УДК 376
Бессонова Т.В.
Учитель-логопед ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными
возможностями имени В.З. Гетманского» с. Веселая Лопань, Белгородский район, Белгородская область, РФ
Логвинова Н.С.
Учитель-логопед ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными
возможностями имени В.З. Гетманского» с. Веселая Лопань, Белгородский район, Белгородская область, РФ
Харютченко Е.В.
Педагог-психолог ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными
возможностями имени В.З. Гетманского» с. Веселая Лопань, Белгородский район, Белгородская область, РФ
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ОДА)
Аннотация
В статье говорится о системе обучения родителей, с целью повышения их психолого-педагогической компетентности
Ключевые слова
Работа с родителями, стимуляция речевого развития, первичные коммуникативные навыки
Развитие инклюзивной практики в российском образовании обеспечило равные права и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА). Важнейшим условием перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в частности, обучение родителей основным умениям и навыкам коррекционной работы с собственными детьми.
Известно, что именно в раннем возрасте (до 3-4 лет) наилучшим образом развиваются многие психические функции. Тема раннего развития детей очень популярна, и проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения. Совместно учителями - логопедами и педагогами - психологами нашего реабилитационного центра был разработан цикл занятий для родителей. Эти занятия направлены на формирование и отработку определенных умений и навыков работы с малышами по стимуляции речевого развития и формированию первичных коммуникативных речевых навыков. Главная цель занятий - обучить родителей специальным приемам работы, играм и упражнениям, с помощью которых удается «разговорить» ребенка, дать импульс к дальнейшему развитию активной речи.
Подобранный материал основан на практическом опыте работы с безречевыми детьми раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Выбраны самые интересные задания, игры и упражнения, любимые детьми, дающие отличные результаты. Помимо эффективности, материал строго систематизирован.
Полученные знания помогают родителям встать на позицию ребенка, научиться играть, быть эмоциональным, непосредственным и доброжелательным в общении с малышом. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем - нежелания говорить, боязни речи.
Формирование и развитие неречевого и речевого слуха ребенка
Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой - восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение, и развивать их необходимо уже в младенческом возрасте.
Занятия с детьми начинаются с формирования и развития слухового внимания, восприятия на слух звуков природы и различных предметов обихода, а так же голосов животных и птиц и т.д.
Такая работа может проводиться, как в специально созданных условиях с использованием детских музыкальных инструментов, звучащих игрушек, аудиозаписей с голосами птиц и животных, так и во время прогулок (шум ветра, гудение машины, чириканье воробьев и т.д.) После того, как ребенок научится хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышит и видит одновременно), можно предложить определить источник звука с закрытыми глазами (только на слух).
Обычно речевой слух развивается параллельно с речевым подражанием: ребенок не только внимательно слушает, но и старается повторить услышанное (начинаем с простейших звукоподражаний: «мяу», «ав-ав», «пи-пи-пи», «и-го-го», «му-у», «ква-ква» и др.).
При этом следует учесть, что усложнять задания по развитию слухового восприятия речи следует постепенно. Так, сначала мы предлагаем звукоподражания, затем короткие слова, далее можно предлагать слова более сложные (состоящие из нескольких слогов), а потом - короткие и длинные фразы. Кроме этого, если сначала мы предлагаем слова и фразы со зрительной опорой (ребенок видит предметы и картинки, а также лицо и губы взрослого), то в дальнейшем без зрительной опоры, только на слух.
Основная задача заданий и игр, направленных на развитие восприятия речи на слух - открыть для малыша особый мир звуков человеческой речи, сделать эти звуки привлекательными и значимыми. Вслушиваясь в слова, играя с ними, у ребенка формируется фонематический слух, улучшается дикция. Малыш старается приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. Поэтому очень важно, чтобы речь ближайшего окружения ребенка была чистой и правильной, могла стать образцом для подражания.
Развитие понимания речи у детей раннего возраста
Создание речевой среды включает в себя следующие моменты:
> постоянный разговор с ребенком;
^ единые требования к речевому общению с ребенком всех близких взрослых;
^ определенные требования к речи окружающих взрослых;
> постепенное усложнение речевого общения;
^ организация специальных речевых игр и упражнений.
Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и упражнений. Необходимо использовать любой подходящий случай для развития речи ребенка, правильно общаться со своим малышом: с одной стороны помогать, с другой - постоянно создавать ситуации, в которых ребенок будет вынужден пользоваться речью.
Таким образом, повышение психолого - педагогической компетентности родителей позволяет максимально эффективно решить комплекс задач по формированию и развитию первичных коммуникативных навыков у ребенка с нарушениями ОДА.
Список использованной литературы:
1. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе. М.,2014.
2. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! М., 2016.
© Бессонова Т.В., Логвинова Н.С., Харютченко Е.В., 2021
УДК 378
Шкиль О.С.
канд. пед. наук, доцент АмГУ, г. Благовещенск, РФ
ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В данной статье на основе анализа научно-методической литературы и результатов собственных