УСТНАЯ ЧАСТЬ ЕГЭ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА И ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОКИ К ЗАДАНИЮ 3 (С5)
Н.А. Преснякова, cтарший преподаватель Псковский государственный университет) (Россия, г. Псков)
Аннотация. Устная часть Единого Государственного Экзамена имеет свою историю в связи с тем, что экзамен претерпел ряд больших изменений и даже был ликвидирован на некоторое время. Такое развитие событий заставляет методистов относиться с особым вниманием к рассматриваемой части экзамена, ежегодно отслеживая вводимые спецификации Федеральным институтом педагогических измерений. Нестабильность данной части экзамена подталкивает учителей к разработке новых стратегий и технологий подготовки учеников, претендующих на сдачу устной части. В данной статье рассматривается история вопроса и технология подготовки к заданию 3 (С5) устной части экзамена.
Ключевые слова: ЕГЭ, устная часть, история вопроса, технология подготовки, задание 3(С5), стратегия выполнения
С целью определения уровня подготовки выпускников общеобразовательной школы по иностранному языку, а также с целью их итоговой аттестации и отбора при поступлении в высшее учебное заведение был создан Единый Государственный Экзамен по иностранным языкам, аттестующий на данный момент знания учеников по четырем дисциплинам: английский язык, немецкий язык, французский и испанский языки. В рамках данной работы, мы подробнее остановимся на устной части ЕГЭ по английскому языку, в частности на истории вопроса и технологии подготовки к заданию 3(С5).
Обращаясь к истории вопроса, следует отметить, что ЕГЭ по указанной дисциплине на обязательной основе был впервые проведен в 2005 году в 22 субъектах Российской Федерации: Горный Алтай, Кабардино-Балкария, Марий Эл, Якутия, Чувашия, Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Калининградская область, Калужская область, Костромская область, Магаданская область, Новосибирская область, Оренбургская область, Пермская область, Псковская область, Самарская область, Томская область, Тюменская область, Челябинская область, Еврейский АО, Ханты-Мансийский АО [1, С.324]. Этому предшествовали 4 года эксперимента, который
стартовал после подписания постановления правительства РФ "Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» от 6 февраля 2001 года (№ 119).
В 2005 году КИМ по английскому язык состоял из 5 частей, 4 письменных и 1 устной. В рассматриваемом устном разделе под номером 5 проверялись умения в говорении на иностранном языке. Испытуемые выполняли устно-речевые коммуникативные задания в монологической и диалогической формах. «Раздел 5 - «Говорение» - состоял из 3 заданий трех уровней сложности, предполагающих свободно конструируемый развернутый устный ответ. Задания в экзаменационной работе располагались по возрастающей степени трудности внутри каждого раздела работы: Базовый уровень - А 2, Повышенный уровень - В 1, Высокий уровень - В 2. Время устного ответа составляло до 12 мин. на одного испытуемого» [1, С. 341]. Раздел «Говорение» оценивался экспертами с помощью специальных схем оценивания выполнения заданий по выделенным критериям.
Задачей экзаменационного теста 2005г. в разделе «Говорение» являлась проверка уровня сформированности умения использовать устную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач. С целью
выполнения поставленной задачи экзаменуемым было предложено три тестовых задания: «Тематическое монологическое высказывание» (С3) - задание базового уровня, «Диалог с целью обмена фактической информацией» (С4) - задание повышенного уровня и «Диалог с целью обмена оценочной информацией» (С5) - задание высокого уровня [1, С. 341].
Обязательным компонентом устного экзаменационного теста являлась вступительная беседа (разминка) между экзаменуемым и экзаменатором-собеседником с целью и установления необходимого контакта. Эта часть не оценивалась; ее продолжительность - 1 минута. Таким образом, общая продолжительность устного раздела - до 12 минут. Ответы экзаменуемых записывались на аудиокассету с целью обеспечения возможности двойного оценивания разными экспертами.
В 2006 году количество регионов увеличилось до 36, устная часть экзамена выглядела аналогично, однако в 2007-2008 годах [2,С. 397; 3, С. 396] несмотря на то, что устная часть экзамена была еще сохранной, количество заданий сократилось до двух. Экзаменуемым было предложено два тестовых задания: «Тематическое монологическое высказывание» (С3) и «Диалог с целью обмена оценочной информацией» (С4). Тем не менее, в структуру экзаменационной работы по иностранным языкам 2009 года по сравнению с 20052008 годами было внесено одно изменение - исключен раздел 5 «Говорение» [4, С. 339]. На протяжении нескольких лет экзамен не содержал данного аспекта, только в 2015 году [5, С. 2] рассматриваемый раздел вернули в состав работы, но в новом виде.
