занимает особое место в детском исполнительстве, следует отметить, что в этой деятельности у дошкольников развивается музыкальный слух и эмоциональная отзывчивость - два важнейших компонента музыкальности и детского музыкального творчества.
На любой ступени музыкального творчества детям прививается любовь к семье, к друзьям, животным, к природе, труду и профессиям.
Весь изученный музыкально-хореографический материал, которым дети овладевают на ежедневных занятиях по музыкальному воспитанию, используется при проведении праздников. Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Ведь не зря гласит пословица «Ребёнок растёт не от хлеба, а от радости» [ 1, с.240].
Активными помощниками праздничных встреч являются родители наших воспитанников. Сегодня они уже ни «зрители» и не «наблюдатели», а неравнодушные участники встреч и помощники воспитателя. Именно поэтому в атмосфере взаимоуважения проходят наши нетрадиционные праздники, такие как: «День матери», «А ну-ка, бабушки», «Спортивная семья», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Наши дочки и сыночки», «Моя родословная», «День взросления».
Это всегда яркое, полезное и увлекательное общение, в результате которого формируется положительное взаимоотношение родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт. Пройдут годы, дети забудут песни и стихи, которые звучали на праздниках, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Такое воспитание детей начинается с приобретения первого опыта и продолжается за его пределами.
Перенося свои музыкально-творческие знания на большую сцену, дети превращают обычную жизнь взрослых людей в настоящий праздник души. Тесное взаимодействие взрослых и детей определяет возможность детского коллектива завоёвывать заслуженные победы на фестивалях, конкурсах, смотрах регионального и федерального уровня, позволяя своим родителям и педагогам гордиться их достижениями.
Творческое начало лежит в основе всей жизни современного человека. Искусство, в частности музыка, таит в себе большие возможности для творческого развития подрастающего поколения. Перевозя тяжелые грузы или управляя высоковольтными электровозами, не помешает современному гражданину быть творчески развитым [ 2, с.35].
Список использованной литературы:
1.Михайлова, М.А. Праздник в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. /М.А. Михайлова, Ярославль: Академия развития, 1998. - 240с.
2.Петелин, А.С. Адаптационные условия музыкального воспитания дошкольников в детском саду: учебное пособие /А.С. Петелин, Л.Г. Горьков,-Воронеж: ВОИПКРО, 2003.-35с.
© Дударева Л.Е., Золотухина Е.Ю., Карапаева О.Н., 2023
УДК 373.2
Кощеева Е.В.
воспитатель первой категории МАДОУ «Детский сад № 98» г. Златоуст, РФ
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье автор рассуждает на тему использования устного народного творчества в активизации речи
у детей раннего возраста. Опираясь на личный педагогический опыт, он демонстрирует эффективность использования фольклора в сфере речевого развития.
Ключевые слова:
устное народное творчество, запуск, активизация речи, речевое развитие, речевой опыт.
Вопрос развития речи детей в наши дни очень актуален в условиях современного ДОУ. Речь - это одна из ведущих способностей человека, дающая ему возможность ощущать себя полноценным субъектом социума. В раннем возрасте речь не менее важна для полноценной жизнедеятельности, чем во взрослой жизни. Ребенку, как и взрослому человеку, речь помогает в реализации своих ведущих потребностей, способствует мягкой социализации, реализует познавательный интерес. Оформляя внутренние мысли в словесную форму, ребёнок получает новые возможности в обогащении собственных знаний, расширяет кругозор, открывает для себя новые горизонты.
Воспитатели сейчас стоят перед огромным выбором классических и инновационных методов работы с речевой сферой детей. Опираясь на индивидуальные потребности детей, их интересы, педагоги склоняются к тем или иным методикам, позволяющим конкретно их воспитанником эффективно развивать речь.
В каждом возрасте перед детьми ставятся определённые речевые задачи. Безусловно, они будут отличаться и у конкретных детей, в зависимости от особенностей развития. Например, основной задачей в раннем возрасте является активизация речи. С момента рождения малыш слышит разнообразную речь. Сначала он реагирует только лишь на знакомые голоса, определённую интонацию, тембр речи, затем начинает понемногу дифференцировать определённые слова и т.д. Всё больше и больше понимая, малыш лишь накапливает опыт, но пока ничего не может сказать. Чем больше ребёнок слышит правильной, качественной речи (с правильной интонацией, ударением в словах, хорошим темпом, чёткими звуками и т.д.), тем богаче будет его пассивный речевой опыт. Этот этап называется предречевое развитие, и он очень важен для становления полноценной, связной речи у ребёнка. Как же пассивный речевой запас ребёнка перевести в активный опыт? Всё начинается с элементарных навыков звукоподражания. Звуки, которые научился воспроизводить малыш, позже оформляются в полноценные слова.
