Научная статья на тему 'Особенности устной части ЕГЭ по иностранному языку: нововведения и шаблоны'

Особенности устной части ЕГЭ по иностранному языку: нововведения и шаблоны Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1252
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / НАВЫКИ УСТНОЙ РЕЧИ / ГОВОРЕНИЕ / ШАБЛОНЫ / UNIFIED STATE EXAMINATION / SPEAKING SKILLS / SPEAKING / CLICHéS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Воробьева С.Г., Клевцова Е.М., Крашенинникова Е.И., Мирончева О.А.

Единый государственный экзамен по иностранному языку остается одним из самых сложных и неоднозначных экзаменов, который вынуждены сдавать современные выпускники. Авторы пытаются выявить, насколько данный экзамен действительно проверяет сформированность навыков устной речи выпускников. На примере заданий с официального сайта ФИПИ они также анализируют соответствие заданий заявленному уровню сложности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Воробьева С.Г., Клевцова Е.М., Крашенинникова Е.И., Мирончева О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Unified state examination in foreign languages: innovations and clichés

Unified state examination in English remains one of the most complicated and disputable among all the examinations, which school graduates are to take nowadays. The authors try to find out if this examination really tests the speaking skills of examinees. Using the task from the official site of the Federal Institution of Pedagogical Measurements the authors also analyze whether the tasks correspond to the declared level of complexity.

Текст научной работы на тему «Особенности устной части ЕГЭ по иностранному языку: нововведения и шаблоны»

ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: НОВОВВЕДЕНИЯ И ШАБЛОНЫ

Воробьева С.Г., Клевцова Е.М., Крашенинникова Е.И., Мирончева О.А.

Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск, Российская Федерация

Единый государственный экзамен по иностранному языку остается одним из самых сложных и неоднозначных экзаменов, который вынуждены сдавать современные выпускники. Авторы пытаются выявить, насколько данный экзамен действительно проверяет сформированность навыков устной речи выпускников. На примере заданий с официального сайта ФИЛИ они также анализируют соответствие заданий заявленному уровню сложности.

Ключевые слова: единый государственный экзамен; навыки устной речи; говорение; шаблоны.

PECULIARITIES OF UNIFIED STATE EXAMINATION IN FOREIGN LANGUAGES: INNOVATIONS AND CLICHÉS

Vorobieva S.G., Klevtsova E.M., Krasheninnikova ЕЛ., Mironcheva O.A.

Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russian Federation

Unified state examination in English remains one of the most complicated and disputable among all the examinations, which school graduates are to take nowadays. The authors try to find out if this examination really tests the speaking skills of examinees. Using the taskfrom the official site of the Federal Institution of Pedagogical Measurements the authors also analyze whether the tasks correspond to the declared level of complexity.

Keywords: unified state examination; speaking skills; speaking; clichés.

Всеобщая глобализация, миграция, международное сотрудничество и мобильность студентов требуют от грамотного специалиста высокого уровня владения иностранным языком. Считается, что высококвалифицированный специалист должен «не просто общаться на иностранном языке, но и быть способным использовать знания иностранного языка в профессиональной деятельности и профессиональной коммуникации» [6, с. 72].

Для повышения уровня владения иностранным языком Министерство образования и науки РФ намерено включить Единый государственный экзамен по английскому языку в ряд обя-

зательных дисциплин с 2020 года [1, с. 90]. До этого времени перед учителями иностранных языков остро стоит задача тщательной подготовки учеников к успешной сдаче одного из самых сложных экзаменов [4, с. 88]. Поэтому школьные учителя и преподаватели иностранных языков постоянно ведут поиски путей активизации процесса обучения, повышения уровня компетенций обучающихся [2]. «Речевая компетенция предполагает развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме» [5]. ЕГЭ подразумевает проверку всех этих видов речевой деятельности. Авторы не раз обращались к вопросу о том, насколько результаты экзамена свидетельствуют об уровне подготовки учащихся [3], и делали они это на примере написания письма и эссе. В данной работе нам хотелось бы поподробнее остановиться на говорении, проанализировать изменения, которые затронули эту часть в 2016 году, а также выявить основные сложности и противоречия данной части экзамена.

