Научная статья на тему 'Анализ результатов ЕГЭ по английскому языку 2016 в Ульяновской области'

Анализ результатов ЕГЭ по английскому языку 2016 в Ульяновской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ПИСЬМО ЛИЧНОГО ХАРАКТЕРА / СТРУКТУРА ЭКЗАМЕН / ЭКСПЕРТ / ВЫПУСКНИК / АСПЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ / STATE UNIFIED EXAM / PERSONAL LETTER / EXAMINATION STRUCTURE / EXPERT / SCHOOL LEAVER / ASPECTS OF ESTIMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крашенинникова Н.А., Крашенинникова Е.И., Мирончева О.А.

Проблемы подготовки школьников по иностранному языку вызывают особый интерес, так как в соответствии с планами Министерства образования Российской Федерации данный экзамен должен стать обязательным в 2022 году. Анализ типичных ошибок экзаменуемых направлен на выявление основных пробелов в подготовке школьников. Знание основных критериев оценивания и недостатков, допущенных при сдаче экзамена, поможет как учителям, так и экзаменуемым справиться со сложной задачей. Однако зачастую проблема кроется не только и не столько в знаниях самого учащегося, сколько в адекватной формулировке вопроса контрольно-измерительных материалов. Авторы статьи, исходя из собственного опыта работы, пытаются выявить основные трудности, с которыми смогут столкнуться выпускники, а также указать на основные ошибки, которые допустили выпускники 2016 года Ульяновской области при написании письма личного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крашенинникова Н.А., Крашенинникова Е.И., Мирончева О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE UNIFIED STATE EXAMS 2016 CONDUCTED IN ULYANOVSK REGION

The problems of preparing schoolchildren to State Unified Exam in English are of great interest, as according to the plans of Ministry of Education this exam must become compulsory in 2022. The analysis of typical mistakes is aimed at determining the main drawbacks in schoolchildren's knowledge. If both teachers and their pupils are aware of the basic estimation criteria and typical mistakes, which were made by the previous school-leavers, it will be easier for them to overcome the challenge. However, sometimes the problem is not in the knowledge of the schoolchildren, but in adequate formulation of questions presented in testing and assessment materials. The authors based on their past experience try to find out the main challenges, which the schoolchildren may face and also to highlight the most common mistakes made by schoolchildren of the Ulyanovsk region while writing a personal letter.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов ЕГЭ по английскому языку 2016 в Ульяновской области»

DOI: 10.12731 /2218-7405-2017-6-2-102-107

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 2016 В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Крашенинникова H.A.1, Крашенинникова Е.И.1, Мирончева O.A.3

ЮКСГО: 0000-0002-7234-4705, 2ORCID: 0000-0001-7507-255Х, 3ORCID: 0000-0003-2957-3198, Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск, Российская Федерация

Проблемы подготовки школьников по иностранному языку вызывают особый интерес, так как в соответствии с планами Министерства образования Российской Федерации данный экзамен должен стать обязательным в 2022 году. Анализ типичных ошибок экзаменуемых направлен на выявление основных пробелов в подготовке школьников. Знание основных критериев оценивания и недостатков, допущенных при сдаче экзамена, поможет как учителям, так и экзаменуемым справиться со сложной задачей. Однако зачастую проблема кроется не только и не столько в знаниях самого учащегося, сколько в адекватной формулировке вопроса контрольно-измерительных материалов. Авторы статьи, исходя из собственного опыта работы, пытаются выявить основные трудности, с которыми смогут столкнуться выпускники, а также указать на основные ошибки, которые допустили выпускники 2016 года Ульяновской области при написании письма личного характера.

Ключевые слова: единый государственный экзамен; письмо личного характера; структура экзамен; эксперт; выпускник; аспекты оценивания.

