Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетенции при подготовке учащихся средних общеобразовательных школ к устной части ЕГЭ по английскому языку'

Формирование коммуникативной компетенции при подготовке учащихся средних общеобразовательных школ к устной части ЕГЭ по английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1597
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПОДГОТОВКА К ЕГЭ / ГОВОРЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ / СТАРШИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / EXAM PREPARATION / SPEAKING / INTERNATIONAL EXAMS / SENIOR STAGE OF LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанова Оксана Владимировна, Дьяченко Татьяна Вячеславовна

В статье рассматриваются особенности задания высокого уровня сложности устной части ЕГЭ по английскому языку, а именно, его монологичность, формат экзамена один на один с компьютером, и сходство с заданиями из международных экзаменов FCE и TOEFL. Учитывая трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при подготовке к этой части экзамена, предлагается комплекс упражнений, направленных на преодоление этих сложностей и развитие устной речи учеников и в целом их коммуникативной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хасанова Оксана Владимировна, Дьяченко Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT IN PREPARATION OF THE SECONDARY SCHOOL STUDENTS FOR THE SPEAKING SECTION OF THE RUSSIAN STATE EXAM IN ENGLISH

The article deals with the issues of high difficulty level tasks of the verbal section of the Unified State Exam in English, namely its monological features, format of the exam alone with the computer, and its resemblance to the tasks of FCE and TOEFL exams. Taking into account preparation difficulties that the students run across, the authors suggest a set of exercises designed to overcome these difficulties and to develop students’ speaking skills and their communicative competences.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетенции при подготовке учащихся средних общеобразовательных школ к устной части ЕГЭ по английскому языку»

УДК 372.881.1

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ШКОЛ К УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

О.В. Хасанова, Т.В. Дьяченко

Аннотация. В статье рассматриваются особенности задания высокого уровня сложности устной части ЕГЭ по английскому языку, а именно, его монологичность, формат экзамена - один на один с компьютером, и сходство с заданиями из международных экзаменов FCE и TOEFL. Учитывая трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при подготовке к этой части экзамена, предлагается комплекс упражнений, направленных на преодоление этих сложностей и развитие устной речи учеников и в целом их коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, подготовка к ЕГЭ, говорение, международные экзамены, старший этап обучения.

COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT

IN PREPARATION OF THE SECONDARY SCHOOL STUDENTS

FOR THE SPEAKING SECTION OF THE RUSSIAN STATE EXAM IN ENGLISH

O. Khasanova, T. Diachenko

Abstract. The article deals with the issues of high difficulty level tasks of the verbal section of the Unified State Exam in English, namely its monological features, format of the exam - alone with the computer, and its resemblance to the tasks of FCE and TOEFL exams. Taking into account preparation difficulties that the students run across, the authors suggest a set of exercises designed to overcome these difficulties and to develop students’ speaking skills and their communicative competences.

Keywords: communicative competence, exam preparation, speaking, international exams, senior stage of learning.

В 2015 году к ставшим уже традиционными разделам Единого

государственного экзамена по английскому языку (аудирование, чтение, лексика и грамматика, письменная часть) добавилась устная часть. Это изменение было в целом одобрительно встречено в образовательной среде, так как говорение, безусловно, является важнейшим видом речевой деятельности, и отсутствие этого компонента экзамена отрицательно сказывалось на подготовке учащихся.

С тех пор как в 2004 г. Федеральный компонент стандарта среднего (полного) общего образования назвал умение говорить на иностранном языке обязательным требованием к выпускникам школ,

предпринимались многочисленные попытки включить в ЕГЭ задания, контролирующие навык устной речи [1]. Предыдущая версия экзамена на говорение, просуществовав несколько лет, по организационно-

техническим причинам была отменена в 2009 году.

Как отмечает Р.П. Мильруд, возвращение устной части в ЕГЭ повышает значимость формирования устных речевых умений учащихся: возрастают мотивация к овладению

устной речью на уроках иностранного языка, увеличивается время говорения учащихся на занятиях, возвращается интерес к

методическим приемам обучения говорению с целью повышения учебных результатов школьников.

