писать и все обязательно получится. Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения. Например, Кто? Кукла Какая? Красивая, Любимая Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается Предложение. Моя кукла самая красивая Ассоциация. Игрушка
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами. Начинать надо с простых понятий, знакомой темы. Что делает цветок - растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет. Девочка и мальчик могут производить несколько действий - смотрит, плачет, улыбается, кричит, прыгает, бегает, сидит, играет. Что изображено на картинке: кошка лежит, чайник кипит. Несколько признаков к одному предмету - жёлтый, кислый, сочный, ароматный (лимон).
Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически, а так же с помощью картинок-ассоциаций или предметов. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Синквейн - это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций. Список использованной литературы:
1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.
3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.
4. Гин А. Приемы педагогической техники. - М. :Вита-Пресс, 2003
5. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).
6. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006)
© Кулясова С.Н., Анохина Л.В., Ковтун Ю.И., 2020
УДК 376
Малышева С.Н., инструктор по труду ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З. Гетманского» с. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ
Лобач-Хомутова М.П. воспитатель ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З Гетманского» с. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЭРГОТЕРАПИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Аннотация
В статье говорится об актуальности развития творческой личности детей с ОВЗ с помощью
эрготерапии на занятиях декоративно-прикладного творчества в реабилитационном Центре.
Ключевые слова
Эрготерапия, декоративно-прикладное творчество, реабилитация, дети с ограниченными возможностями.
Термин «эрготерапия» в переводе с греческого означает (от греческого ergein - делать, действовать, работать и therapeutein - лечить, ухаживать, сопровождать) лечение действием. Это одно из направлений, которое помогает в реабилитации детей с ограниченными возможностями. Применяемые методы эрготерапии увеличивают мобильность детей, улучшается их социальная активность и как результат дети достигают максимальную самостоятельность в творческой деятельности.
Дети с удовольствием посещают занятия декоративно-прикладного творчества, это изготовление мягкой игрушки, сувениров, вышивка лентами, выполнение картин из шелка - кинусайга, рисование пластилином, рисование цветным песком, скрапбукинг. Эти направления в абилитации, когда в процессе занятия специалисты помогают приобрести или развить еще несформированные функции и навыки. Так как, через занятия рукоделием складывается гармония между собой и окружающим миром, укрепляется уверенность в себе. Такой труд, способствует развитию сенсомоторики ребенка с ограниченными возможностями, согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости и точности в выполнении действий, у ребенка развивается двигательная память.
При реабилитации занимаемся художественно-эстетическим развитием, восстановлением и поддержанием функциональные возможности детей, которые необходимы для выполнения значимых действий. Занятия проводятся как индивидуально, так и в групповой форме. Основываясь на индивидуальные особенности ребенка, его потребности, понимание проблем и ресурсов ребенка предлагается программа реабилитации по возрастанию степени сложности таким образом, чтобы раскрыть и показать положительную динамику, его максимальный уровень функционирования, самостоятельности в декоративно-прикладном творчестве. Общаясь между собой, обмениваясь мнениями, помогая друг другу в работе, дети учатся взаимному уважению и одновременно приобщаются к культуре отношений в обществе.
Эрготерапия охватывает несколько направлений: это активность человека в сфере самообслуживания, активность продуктивной деятельности и активность в отдыхе. Для каждого ребенка очень важно, что он может делать сам и не зависеть от окружающих его людей. Чем раньше проводятся занятия прикладного творчества, тем лучше, так как раньше сформируются или восстановятся определенные навыки, важные для ребенка: владение инструментом, приобретение навыка рукоделия, бережному отношению к труду людей. Ручная работа - это прекрасная возможность выразить себя, отличный способ овладеть новым видом творчества и получить заряд положительных эмоций. Дети создают по замыслу выразительные образы, сочетая разные способы и приемы. Каждая работа индивидуальна и несет в себе частицу человеческого тепла.
