая их с реальными жизненными ситуациями и целями;
2) познавательные - включают действия поиска, отбора необходимой информации, исследования, моделирования изучаемого материала;
3) регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, контроля, планирования, оценки успешности усвоения;
4) коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать и слушать, понимать партнера, планировать и выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли, поддерживать друг друга и сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками [1].
Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные действия.
К общеучебным универсальным действиям в начальных классах можно отнести: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; действие со знаково-символическими средствами [1].
Логические универсальные учебные действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках начального школьного обучения логические универсальные действия могут включать в себя следующие компоненты: анализ объектов исследования с точки зрения выделения их признаков; синтез, т.е. составление целого из частей; сравнение, классификацию объектов; установление причинно-следственных связей; построение логических связей; выдвижение гипотез, их обоснование; формулировку выводов.
Каждая дисциплина, изучаемая в начальных классах, раскрывает определенные возможности для формирования познавательных учебных действий, что, в свою очередь, зависит от ее содержания и способов организации учебной деятельности.
Русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Этот предмет является одним из фундаментальных предметов начальной школы. Изучение языка идёт не путём механического запоминания определений, а через целенаправленный анализ и синтез языкового материала.
Сегодня очень важно вооружить ученика такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. А для этого должен быть изменён способ обучения. Нужно вносить элементы новизны в учебный процесс при изучении всех разделов русского языка.
На уроках учителя, заинтересованные в успешности обучения, используют такие формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрыть умственный, творческий потенциал школьника, актуализировать его личный опыт, создать атмосферу сотрудничества, заинтересованности в результате.
Учебный процесс следует выстраивать так, чтобы ученик сам оперировал учебным содержанием и чтобы при этом у него формировались способности к самообучению, самоорганизации. Дети должны работать в команде, решая вопросы, строить внутренний план действий, способы к рефлексии. Система заданий должна быть подобрана так, чтобы в ходе их выполнения ученики анализировали ситуацию, высказывали свои предположения, выслушивали других и находили верный ответ, т.е. необходимо при этом широко использовать технологию сотрудничества с другими субъектами учебного процесса, которая включает организационные формы, нацеливающие учащихся распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг у друга, выполнять работу в малой группе. Тем самым формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Основную роль в развитии познавательных учебных действий играет содержание учебного материала, комплекс заданий, работа с которыми позволяет выявить новую информацию, с другой точки зрения взглянуть на уже известное, развить языковое чутье учащихся, обогатить их словарный запас.
Анализируя текст, младшие школьники выполняют логические операции анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, выявляют причинно-следственные связи и отношения. При разборе языковых единиц с точки зрения правописания, построения, морфологических и синтаксических особенностей они используют приемы замещения, моделирования, преобразования модели и т.п.
Использование наиболее эффективных форм и приемов обучения должно обеспечить не только реализацию программных требований, но и качественно новые результаты. Занимательный материал при умелом использовании помогает учителю оживить урок, сделать его интересным, динамичным, зажечь огонь любознательности у детей. При этом следует использовать и межпредметные связи русского языка с другими дисциплинами школьной программы [5].
Приведем примеры заданий, упражнений занимательного, творческого характера, способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся начальных классов. 1. Упражнение «Составь слово».
Упражнение используется на этапе объявления темы урока (например: 1-ое склонение имен существительных) с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.
Учитель предлагает в названных словах запомнить первую букву. Если всё сделано правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока.
1. Глухой звук [ф], звонкий - ...
2. Предпоследняя буква в слове "вечер".
3. В алфавите стоит за буквой «Р».
4. Суффикс в слове "зимний".
5. Первая буква алфавита. Ответ: ВЕСНА.
2. Упражнение «Четвёртое лишнее».
1) В каждом ряду три слова связаны между собой по определённому признаку, а четвёртое - отличается. Учитель предлагает найти лишнее слово, обосновать свой ответ и определить в каждой строке части речи.
- Корова, медведь, лиса, заяц.
- Мальвина, сказка, Айболит, Пьеро.
- Корень, приставка, глагол, окончание.
