Научная статья на тему 'Обучение иноязычной устной речи в формате егэ'

Обучение иноязычной устной речи в формате егэ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
956
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕГЭ / ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ / УПРАЖНЕНИЯ / ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лубянова М.А., Скиба В.Ю.

Статья посвящена обучению иноязычной устной речи, рассмотрены и проанализированы задания ЕГЭ, представленные в части «Говорение». Приведены типичные ошибки при выполнении заданий, составлена их классификация. Предложены упражнения для отработки ошибок при подготовке к заданиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лубянова М.А., Скиба В.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение иноязычной устной речи в формате егэ»

УДК 372.881.1

Лубянова М.А.

к.п.н, доцент, Южный федеральный университет

Скиба В.Ю.

студент, Южный федеральный университет ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ В ФОРМАТЕ ЕГЭ

Статья посвящена обучению иноязычной устной речи, рассмотрены и проанализированы задания ЕГЭ, представленные в части «Говорение». Приведены типичные ошибки при выполнении заданий, составлена их классификация. Предложены упражнения для отработки ошибок при подготовке к заданиям.

Ключевые слова: ЕГЭ, обучение иноязычной речи, упражнения, типичные ошибки.

При выборе методов и технологий обучения устной иноязычной речи необходимо исходить из новых условий и стандартов образования, которые отражены, в частности, в требованиях единого государственного экзамена.

Согласно стандартам ЕГЭ, в его устной части учащимся необходимо показать свой уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции. Исходя из концепции Е.И. Пассова, в ее состав входят такие важнейшие умения, как:

а) чтение и понимание несложных текстов, являющихся аутентичными (как полное понимание, так и понимание конкретного содержания);

б) устное общение в типичных, повседневных ситуациях учебно-трудовой, культурной, общественно- бытовой сфер;

в) умение в устной форме кратко рассказать о себе, пересказать определенный материал, выразить собственное мнение на какую-либо ситуацию; и др. [1: 37].

Основой коммуникативной компетенции являются речевые навыки, которые образуются на основе языковых знаний и умений.

К сожалению, во многих школах подготовка к ЕГЭ, в основном, сводится к решению «вариантов» как без анализа ошибок, так и без выявления причин их возникновения.

Таким образом, корнем проблемы, препятствующим успешной сдаче ЕГЭ по английскому языку является не сам экзамен, а подход к его подготовке.

По мнению Т.Ф. Белоусовой, разговорный иностранный язык довольно сложно освоить, что указывает на сложность и важность процесса преподавания устной речи. [7,8] Одна из основных трудностей, возникающих в процессе обучения устной речи, заключается в языковом материале, которым ученик должен овладеть. Дело в том, что он выступает в абсолютно новом качестве — им нужно владеть, как средством активного общения, а не просто для понимания и узнавания. Это, в свою очередь, является целью при рецептивном восприятии языка.

Самым сложным является самостоятельное выражение мыслей и чувств благодаря средствам иностранного языка. Говорящий обязательно должен владеть синтаксико-морфологическим строем языка, помимо этого необходимо разбираться в сложной системе сочетаемости слов, которая, как бы то ни было, всегда специфична и в большой степени не совпадает с сочетаемостью в родном языке участника общения.

Общеизвестно, что устная иноязычная речь представлена двумя разновидностями — диалогической и монологической.

Разговор, который поддерживается собеседниками, совместно обсуждающими и решающими определенные вопросы, называется диалогом. Для него характерны фразы, которые используют говорящие, повторение реплик и отдельно взятых слов за собеседником, вопросы и ответы на них, пояснения, дополнения, употребление междометий

и разнообразных вспомогательных слов. Особенности диалога в значительной мере зависят от того, насколько собеседники понимают ситуацию общения.

Монолог является второй разновидностью устной речи. Это речь человека, которая обращена к одному или нескольким лицам, слушающим его. Монолог является коммуникативно сложным, так как в его использовании необходима общая завершенность мысли, достаточно строгое соблюдение грамматических правил, обязательная последовательность при изложении того, что хочет сказать говорящий и логика. В построении монологической речи возникают большие трудности по сравнению с диалогом, и это является специальной задачей, которую учителя вынуждены решать в течении всего периода обучения. «Не случайно встречаются взрослые люди, умеющие свободно, без затруднений беседовать, но затрудняющиеся, не прибегая к заранее написанному тексту, выступить с устным сообщением (докладом, публичным выступлением и т. п.), имеющим монологический характер. Это зачастую является последствием недостаточного внимания учителей школы к работе по формированию у учащихся монологической речи на иностранном языке» [2: 69].