Вместе с тем ориентация обучения на экзамен всегда ограничивает как арсенал дидактических средств, применяемых

учителем, так и универсальные учебные действия, формируемые у учащихся узкими рамками экзаменационных требований. В этой связи важно помнить, что реальное и заметное повышение результатов учащихся в устной части ЕГЭ зависит не только от овладения техникой выполнения экзаменационных заданий, но и от общего уровня развития учащихся, а также от уровня их коммуникативной компетенции.

Опыт подготовки учеников гимназии № 122 г. Казани к устной части экзамена показал, что наибольшие трудности учащиеся испытывают с выполнением последнего - 4-го задания экзамена.

Задание 4 устной части ЕГЭ по английскому языку является заданием высокого уровня сложности и представляет собой связное тематическое монологическое

высказывание, цель которого - передача основного содержания увиденного с выражением своего отношения, оценки, аргументации (сравнение двух фотографий) [6, с. 6].

Задание на сравнение фотографий является довольно распространенным в практике

международных экзаменов (FCE, CAE) [3]. Однако в случае с ЕГЭ к характеристикам задания добавляется еще одна существенная черта - формат проведения экзамена - а именно, отсутствие экзаменатора.

Таблица 1. - Сравнительные характеристики задания высокого уровня сложности в устной части ЕГЭ и экзаменов FCE и TOEFL

Характеристики FCE TOEFL ЕГЭ

Формат экзамена

2 кандидата, 2 экзаменатора (один слушает, другой ведет интервью) + - -

Один на один с компьютером - + +

Формы контроля устно-речевых умений

Монолог (1 - 3 минуты) на поставленную тему + + +

а) Монолог-рассуждение (выражение личного мнения) + + -

b) Монолог-сравнение (2 фотографии) + - +

Из таблицы 1 можно сделать вывод, что задание высокого уровня сложности в устной части ЕГЭ (4 задание) по своему формату сходно с заданиями в международном экзамене TOEFL (проходят один на один с компьютером); кроме того, оба экзамена используют монолог (хоть и разные его виды) как форму контроля устных речевых умений. Однако, с точки зрения формы, 4-ое задание из устной части ЕГЭ ближе всего к заданию на сравнение фотографий, применяемому в экзамене FCE. Кроме того, ЕГЭ, так же как и FCE, является формами контроля устноречевых умений на уровнях В1+/В2 (классификация Совета Европы).

Учебные универсальные действия (УУД), контролируемые в задании высокого уровня сложности:

- Способность грамотно (связно, логично) составить и адекватно представить (паузы, ритм, интонация) текст заданного объема в контексте коммуникативной задачи.

- Навыки сравнения, описания, рассуждения.

- Умение точно и правильно употреблять

языковые средства оформления

монологического высказывания [1, с. 16].

Целью задания является определение уровня сформированности коммуникативной компетенции ученика, при этом напрямую проверяются речевая и языковая компетенции

и опосредованно социокультурные знания и компенсаторные навыки.

Диагностические тесты в форме заданий устной части ЕГЭ, проведенные с учениками 11б класса (2 группы: 14 и 13 человек) школы № 122 г. Казани выявили следующее:

- учащиеся испытывают сложности с нахождением четкой аргументации в поддержку своего мнения (зачастую ограничиваются одной общей фразой) и схожих и различных черт фотографий (как на общем, так и детальном плане). Также учащиеся зачастую не придерживаются плана ответа, что делает высказывание нелогичным и бессвязным; не следят за временем, поэтому не укладываются во временные рамки, установленные экзаменом; не используют разговорные клише, допускают

грамматические и лексические ошибки.

Учитывая недостаточное овладение УУД учащимися, не позволяющее им в полной мере справиться с поставленной перед ними задачей, специфику самого задания, а именно его монологичность и сходство с заданиями экзаменов FCE и TOEFL и международный опыт подготовки к этим экзаменам, учащимся были предложены следующие упражнения.

Результаты, показанные учениками 11б класса до и после выполнения ими предложенного комплекса упражнений, представлены в таблице 2 (в баллах от 0 до 7, в соответствии с критериями оценки ЕГЭ).