- Согласный, звонкий, твердый, ударный.
- Учится, решает, занимался, читает.
2) Задание: прочитайте и запишите слова. Выделите корень. Найдите лишнее слово, подберите к нему родственные слова, выделите в них корень.
- Маленький, малявка, маляр, малыш.
- Гроза, грозный, гроздь, грозовой.
- Конница, конный, подоконник, конюшня.
- Лень, лентяй, лента, ленивец.
3. Упражнения с использованием ребусов, шарад, загадок.
Предлагаются учащимся с целью тренировки быстроты реакции, сообразительности, внимания.
1) Задание: из набора букв составьте слова, определите род имен существительных? К какой тематической группе относятся данные слова?
Пример: АЛОШК - школа, РЗОЕО - озеро, ОРУК - урок, НГАИК - книга, УЧКРА - ручка, АПНЕЛ -пенал, ЮРЗКАК - рюкзак и др.
2) Я - цифра меньше 10, Меня легко тебе найти,
Но если букве «Я» прикажешь Рядом встать, - Я - всё!
Отец, и дедушка, и ты, и мать. (Ответ: семь - я)
3) Числительное плюс гласный -
Ансамбль в музыке прекрасной. (Ответ: три - о)
4) Первая цифра стоит в середине, Буква с начала и буква с конца.
А в целом - леса, города и равнины, К целому полны любовью сердца. (Ответ: Р-один-а)
5) Число - часть первая шарады, Вторая часть - одна из нот,
А к ним прибавить букву надо, Ответ любой из вас найдет: Он - мастер, может сделать вам
Буфет, скамейку, шкаф, диван. (Ответ: 100-ля-р)
Как правильно произносится отгаданное слово? Поставьте ударение.
С целью формирования навыков правильного употребления личных местоимений в речи можно использовать следующие загадки:
1) Назовите все личные местоимения. Какое из них, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? (Ответ: мы-шь)
2) Какие три личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые? (Ответ: вы-мы-ты)
3) Что мешает движению на дорогах? Как это можно выразить с помощью личных местоимений? Определите лицо и число данных местоимений. (Ответ: я-мы, личные местоимения 1 лица, единственного и множественного числа)
4) В каком местоимении одна буква, но два звука? Определите его лицо и число. (Ответ: я, личное местоимение 1 лица, единственного числа)
4. Упражнение «Кто больше?».
1) Задание: запишите за указанное время (3—5 мин.) как можно больше существительных, состоящих из одного корня (бак, бег, бок, бык, винт, воз, газ, гвоздь, гром, гусь, дед, дом, сад, школа).
Затем к отдельным словам следует подобрать родственные слова, выделить в них корень.
2) Задание: прочитайте отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева. Сколько раз в нем слышится звук [р]? Дайте его характеристику. Что передает автор в этом отрывке с помощью звука [р]?
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом [2].
5. Упражнение «Кто быстрее?».
На доске записаны 6 предложений-пословиц со словом «дело» во всех падежах множественного числа. Задание: определите смысл пословиц, запишите их и укажите, в формах каких падежей употреблено существительное «дело»:
Жизнь дана на добрые дела.
Всех дел не переделаешь.
Умен на словах, да глуп на делах.
Языком не спеши, а делами не смеши.
Дела как сажа бела.
По твоим делам о тебе судят.
6. Упражнения, направленные на развитие речи учащихся.
1) Задание: в устойчивых выражениях вставьте пропущенные одинаковые слова, составьте с ними предложения, определите падежи вставленных имен существительных:
Из ... вон плохо. Сидеть сложа ... . Мастер на все ... . Золотые . .
2) Задание: в приведенных пословицах и поговорках определите падеж имени существительного «язык». Как вы понимаете значение слова «язык»?
Кто русским языком владеет, тот большую силу имеет. Жало остро, а язык — острей того. Язык до Киева доведет. Без языка и колокол нем.
3) Задание: найдите слова - антонимы. Как вы понимаете смысл приведенных пословиц? Сытый голодного не разумеет.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Утро вечера мудренее. Подальше положишь, поближе возьмешь. Умей взять, умей и отдать!