Рассмотрим задания ЕГЭ, представленные в части «Говорение» и призванные непосредственно контролировать сформированность устной речи на английском языке, а также типичные ошибки, которые допускают выпускники средних школ.

Задание 2. Представляет собой условный диалог-расспрос, который, в свою очередь, проверяет такие умения диалогической речи, как: осуществление запроса информации, обращение за разъяснениями о том, как точно и правильно употреблять языковые средства оформления высказывания. Помимо этого, ученикам необходимо составить пять прямых вопросов, опираясь на вербальную ситуацию.

Задание 3. Требует умения строить связный тематический монолог с использованием следующих коммуникативных типов: описание, повествование, рассуждение.

Задание 4. Контролирует умение осуществить связное тематическое монологическое высказывание при передаче основного содержания с общим выражением своего отношения к увиденному, а также способности оценивать и аргументировать (сравнить две фотографии) в заданном объеме в контексте коммуникативной задачи.

В методической литературе широко представлены итоги проведения устноречевой части экзамена, несмотря на то, что контроль устной речи в формате ЕГЭ является новым этапом в реализации современных образовательных стандартов. Важной частью итогов является анализ ошибок, допущенных выпускниками, что помогает учителям и ученым-методистам в корректировке технологий обучения, а также разработке методических рекомендаций для осуществления групповой и индивидуальной работы с учащимися при подготовке к ЕГЭ.

Проведенный анализ методической литературы [3], представляющей результаты устной части ЕГЭ, позволяет дать классификацию ошибок учащихся в устной иноязычной речи.

Подробный анализ типичных ошибок на английском языке, представленный в методических рекомендациях для учителей [6] показывает, что в каждом задании можно выделить трудно формируемые компетенции, на которые учителю следует обратить особое внимание.

В задании 2 базового уровня сложности типичным ошибками при составлении диалога-расспроса участниками экзамена являются:

• описание картинки или составление монолога, вместо уточняющих вопросов;

• запрос не той информации, которая требуется;

• использование вопроса «Как насчет...» либо утвердительных предложений «Расскажите о.», хотя в инструкции к заданию ясно указано, что надо задать пять прямых вопросов;

• не соблюдение грамматических правил при построении прямых вопросов;

• использование однотипной конструкции в вопросах

При выполнении задания 3 экзаменуемые допускают следующие типичные

ошибки:

• описывают все изображения вместо одного;

• утверждают (против условий задания), что фото было снято кем-то из близких знакомых или родных, либо что это они на снимке;

• не указывают адресности, т.е. что это обращение к другу;

• забывают о формулировке вступительной и заключительной фраз;

• используют по одной фразе на каждый пункт;

• неправильно описывают картинку;

• нарушают порядок пунктов в плане, что делает высказывания нелогичными;

• не делятся своим мнением по поводу героев, а также картинки в целом;

• не используют необходимые при описании изображения устойчивые выражения, например: In the foreground ..., In the background ..., on the right;

• допускают фонетические и лексико-грамматические ошибки, а также ошибки в использовании предлогов.

Типичные ошибки, допущенные учениками при выполнении задания 4:

• картинки не сравнивают, а просто соотносят;

• вместо краткого описания фотографий развернуто их описывают;

• не могут сравнить картинку по общим и различительным факторам;

• дают лишь по одной фразе на каждый пункт плана, либо слишком подробно описывают картинки;

• не показывают своего отношения к изображениям;

• забывают о формулировке вступительной и заключительной мыслей;

• не используют клише при описании и сравнении изображений;

• допускают фонетические и лексико-грамматические ошибки в ответе.

Представленные ошибки можно разделить на две большие группы. К первой группе относятся ошибки, связанные с построением текста высказывания:

• Решение коммуникативной задачи, т.е. отклонение от темы и ситуации общения,

которые указаны в коммуникативном задании, неполное и неточное раскрытие темы, непродуктивность речи и несоответствие объему высказывания.

• Организация текста; — нарушение логичности и связности текста в изложении

материала, при неправильном использовании языковых средств передачи логической связи между отдельными частями высказывания (местоимения, союзы, вводные слова и т.д.), а также недостатки композиции текста, т. е. отсутствие деления текста на вступительную фразу, основную часть и заключительную фразу согласно плану.

• Логичность и завершенность высказывания — нарушена или отсутствует

последовательность и связность изложения, монологическое высказывание заканчивается на середине фразы, нет достаточно четкой композиции, а также вступительной и заключительной фраз, которые соответствовали бы ситуации.

