Научная статья на тему 'УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА'

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
102
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЗАПУСК / АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧИ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕЧЕВОЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кощеева Е. В.

В статье автор рассуждает на тему использования устного народного творчества в активизации речи у детей раннего возраста. Опираясь на личный педагогический опыт, он демонстрирует эффективность использования фольклора в сфере речевого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

занимает особое место в детском исполнительстве, следует отметить, что в этой деятельности у дошкольников развивается музыкальный слух и эмоциональная отзывчивость - два важнейших компонента музыкальности и детского музыкального творчества.

На любой ступени музыкального творчества детям прививается любовь к семье, к друзьям, животным, к природе, труду и профессиям.

Весь изученный музыкально-хореографический материал, которым дети овладевают на ежедневных занятиях по музыкальному воспитанию, используется при проведении праздников. Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Ведь не зря гласит пословица «Ребёнок растёт не от хлеба, а от радости» [ 1, с.240].

Активными помощниками праздничных встреч являются родители наших воспитанников. Сегодня они уже ни «зрители» и не «наблюдатели», а неравнодушные участники встреч и помощники воспитателя. Именно поэтому в атмосфере взаимоуважения проходят наши нетрадиционные праздники, такие как: «День матери», «А ну-ка, бабушки», «Спортивная семья», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Наши дочки и сыночки», «Моя родословная», «День взросления».

Это всегда яркое, полезное и увлекательное общение, в результате которого формируется положительное взаимоотношение родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт. Пройдут годы, дети забудут песни и стихи, которые звучали на праздниках, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Такое воспитание детей начинается с приобретения первого опыта и продолжается за его пределами.

Перенося свои музыкально-творческие знания на большую сцену, дети превращают обычную жизнь взрослых людей в настоящий праздник души. Тесное взаимодействие взрослых и детей определяет возможность детского коллектива завоёвывать заслуженные победы на фестивалях, конкурсах, смотрах регионального и федерального уровня, позволяя своим родителям и педагогам гордиться их достижениями.

Творческое начало лежит в основе всей жизни современного человека. Искусство, в частности музыка, таит в себе большие возможности для творческого развития подрастающего поколения. Перевозя тяжелые грузы или управляя высоковольтными электровозами, не помешает современному гражданину быть творчески развитым [ 2, с.35].

Список использованной литературы:

1.Михайлова, М.А. Праздник в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. /М.А. Михайлова, Ярославль: Академия развития, 1998. - 240с.

2.Петелин, А.С. Адаптационные условия музыкального воспитания дошкольников в детском саду: учебное пособие /А.С. Петелин, Л.Г. Горьков,-Воронеж: ВОИПКРО, 2003.-35с.

© Дударева Л.Е., Золотухина Е.Ю., Карапаева О.Н., 2023

УДК 373.2

Кощеева Е.В.

воспитатель первой категории МАДОУ «Детский сад № 98» г. Златоуст, РФ

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье автор рассуждает на тему использования устного народного творчества в активизации речи

у детей раннего возраста. Опираясь на личный педагогический опыт, он демонстрирует эффективность использования фольклора в сфере речевого развития.

Ключевые слова:

устное народное творчество, запуск, активизация речи, речевое развитие, речевой опыт.

Вопрос развития речи детей в наши дни очень актуален в условиях современного ДОУ. Речь - это одна из ведущих способностей человека, дающая ему возможность ощущать себя полноценным субъектом социума. В раннем возрасте речь не менее важна для полноценной жизнедеятельности, чем во взрослой жизни. Ребенку, как и взрослому человеку, речь помогает в реализации своих ведущих потребностей, способствует мягкой социализации, реализует познавательный интерес. Оформляя внутренние мысли в словесную форму, ребёнок получает новые возможности в обогащении собственных знаний, расширяет кругозор, открывает для себя новые горизонты.

Воспитатели сейчас стоят перед огромным выбором классических и инновационных методов работы с речевой сферой детей. Опираясь на индивидуальные потребности детей, их интересы, педагоги склоняются к тем или иным методикам, позволяющим конкретно их воспитанником эффективно развивать речь.