4) Задание: по определению назовите слово. Укажите, в каких формах имена прилагательные согласуются с именами существительными. В прямых или переносных значениях употреблены имена существительные?
- хрустящий, зелёный, пупырчатый;
- маленькая, пугливая, компьютерная;
- интересная, толстая, библиотечная. Придумайте два аналогичных примера.
5) Задание: используя слова для справок, помогите закончить стихотворение М. Пляцковского «Какие бывают слова». Распределите вставленные имена существительные по типам склонения.
Есть сладкое слово - , Есть быстрое слово - , Есть кислое слово - , Есть слово с окошком - , Есть слово колючее - , Есть слово промокшее - , Есть слово упрямое - , Есть слово колючее - , Есть книжное слово - , Есть слово лесное - , Есть слово пушистое - , Есть слово весёлое - .
Слова для справок: дождик, смех, ракета, страница, конфета, снег, вагон, лимон, ежик, цель, ель, синица. Особого внимания заслуживают задания, предусматривающие работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Согласно требованиям Стандарта «использование знаково-символических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач» [4, с. 9] является одним из метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования. Они позволяют формировать абстрактное мышление, развивают быстроту реакции, способность принимать самостоятельные решения и аргументировать их. Например:
1. Зашифрованные слова. При изучении словарных слов можно использовать следующее задание: Назовите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел. Первое слово: 10, 1, 4, 11, 2, 9, 1. Второе слово: 10, 1, 6, 9, 7, 5, 8, 12, 3 Третье слово: 13, 7, 6, 10, 7, 14, 3
- Какие это слова? (Искомые слова капуста, картофель и морковь)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
А С Ь П Ф Р О Е Т К У Л М В
2. Схемы-угадайки.
1) На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. Учащиеся должны подобрать как можно больше слов, подходящих под данные схемы.
_оло_(болото, молоко, молоток, соловей, солома и др.)
_оро_(воробей, ворона, город, огород, горох, мороз и др.)
2) Подберите слова к данным схемам (по три слова): корень - окончание,
приставка - корень - окончание,
корень - суффикс - окончание,
приставка - корень - суффикс - окончание.
Укажите, какие известные вам орфограммы есть в этих словах.
Такие задания связывают разрозненные факты в единую картину, систематизируют имеющуюся информацию, развивают умение прислушиваться к другому мнению, активизируют мышление детей, а самое главное - вызывают у школьников желание изучать предмет, видеть в нём необходимость, развивают интерес, потребность в знаниях, а значит, любовь и понимание родного языка.
Выводы. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения.
Перед нашим образованием остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Умение учиться - это существенный фактор повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку, а также формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Важнейшими качествами учебной деятельности, которая выполняется для достижения предполагаемого результата, с точки зрения педагогов «являются самостоятельность, которая выражается в самокритичности и критичности, познавательная активность, проявляющаяся в интересах, стремлениях и потребностях; готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей; оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучающимися задач, выбор нужного действия и темпа их решения» [3].
Большие возможности для достижения результатов обучения предоставляет освоение универсальных учебных действий, в том числе и познавательных. Литература:
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.
2. Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. - М.: АСТ, 1996. - 464 с.
3. Вульфов Б.З., Ермоленко Л.В. и др. Педагогика: учеб. пособие для бакалавров / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 511 с.
4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 33 с.
5. Шейнова Т.Г. Формирование познавательного интереса младших школьников при изучении русского языка» / В мире науки и инноваций: сборник статей международной научно-практической конференции. Часть 3. - Уфа: АЭТЕРНА, 2017 г. - С. 186-191.
Педагогика
УДК 796
кандидат педагогических наук Коник Алексей Алексеевич
Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (г. Белгород); кандидат педагогических наук Клименко Борис Александрович Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (г. Белгород); кандидат педагогических наук Муханов Юрий Викторович
Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (г. Белгород)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В данной статье раскрывается проблема эффективности организации физической подготовки, с которой сталкиваются сотрудники органов внутренних дел в период прохождения профессионального обучения. Физическая подготовка является важной составляющей частью профессиональной подготовки сотрудника полиции, а также одним из главных показателей влияющим на аттестацию сотрудника полиции на соответствие замещаемой должности. Именно эти критерии указывают на важность постоянного совершенствования физических качеств, умений и навыков применения боевых приемов борьбы.
