Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАБИНЕТА КАК ИНСТРУМЕНТ КАЧЕСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАБИНЕТА КАК ИНСТРУМЕНТ КАЧЕСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харютченко Е. В., Бессонова Т. В., Логвинова Н. С.

В статье говорится о значимости полноценно оборудованного логопедического кабинета в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАБИНЕТА КАК ИНСТРУМЕНТ КАЧЕСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК37

Е.В.Харютченко

Педагог-психолог ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З. Гетманского» п. Веселая Лопань, Белгородский район, Белгородская область, РФ

Т.В.Бессонова

Учитель-логопед ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З. Гетманского» п. Веселая Лопань, Белгородский район, Белгородская область, РФ

Н.С. Логвинова

Учитель-логопед ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З. Гетманского» п. Веселая Лопань, Белгородский район, Белгородская область, РФ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАБИНЕТА КАК ИНСТРУМЕНТ КАЧЕСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

В статье говорится о значимости полноценно оборудованного логопедического кабинета в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова Коррекционно-развивающая среда.

Областное государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З. Гетманского» специализируется на работе с детьми, имеющими нарушения опорно - двигательного аппарата. В центре огромное значение придается профессиональному оформлению каждого кабинета с целью создания продуктивной атмосферы для реабилитационных занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Речевое развитие является одним из важных условий полноценного формирования личности ребенка. Наша основная задача - помочь детям с ОВЗ обрести навыки связной речи, используя современные компьютерные технологии, различные методические пособия и грамотно подобранные игры.

Логопедический кабинет обеспечивает лечебно-охранительный режим, отвечает гигиеническим требованиям к условиям обучения детей - инвалидов в соответствии с СанПиН 2.4.990 - 00.

В кабинете созданы рациональные условия для коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих речевые дефекты.

Это, во-первых, предметная среда с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами; во-вторых, научно-методическое (технологическое) сопровождение образовательного процесса; в-третьих, наличие логопедической документации и, в-четвёртых, информативный блок для специалистов и родителей.

По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на несколько рабочих

зон:

1. Зона по коррекции произношения располагает настенными зеркалами (2шт.), рабочими планшетами с артикуляционными укладами речевых профилей и соответствующим занимательным картинным материалом, а также развивающими игрушками.

2. Зона по преодолению ОНР (общего недоразвития речи) и подготовке к освоению грамоте способствует развитию речи через дидактический материал, содержащий рассказы и сказки для пересказов, картины для составления рассказов, кроссворды, загадки, стихотворения, словесные игры и

~ 66 ~

задания по текущей лексической теме.

3. Зона оздоровительно-развивающей коррекции. Она оснащена раковиной, настенным зеркалом, инструкциями по проведению логопедического массажа речевой мускулатуры, фонетической ритмики .

4. Зона индивидуальной коррекции речи оснащена зеркалом, изображениями основных артикуляционных упражнений. В этой зоне обязательный для специалиста набор стерильных логопедических зондов; песочные часы -5минут; сменная игрушка на развитие физиологического дыхания; чётки из фундука - для формирования размеренного темпа речи и развития тонкомоторной координации; игровой детский компьютер, используемый для формирования и развития активного словарного запаса.

5. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена книжным шкафом и содержит следующие разделы:

• справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии;

• материалы по обследованию речи детей;

• методическая литература по коррекции звукопроизношения;

• методическая литература по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);

• учебно-методическая литература по обучению грамоте;

• учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи;

• пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и конвертах);

• занимательное игровое обеспечение логопедических занятий: оборудование, способствующее формированию речевого дыхания; оборудование, способствующее развитию пальце - кистевой моторики.

Учебный фонд кабинета пополняется учебным оборудованием, пособиями. Методическая литература, материалы с обобщенным педагогическим опытом, методические разработки находятся в кабинете.

6. Зона ТСО (технических средств обучения). Её пространство располагает магнитофоном, диктофоном, микрофоном, электронной музыкальной игрушкой. Для диагностики применяется программное обеспечение «Логопедическое обследование детей» (В.М.Акименко). В коррекционной работе используются компьютерные программы «Развитие и коррекция речи детей 4-8 лет», логопедический БОС «Речевой калейдоскоп», развивающее -коррекционный комплекс «Тимокко» с видеобиоуправлением, аппаратно-программный комплекс для коррекции и профилактики логопедических нарушений, «Цицерон. ЛОГО диакорр 1», компьютерная логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры». Здесь же аудиотека (кассеты с весёлой азбукой, сказками, популярными детскими песенками, звуками природы).

В кабинете имеется логопедическая документация: паспорт логопедического кабинета, планы работы, журнал индивидуальных занятий с детьми, журнал проведения консультаций, журнал учета платных услуг, журнал учета занятий (ФСС), журнал учета поступающих детей, методические разработки занятий и игр, диагностические методики, коррекционно-развивающие программы.

Логопедический кабинет посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Таким детям нужна постоянная смена положения позы: сидя, стоя, лёжа. В кабинете дети могут менять положения и разгрузить позвоночник на кушетке, а также в кресле для массажа.

Созданная коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета способствует тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала у детей положительные эмоции и стремление к самостоятельной деятельности.

© Харютченко Е.В., Бессонова Т.В., Логвинова Н.С., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.