Для вовлечения в творческую деятельность, развитие мелкой моторики рук и ручной умелости используются эрготерапевтические ресурсы: различные ткани, канва, тесьма, пуговицы, ленты, краски, пластилин, сыпучий материал, разнообразные сорта бумаги; инструменты (карандаши, ножницы, кисти, валики, штампы, трафареты, линейки, иглы, пяльцы).
В настоящее время все чаще на занятиях декоративно-прикладного творчества присутствуют родители, которые тоже с интересом открывают для себя что-то новое. Декорирование изделий, выполненных своими руками, вышивкой, аппликацией становится интересным и увлекательным занятием. Богатая цветовая палитра шелковых лент, позволяет сделать сувенир более красочным и объемным. Тонкие ленты хорошо проходят между переплетениями нитей ткани, не теряя своей формы. Дети любят выполнять не сложные цветы, это ромашки, розочки, тюльпаны, крокусы. Вышивка шелковыми лентами - аналог вышивки нитками мулине. Дети осваивают стежки, как сделать узелок, закрепить ленту в игле и от простого задания, переходят к более сложному. Радость от своих достижений дает стимул для дальнейшей мотивации, участия в выставках и конкурсах.
~ 150 ~
После каждого занятия родителям даются рекомендации, как дальше работать с ребенком, чтобы закрепить полученные навыки. Уезжая домой, дети продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в реабилитационном Центре. Ведь только систематическая работа и комплексный подход дает свои положительные результаты.
Список использованной литературы 1. Мальцева М.Н. Эрготерапия в специальном образовательном процессе (электронный ресурс) https://happy59.com/res/content/docs/f848_seminar_0_txt.pdf
© Малышева С. Н., Лобач-Хомутова М.П., 2020
УДК 372.3/.4
И.В. Меньшов, канд. пед.наук г.Чита, РФ
ОБЗОР ПРАКТИКИ ЗДОРОВЬЕОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ВАЛЕОИГРУШЕК «ВОСЕМЬ
ПРАВИЛ И ВОСЕМЬ ДРУЗЕЙ ЗДОРОВЬЯ» В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ В РЕГИОНАХ СТРАНЫ
Аннотация
В современных условиях развития российского общества одним из приоритетных направлений государственной политики является формирование здорового образа жизни среди детей с раннего возраста.
Для формирования здорового образа жизни среди детей в дошкольных образовательных организациях в регионах страны применяются валеоигрушки «Восемь правил и восемь друзей здоровья».
Основным результатом здоровьеобучения детей на основе валеоигрушек «Восемь правил и восемь друзей здоровья» является формирование здорового образа жизни среди детей, что способствует укреплению и сохранению здоровья, воспитанию здорового подрастающего поколения.
Ключевые слова: Дошкольники, здоровье, валеоигрушки, валеокурс, здоровьеобучение.
В современных условиях развития российского общества актуальным является формирование здорового образа жизни среди детей с раннего возраста.
Самым доступным для детей средством обучения, воспитания, развития являются игрушки.
С 2018 года в учебно-воспитательном процессе дошкольных образовательных организаций в регионах страны применяются здоровьеобучающие игрушки (валеоигрушки) «Восемь правил и восемь друзей здоровья».
Валеоигрушки (уа1ео от лат. «быть здоровым») объединяют научные знания и практики здорового образа жизни. Валеоигрушки «Восемь правил и восемь друзей здоровья», как аудиовизуальные произведения науки в форме специальных здоровьеобучающих предметов, являются инновационным педагогическим средством здоровьеобучения детей с раннего детства. Каждая валеоигрушка оснащена звуковым советом от соответствующего «Друга здоровья» и загадкой с ответом. Комплект валеоигрушек «Восемь правил и восемь друзей здоровья» (изготовитель ООО «Ивановская фабрика игрушки») включает:
1. Валеоигрушки с речевыми чипами (советы от «Друзей здоровья») - 8 шт.;
2. Учебно-методическое пособие «Валеокурс для дошкольников «Восемь правил и восемь друзей здоровья» (на основе валеоигрушек) - 1 шт.
3. Валеораскраски - 20 шт.