• Использование средств логической связи — отсутствуют средства логической связи,

придающие монологическому высказыванию и показывающие его характер — рассуждение, описание. Ко второй группе относятся языковые ошибки:

• Точность в выборе слов и выражений, их сочетаемость с темой и ситуацией общения;

• Правильность формирования лексических словосочетаний, соблюдение узуальной

сочетаемости английского языка;

• Запас слов и разнообразие используемой лексики (применение синонимов, антонимов

и фразеологизмов) в соответствии с базовым уровнем в задании 3 и высоким

уровнем в задании 4;

• Точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью

высказывания, разнообразие и правильность используемых грамматических средств.

Классификация таких ошибок позволяет преподавателям определять типы заданий, направленных на отработку конкретных коммуникативных умений и использовать их в практической деятельности.

При отработке ошибок к заданию 2 рекомендуется упражнение, которое поможет избежать однотипных вопросов и ликвидировать типичные ошибки.

Соотнесите части А и В (в некоторых случаях возможны несколько ответов)

A B

Duration Where

Location How much

Price When

Place How long

Time Is (are) there

Availability What type of

Tours How many

В рамках предложенной ситуации желательно мотивировать учащихся задавать как можно больше вопросов разного типа.

Своевременное исправление ошибок учителем в начале работы способствует правильному грамматическому оформлению вопросов, чему следует уделять особое внимание. В дальнейшем важно переходить к формированию речевой самостоятельности учащихся, что во многом поспособствует развитию навыков самоконтроля, т. е. рефлексии.

Основным типом заданий для формирования грамматической рефлексии является «Найдите ошибки в следующих вопросах/предложениях». Например:

1. Why people prefer discount travelling?

2. What hotel facilities make a perfect holiday?

3. He prefers when the breakfast is included, isn't he?

4. What number of city tours are you attracted?

5. What date for departure would you choose?

Таким образом, для подготовки учащихся к успешному выполнению задания 2 устной части экзамена учителю необходимо:

• объяснить необходимость задавать прямые вопросы при ведении диалога,

• закрепить грамматические навыки постановки вопросов разного типа;

• проводить анализ различных речевых ситуаций и объяснять, в каких случаях нужно

поставить общий вопрос, в каких — специальные либо другие типы вопросов;

• формировать навыки языковой рефлексии

Для подготовки к выполнению задания 3 можно предоставить следующие примеры упражнений.

Используя подсказки в пунктах плана, опиши фотографию.

Вступление. Поскольку данное задание несет в себе коммуникативный характер, вступление должно непосредственно связать изображение на фотографии и предыдущий опыт. Например:

Таврический научный обозреватель

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шшшЛауг.Баепсе № 5 (декабрь), 2015

— Послушай! Ты помнишь, что я люблю фотографировать?

1 пункт представляет собой повествование о том, где и когда была сделана фотография, был ли рассказчик там один либо с друзьями, с семьей и т.д.

2 пункт должен показать умение назвать то, что изображено на фотографии и описать:

• людей (На фото на переднем плане ты видишь ... (мою сестру, брата, друга и т.п.);

• местность (Это находится ...);

• погоду (Погода в этот день была .)

3 пункт демонстрирует умение давать характеристику настроения персонажей, описывать их внешность и действия. Например:

• Она (он, они) ... (делает/ют). На ней надето ... Ей ... весело (грустно и т.п.). Что на

них/ней/нем надето

• ... Ей ... весело (грустно_и т. п.).

4 пункт реализует коммуникативное умение объяснять, давать характеристику настроения рассказчика. Например:

- Я сфотографировал это, так как я первый раз ... был (видел, ел, слушал и т.п.). Мне было ... интересно (страшно, необычно и т.п.).

5 пункт демонстрирует коммуникативное умение объяснять причину действий, описывать свои чувства, а также, выстраивать логический переход к заключительной части высказывания. Например:

— Я решил показать это тебе по нескольким причинам. Во-первых, хочу поделиться с тобой своими чувствами. Во-вторых, приглашаю тебя ... (поехать, попробовать и т.п.).

В заключении отвечающий, реализуя коммуникативную задачу и продолжая общение, должен обратиться с вопросами к предполагаемому собеседнику. Например:

— Тебе понравилась фотография? Ты поедешь/пойдешь со мной?

В качестве тренировочных упражнений, подготавливающих к выполнению задания 3, можно установить следующие задания.

Заполните таблицу ключевыми словами, которые понадобятся Вам для описания данного фото._

Environment

Mood

Event

Расставьте фразы из монолога в нужном порядке для описания картинки. Отметьте те клише, которые нужны для описания фотографии. Вставьте предлоги.