Из вышесказанного следует, что формат экзамена достаточно молодой, но, очевидно, что данная часть в обязательном порядке должна присутствовать в языковом экзамене. Некоторые русские лингвисты предложили свои методики подготовки к устной части: Немыкина А. И., Почепаева А. В., Бодоньи М.А., Голега Н. В., Мишин А.В., Мильруд Р.П. и пр. В данной работе
мы предложили свою методическую разработку подготовки к части С5 устного экзамена.
Современная устная часть КИМ ЕГЭ по английскому языку включает в себя 4 задания [6,7,8].
Задание 1 - чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера. Время на подготовку - 1,5 минуты.
В задании 2 предлагается ознакомиться с рекламным объявлением и задать пять вопросов на основе ключевых слов. Время на подготовку - 1,5 минуты.
В задании 3 предлагается выбрать одну из трёх фотографий и описать её на основе плана. Время на подготовку -1,5 минуты.
В задании 4 ставится задача сравнить две фотографии на основе предложенного плана. Время на подготовку - 1,5 минуты.
Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) - 15 минут. Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. Всё время ответа ведётся аудио- и видеозапись. Новая форма экзамена исключает наличие экзаменатора-собеседника (как это было в первые годы проведения, следуя опыту международной практики сдачи экзаменов IELTS, FCE, TOEFL, etc), но предлагает альтернативный вариант - компьютеризированную форму. Такой формат существенно отличается от традиционного и требует определенных навыков выполнения, что необходимо учитывать в процессе подготовки к экзамену. Общим с первичной формой экзамена осталось двойное оценивание разными экспертами.
Заданиями повышенного уровня сложности являются задания 3 (С5) и 4(С6), соответственно, эти задания требуют наиболее тщательной подготовки. Остановимся подробнее на аспекте подготовки к заданию 3 (С5).
Задание С5 выглядит следующим образом [8]:
Task 3. These are photos from your photo album. Choose one photo to describe to your friend.
Рисунок 1. Photo 1, 2, 3
You will have to start speaking in 1.5 minutes and will speak for not more than 2 minutes (12—15 sentences). In your talk remember to speak about:
- where and when the photo was taken
- what/who is in the photo
- what is happening
- why you keep the photo in your album
- why you decided to show the picture to your friend
You have to talk continuously, starting with: "I've chosen photo number ..."
Для удобства подготовки к выполнению данного задания была выработана стратегия:
Стратегия выполнения экзаменационного задания С 5 устной части ЕГЭ:
1. Выберите одно фото из предложенных, внимательно изучите его и подумайте над логикой описания. Строго следуйте предложенному плану и следите за временем.
2. Помните, что в высказывании обязательно должна присутствовать вступительная и заключительная фразы.
3. Старайтесь быть точными в описании деталей картинки, однако помните, что в доскональном описании фото нет необходимости. При необходимости используй «слова-позиции» (in the top, at the bottom,
in the background, etc.). Уместными будут обороты there is\there are. Для описания действий на фото используйте Present Continuous.
4. Следуя заданному плану высказывания, старайтесь быть логичными, используйте слова-связки (firstly, then, in addition, finally, etc).
5. Старайтесь говорить плавно, размеренно, раскрывая содержание каждого пункта, предлагая аргументацию.
6. Не переживайте, если на фото есть объекты, наименования которых Вы не знаете на английском языке. Возможно, объект можно просто пропустить. Если же объект ключевой, то его всегда можно передать через описание, используя структуры (It's a stuff\thing\device\gadget, It's used for, etc.).
7. Старайтесь продемонстрировать лексику, которой владеете. Не забывайте, что эпитеты украшают описание.
8. Не старайтесь сделать высказывание максимально сложным, пользуйтесь теми грамматическими структурами и лексическими единицами, в которых уверены.
9. Не забудьте в конце высказать свое мнение о фото и произнести заключительную фразу. В помощь ученику был разработан шаблон-опора (табл. 1):
Таблица 1. Шаблон для описания фото (Задание 3 устной части ЕГЭ)
Introduction I've chosen photo number........ Look at this photo.
When did you take the photo? I took this photo..........ago, when we .. .(Past Simple). I took this photo while I (Past Continuous) during my holidays. I took this photo a few years ago when I was out photographing things around my town.
What is\who is in the photo? This is a picture of...................
What is happening? Where is the person\ are the people? What is he doing \ are they doing? What does he look like\ do they look like? What does he feel\what do they feel? What is the landscape\ the interior? (give details: in the top, at the bottom, in the background, etc.)
