Научная статья на тему 'Игровые занятия для развития речи в домашних условиях'

Игровые занятия для развития речи в домашних условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игровые занятия для развития речи в домашних условиях»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 376

Т.В.Бессонова

Учитель-логопед ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» с. Веселая Лопань, Белгородский район, Белгородская область, РФ

E-mail: bessonova-taisiya@mail.ru Н.С. Логвинова

Учитель-логопед ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» с. Веселая Лопань , Белгородский район, Белгородская область, РФЕ-mail:

logvinovans@mail.ru

ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Логопедические занятия для детей дома - это постоянное общение с ребенком в игровой форме. Именно в семье, в повседневном общении, закладывается та основа, на которой постепенно формируется четкая, ясная, красивая речь. Используя игры, занимательные упражнения родители получают возможность полноценного общения, продуктивного взаимодействия с ребенком на основе взаимопонимания. Именно в процессе игры у ребенка возникает множество вопросов, а значит и наибольшая потребность в речи ребенок испытывает во время игры. [1, с. 23]. Родители имеют возможность, включаясь в игру, незаметно для ребенка, постепенно помогать ему преодолевать имеющиеся у него речевые нарушения.

Забота о правильном речевом развитии ребенка выражается в следующем:

S Обеспечение благоприятного речевого окружения, как необходимого образца для подражания;

S Воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребенком;

S Медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, а также название окружающих предметов и производимых действий;

S Отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;

S Приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому ее усвоению;

S Систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно;

S Развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью;

S Развитие подвижности артикуляционных мышц, т.е. выполнение артикуляционной гимнастики, которая поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения;

S Развитие речевого слуха, включающего в себя развитие таких его компонентов, как слуховое внимание и фонематический слух. Это необходимо для выработки у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания;

S Развитие правильного речевого дыхания, которое обеспечивает нормальное звукообразование, плавность речи.

При организации занятий самым трудным является заинтересовать ребенка. Родителям необходимо быть неспешными, собранными, терпеливыми. Настроиться на радостное, добросердечное общение с ребенком. Установив с ним доверительные отношения, вовлечь его в занимательные игры. Добрая улыбка

и похвала, даже за самую маленькую удачу внушит ребенку уверенность в своих возможностях. Необходимо говорить внятно и выразительно. Мягко, но настойчиво добиваться от ребенка выполнения того или иного действия.

Подборка игр для развития речи .

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры - это один из видов развития мелкой моторики. Между рукой человека и речевым центром мозга установлена тесная взаимосвязь. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной. .[2, с. 35].

Заниматься нужно каждый день по 5 минут, тогда такие упражнения будут эффективны . Например: «Белка» (Разогнуть безымянный палец.)

Сидит белка на тележке, Заиньке усатому.

(Исходное положение — (Разогнуть мизинец.)

кисти рук сжаты в кулак.)

Продает она орешки, «Посуда»

(Круговые движения кистью Девочка Иринка порядок наводила.

вправо, влево.) Девочка Иринка кукле говорила:

Лисичке-сестричке, (Поочерёдно соединяют большой

(Разогнуть большой палец.) палец с остальными)

Воробью, «Салфетки должны быть в салфетнице,

(Разогнуть указательный палец.) Масло должно быть в маслёнке,

Синичке, Хлебушек должен быть в хлебнице,

(Разогнуть средний палец.) А соль? Ну, конечно, в солонке!

Мишке толстопятому,

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию.

Проводить артикуляционную гимнастику рекомендуется систематически, чтобы сформированные навыки закреплялись. Лучше заниматься ежедневно 2раза в день по 5-10 минут, не раньше чем через 1 час после последнего приема пищи. Упражнения надо выполнять медленно, плавно, четко, перед зеркалом (позже зеркало можно будет убрать).

Если движения в процессе выполнения становятся неточными, хаотичными, лучше закончить занятие, так как это означает, что ребенок устал.

Упражнения для губ ^ «Заборчик» - верхние и нижние зубы видны, губы растянуты в улыбке; ^ «Хоботок» - вытягивание сомкнутых губ вперед; ^ «Улыбка» - зубы не видны, удерживать губы в улыбке;

^ «Бублик» - зубы сомкнуты, губы закруглены и чуть вытянуты вперед; верхние и нижние зубы видны;

^ Чередование положения губ: «Заборчик-бублик», «Улыбка-хоботок».