ANALYSIS OF THE UNIFIED STATE EXAMS 2016 CONDUCTED IN ULYANOVSK REGION

Krasheninnikova N.A.1, Krasheniitnikova E.1.2, Mironcheva O.A.3

ЮЯСГО: 0000-0002-7234-4705, 2ORCID: 0000-0001-7507-255X, 3ORCID: 0000-0003-2957-3198, Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russian Federation

The problems of preparing schoolchildren to State Unified Exam in English are of great interest, as according to the plans of Ministry of Education this exam must become compulsory in 2022. The analysis of typical mistakes is aimed at determining the main drawbacks in school-children's knowledge. If both teachers and their pupils are aware of the basic estimation criteria and typical mistakes, which were made by the previous school-leavers, it will be easier for them to overcome the challenge. However, sometimes the problem is not in the knowledge of the schoolchildren, but in adequate formulation of questions presented in testing and assessment materials. The authors based on their past experience try to find out the main challenges, which the schoolchildren may face and also to highlight the most common mistakes made by schoolchildren of the Ulyanovsk region while writing a personal letter.

Keywords: State unified Exam; personal letter; examination structure; expert; school leaver; aspects of estimation.

Для повышения уровня владения иностранным языком Министерство образования и науки РФ намерено включить Основной государственный экзамен по английскому языку в ряд обязательных дисциплин с 2020 года, а Единый государственный экзамен с 2022 года [1, с. 90]. До этого времени перед учителями иностранных языков остро стоит задача тщательной подготовки учеников к успешной сдаче одного из самых сложных экзаменов [4, с. 88]. Поэтому школьные учителя и преподаватели иностранных языков

постоянно ведут поиски путей активизации процесса обучения, повышения уровня компетенций обучающихся [2]. ЕГЭ подразумевает проверку всех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, говорения и письма. Авторы не раз обращались к вопросу о том, насколько результаты экзамена свидетельствуют об уровне подготовки учащихся [3]. В данной работе нам хотелось бы поподробнее остановиться на анализе результатов выполнения задания 39 (письмо личного характера), на основе опыта работы экспертом по проверке работ выпускников г. Ульяновска и Ульяновской области.

Анализ результатов выполнения задания 39 (письмо личного характера) показал, что большинство выпускников школ хорошо знакомы с форматом личного письма, с правилами написания и оформления и с принятыми нормами вежливости. Кроме того, их научили придерживаться неофициального стиля письма и выбирать соответствующие формулы этикета. К сожалению, необходимо отметить, что выпускники хорошо освоили лишь формальные аспекты выполнения задания, а именно написание адреса в правом верхнем углу, дата под адресом, обращение на отдельной строке, ссылка на предыдущие контакты, членение на абзацы, надежда на последующие контакты, подпись на отдельной строке. У большинства выпускников письма начинаются и заканчиваются одними и теми же шаблонными фразами [5, 6]. Так, для начала письма наиболее часто встречающимся вариантом является: Thank you for your letter. It was nice to hear from you. Sorry, I haven't written for so long because I've been busy at school. Что касается заключения, то в большинстве писем он выглядит следующим образом: Well, I'd better go now as I've got to do my homework. Best wishes... С одной стороны, очевидно, что школьные учителя делают все, чтобы дети допустили как можно меньше ошибок, следовательно, большинство писем пишется по шаблону [7, с. 185]. С другой стороны, допущенные в самих шаблонах, вызывают некоторое недоумение. Например, I am glad to hear you/I hope to hear you very soon (отсутствует предлог from).

Наибольшее количество ошибок и недочётов приходится на основную часть письма или ответы на вопросы. Очевидно, что именно

здесь проявляется спонтанная письменная речь экзаменуемых. Необходимо отметить, что наибольшее количество ошибок связано с недостаточно полным пониманием ситуации. Так, довольно высокий процент участников неверно поняли смысл фразы I almost failed ту test (Я практически завалил тест) в письме-стимуле, в результате некоторые заданные ими вопросы не соответствовали коммуникативной задаче, например: Why did fail your test (Почему ты не сдал тест?) When are you going to take it? (Когда ты собираешься сдавать тест?) В одном из писем встретился даже такой вопрос: Are you stupid? (Ты глупый?,) Вряд ли можно полностью признать уместными и многочисленные вопросы типа Was the test difficult? (Был ли тест сложным?) - ведь очевидно, что тест был сложным для корреспондента, раз он чуть не провалил его. Значительное количество участников неправильно поняли в контексте многозначное слово holiday и в результате писали не о планах на каникулы, а о планах на ближайшие выходные. Например, I don't have any plans for my nearest holiday because I'm going to prepare for my History exam/I'm very tired due to my preparations to exams so my plans for the holiday is just watching TV, listening music and laying on the sofa.

