Научная статья на тему 'МЕТОД СОВМЕСТНОГО РИСОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

МЕТОД СОВМЕСТНОГО РИСОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС) / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВМЕСТНОЕ РИСОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малышева С. Н., Шворак О. В.

Совместное рисование - это игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные формы, бытовые предметы, сюжеты и при этом очень важно эмоциональное сопровождение занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОД СОВМЕСТНОГО РИСОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

Имея опыт работы с детьми раннего возраста, нам бы хотелось упомянуть о методе, который помогает им активизировать речевые навыки при помощи фольклора. Многие стишки и потешки русского народного творчества включают в себя элементы повторения «Гуси - гуси! - Га, га, га!», которые легко запоминаются своей рифмой и мелодичностью. Периодически слыша, как взрослые читают стих, ребёнок запоминает ярко выраженные сочетания, повторения. И однажды, когда взрослый делает паузу, специально не дочитывает строчку, малыш сам пытается её завершить, пробуя произнести знакомые сочетания звуков. Это и есть первые предвестники речи. Конечно, сначала звуки нечёткие, возможно просто открывание рта в нужный момент без звукового сопровождения. Но такие моменты очень ценны. Значимый для ребёнка взрослый должен сделать акцент на том, что ребёнок отлично старается, прикладывает усилия, это поставит малыша в ситуацию успеха. Чем больше таких попыток предпримет малыш, тем лучше с каждым разом будет результат.

В период активизации речи ребёнка можно использовать не только потешки, но, например, и песни. Обычно музыкальное народное творчество отличается простотой мотива, понятным текстом. Это и ценно малышам, привлекает их. Дети пробуют напеть что-то. Сначала произнося невнятные звуки, они пробуют просто воспроизвести мелодию, со временем получается произносить простые слова, с каждым разом усложняя собственную работу и поднимаясь на ступень выше.

Многообразный, ценный культурный опыт наших предков влияет на образование детей сегодня. Удивительная проницательность, простота, но при этом насыщенный смысл - всё это характеристики устного народного творчества. Конечно, мы обязаны дорожить нашим культурным богатством, прививая любовь к нему детям с раннего возраста. Если брать во внимание, что это ещё и действенный метод развития и активизации речи у дошкольников раннего возраста, фольклор становится ещё более привлекательным контентом для чтения и изучения малышами. Список использованной литературе:

1. Аникин, В. П. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 2009.

2. Борисенко, М. Г. Развиваем речь малыша. Комплексная методика развития речи детей 2-3 лет. - М.: Литера, 2018.

3. Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа. - М.: Сюита, 1996.

4. Лунина, Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры. - М.: Просвещение, 2005.

5. Маврина, Л. Развитие речи. - М.: Стрекоза, 2015.

© Кощеева Е.В., 2023

УДК 376

Малышева С.Н., инструктор по труду, ОГБУ «Реабилитационный центр для детей с ОВЗ имени В.З. Гетманского» с. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ

Шворак О.В., педагог - психолог, ОГБУ «Реабилитационный центр для детей с ОВЗ имени В.З. Гетманского» с. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ

МЕТОД СОВМЕСТНОГО РИСОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация

Совместное рисование — это игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует

различные формы, бытовые предметы, сюжеты и при этом очень важно эмоциональное сопровождение занятия.

Ключевые слова

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС), изобразительная деятельность,

совместное рисование.

Первоначально, совместное рисование нельзя отнести к продуктивной деятельности самого ребенка, скорее это сотворчество взрослого и ребенка, и особый метод обучения. Умения в поэтапной деятельности формируются сначала с прямым контактом (рука ребенка в руке взрослого), затем, после показа, подробного рассматривания предмета или явления, по подражанию ребенок выполняет изобразительные действия в заданиях. Разграниченный объем помощи в изобразительной деятельности осуществляется при словесном, практическом сопровождении взрослого. В дальнейшем у ребенка формируются навыки подражания изобразительным действиям, появляется интерес к творчеству и положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности.

В продуктивной деятельности дошкольник осваивает приемы работы с художественными материалами и инструментами. Для него необходимо получить ситуацию успеха, эмоциональный отклик, и чаще всего он хочет поиграть. Для родителей детей с РАС первоначально поставлена цель - установить контакт с ребенком, сформировать представление, развить навыки и познакомить с объектом окружающей жизни. Ставятся задачи: вызвать интерес и активное участие в рисовании с взрослым, развития у ребенка положительного эмоционального состояния (радости, удовольствия); формирования интереса к игре и к изобразительной деятельности.

Как только нам удастся эти цели соединить в деятельности - это будет эффективно в развитии ребенка. Через рисование пальчиковыми красками, гуашью, цветной манкой, пластилином, с использованием различных приемов рисования: рисование с помощью рельефного трафарета, рисование валиками, штампом в технике печатания, можно развивать и когнитивную сферу деятельности. Использование приема совместных поэтапных изобразительных действий при рисовании, возможно, если налажен контакт между ребенком и взрослым. Этот метод предоставляет новые интересные возможности в развитии детей с РАС при создании игровой мотивации.

Перед занятием изобразительной деятельностью используем игры, в процессе которых у детей формируются и закрепляются познавательные функции. Например, ребенку нравится играть с красками, смешивать цвета, интересно увидеть на листе бумаги новые формы и сказочные образы. Используя этот прием, взрослый предлагает ему активно участвовать в процессе рисования: делает паузы, обыгрывает ситуацию, советуется с ним, показывая как дорисовать важную деталь и завершить рисунок. Ребенок сосредотачивает свое внимание на объекте изображения, рассматривает его, с помощью взрослого выделяет его свойства (форму, цвет, величину). Ребенок хочет получить результат как можно быстрее, так как он не в состоянии долго удерживать внимание, и он соглашается с взрослым. Потом он возьмет в руки фломастер или восковой мелок, попытается что-то дорисовать, растирая пальчиками крошки мела, сделает фон в работе, появляется самостоятельность в выборе цветового решения. Хорошо если возникает эмоциональное общение, увлеченность содержанием своих рисунков. Активное проявление отношения к изображаемым событиям усиливает выразительность детских работ. В этой уникальной для особого ребенка ситуации взрослый должен следовать определенной тактике: если мы поняли, чего хочет ребенок, не надо воплощать это желание сразу. Побудите его выразить свое желание любым приемлемым способом — словом, жестом, делаем паузы в рисовании, при этом учитываем особенности усвоения информации ребенком, так как оно происходит спонтанно и выборочно.

Совместное рисование дает новые возможности для развития ребенка, знакомства его с окружающим миром, обогащение этих представлений. При совместном рисовании с ребенком взрослый сможет сделать много интересных выводов относительно знаний ребенка об окружающем мире. Постепенно вводим в рисунок новые элементы деталей, предлагаем ребенку варианты развития сюжета, используем выразительные средства. Проводим занятие в игровой форме, используя новые инструменты и материалы, рисуем башню по образцу с помощью «волшебного» трафарета (рис.1.), или шаблона, раскрашиваем восковыми мелками и даем словесный образ сказочного персонажа.

Рисунок 1 - Рисуем башню

В начале занятия говорим о том, что будем рисовать, например, сказочные домики для трех поросят. Проводим линии и показываем различные способы действия с кистью (всем ворсом, примакиванием, мазками, тычкованием), способы создания различных форм. Мягкость кисти соответствует изображению пластичных форм: животных, струящейся воды, передачи пейзажа. Для работы с восковыми мелками, цветными карандашами, используем плотную бумагу. Мягкий карандаш позволяет более четко выделить линию контура, точнее передать форму. Восковые мелки дают широкую фактурную линию, их можно использовать для декоративных и сюжетных рисунков.

В стремлении поскорее выполнить рисунок, ребенок готов согласиться с предложенным вариантом, даже если нарушение привычного стереотипа доставляет ему дискомфорт. Однако, необходимо помнить об алгоритме последовательности работы, дозировании подачи нового, учет интересов и желаний ребенка, не вызывая состояние отрицания действий.

На следующем этапе обобщаем представления об окружающем. Для этого многократно прорисовываем предметы (цыплята, улитки) в форме «клубочков» (рис.2.).

Рисунок 2 - Дорисовывание

Многократное повторение позволяет ребенку четко прорисовать форму и на следующем этапе задание постепенно усложняется, обыгрывается, в него вводятся новые элементы, например: нарисовать снеговика (рис.3.). Этапы выбираются индивидуально: сначала рисование восковыми мелками по шаблону, затем закрепление с использованием трафарета, рисование акварелью.

Рисунок 3 - Рисуем снеговика

Возможно выполнение нетрадиционных, комбинированных техник, включая аппликацию, мозаику с элементами рисования. В дальнейшем полученные знания применяются ребенком самостоятельно. Взрослый дает положительную оценку, поддерживает его эмоционально и закрепляет усвоенное.

Пример выполнения задания «Зимние забавы», на имитационные упражнения с пластилином:

• Цель: наблюдать за деятельностью взрослого

• Задание: плоскостное рисование пластилином

• Тонкая моторика: оперирование материалом 4 года,

• Имитация: моторная, 5-6 лет

• Восприятие:визуальное, 3-4 года

• Имитация: словесная, 2-3 года

• Материал и инструменты: пластилин, стек, дощечка, влажная салфетка, белая гуашь, ватная палочка, шаблон на Рисунок 4 - Рисуем пластилином картоне синего (контрастного) цвета.

Предлагаем ребенку порисовать пластилином. Показываем картинку, на которой изображена собака (рис.4.). Положите на стол дощечку и прикрепите на нее 8 кусков пластилина средней величины. Покажите, как можно раскатывать пластилин вращательными движениями, отрезать пластилин стекой, раскатать колбаску. Сначала нужно будет помочь ему. Затем, придавайте пластилину нужную форму и прикрепляйте на картинку, чтобы он смог ориентироваться. Если ребенок неправильно раскатывает пластилин, направьте его руку соответствующим образом. Прорисовывая детали, дополняем сюжет, например: «Пошел снег и наша собачка может гулять, в теплой кофте она не замерзнет». Ватной палочкой белой гуашью нарисуем снежинки. Ребенок выполнил задание, важный момент поощрение.

Совместное рисование также дает возможности проведения с ребенком терапевтической работы. При использовании метода совместного рисования взрослый помогает развивать средства коммуникации ребенка. Для этого рисуются сюжеты из жизни ребенка, в которых он испытывает разного рода затруднения — бытовые моменты. При этом нарисованный сюжет обговаривают, предлагают вариант выхода из создавшейся трудной ситуации.

Список использованной литературы:

1. Титеева Т.А. Родителям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации. - Южно-Сахалинск, ИРОСО, 2016г.

2. Янушко Е. Игры с аутичным ребёнком. - М., 2004г.

© Малышева С.Н., Шворак О.В., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.