Упражнения для языка ^ «Птенчики» - рот широко открыт, язык спокойно лежит во рту; ^ «Лопаточка» - рот широко открыт, расслабленный язык лежит на нижней губе; ^ «Непослушный язычок» - улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу

и пошлепать его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя»;

S «Чашечка» - рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов;

S «Змейка» - рот широко открыт, узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь;

S «Качели» - рот открыт, напряженным языком тянуться к носу, затем к подбородку;

S «Часики» - высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно, то к правому уху, то к левому;

S «Почистим зубы» - рот закрыт, кончиком языка почистить зубы, и др.

«Каждое упражнение выполняется 3-5 раз. При выполнении упражнений надо следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась (исключение «Гармошка»), двигаться должен язык, не опираясь на нижние зубы и губу.

Игры на развитие речевого слуха

Речевой слух: слуховое внимание - умение определять на слух то или иное звучание и направление звука; фонематический слух - способность четко отличать одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова. Хорошо развитый речевой слух обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение.

Предлагаем несколько игр для развития слухового внимания:

S «Игра на музыкальных инструментах». Познакомить ребенка со звучанием музыкальных инструментов, научить его определять на слух какой инструмент звучит.

S «Определение звуков, издаваемых различными предметами». Показать ребенку ключи, деревянные и металлические ложки, пустой пузырек,... Предложить послушать, как звучат эти предметы. Ребенок закрывает глаза, затем угадывает, какой предмет звучал.

S «Воспроизведение ритма». Хлопните в ладоши 1-2-1 раз, попросите ребенка повторить; Постучите по столу один раз, сделайте паузу, постучите два раза, попросите ребенка повторить.

Игры по формированию воздушной струи

Важное значение для развития устной речи играет правильная постановка дыхания. Формирование воздушной струи считается одним из необходимых условий постановки звуков. Работа по выработке воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Выполняя упражнения на развитие речевого дыхания, стоит быть внимательным и осторожным, так как они могут вызвать у ребенка головокружение. Их достаточно выполнять 2-3 раза. Обращать внимание на то, чтобы ребенок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть легким, плавным, длительным, экономным, без напряжения. Щеки надувать нельзя.

Основные направления по формированию воздушной струи:

S Дутье при сомкнутых губах. Для укрепления мышц щек. («Надуть два шарика». Надувать щеки и удерживать в них воздух.)

S Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой. Напряжение круговой мышцы рта. (Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко».)

S Дутье сквозь растянутые в улыбке губы. (Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. Ребенку предлагают положить между губами широкий кончик языка. Подуть на кончик языка.)

S Дутье на язык. (Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» - положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки.)

Список использованной литературы:

1. Логопедия для всех/Л.Г.Парамонова.-М.:ООО«Издательство АСТ», 2002.-333с.-(Как воспитать гения).

2. Герасимова А.С., Кузнецова В.Г., Школа раннего развития.-СПб.: «Издательский дом «Нева»;М.:

~ 160 ~

«ОЛМА-ПРЕСС»,2001.-208с.

© Бессонова Т.В., Логвинова Н.С., 2019

УДК 373

М.Ф. Каримов

к.ф.-м.н,, профессор кафедры высшей математики и физики,

Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Г.Н.Аминова учитель истории гимназии с. Чекмагуш с. Чекмагуш, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НАЧАЛА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РОССИИ ПОД РУКОВОДСТВОМ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ЛОМОНОСОВА

Аннотация

Рассмотрен начальный этап проектирования и реализации научных исследований М.В.Ломоносовым в России XVII века на занятиях со старшеклассниками по истории в средней общеобразовательной школе.

Ключевые слова

Первый российский академик М.В.Ломоносов, химия, физика, русский язык.

Для современных учащихся средних общеобразовательных школ Российской Федерации важно знать для общего развития и расширения научного и исторического кругозора о начале возникновения российской науки, имеющей открытия и достижения мирового значения [1].

Первым российским академиком является Михаил Васильевич Ломоносов (1711, Мишанинская -1765, Санкт-Петербург) [2], основные этапы жизнедеятельности и научные достижения которого представлены ниже.

1. 1730 год: Получил в Холмогорской воеводской канцелярии паспорт и отправился с рыбным обозом в Москву.

2. 1731 - 1736 годы: Учился в Московской Славяно-греко-латинской академии, в Киево-Могилянской академии и в Академическом университете Императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге.

3. 1736 - 1739 годы: Обучался горному делу и металлургии в Марбургском университете, где прослушал курсы механики и теоретической химии.

4. 1739 - 1740 годы: Прошел практическую стажировку с постановкой и реализацией экспериментов в немецкой Фрейбергской горнозаводской химической лаборатории.

5. 1741 - 1745 годы: Приступил к составлению Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры и избран адъюнктом физического класса Петербургской академии наук и художеств.

6. 1745 год: Назначен профессором химии или действительным членом Академии наук и художеств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.