Что же такое говорение? Различные словари дают несколько отличающиеся определения данного слова, но, в целом, модно сказать, что говорение — это «продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение» [7]. В свою очередь общение подразумевает обмен мнениями между людьми. Однако именно этот аспект на экзамене и отсутствует. Ученику предлагается на протяжении нескольких минут «общаться» с компьютером, говорить на определенную тему, не видя реакции собеседника, в отсутствии каких-либо вопросов, реакций на услышанное. Как часто в повседневной жизни мы сталкиваемся с такими ситуациями? Насколько уверенно будет чувствовать себя человек при разговоре с воображаемым другом? Какие умения и навыки, а главное компетенции будет развивать такая речь? Это лишь некоторые вопросы, которые, на наш взгляд, не имеют на данный момент вразумительного ответа. Кроме этого, необходимо учесть степень взволнованности экзаменуемого, всю напряженность ситуации и необходимость продуцировать высказывание иногда на совершенно абсурдную тему. Рассмотрим все задания устной части ЕГЭ по порядку.

Задание 1 подразумевает чтение фрагмента информационного или научно-популярного стилистически нейтрального текста. Данное задание относится к базовому уровню сложности. На первый взгляд задание кажется элементарным, так как навыки чтения у одиннадцатиклассников должны быть сформированы достаточно прочно. При оценивании данного задания эксперты ЕГЭ должны опираться на критерии, представленные в Унифицированных учебных материалах для подготовки экспертов предметных комиссий [8]. Один балл выставляется при условии, что «речь воспринимается легко, необоснованные паузы отсутствуют, допускается не более пяти фонетических ошибок, в том числе одна-две ошибки, искажающие смысл». Кроме того, экзаменуемый обязан продемонстрировать навыки в области произнесения звуков и их

сочетаний, то есть владеть правилами чтения и исключениями, дифференцировать и правильно произносить межзубные и фрикативные согласные, губно-губные и губно-зубные согласные, учитывать долготу и краткость звуков, владеть «связующим г», а также демонстрировать навыки в области интонации, а именно владеть расстановкой пауз, фразового ударения, нисходящим и восходящим тоном и т.д.

В качестве примера, ниже приведен один из фрагментов текста, предлагаемый экзаменуемым для чтения (текст взят сайта ФИПИ) [9].

Many lands that had once been swamps were drained or filled in. There are different reasons why people drained swamplands. Some were drained to fight diseases caused by insects that lived in them. Because swamps were considered unpleasant places in which to live and harmful to health, many people thought that unless they were drained the land was worthless.

Other swamps were drained to make new land As the population grew and more land was needed, people drained swamps orfilled them to make roomfor more farms andfactories, more roads and airports.

Few people thought that it might be harmful to get rid of swamps. As swamps disappeared, other things happened. There were both more floods and more droughts than before. There were also more fires, for swamps had acted as firebreaks. Hunters noticed that there was less wild game. Wild life that once lived in the swamps was dying out, because it had no place to live.

При изучении текста, можно спрогнозировать типичные ошибки учащихся, к которым относятся труднопроизносимые слова или исключения. Таких слов в тексте, на наш взгляд, пять. То есть, если экзаменуемый допустит ошибки в этих словах, он уже получит ноль баллов за выполнение задания, даже если мы не будем учитывать все остальные критерии оценки. Более того, последний абзац скорее напоминает скороговорку, в которой постоянно чередуются звуки [w], [б] и [v], что делает его достаточно сложным для чтения. Получается, что задание, которое кажется очень простым и оценивается в 1 балл, может вызвать значительные затруднения даже у хорошо подготовленных детей.

Задание 2 раздела Говорение также относится к базовому уровню сложности. Это условный диалог-расспрос с опорой на ситуацию и картинку. Практика показывает, что данное задание обычно не вызывает особых трудностей, так как большинство детей умеют задавать вопросы. При подготовке учащихся необходимо обратить их внимание на недопустимость использования сокращенных вопросов типа Could you tell me the price? / What about the price? От использования косвенных вопросов лучше отказаться, так как их грамматическая структура может повлечь за собой ряд нежелательных ошибок. Облегчает выполнение данного задания тот факт, что, исходя из анализа представленных на сайте ФИПИ заданий, вопросы сводятся к выяснению месторасположения какого-либо объекта (школы, музея, курсов и т.д.), цены на услуги, время работы заведения и доступности каких-то дополнительных опций.

Задание 3, которое представляет собой монологическое высказывание с опорой на вербальную ситуацию и фотографию, также считается базовым. Экзаменуемому предлагается выбрать одну картинку из трех и представить ее другу, опираясь на следующий план:

- когда и где было сделано фото;

- кто/что изображено на фото;

- что происходит на фото;

- почему автор хранит фото в своем альбоме;

- почему автор решил показать фото другу.

