Научная статья на тему 'Применение мультисенсорного пособия «Нумикон» на занятиях с детьми с ОВЗ в условиях реабилитационного центра'

Применение мультисенсорного пособия «Нумикон» на занятиях с детьми с ОВЗ в условиях реабилитационного центра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
540
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ СЧЕТУ / СОСТАВ ЧИСЛА / ЦИФРЫ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ФОРМЫ НУМИКОНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анохина Л.В., Гончарова И.Н., Кулясова С.Н.

В статье говорится об использовании мультисенсорного пособия «Нумикон» на занятиях по формированию и развитию начальных математических представлений у детей с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение мультисенсорного пособия «Нумикон» на занятиях с детьми с ОВЗ в условиях реабилитационного центра»

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №4 / 2020

УДК 376 Л.В.Анохина социальный педагог

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

И.Н. Гончарова социальный педагог

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ

С.Н. Кулясова социальный педагог

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИСЕНСОРНОГО ПОСОБИЯ «НУМИКОН» НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Аннотация

В статье говорится об использовании мультисенсорного пособия «Нумикон» на занятиях по формированию и развитию начальных математических представлений у детей с ОВЗ.

Ключевые слова

Обучение счету, состав числа, цифры, реабилитация, формы Нумикона

В нашем реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями есть много уникальных программ для коррекционных занятий. Такие как: «Цицерон.ЛОГО диакорр 1», компьютерная логопедическая программа "Игры для Тигры", аппаратно-программный комплекс для коррекции и профилактики логопедических нарушений «Лого», развивающе-коррекционная методика с видеоуправлением «Ттоссо» и др.

Хотелось бы немного рассказать о Нумиконе, который активно используется на коррекционных занятиях для знакомства ребенка с определенными математическими понятиями и овладения навыкам счета.

Ребенок замечает и тут же впитывает все, что его окружает, и это свойство помогает ему учиться при каждом удобном случае. Он компонует вместе все свои наблюдения от окружающего и на основе этого делает свои выводы. Поэтому хорошей поддержкой обучения математике является создание вокруг ребенка насыщенной визуальной среды, наполненной цифрами. [1, с.23]

Почти каждый ребенок начинает знакомство с числами со счета, и это крайне важный навык. Овладеть этим навыком непросто, это требует большого количества упражнений и времени. Следует побуждать ребенка считать одинаковые предметы при любой возможности и постоянно обращать его внимание на то, что последнее число при счете всегда обозначает общее количество предметов. [2, с.34]

Нумикон - это мультисенсорная математическая программа и набор наглядного материала, разработанные в Англии в 90-е годы для детей с ограниченными возможностями.

Нумикон создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей -способность обучаться на практике.

В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся более доступными для зрительного и тактильного восприятия.

В отличие от традиционных счетных материалов, например, счетных палочек, Нумикон дает глобальное, целостное представление о числе. Так, число 5 - это одна красная форма. Постепенно ребенок приходит к пониманию, что эту красную форму можно «составить», т.е. собрать рядом или наложить сверху, из 5 оранжевых или 1 сиреневой и 1 желтой формы.

Нумикон позволяет усвоить:

• сложение и вычитание;

• чётные и нечётные числа;

• состав числа;

• сравнение чисел;

• удвоение и деление пополам. [3, с.12]

Этапы работы по системе Нумикон:

1. Игровой, ознакомительный этап

На первых порах ребенок узнает, что детали имеют различный цвет и размер, что в каждой форме есть разное количество дырочек. Детали можно описывать такими словами, как «красная», «синяя», «большая», «маленькая», «самая маленькая». Можно называть их словами «три», «пять», «семь» и т. д. Однако на этом этапе детям не предлагается пересчитывать количество отверстий в каждой форме. Все детали воспринимаются целостно, глобально. А слова «три», «пять» и «семь» пока являются только именами желтой, красной и розовой форм соответственно.

