Научная статья на тему 'ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ'

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СВЯЗНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубова Л.И., Кабзистова А.А.

В статье освещается проблема организации образовательного процесса, который будет способствовать овладению воспитанниками с нарушениями речи основами коммуникативной компетенции, умению вести беседу и строить диалог. При правильной организации театрализованной деятельности в детском саду появляется возможность развить широкий потенциал личности ребенка, умение взаимодействовать друг с другом, связно говорить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

УДК 376

Л.И. Зубова

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 174 «Ягодка»

г. Архангельск, РФ А.А. Кабзистова

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 174 «Ягодка»

г. Архангельск, РФ

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация

В статье освещается проблема организации образовательного процесса, который будет способствовать овладению воспитанниками с нарушениями речи основами коммуникативной компетенции, умению вести беседу и строить диалог. При правильной организации театрализованной деятельности в детском саду появляется возможность развить широкий потенциал личности ребенка, умение взаимодействовать друг с другом, связно говорить.

Ключевые Слова

Дети, театрализованная деятельность, связное высказывание, нарушения речи.

Для современного общества проблема развития речи детей очень важна. Большое количество детей имеют речевые нарушения. При этом не просто речевой дефект, а системное нарушение речи. Надо отметить, что стало больше детей с такой серьезной речевой патологией, как Моторная алалия, Дизартрия; детей, имеющих аутотенденции. Большое количество детей, поступающих в школу, имеют логопедические ошибки. Дети общаются между собой посредством компьютерных технологий. Старшие мало читают, дошкольники не умеют вести беседу, строить диалог. Их разговор строится в вопросно-ответной форме, а самостоятельно построить высказывание им очень сложно.

В современных условиях развития дошкольного образования встает вопрос о правильной организации образовательного процесса, который будет способствовать овладению воспитанниками основами коммуникативной компетенции. Перед педагогами стоит задача усовершенствования традиционных, а также создание новых технологических подходов. С позиции осуществления требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ценной является интеграция развития различных видов деятельности детей - общение, игры, познавательно-исследовательская, изобразительная, музыкальная и двигательная, а также восприятие художественной литературы и фольклора. Данную интеграцию на наш взгляд может реализовать театрализованная деятельность. Установлено, что в основе театрализованной деятельности лежит игра - неиссякаемый источник детского творчества, отвечающий специфике развития психических процессов дошкольного возраста. Театрализованная деятельность имеет широкий развивающий потенциал для личности ребенка, в ходе ее в процессе взаимодействия друг с другом воспитанники знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, учатся думать, анализировать, делать выводы, обобщения.

Одной из важнейших задач в коррекционной работе с детьми с речевой патологией является обучение их связной речи, как основы развития театрализованной деятельности. Дети должны научиться думать и последовательно излагать свои мысли, пользоваться диалогической и монологической речью, то есть они должны овладеть навыками речевого общения, речевой коммуникацией.

Для успешной речевой коммуникации детям необходимо последовательно излагать свои мысли. Но детям с речевыми нарушениями, у которых имеются трудности в умении формулировать грамматически

~ 145 ~

правильно речевые высказывания, это нелегко.

Театрализованные игры имеют огромное значение в развитии речи ребенка, а особенно у детей с нарушением звукопроизношения. Они помогают автоматизировать звуки, в полном объёме развивают грамматический строй, развивают связную речь. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создать такие условия, такую речевую среду, в которой каждый из детей с речевыми нарушениями мог бы проявить свое эмоциональное состояние, отношение к окружающему, свои внутренние переживания, планы и задумки. [2, с. 11].

К этому надо приучать еще в раннем детстве, родители должны помочь своему ребенку раскрыть потенциал, несмотря на то, что у него есть нарушения речи. Ведь нередко бывает так, что люди с богатым духовным содержанием и выразительной речью, стесняются выступать на публику.