Следует отметить, что наибольшее количество ошибок было в языковом оформлении текста. К типичным ошибкам следует отнести, прежде всего, ошибки в употреблении артикля (I like to play a volleyball/Have you ever done so dufficult test?), в грамматической форме вопроса (Why did you failed it?/The questions in your test were really hard?), отсутствие глагола-связки (It really interesting), вспомогательные глаголы (Are your parents supported you?).

К положительным моментам следует отнести тот факт, что нарушения норм вежливости практически не встречались. В нескольких случаях был превышен допустимый объём письма. Это приводило к снижению баллов, так как в количество слов, превышающее допустимое, попадали вопросы, заключительная фраза и подпись автора. По-прежнему встречаются ошибки в абзацном членении текста (как полное отсутствие деления на абзацы, так и абзацы, состоящие только из одного предложения).

В целом 76% выпускников Ульяновской области продемонстрировали умение писать письмо личного характера, отвечать на вопросы о себе и задавать вопросы. С одной стороны, это достаточно высокий результат. С другой стороны, необходимо помнить, что данное задание является базовым, а 57% выпускников, сдававших экзамен в 2016 году, закончили школы с углубленным изучением иностранного языка, гимназии или лицеи. В такой ситуации трудно сказать насколько успешным будет ЕГЭ по иностранному языку в 2022 году, когда его придется сдавать всем выпускникам.

Список литературы

1. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в Ульяновской области в 2016 году: итоги, проблемы, пути решения. Ульяновск: Областное государственное автономное учреждение «Центр обработки информации и мониторинга в образовании Ульяновской области», 2016. С. 1019.

2. Егорова Э.В., КрашенинниковаН.А., ЛистароваГ.Г., Макарова О.А., Мирончева О.А., Ускова Е.О. Личностные установки к изучению английского языка учащихся общеобразовательных школ и студентов неязыковых специальностей // В мире научных открытий. 2015. № 7.7(67). С. 2595-2605.

3. Крашенинникова Н.А., Листарова Г.Г., Платонова Е.В. Из опыта подготовки школьников к сдаче ОГЭ по английскому языку. Science Time. 2014. № 6. С. 88-94.

4. Крашенинникова Н.А., Листарова Г.Г., Крашенинникова Е.И. Подготовка школьников к сдаче ОГЭ по английскому языку (письмо) // Сборник трудов 6-ой Международной научно-практической конференции «Актуальные задачи лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации». Ульяновск: УлГТУ. 2014. С. 166-170.

5. Данилина Л.П., Крашенинникова Е.И. Единый государственный экзамен и уровень владения иностранным языком II Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Lingua Académica: актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики». Ульяновск: УлГУ. 2016. С. 94-100.

6. Воробьева С.Г., Клевцова Е.М., Крашенинникова Е.И., Мирончева О.А. Особенности устной части ЕГЭ по иностранному языку: нововведения и шиблоны // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 3-2 (59). С. 74-80.

7. Крашенинникова Н.А., Платонова Е.В., Крашенинникова Е.И. Основные проблемы ЕГЭ по английскому языку 2016: письмо личного характера (из опыта работы) // Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции «Lingua Académica: актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики». Ульяновск: УлГУ. 2017. С. 184-189.

Б01: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-107-115

МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ АКТУАЛИЗАЦИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

Кузнецова Н.В.

ОЫСГО: 0000-0001-8452-1898, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск, Российская Федерация

Мотивация в любых экономических условиях остается ведущим звеном в процессе профессиональной подготовки. В статье представлены результаты проведенного исследования мотивационных аспектов актуализации ключевых компетенций в процессе профессиональной подготовки. Выделены преобладающие мотивы, проанализированы особенности изменения мотивов на различных стадиях профессиональной подготовки будущих менеджеров с позиций компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.