Упражнение 1. Вырази мнение.

Which of the ways to keep fit presented in the photos would you prefer? (go to the gym or play a team game).

1. Прочитайте предложения, расставьте их в правильном порядке, чтобы получить ответ. Найдите все использованные разговорные клише.

a Another reason I prefer playing team games is because they are sociable

b When you enjoy yourself losing calories is easy.

c Personally, I’d prefer to stay in shape by taking up a team sport.

d One reason I like team sports is because they are exciting and fun.

e You make new friends all the time.

2. Не смотрите на ответ в пункте 1. Ответьте на вопросы.

a) Which way of keeping fit does the speaker prefer?

b) What is one reason he likes it?

c) What is another reason he likes it?

3. Используя ответы в пункте 2, объясните партнеру за 60 секунд точку зрения говорящего. Используйте следующие выражения: prefer, enjoy, one reason, another reason.

4. Послушайте запись ответа. Чем он отличается от вашего ответа? Какие выражения вы могли бы из него использовать?

5. Работая в паре, закончите высказывание, представив аргументы и используя слова-связки. Следите за временем.

Personally, I’d prefer to stay in shape by joining a gym.

Упражнение 2. Говори по схеме.

1. Послушайте запись ответа и заполните схему.

1 photo

2 photo

Similarities

Differences

What you prefer

2. Послушайте запись другого ответа на то же задание. Заполните схему по примеру пункта 1. Работая в паре, сравните, найдите сильные и слабые стороны двух ответов.

3. Даны 2 фотографии. Составьте схему ответа по примеру из пункта 1.

4. Напишите ответ, используя

составленную схему.

5. Работая в паре, произнесите вслух свой ответ. Поменяйте партнера 2 раза. Следите за временем.

1 My time__________ 2 My time_________________________ 3 My time

Partner 1 time Partner 2 time Partner 3 time

Таблица 2. - Количество баллов, набранных учениками

Баллы 0 1 2 3 4 5 6 7 Всего

Количество учащихся До 1 2 3 5 3 1 0 0 14

После 0 0 0 2 2 4 5 1 14

Данные демонстрируют, что выбранная методика позволила добиться значительного улучшения результатов учеников при выполнении задания № 4.

В условиях внедрения нового формата сдачи экзамена первоочередная задача учителя при работе с учащимися старших классов, уже

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования Российской Федерации. - М., 2004. -266 с.

2. Getzel E., Yaunish T. Basic Skills for the TOEFL iBT 1 Speaking Book. - Compass publishing, 2008.

3. Cambridge English: First Handbook for

teachers URL:

http://www.cambridgeenglish.org/images/cambridge-english-first-handbook-2015 .pdf

4. Мильруд Р.П. Приемы и технологии обучения устной речи. [Электронный ресурс] // Язык и культура. - 2015. - № 1(29). Режим доступа:

имеющими достаточный запас знаний для осуществления такого продуктивного вида речевой деятельности, как говорение, заключается в оптимизации процесса обучения устной речи и повышении его эффективности за счёт обогащения методического инструментария педагога.

http://cyberleninka.ru/article/n/priemy-i-tehnologii-

obucheniya-ustnoy-rechi

5. Новая модель устной части ЕГЭ по иностранным языкам / Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н., Соловова Е.Н. // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 9. - С. 10-20.

6. Спецификация контрольных

измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по иностранным языкам. - ФИПИ, 2015.

7. The Official Guide to the TOEFL ® Test

McGraw-Hill Third Edition, 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://www.ust.edu/ustj/images/hss/134_1444107591. pdf

Сведения об авторах:

Хасанова Оксана Владимировна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, e-mail: khasanova_oxana@rambler.ru

Дьяченко Татьяна Вячеславовна (г. Казань, Россия), магистрант, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, e-mail: dyachenkotania@gmail.com

Data about the authors:

O. Khasanova (Kazan, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor at Kazan (Volga region) Federal University, e-mail: khasanova_oxana@rambler.ru

T. Diachenko (Kazan, Russia), master's degree student, Kazan (Volga region) Federal University, email: dyachenkotania@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.