Сразу же хотелось бы указать на несуразность четвертого вопроса. В современном мире, при наличии планшетов, смартфонов и компьютеров в каждом доме, очень маленький процент людей печатает фотографии и хранит их в альбоме. Дети делают огромное количество фотографий, которые хранятся у них в телефоне, поэтому при ответе на данный вопрос дают неточный, но честный ответ. Вместо того чтобы сказать I keep the photo in me family album..., они говорят I took this photo. На наш взгляд, последняя формулировка нисколько не умаляет ответ учащегося, но, исходя из требований, она ведет к снижению количества баллов за «Решение коммуникативной задачи».

На количество баллов, выставленных за «Решение коммуникативной задачи», также влияют такие факторы как развернутость и полнота ответа. Если ученик отвечает на первый и второй вопрос одним предложением, то ответ считается неразвернутым, в то же время, если экзаменуемый дает слишком подробное описание, то возникает проблема «топиково-сти, избыточной информации, отхода от темы», что также ведет к снижению оценки. Кроме того, для получения максимального количества баллов учащемуся необходимо воспроизвести 12-15 фраз. Однако дети, владеющие иностранным языком на достаточно продвинутом уровне, используют в своей речи достаточно сложные конструкции и обороты, что ведет к увеличению объема одного предложения, но снижению общего количества фраз. Еще одним неудачным, на наш взгляд, аспектом этого задания является тот факт, что отвечающий сам не может быть на фотографии. В современных условиях, при зашкаливающей популярности селфи, существует возможность снимать себя практически на любой смартфон, любой человек может и фотографировать и одновременно присутствовать на фотографии. Это было возможно и раньше при наличии штатива и режима отсроченной съемки, но сейчас это стало намного легче. Возникает еще один вопрос, если мы показываем фотку из своего семейного альбома, почему ее не мог сделать кто-либо из члена твоей семьи? К сожалению, если в ответе эксперт слышит фразу My father took this photo when we were on holidays, он вынужден оценить ответ в 0 баллов, поскольку считается, что экзаменуемый не понял задание и коммуникативная задача не выполнена, даже если в ответе были раскрыты все остальные

аспекты. Четвертый и пятый вопросы также достаточно близки. Обычно фотографию хранят в альбоме и решают показать, если она чем-то особенно дорога. Поэтому практически синонимичные вопросы вводят их в замешательство.

Отдельно, нам бы хотелось остановиться на содержательной стороне фотографий. Необходимость соблюдения и защиты авторских прав не вызывает никаких сомнений. В то же время фотографии, представленные для описания на сайте, зачастую настолько скучны, что вряд ли кому-то придет в голову фотографировать такую ситуацию, а тем более хранить такую фотографию в альбоме. Экзаменуемый дает невразумительный ответ не потому, что он плохо владеет иностранным языком, а потому, что он просто не знает, что еще можно сказать про представленную фотографию.

По требованиям организации текста в высказывании учащегося должно присутствовать вступление и заключение, но отсутствовать топиковость. Шаблонные фразы, которые можно предложить использовать экзаменуемому, типа Hi, Mary! I'd like to show you one of my favourite pictures / As for me, I am fond of taking pictures, etc. в действительности не моделируют реальную коммуникацию, так как для нее нужен, в первую очередь, второй собеседник, а сам формат ЕГЭ не подразумевает наличие такового.

Последнее 4 задание данного раздела - создание монологического тематического высказывания с элементами сопоставления и сравнения, с опорой на вербальную ситуацию и фотографию - относится к высокому уровню сложности. Экзаменуемым предлагается создать монологическое тематическое вербальное высказывание с элементами сопоставления и сравнения с опорой на вербальную ситуацию и фотографию. Ответ будет оценен в 0 баллов, если вместо сравнения будет представлено описание фотографий. В высказывании ученику необходимо затронуть 5 аспектов: дать краткое описание фотографий (что происходит на фото и где), ответить на вопросы о сходстве и различиях фотографий, своем предпочтении, причем последнее необходимо обосновать.

Экзаменаторы предполагают, что 3 и 4 задание должны носить спонтанный характер, демонстрировать наличие коммуникативных навыков учащихся. Однако при подготовке к заданиям такого плана также можно использовать определенные клише, которые помогут ребенку быть более уверенным, снизят напряжение на экзамене, а также помогут свести количество ошибок до минимума. Ниже приводятся шаблоны ответа для заданий 3 и 4.

Описание фото

I have chosen picture number ... (Необходимо учесть, что данная фраза должна быть ПЕРВОЙ в речи ученика. Если экзаменуемый сказал перед этой фразой какое-либо вступление, оно не будет учитываться).

