Научная статья на тему 'Формирование функциональной грамотности в области чтения на уроках английского языка через организацию работы с несплошным текстом'

Формирование функциональной грамотности в области чтения на уроках английского языка через организацию работы с несплошным текстом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5138
627
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ / НЕСПЛОШНОЙ ТЕКСТ / FUNCTIONAL LITERACY IN READING / UNBROKEN TEXTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панфилова Елена Ильинична

В данной статье автор рассматривает различные типы заданий, направленные на развитие функциональной грамотности в области чтения через организацию работы с несплошным текстом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of functional literacy in reading through working with unbroken texts on the English lessons

The article deals with different kinds of tasks focusing on formation of functional literacy in reading through working with unbroken texts on the English lessons.

Текст научной работы на тему «Формирование функциональной грамотности в области чтения на уроках английского языка через организацию работы с несплошным текстом»

УДК 372.881.111.1

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ

© Панфилова Е. И., 2016

МБОУ «СОШ № 6», г.Нефтеюганск

В данной статье автор рассматривает различные типы заданий, направленные на развитие функциональной грамотности в области чтения через организацию работы с несплошным текстом.

Ключевые слова: функциональная грамотность в области чтения, несплошной текст.

Одной из важнейших задач современной системы образования является формирование основ смыслового чтения, предоставляющего учащимся «знание и доступ к когнитивным процессам, которые им понадобятся для успешного решения проблем» в дальнейшей жизни [7].

Сегодня все понимают, что «на переходе из начальной в основную школу должны быть обеспечены педагогические условия,

превращающиеся готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение .... за порогом школы» [6].

Однако, не секрет, что в своей практике учителя часто сталкиваются с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом, а именно: учащиеся не знают значений многих слов; не умеют читать диаграммы; не умеют озаглавить текст; не понимают смысла написанного; не могут выделить ключевые слова; не в состоянии сформулировать вопрос; не умеют актуализировать свои знания и умения; не могут перенести знания и

умения из одной области в другую. Между тем, именно «работа с информацией, ее поиск, восприятие, анализ, переработка, трансформация, создание новой информации на основе старой составляют суть познавательных метапредметных умений и навыков» [1].

Результаты итоговой аттестации подтверждают данный факт. В методических рекомендациях для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по иностранным языкам, говорится, что при выполнении учащимися заданий раздела «Чтение», объектом контроля которого являются умения понимать основное содержание прочитанного текста, понимать структурно-смысловые связи в прочитанном тексте, полно и точно понимать содержание прочитанного текста (в т.ч. из журнальных статей, брошюр, путеводителей), отмечается, что «довольно четко прослеживается тенденция снижения среднего балла по мере возрастания уровня сложности заданий» [1], в частности, «экзаменуемые могут в чтении понять несложный оригинальный текст и найти в нем

48 Бизнес-образование в экономике знаний

№ 1 • 2016

простую, легко предсказуемую фактическую информацию, но не понимают деталей развернутых текстов» [1].

Таким образом, анализ педагогической теории с потребностями педагогической практики позволил выявить существующие в образовательном процессе средней школы противоречия, подчеркивающие актуальность данного опыта:

• между требованиями, предъявляемыми к подготовке выпускника школы и практикой обучения;

• между потребностью общества в выпускнике с высоким уровнем читательской грамотности и её недостаточным уровнем у учащихся старшего звена;

• между возможностями дисциплины «Английский язык» и недостаточной разработанностью форм, методов, средств их использования в целях создания условий формирования функциональной грамотности в области чтения.

Указанные противоречия определили проблему: какие педагогические условия будут способствовать формированию функциональной грамотности в области чтения у старшеклассников в процессе изучения английского языка?

Условиями обучения полноценной и правильной читательской деятельности являются:

• расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем языка;

• овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи;

• овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов: объявлений, рекламных буклетов, графиков, диаграмм, схем и т.п.