Ключевые слова: специальная подготовка, профессиональное обучение, физическая подготовка, физические качества, боевые приемы борьбы, сотрудники органов внутренних дел.
Annotation. The article considers the problem of the effectiveness of the organization of physical training, which is faced by employees of the internal affairs bodies in the conditions of professional training. The physical training is an important part of the training of a police officer, as well as one of the main indicators in the attestation of a police officer for the compliance of a replaced position. These criteria indicate the importance of constantly improving the physical qualities, the skills and the skills of the use of combat methods of struggle.
Keywords: the special training, the vocational training, the physical training, the physical qualities, the fighting methods of struggle, the employees of law enforcement bodies.
Введение. Физическая подготовка как часть специальной подготовки, является одним из основных учебных дисциплин профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел. Она направлена на развитие и поддержание профессионально важных физических качеств на уровне, необходимом для успешного выполнения оперативно-служебных задач, формирование двигательных умений и навыков эффективного и правомерного применения физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также поддержание и укрепление здоровья, сохранение продуктивного уровня общей работоспособности, повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности.
Особенности службы сотрудников полиции заключаются в том, что в своей повседневной деятельности они нередко вынуждены вступать в физический контакт с лицами, представляющими опасность для общества. Для предотвращения своего задержания преступники готовы идти на еще более тяжкие преступления с применением холодного и огнестрельного оружия, а так же различных предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия. В подобной ситуации сотрудник полиции должен предотвратить правонарушение или преступление, обезвредить правонарушителя, не позволив ему нанести вред себе и окружающим людям.
Арсенал средств, которые может и должен применять сотрудник полиции, включает в себя не только специальные средства и огнестрельное оружие, но и физическую силу, которая проявляется во время применения боевых приемы борьбы. Для успешного применения боевых приемов в сложных стрессовых ситуациях, возникающих во время выполнения служебных обязанностей, необходимо владеть ими на достаточно высоком уровне. В свою очередь эффективное выполнение приемов задержания и сопровождения, приемов из арсенала единоборств, защитных действий, невозможно без высокого уровня развития физических качеств.
Физическая подготовка является одним из важнейших показателей, который учитывается при аттестации сотрудника полиции на соответствие замещаемой должности, указывающим на важность постоянного совершенствования физических качеств, умений и навыков применения боевых приемов борьбы. Так, согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального Закона Российской Федерации от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к основным обязанностям сотрудника органов внутренних дел относится: «Соответствовать по уровню физической подготовки квалификационным требованиям к замещаемой должности в органах внутренних дел».
В образовательных организациях МВД России на факультетах профессиональной подготовки занятиям по физической подготовке уделяется значительное внимание. Одной из наиболее многочисленных категорий обучающихся являются лица рядового и младшего начальствующего состава, обучение которых происходит в течение двадцати недель. За этот период предусмотрено проведение 102 часов практических занятий по физической подготовке, 30 часов по общефизической подготовке, 24 часа отведено на комплексный практикум по огневой и физической подготовке. Целью данных занятий должно быть не только обучение сотрудников полиции боевым приемам борьбы, но и развитие физических качеств, а так же обучение основам методики самостоятельного развития физических качеств.
Таким образом, актуальность проблемы развития и совершенствования физических качеств сотрудников полиции определяется высокими требованиями к физической подготовленности с одной стороны, и недостаточным методическим обеспечением занятий по физической подготовке с другой позволили сформулировать цель исследования, которая заключается в выявлении наиболее важных для сотрудника полиции физических качеств и разработке методических рекомендаций по их развитию.
Изложение основного материала статьи. Для оценки важности развития тех или иных физических качеств сотрудника полиции, нами было проведено предварительное аналитическое исследование, включающее в себя опрос и анализ научной литературы. В опросе приняли участие 81 сотрудник младшего,