Научная статья на тему 'СИНКВЕЙН, КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ'

СИНКВЕЙН, КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНКВЕЙН / РЕЧЬ / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / СТИХОТВОРЕНИЕ ИЗ ПЯТИ СТРОК / НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулясова С.Н., Анохина Л.В., Ковтун Ю.И.

В статье проанализированы возможности метода синквейна в развитии связной речи у детей с ОВЗ. Раскрыты особенности метода, охарактеризованы преимущества синквейнметода и его простота в использовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИНКВЕЙН, КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ»

формированию звукопроизношения и развитию речевого высказывания, но обобщают и систематизируют знания детей об окружающем мире.

Развитие театрализованной деятельности в детском саду, развитие связной речи и накопление эмоционально-чувственного опыта детей - длительная работа, которая требует совместного взаимодействия педагогов, детей и родителей. Этот союз способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Список использованной литературы:

1. Акулова, О. В. Театрализованные игры. //Дошкольное воспитание, №4, 2005. - 15с.

2. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. / М. Д. Маханева. - М. : Творческий центр «Сфера», 2009. - 128с.

3. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. / Е. В. Мигунова. . - М. : Творческий центр «Сфера», 2009. - 128с.

4. Эльконин, Д. Б. Развитие в дошкольном возрасте. / Д. Б. Эльконин. - Москва, 1982.

© Зубова Л И., Кабзистова А.А., 2020

УДК 376

Кулясова С.Н.

социальный педагог ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З. Гетманского» п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ

Анохина Л.В. социальный педагог ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З. Гетманского» п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ

Ковтун Ю.И. педагог-организатор ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З. Гетманского» п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ

СИНКВЕЙН, КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Аннотация

В статье проанализированы возможности метода синквейна в развитии связной речи у детей с ОВЗ. Раскрыты особенности метода, охарактеризованы преимущества синквейнметода и его простота в использовании.

Ключевые слова

синквейн, речь, словарный запас, стихотворение из пяти строк, наглядное моделирование,

символическая аналогия.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Говоря о формах, методах и приемах развития познавательно - речевых способностей обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Часто у ребёнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, им трудно выучить наизусть стихотворение, одной из причин является бедный словарный запас. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников - кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам. Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, основанный на подсчёте слогов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии.

Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже. В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России. К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

1 строка - одно ключевое слово - название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.) ;

2 строка - два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строка - три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка - четыре слова - предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка - одно слово - слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом. Предмет (тема) - одно слово-существительное. Два прилагательных по теме. Три глагола по теме. Предложение по теме. Ассоциация по теме: одно слово-предмет. Условные обозначения: слова-предметы (существительные) слова-признаки (прилагательные) слова-действия (глаголы) слова-предметы (существительные).

На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста. Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать? Конечно, можно. Составить синквейн получается у всех. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Главное начать

писать и все обязательно получится. Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения. Например, Кто? Кукла Какая? Красивая, Любимая Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается Предложение. Моя кукла самая красивая Ассоциация. Игрушка

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами. Начинать надо с простых понятий, знакомой темы. Что делает цветок - растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет. Девочка и мальчик могут производить несколько действий - смотрит, плачет, улыбается, кричит, прыгает, бегает, сидит, играет. Что изображено на картинке: кошка лежит, чайник кипит. Несколько признаков к одному предмету - жёлтый, кислый, сочный, ароматный (лимон).

Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически, а так же с помощью картинок-ассоциаций или предметов. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Синквейн - это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций. Список использованной литературы:

1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.

4. Гин А. Приемы педагогической техники. - М. :Вита-Пресс, 2003

5. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).

6. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006)

© Кулясова С.Н., Анохина Л.В., Ковтун Ю.И., 2020

УДК 376

Малышева С.Н., инструктор по труду ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З. Гетманского» с. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ

Лобач-Хомутова М.П. воспитатель ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З Гетманского» с. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЭРГОТЕРАПИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Аннотация

В статье говорится об актуальности развития творческой личности детей с ОВЗ с помощью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.