Условиями успешной реализации театрализованной деятельности в группе для детей с нарушениями речи являются индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, особенности его эмоционально-личностного развития, интересы, склонности и предпочтения, потребности, любознательность, исследовательский интерес и творческие способности [2, с, 9].

Театрализованные игры являются оптимальным средством для формирования связного высказывания, коммуникативной компетенции и их выбор зависит от поставленных педагогом целей обучения и воспитания детей дошкольного возраста [3, с. 45].

Также велика воспитательная роль театральной деятельности. Участвуя в играх, драматизациях сказок и рассказов, сценках, дети учатся уважать мнение друг друга, слышать и слушать товарища, а также уметь подождать и сдержать, когда надо, свои эмоции.

В первую очередь, большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок декорациями, персонажами с атрибутами-заместителями. В группе есть разные виды театров: «кукольный», пальчиковый, настольный. Дети с удовольствием принимают участие в драматизации знакомых сказок, рассказов. Выбирают костюмы, распределяют роли.

Важным аспектом в развитии речи через театрализованную деятельность является развитие выразительности речи. В процессе над выразительностью реплик персонажей, незаметно активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура, интонационный строй. Здесь используем такие игры: «Отгадай загадку», «Сказка наизнанку», «Так бывает или нет», «Лесенка», «Кулики», «Вопрос - ответ» [1, с. 9].

На подготовительном этапе используем игры для формирования грамматического строя речи: «У кого похожая картинка?», «Скажи наоборот», «Загадка-описание», «Подскажи словечко», «Эхо», «Из какой сказки персонаж», «День рождения Пуха», «Заводные прятки» [1, с. 9].

Следующим этапом работы являются творческие задания. Например, в игре «Подарок» детям предлагается связно ответить на вопрос: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, что бы ты подарил?». Также можно использовать игру «Доброе слово», дети в парах должны придумать слова, которыми можно помирить, пожалеть, успокоить, поддержать. Эти игры развивают умение детей дружить.

Используем игры на повышение значимости каждого ребенка: «Я - лев», «Комплимент», «Зеркало», «Дружба», «Мышеловка», или упражнение, в котором детям необходимо сказать фразу, которая начинается словами «ты самый». Подобные игры помогают ребенку увидеть свои положительные стороны и принимать партнера в игре.

Таким образом, дети свободнее разговаривают на заданные темы, доступнее излагают свои мысли и более эмоционально и уверенно их передают. Дети научились замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа. Появилось творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития, помогает развитию речи детей в целом. При правильном умелом подборе они способствуют не только

формированию звукопроизношения и развитию речевого высказывания, но обобщают и систематизируют знания детей об окружающем мире.

Развитие театрализованной деятельности в детском саду, развитие связной речи и накопление эмоционально-чувственного опыта детей - длительная работа, которая требует совместного взаимодействия педагогов, детей и родителей. Этот союз способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Список использованной литературы:

1. Акулова, О. В. Театрализованные игры. //Дошкольное воспитание, №4, 2005. - 15с.

2. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. / М. Д. Маханева. - М. : Творческий центр «Сфера», 2009. - 128с.

3. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. / Е. В. Мигунова. . - М. : Творческий центр «Сфера», 2009. - 128с.

4. Эльконин, Д. Б. Развитие в дошкольном возрасте. / Д. Б. Эльконин. - Москва, 1982.

© Зубова Л И., Кабзистова А.А., 2020

УДК 376

Кулясова С.Н.

социальный педагог ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З. Гетманского» п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ

Анохина Л.В. социальный педагог ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З. Гетманского» п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ

Ковтун Ю.И. педагог-организатор ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З. Гетманского» п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ

СИНКВЕЙН, КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Аннотация

В статье проанализированы возможности метода синквейна в развитии связной речи у детей с ОВЗ. Раскрыты особенности метода, охарактеризованы преимущества синквейнметода и его простота в использовании.

Ключевые слова

синквейн, речь, словарный запас, стихотворение из пяти строк, наглядное моделирование,

символическая аналогия.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.