Why do you keep the photo in the album? I took the photo to remind myself what we did that weekend\ summer and I keep it in my album to remember that time. I took this photo because I had a great time at the event and I wanted something to remember it by? So that's why I keep it in my album
I suppose I chose to show that photo to you because
Why did you decide to show this picture to your friend? I'm showing the photo to you because I want you to see what the event was like, and the kinds of things that went on that day. I'm showing you this photo because I wanted to show you how interesting.............can be. I'm showing this photo to you because I want you to see where I spent my days while on holiday.
Conclusion This is the end. That's all I wanted to say.
Предложенная стратегия и шаблон максимально соответствуют опциям задания 3 (С5). Таблица содержит много вариативных пунктов, что позволяет выстроить высказывание индивидуально и не повторяться, многократно описывая фотографии в процессе подготовки. Со временем вырабатывается чувство времени, понимание того, какое количество предложений необходимо для корректного и полного описания каждого пункта, а также формируется темпоритм и интонационный рисунок. Опробовав описание множество раз, пройдя путь от письменного описания до устного, от описания с подготовкой без ограничения времени до строгого следования таймеру, от заготовок до спонтанной речи у ученика навык перерастает в умение. Доведенный до автоматизма навык дает ученику чувство уверенности, которое ему помогает на экзамене, протекающему бесконтактно, только работая с компьютером.
В заключении, следует отметить, что период активных споров вокруг ЕГЭ уже
прошел. Стало очевидно, что формат аттестации выпускников останется таким, однако будут выверяться и оттачиваться формы и содержание экзаменов. Опыт рассматриваемого экзамена демонстрирует путь исканий его разработчиков. Возврат в структуру экзамена устной части не может не радовать предметников, т. к. основная задача изучения иностранного языка - овладение коммуникативными навыками. Отсутствие данной части противоречило положениям Федерального Государственного Образовательного стандарта, в соответствии с которым речевой деятельности отводится значительное место на базовом и профильном уровнях обучения и предполагает контроль речевых умений. Возврат устной части - важная веха в становлении Единого Государственного Экзамена по иностранным языка, присутствие раздела «Говорение» в КИМ ЕГЭ повышает рейтинг экзамена и уровень требований к экзаменуемым.
Библиографический список
1. Результаты Единого Государственного Экзамена (май-июнь 2005 года): Аналитический отчет. М.: ФИПИ, 2005. - С.320-324 URL: http://www.fipi.ru/ (дата обращения: 15.09.2016)
2. Результаты Единого Государственного Экзамена (май-июнь 2007 года): Аналитический отчет. М.: ФИПИ, 2007. - С.371-403 URL: http://www.fipi.ru/ (дата обращения: 15.09.2016)
3. Результаты Единого Государственного Экзамена (май-июнь 2008 года): Аналитический отчет. М.: ФИПИ, 2008. - С.369-402 URL: http://www.fipi.ru/ (дата обращения: 16.09.2016)
4. Результаты Единого Государственного Экзамена (май-июнь 2009 года): Аналитический отчет. М.: ФИПИ, 2009. - С.339-362 URL: http://www.fipi.ru/ (дата обращения: 16.09.2016)
5. М.В. Вербицкая, М. С. Махмурян, В. Н. Симкин. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на анализе типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 по иностранным языкам. М.: ФИПИ, 2015. - С.2 URL: http://www.fipi.ru/ (дата обращения: 17.09.2016)
6. Демонстрационный вариант устной части контрольных измерительных материалов Единого Государственного Экзамена по английскому языку. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, 2015. - ФИПИ. - URL: http://www.fipi.ru/ (дата обращения: 01.10.2016)
7. Демонстрационный вариант устной части контрольных измерительных материалов Единого Государственного Экзамена по английскому языку. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, 2016- ФИПИ. - URL: http://www.fipi.ru/ (дата обращения: 01.10.2016)
8. Демонстрационный вариант устной части контрольных измерительных материалов Единого Государственного Экзамена по английскому языку. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, 2017- ФИПИ. - URL: http://www.fipi.ru/ (дата обращения: 01.10.2016)
SPEAKING IN UNIFIED STATE EXAM: HISTORICAL BACKGROUND AND TRAINING PROCEDURE FOR TASK 3 (C5)
NA. Presnyakov, senior lecturer Pskov state university (Russia, Pskov)
Abstract. Speaking in the Unified State Exam has its own history as it undertook great changes and even had been taken away from the exam for some years. Such background makes meth-odologists be very attentive to details and specifications added every year by Federal institute of pedagogical measurements that gives the floor for teachers to develop constantly new training procedures to teach for the exam. This paper considers historical background and training procedure of task 3 (C5).
Keywords: Unified State Exam, historical background, training procedure, task 3 (C5), performance algorithm