В каждом возрасте перед детьми ставятся определённые речевые задачи. Безусловно, они будут отличаться и у конкретных детей, в зависимости от особенностей развития. Например, основной задачей в раннем возрасте является активизация речи. С момента рождения малыш слышит разнообразную речь. Сначала он реагирует только лишь на знакомые голоса, определённую интонацию, тембр речи, затем начинает понемногу дифференцировать определённые слова и т.д. Всё больше и больше понимая, малыш лишь накапливает опыт, но пока ничего не может сказать. Чем больше ребёнок слышит правильной, качественной речи (с правильной интонацией, ударением в словах, хорошим темпом, чёткими звуками и т.д.), тем богаче будет его пассивный речевой опыт. Этот этап называется предречевое развитие, и он очень важен для становления полноценной, связной речи у ребёнка. Как же пассивный речевой запас ребёнка перевести в активный опыт? Всё начинается с элементарных навыков звукоподражания. Звуки, которые научился воспроизводить малыш, позже оформляются в полноценные слова.

Одним из эффективных средств активизации речи является устное народное творчество. Богатство русской культуры помогает воспитывать детей всесторонне. Народное творчество даёт нравственную опору, воспитывает в ребёнке чувство эмпатии, учит искренне радоваться за героев, и самое главное -помогает ребёнку произнести его первые слова.

Устное народное творчество включает в себя:

• былины;

• сказки;

• легенды и предания;

• песни и колыбельные;

• пословицы и поговорки;

• загадки;

• частушки;

• потешки;

• небылицы.

Все вышеперечисленные жанры фольклора появляются в жизни малышей практически с рождения. Родители младенцев используют колыбельные, чтобы успокоить детей и погрузить в сон. Потешки, стихи, весёлые народные песни помогают качественно провести с малышом время бодрствования. Когда дети подрастают, в ход идут сказки, небылицы и былины, пословицы и поговорки, частушки и загадки. Устное народное творчество довольно разнообразно и эффективно в любом возрасте, так как различается по уровням сложности.

Имея опыт работы с детьми раннего возраста, нам бы хотелось упомянуть о методе, который помогает им активизировать речевые навыки при помощи фольклора. Многие стишки и потешки русского народного творчества включают в себя элементы повторения «Гуси - гуси! - Га, га, га!», которые легко запоминаются своей рифмой и мелодичностью. Периодически слыша, как взрослые читают стих, ребёнок запоминает ярко выраженные сочетания, повторения. И однажды, когда взрослый делает паузу, специально не дочитывает строчку, малыш сам пытается её завершить, пробуя произнести знакомые сочетания звуков. Это и есть первые предвестники речи. Конечно, сначала звуки нечёткие, возможно просто открывание рта в нужный момент без звукового сопровождения. Но такие моменты очень ценны. Значимый для ребёнка взрослый должен сделать акцент на том, что ребёнок отлично старается, прикладывает усилия, это поставит малыша в ситуацию успеха. Чем больше таких попыток предпримет малыш, тем лучше с каждым разом будет результат.

В период активизации речи ребёнка можно использовать не только потешки, но, например, и песни. Обычно музыкальное народное творчество отличается простотой мотива, понятным текстом. Это и ценно малышам, привлекает их. Дети пробуют напеть что-то. Сначала произнося невнятные звуки, они пробуют просто воспроизвести мелодию, со временем получается произносить простые слова, с каждым разом усложняя собственную работу и поднимаясь на ступень выше.

Многообразный, ценный культурный опыт наших предков влияет на образование детей сегодня. Удивительная проницательность, простота, но при этом насыщенный смысл - всё это характеристики устного народного творчества. Конечно, мы обязаны дорожить нашим культурным богатством, прививая любовь к нему детям с раннего возраста. Если брать во внимание, что это ещё и действенный метод развития и активизации речи у дошкольников раннего возраста, фольклор становится ещё более привлекательным контентом для чтения и изучения малышами. Список использованной литературе:

1. Аникин, В. П. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 2009.

2. Борисенко, М. Г. Развиваем речь малыша. Комплексная методика развития речи детей 2-3 лет. - М.: Литера, 2018.

3. Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа. - М.: Сюита, 1996.

4. Лунина, Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры. - М.: Просвещение, 2005.

5. Маврина, Л. Развитие речи. - М.: Стрекоза, 2015.

© Кощеева Е.В., 2023

УДК 376

Малышева С.Н., инструктор по труду, ОГБУ «Реабилитационный центр для детей с ОВЗ имени В.З. Гетманского» с. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ

Шворак О.В., педагог - психолог, ОГБУ «Реабилитационный центр для детей с ОВЗ имени В.З. Гетманского» с. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ

МЕТОД СОВМЕСТНОГО РИСОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация

Совместное рисование — это игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.