2.Этап конструирования рядов

Цель этого этапа - показать, что каждое последующее число больше предыдущего на «ступеньку» -«одну дырочку», т.е. единицу В процессе конструирования из форм Нумикон ребенок знакомится с новым свойством - узнает, что формы можно состыковывать, располагая рядом без промежутка. На этом этапе вводятся понятия «соединить, сложить формы вместе» и «убрать форму», т.е. происходит подготовка к овладению операциями сложения и вычитания.

Тогда же можно начать выкладывать «лесенку» из форм-шаблонов от 1 до 5, сравнивая формы Нумикона по размеру и выкладывая их в ряд от меньшей к большей. Сначала «лесенку» собирает педагог или родитель, а ребенку предлагается накладывать такие же детали сверху («сделаем второй этаж») или собирать «свою лесенку» внизу (вверху) построенной взрослым. Если ребенок уверенно собирает «лесенку» до 5, «удлиняем» ее до 10. Ребенок по-прежнему опирается не на количество дырочек, а на узнавание целостного образа формы, а затем постепенно переходит к пересчету отверстий.

3. Этап обучения счету

Когда ребенок уверенно выбирает нужный шаблон и подкладывает его, собирая лесенку, можно ввести числовое название каждого шаблона. Для этого, построив «лесенку», педагог, а дома - родители показывают и называют их вслух: «Один, два, три, четыре, пять». Потом «ступени лесенки» называются в обратном порядке. Постепенно ребенок запоминает, что желтая фигурка - это 3 и т.п. Таким образом, дети знакомятся с цифрами и начинают работать с числовым рядом. После того, как ребенок научился уверенно собирать «лесенку», ему предлагается пересчитывать отверстия, вставлять в них штырьки, камушки, ракушки и т. п.

Длительная, тщательная работа над составом чисел необходима для успешного обучения операциям сложения и вычитания.

4. Этап освоения арифметических действии

Операция сложения с помощью методики Нумикон весьма наглядна. Ребенку предлагается «сложить вместе», т. е. соединить две детали, и посмотреть «На какую деталь они стали похожи?». Чтобы проверить результат, ребенок берет предполагаемую деталь и прикладывает сверху. Если фигурка закрыта полностью - ответ верный. На этом этапе вводятся слова «плюс», «минус», «равно». [4]

Нумикон предназначен для детей в возрасте от 3 лет. Занятия с Нумиконом рекомендуется проводить 1-2 раза в неделю. Нумикон активно применяется на занятиях с дефектологом у детей с ЗПР, ЗРР, ММД, у детей с умственной отсталостью.

Хотя Нумикон был разработан в первую очередь для того, что бы помочь ребенку научиться наглядно представлять числа и обращаться с ними, работая с формами, переворачивая, соединяя и передвигая их, ребенок заодно узнает много нового и важного о пространстве и форме. В частности, он знакомится с вращениями и перемещениями.

Применение мультисенсорного пособия «Нумикон» даёт возможность развивать:

-математические представления,

- конструктивную деятельность, -графический навык, -творческие способности,

- речевую активность детей с особыми образовательными потребностями.

Список использованной литературы:

1. Бакли С. Как научить математическому мышлению? // Синдром Дауна. XXI век. 2009. № 2

2. Стальгорова Е. И. Система «Нумикон» // Синдром Дауна. XXI век.2010. № 1 .

3. Сладкова Е. А., Терентьева К. Ю. Нумикон и другие способы познакомиться с математикой // Сделай шаг. 2011. № 3

4. www.numicon.com

©АнохинаЛ.В., Гончарова И.Н., Кулясова С.Н., 2020

УДК 376

Т.В. Бессонова

Учитель-логопед ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями» с. Веселая Лопань, Белгородский район, Белгородская область, РФ

Н.С. Логвинова

Учитель-логопед ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями» с. Веселая Лопань, Белгородский район, Белгородская область, РФ

Е.В. Харютченко

Педагог-психолог ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями» с. Веселая Лопань, Белгородский район, Белгородская область, РФ

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ

Аннотация

В статье говорится об эффективности использования современных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими диагноз детский церебральный паралич (ДЦП) на базе реабилитационного центра.

Ключевые слова

Коррекционно-развивающие технологии, задержка психоречевого развития (ЗПРР), логопедический

БОС, ЛОГО цицерон,«Титоссо.ги».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.