Введение. As you know I like taking photos. It's my hobby and I cannot miss the opportunity to make a photo of some interesting event. Now I want to show you one of my best pictures.

Где и когда. I took this photo during my holidays / when my family was travelling a month ago. We were in ... then.

Кто/Что на картинке + Что происходит. In the foreground of the picture you can see ... / You can't see me because I am taking the photo /They are very happy because at last their dream came true. They bought a new ... / In the background of the picture you can see / there is ...

Почему ты хранишь фото в альбоме. Well, I keep this photo in my album because looking at this photo makes me go back in time. Moreover, I used this photo for my school project My hobby/ My family...

Почему решил показать другу. I decided to show this photo to you because I know you are also interested in photography. So I want to know you opinion on my photo. May be you can give me some valuable advice how to make my photos better.

That's all I wanted to say. (заключительная фраза)

Сравнение картинок

Вступление. Well, I would like to compare and contrast the photos which are presented here /1 would like to give a short talk about the photos which are presented here / Obviously, both pictures are related to the same theme. It is... / The common theme of these pictures is...

Краткое описание фотографий (действие, место). Let me start by describing the first picture, which shows... / Let me start with the first picture, which shows... / As for the second picture, it shows...

Сравниваем две фотографии: что общего. The pictures have a lot (little) in common / As I have already mentioned, that both pictures show/ have/ were taken in... / There is (are) .... in both of them.

Сравниваем две фотографии: чем отличаются. Obviously, there are some (certain) differences. The first picture shows ... but in contrast the second one shows... / Actually, the second picture is different from the first one. The first one shows ... whereas in the second one .... / Besides, the ... in the first picture ... look(s) more ... than in the second one / On the contrary ... / Finally, the season is different. The sad and gloomy colours of the first picture are contrasted to the bright and cheerful colours of the second.

Выражаем свои предпочтения (личное мнение), какая фотография больше нравится и аргументируем свое мнение. Personally, I like ... / As for me, I would prefer to /...

Заключение. In conclusion, I would like to point out that... / All in all, both pictures make me think of... /1 have come to the end of my talk, thank you for listening / That's all I wanted to say.

Таким образом, выполнение устной части экзамена снова сводится к шаблонным фразам и клише. Если экзаменуемый будет пытаться проявить инициативу, то он, либо не уложится во времени, либо не раскроет всех необходимых аспектов. К сожалению, опыт работы показал, что те критерии оценивания, которые существуют на данный момент, «уравнивают» все ответы. Мы вытягиваем слабого ученика и топим сильного: получается некий усредненный балл, который не отражает истинных знаний ученика, пришедшего на экзамен.

Список литературы

1. Данилина Л.П., Крашенинникова Е.И. Единый государственный экзамен и уровень владения иностранным языком II Lingua Académica: Актуальные проблемы лингвистики и линг-водидактики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновск: УлГУ, 2016. С. 90-96.

2. Егорова Э.В., Крашенинникова Н.А., Листарова Г.Г., Макарова О .А., Мирончева О .А., Уско-ва Е.О. Личностные установки к изучению английского языка у учащихся общеобразовательных школ и студентов неязыковых специальностей IIВ мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2015. № 7.7 (67). С. 2595-2605.

3. Крашенинникова Н.А., Листарова Г.Г., Крашенинникова Е.И. Подготовка школьников к сдаче ОГЭ по английскому языку (письмо) // Актуальные задачи лингвистики, лингводидакти-ки и межкультурной коммуникации: 6-я Международная научно-практическая конференция: сборник научных трудов. Ульяновск: УлГТУ, 2014. С. 166—170.

4. Крашенинникова Н.А, Листарова Г.Г., Платонова Е.В. Из опыта подготовки школьников к сдаче ОГЭ по английскому языку // «Science Time»: материалы Международных научно-практических конференции за июнь 2014 года. Казань, 2014. С. 88-95.

5. Крашенинникова Н.А., Осетрова О.И. Внеаудиторное чтение как вид учебной деятельности по иностранному языку // Симбирский научный вестник. Ульяновск, 2013. № 1 (11). С.177-180.

6. Крашенинникова Н.А., Платонова Е.В. Новые аспекты образовательных программ: необходимость и реальность // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 6-1 (48). С. 72-75.

7. Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dic.academic.rii/dic.nsf/ogegova/39970 (дата обращения: 20.04.2016).

8. Унифицированные учебные материалы для подготовки экспертов предметных комиссий ЕГЭ 2016 года. Английский язык [Электронный ресурс]. URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-ll/ dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf (дата обращения: 20.04.2016).

9. URL: fipi.ru (дата обращения: 04.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.