1 ._the wall you can see

2 ._the front/back

3 ._the right /left of the picture

4 ._the center /middle

5 ._the right_smth

6. Sally is interested_

7. He is fond_

8. My father is keen_

Отредактируйте текст настолько, чтобы получить максимальное количество баллов по всем критериям (в тексте есть языковые ошибки).

I would like to show you the picture. This is my father. I choose to show this photo to you because this is his birthday photo. He is very happy. My mother took this photo last month. [5: 27]

К сожалению, далеко не во всех современных школьных учебниках подробно отрабатывается техника описания изображений, хотя в школьных планах установлено требование «описание человека, места, предмета». Так как в учебниках, в качестве опоры выступают не столько зрительные, содержащие определенный сюжет картинки, сколько вербальные опоры, а немногочисленные зрительные опоры содержат, как правило, изображения людей, а не места и предметы, то участники не могут справиться с поставленной задачей успешно.

При подготовке к выполнению задания 4, необходимо опираться на упражнения, направленные на развитие автономии учащихся [6].

Подготовьте список необходимых слов и словосочетаний для сравнения и сопоставления следующих двух картинок.

Какие из нижеперечисленных разговорных клише понадобятся для описания, сравнения и сопоставления двух приведенных фотографий? Обоснуйте Ваш ответ.

Расставьте нижеследующие фразы так, чтобы получилось логичное завершенное монологическое тематическое высказывание с элементами сопоставления и сравнения.

Заполните таблицу, опираясь на картинки, и обсудите их в^ парах:

Photographs Common features Different features Conclusion

Action

Location

Characters

Attitude

Прочитайте условия задания 4. Продолжите сравнение 2 картинок.

I'd like to show you and compare these two pictures. In the centre of the first photo we can see a girl sitting next to a boy... [4]

При подготовке к выполнению задания 4 следует обратить внимание учеников на следующие аспекты:

• данные два изображения, необходимо не только описать, но и детально сравнить их сюжеты;

• в монологе нельзя забывать о вступлении и заключении; для начала необходимо описать, что общего на этих двух изображениях, а затем остановиться на конкретных различиях между ними;

• следует четко придерживаться плана, чтобы высказывание было хорошо структурированно, и ни один пункт плана не был забыт;

• обязательно нужно использовать типичные для описания и сравнения фотографий клише и средства логической связи;

• также можно сказать об эмоциональном фоне обеих фотографий; сказать, какие чувства они вызывают;

• нужно соблюсти как ограничения по времени, так и по объему.

В итоге можно сделать вывод, что в процессе обучения иностранным языкам важным аспектом является спонтанная речь, и ей необходимо уделять больше внимания и времени. Многие УМК ориентируют учащихся только на подготовленную устную речь, а именно создание письменного текста и заучивание его наизусть, что является недостаточным материалом для подготовки учащегося к успешной сдаче экзамена. Для того, чтобы

восполнить этот пробел, необходимо создавать на уроках как можно больше коммуникативных ситуаций, в ходе которых учащиеся естественным путем осуществляют запрос информации — задают вопросы — и обмениваются ею. Для формирования умения спонтанной речи необходим план и другие вербальные опоры — полезные слова и выражения — а также широкое использование визуальных опор. Можно рекомендовать время от времени записывать ответы учащихся на аудионосители, чтобы впоследствии обсудить их достоинства и недостатки, пути совершенствования и сложность спонтанной речи. В свое время введение аудирования повысило внимание к этому виду речевой деятельности и сделало его неотъемлемой частью школьного урока, хочется надеяться, что введение устной части ЕГЭ окажет положительное влияние на процесс обучения.

Литература

1. Пассов Е.И. Коммуникативные методы обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1985.

2. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд — М.: Просвещение 1991.

3. English Study Cafe URL: http://www.english-study-cafe.ru/ (дата обращения: 17.12.2015).

4. Тренировочная версия станции записи устных ответов URL: http://injaz.ege.edu.ru/ (дата обращения: 17.12.2015).

5. Вербицкая М.В. ЕГЭ, Английский язык, Тематические и типовые экзаменационные варианты, 30 вариантов / под ред. М. В. Вербицкой. ЕГЭ, 2015.

6. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по иностранным языкам М.: ФИПИ, 2015

7. Белоусова Т.Ф., Довгалева Е.О. Практическое применение Интернет-ресурсов в процессе формирования иноязычной речевой компетенции //Вопросы и образования и науки: теоретический и методический аспекты. Т.5. — Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2015.

8. Белоусова Т.Ф., Лобачева М.И. Особенности методики обучения иностранным языкам на раннем этапе // Вопросы и образования и науки: теоретический и методический аспекты. Том 5. — Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.