Одним из эффективных средств активизации речи является устное народное творчество. Богатство русской культуры помогает воспитывать детей всесторонне. Народное творчество даёт нравственную опору, воспитывает в ребёнке чувство эмпатии, учит искренне радоваться за героев, и самое главное -помогает ребёнку произнести его первые слова.
Устное народное творчество включает в себя:
• былины;
• сказки;
• легенды и предания;
• песни и колыбельные;
• пословицы и поговорки;
• загадки;
• частушки;
• потешки;
• небылицы.
Все вышеперечисленные жанры фольклора появляются в жизни малышей практически с рождения. Родители младенцев используют колыбельные, чтобы успокоить детей и погрузить в сон. Потешки, стихи, весёлые народные песни помогают качественно провести с малышом время бодрствования. Когда дети подрастают, в ход идут сказки, небылицы и былины, пословицы и поговорки, частушки и загадки. Устное народное творчество довольно разнообразно и эффективно в любом возрасте, так как различается по уровням сложности.
Имея опыт работы с детьми раннего возраста, нам бы хотелось упомянуть о методе, который помогает им активизировать речевые навыки при помощи фольклора. Многие стишки и потешки русского народного творчества включают в себя элементы повторения «Гуси - гуси! - Га, га, га!», которые легко запоминаются своей рифмой и мелодичностью. Периодически слыша, как взрослые читают стих, ребёнок запоминает ярко выраженные сочетания, повторения. И однажды, когда взрослый делает паузу, специально не дочитывает строчку, малыш сам пытается её завершить, пробуя произнести знакомые сочетания звуков. Это и есть первые предвестники речи. Конечно, сначала звуки нечёткие, возможно просто открывание рта в нужный момент без звукового сопровождения. Но такие моменты очень ценны. Значимый для ребёнка взрослый должен сделать акцент на том, что ребёнок отлично старается, прикладывает усилия, это поставит малыша в ситуацию успеха. Чем больше таких попыток предпримет малыш, тем лучше с каждым разом будет результат.
В период активизации речи ребёнка можно использовать не только потешки, но, например, и песни. Обычно музыкальное народное творчество отличается простотой мотива, понятным текстом. Это и ценно малышам, привлекает их. Дети пробуют напеть что-то. Сначала произнося невнятные звуки, они пробуют просто воспроизвести мелодию, со временем получается произносить простые слова, с каждым разом усложняя собственную работу и поднимаясь на ступень выше.
Многообразный, ценный культурный опыт наших предков влияет на образование детей сегодня. Удивительная проницательность, простота, но при этом насыщенный смысл - всё это характеристики устного народного творчества. Конечно, мы обязаны дорожить нашим культурным богатством, прививая любовь к нему детям с раннего возраста. Если брать во внимание, что это ещё и действенный метод развития и активизации речи у дошкольников раннего возраста, фольклор становится ещё более привлекательным контентом для чтения и изучения малышами. Список использованной литературе:
1. Аникин, В. П. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 2009.
2. Борисенко, М. Г. Развиваем речь малыша. Комплексная методика развития речи детей 2-3 лет. - М.: Литера, 2018.
3. Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа. - М.: Сюита, 1996.
4. Лунина, Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры. - М.: Просвещение, 2005.
5. Маврина, Л. Развитие речи. - М.: Стрекоза, 2015.
© Кощеева Е.В., 2023
УДК 376
Малышева С.Н., инструктор по труду, ОГБУ «Реабилитационный центр для детей с ОВЗ имени В.З. Гетманского» с. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ
Шворак О.В., педагог - психолог, ОГБУ «Реабилитационный центр для детей с ОВЗ имени В.З. Гетманского» с. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ
МЕТОД СОВМЕСТНОГО РИСОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация
Совместное рисование — это игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует