Научная статья на тему 'РУССКОЕ СЛОВО В УСТАХ РЕБЁНКА'

РУССКОЕ СЛОВО В УСТАХ РЕБЁНКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
62
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕЧИ / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Елецкая Наталья Михайловна, Зайцева Светлана Сергеевна, Мешкова Мария Борисовна

В развитии речи детей особый акцент делается на коммуникативную компетентность, способность налаживать общение с окружающими людьми, а также на развитие звуковой культуры речи, в чём нуждаются многие современные дети. При этом работа над развитием речи пронизывает практически все виды деятельности детей в детском саду (описание работ, выполненных в продуктивных видах деятельности, составление коротких рассказов по рисункам, поделкам и т.п.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN WORD IN CHILD'S MOUTH

In the development of children's speech, special emphasis is placed on communicative competence, the ability to establish communication with people around them, as well as on the development of the sound culture of speech, which many modern children need. At the same time, work on the development of speech permeates almost all types of activities of children in kindergarten (description of work performed in productive activities, compilation of short stories based on drawings, crafts, etc.)

Текст научной работы на тему «РУССКОЕ СЛОВО В УСТАХ РЕБЁНКА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РУССКОЕ СЛОВО В УСТАХ РЕБЁНКА

12 3

Елецкая Н.М. , Зайцева С.С. , Мешкова М.Б. Email: Eletskaya6109@scientifictext.ru

1Елецкая Наталья Михайловна - воспитатель;

2Зайцева Светлана Сергеевна - воспитатель;

3Мешкова Мария Борисовна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 19 «Антошка», г. Белгород

Аннотация: в развитии речи детей особый акцент делается на коммуникативную компетентность, способность налаживать общение с окружающими людьми, а также на развитие звуковой культуры речи, в чём нуждаются многие современные дети. При этом работа над развитием речи пронизывает практически все виды деятельности детей в детском саду (описание работ, выполненных в продуктивных видах деятельности, составление коротких рассказов по рисункам, поделкам и т.п.) Ключевые слова: развитие речи, народные традиции.

RUSSIAN WORD IN CHILD'S MOUTH Eletskaya N^.1, Zaitseva S.S.2, Meshkova M^.3

1Eletskaya Natalya Mikhailovna - Educator; 2Zaitseva Svetlana Sergeevna - Educator; 3Meshkova Maria Borisovna - Educator, MUNICIPAL BUDGETARY PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION KINDERGARTEN № 19 "ANTOSHKA", BELGOROD

Abstract: in the development of children's speech, special emphasis is placed on communicative competence, the ability to establish communication with people around them, as well as on the development of the sound culture of speech, which many modern children need. At the same time, work on the development of speech permeates almost all types of activities of children in kindergarten (description of work performed in productive activities, compilation of short stories based on drawings, crafts, etc.) Keywords: development of speech, folk traditions.

В современном обществе человек выделяется грамотной речью. А решение данной проблемы начинается с дошкольного возраста. Известно, что дошкольный возраст — время интенсивного овладения ребёнком родной речью. За короткий период жизни ребёнок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных лепетных звуков младенца до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строем языка.

Речь детей к концу дошкольного возраста внятна, они правильно произносят все звуки родной речи. Они могут логично построить не только простое, но и сложное, в том числе сложноподчинённое предложение, что позволяет им высказывать различного рода суждения.

Исследования Л.В. Выгодского, А.В. Запорожца, Л.В. Венгера и других доказали, что в дошкольном возрасте ребёнок активно усваивает нормы родного языка и речи. И поэтому в развитии речи детей особый акцент делается на коммуникативную компетентность, способность налаживать общение с окружающими людьми, а также

на развитие звуковой культуры речи, в чём нуждаются многие современные дети. При этом работа над развитием речи пронизывает практически все виды деятельности детей в детском саду (описание работ, выполненных в продуктивных видах деятельности, составление коротких рассказов по рисункам, поделкам и т.п.)

Особое значение придаётся знакомству детей с художественной литературой, формированию потребности в «чтении» с целью приобщения к культурной жизненной норме. Активные формы его обсуждения приводят детей к более глубокому осмыслению, что оказывает большое влияние на общее развитие детей. Важная сторона речевого развития — это знакомство детей с предметами, людьми и отношениями в окружающем мире. Следует учить их бережно, осторожно, любознательно и пытливо относиться к тому, что находится вокруг, с помощью взрослого и самостоятельно получать сведения об окружающем, использовать собственный опыт, эксперименты, делать выводы, согласовывать своё поведение с обстановкой, принимать решения по ситуации.

Успешному развитию родной речи у детей способствуют целенаправленные воздействия семьи и детского сада. Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь. Она проявляется в теплоте, ласке и любви в первую очередь эмоционально близких ребёнку взрослых людей (матери и отца). Оттого, достаточно ли ребёнку внимания и заботы, зависит успех его умственного и речевого развития. Вот что писал выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка: «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты, — всё это для ребёнка имеет большое значение».

Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова. Понаблюдайте, как разговаривают между собой дошкольники во дворе, в детском саду, на игровой площадке. Вы без труда заметите таких, кто не говорит, а кричит, подражая кому-то из взрослого окружения.

Доброта и нежность матери, прочная духовная и эмоциональная связь между нею и ребёнком устанавливается, когда мать ласковым голосом, негромко, с доброй улыбкой напевает песенки своему ребёнку, когда веселит его потешкой, чтобы он счастливо улыбнулся.

Многие, наверное, помнят, как их мамы находили нужные ласковые слова, как рассказывали сказки, пословицы, прибаутки, считалки, используя различные жанры фольклора. Всё это мамы и бабушки передавали из поколения в поколение, используя устное народное творчество, обращаясь к народной мудрости за советом. Поэтому все с детства знают пословицы: «Ученье — свет, а неученье — тьма», «Что посеешь, то и пожнёшь».

Фольклор облегчает познание ребёнка, перегруженное увеличивающимся потоком информации, освобождает от всего неважного, концентрируя внимание на простых понятиях, связанных с жизнью и деятельностью людей. Остановимся на некоторых жанрах фольклора.

Все малыши любят колыбельные песни с небольшим количеством слов, понятий, без которых невозможно первичное познание окружающего мира. Пением песни приучают ухо малыша различать тональность слов, интонационный строй родной речи, а подрастающий ребёнок, уже научившийся понимать смысл некоторых слов, овладевает и некоторыми элементами содержания песни.

Хорошо, что не уходят считалки. Сегодня можно услышать от играющих детей очень старые, лишь чуть осовремененные тексты, где главным организующим

началом выступает ритмика. Например, такие как: «Вышел месяц из тумана, вынул пышку из кармана. Буду резать и делить, с кем останешься дружить?»

Радует, что детей всегда влекли и влекут к себе красочные, лишенные однообразия и бытовой серости сказки. Детям хочется слушать и слушать несколько раз одну и ту же сказку, потому что волшебная сказка — это взлёт народной фантазии. Чем она полезна детям? Тем, что в занимательной, запоминающейся образной форме даёт ребёнку, ещё не владеющему языком цифр и фактов, основы морали. Сказки расширяют представления о доброте и справедливости. «Сказка даёт юным «читателям» на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира. Не надо торопиться объяснять мир, — предостерегает Юрий Нагибин, — надо показывать его в самых неожиданных и причудливых поворотах. Мир весь — тайна, за каждой запертой калиткой скрывается дивное царство, и нет предела возможностям человека».

Секрет воздействия сказки — в представлениях, которые она вызывает у детей, заставляя их мыслить, сопоставлять, делать выводы, познавать мудрость и силу вымысла, в эмоциях, порождаемых сказкой. И самое главное: по мнению Поля Элюара, с помощью сказок юный человек в своём мироосознании поднимается «от горизонта одного к горизонту всех».

Тогда ребёнок начнёт говорить словами сказочных героев. И это всё будет способствовать развитию его речи и памяти. А если мать увидит недостатки речевого развития своего ребёнка по мере овладения родной речью, то ей нужно обратиться к специалистам с их современными методиками. А одним из многих есть одно очень эффективное средство исправления дефектов речи — скороговорки. И тут опять тот же фольклор. Скороговорки воспитывают внимание к речи, учат быстро и правильно говорить, хотя остаются простой игрой. Скороговорки помогают ребёнку вслушиваться в слова, активно участвуя в общей со взрослыми деятельности, развивают его стремление к сотворчеству. Скороговорки всегда включают в себя нарочитое скопление труднопроизносимых слов и звуков, поэтому надо увлечь ребёнка именно интересной скороговоркой, желательно с сюжетом, только тогда у него появится желание проговаривать сложные тексты. Например, такие как: «Ехал грека через реку. Видит грека в реке рак. Сунул грека руку в реку. Рак за руку грека цап». Итак, от активности родителей в использовании того или иного фольклорного или литературного материала, а также от их желания общаться с детьми и получения конкретного результата зависит успех детей в речевом и умственном развитии. Вспомнилось известное высказывание М.И. Калинина о народном творчестве: «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что народ пронёс через столетия». Через знакомство с произведениями фольклора и их исполнение, мы стараемся привить детям любовь к народной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать её, соприкасаться с ней. Посредством простых попевок, произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий игровых песенных припевок, через интонирование прибауток и скороговорок подготавливаем к исполнению более сложных произведений песенного репертуара взрослого фольклора: игровых, шуточных, лирических песен. Нам удалось спланировать работу с детьми так, чтобы в повседневной жизни и в музыкальной деятельности, в праздничный день звучала русская песня. Несомненно, вершиной творческих достижений детей является их участие в фольклорных праздниках, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества (Календарно-обрядовый праздник «Кузьма да Демьян», «Осенины», «Именины», «Святки», «Масленица», «Весняночка» и др.) Именно там дети смогут применить всё своё умение, исполнение игровых действий, плясок и хороводных движений. Мы стараемся соблюдать русские традиции в повседневной жизни дошкольников.

Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью. Родная песня обогащает детей музыкальными образами, формирует

художественный вкус детей, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами: девицы-красавицы, зимушка-зима, травушка-муравушка, солнышко-вёдрышко, ясный сокол, берёзонька кудрявая и т. д. Для малышей подобрали потешки, частушки, прибаутки, и они с удовольствием удовлетворяют рано возникшую потребность в художественном слове. А старшие дети очень любят русские народные, шуточные песни. Народные песни инсценируются, интересно оформляются, используются элементы русского костюма. Дети узнают о том, что с песней и на работу шли наши прабабушки и прадедушки, и праздники встречали и в горе утешались, что русскую песню знают и любят во всём мире.

Игры фольклорного характера строятся на текстах устного народного творчества. Это хороводные игры, игры, в которые входят присказки, приговорки, припевки, считалки и, конечно же, сказки. Но надо помнить о том, что не каждую игру народного характера можно рекомендовать детям дошкольного возраста. Народные игры образны и любимы детьми. Они развивают у ребёнка ловкость, смекалку, осторожность и находчивость. Элемент состязания привлекает ребёнка, создаёт особый положительно-эмоциональный настрой. Легко запоминающиеся мотивы способствуют развитию у детей памяти и слуха, воспитывают любовь к русской народной песне и музыке. («Курочка и цыплята», «Волк и зайцы», «Бобёр и охотники», «Крута гора», «Пахари и жнецы», «Родничок», «Вербочка», «Уточка и селезень», «У медведя во бору», «Теремок», «Лиса-Лиска», «Дедушка Сысой», «Матушка-весна» и т.д.)

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребёнком. Фольклор является так же незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и индивидуальности в детях. Он всегда самобытен и своевременен, именно поэтому сохранил свою воспитательную функцию и сегодня.

Система работы по приобщению детей к традиционным ценностям в процессе речевого развития требует организации особых условий, создание обстановки средствами яркой образности и наглядности, обеспечивающей детям особый комплекс ощущений и переживаний. Очень важно и активное сотворчество взрослого и детей. Педагог должен быть артистичным, так как достичь понимания детьми познавательного значения фольклорного произведения иногда легче с помощью эмоциональной выразительности голоса, мимики и жестов.

Список литературы /References

1. Павленко И.Н., Годюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ» Издательство «Сфера», 2006. С. 42-43.

2. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой» Издательство «Сфера», 2009. С. 16-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.