Формирование функциональной грамотности в области чтения направляется ведущим лингводидактичнескими принципами обучения иностранному языку:

• Принцип коммуникативности (использование правил-инструкций для обучения лексике и грамматике; использование ситуаций общения, близких и значимых для учащихся;

• Принцип комплексности (взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности и форм речи (устной и письменной); усвоение отдельных аспектов языка через работу с текстом.

Обучение строится в логике функционально-коммуникативного подхода, что обеспечивает формирование не только и не столько языковых и речевых знаний, умений и навыков, но коммуникативных, этнокультуроведческих и страноведческих знаний. Формирование основ функциональной грамотности в области чтения является частью методической системы учителя по организации учебной деятельности развивающего типа, которую автор данного опыта внедряет в течение нескольких лет в соответствии с аспектами развивающего потенциала урока (см. таблицу 1).

Таблица 1 .Реализация развивающего потенциала урока английского языка

Аспект Содержание деятельности учителя

Формирование предметной компетентности показать учащимся значимость знаний по предмету и возможность их применения в повседневной жизни

Развитие познавательной активности и самостоятельности не давать знаний в готовом виде, а научить самостоятельно их добывать, формировать общие учебные умения и создать условия для саморазвития постоянно стимулировать познавательную активность и самостоятельность учащихся

Формирование информационной культуры научить работать с информацией: анализировать и систематизировать ее, находить скрытые составляющие, обобщать, творчески перерабатывать.

Развитие мышления каждому ученику помочь освоить основные логические операции, развивать творческое мышление

Развитие творческих способностей стимулировать творческую активность учеников, создать условия для разных ее проявлений

Формирование рефлексивных качеств помочь ученикам лучше понять себя, оценить свои возможности, осознать трудности, выбрать наилучший путь достижения цели

Создание психологически комфортной среды создавать условия, чтобы каждый ученик поверил в себя, в свои силы и возможности, чтобы испытал радость познания и творчества, почувствовал удовольствие от интеллектуального напряжения, ощутил вкус победы над собой

Разнообразие учебной деятельности чередовать разные формы деятельности

• План действий по формированию функциональной грамотности в области чтения

через организацию работы с несплошным текстом включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому,

материально-техническому обеспечению процесса обучения.

• В первую очередь, автор солидаризируется с определением, сформулированным А.А. Леонтьевым: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [3].

• Во-вторых, автор исходит из содержания образовательной программы нашего учебного заведения, где на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач (в соответствии с укрупненными читательскими умениями в тестах PISA это такие умения: найти доступ к информации и извлечь ее (найти и извлечь);

• сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя (интегрировать и интерпретировать);

• размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его (осмыслить и оценить) [5]).

На основании вышеизложенного, были выделены следующие учебные действия, необходимые для успешного решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, направленных на формирование функциональной грамотности в области чтения у обучающихся 9 класса:

1. в части поиска информации и понимания прочитанного

1.1. ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

1.1.1. определять главную тему, общую цель или назначение текста;

1.1.2. выбирать из текста / придумать заголовок;

1.1.3. предвосхищать содержание текста по заголовку;

1.1.4. объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

1.1.5. сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

1.2. находить в тексте требуемую информацию;

2. в части преобразования и интерпретации информации

2.1. использовать в тексте таблицы, изображения;

2.2. преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;

2.3. интерпретировать текст.

3. в части оценки информации

3.1. откликаться на содержание текста (находить доводы в защиту своей точки зрения);

3.2. откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму;

3.3. на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

3.4. выявлять противоречивую информацию.

Для организации работы по формированию

функциональной грамотности в области чтения посредством работы с несплошным текстом был определен методический инструментарий. Основные направления и обобщенные критерии выбора методов и приемов в зависимости от этапа и целей на уроке, а также формы взаимодействия субъектов учебного процесса в части развития функциональной грамотности в области чтения отражены в таблице 2.

Таблица 2. Формы взаимодействия субъектов учебного процесса в контексте формирования функциональной _грамотности в области чтения

а и о ^ Цель на уроке Способы усвоения типы задач, Формы взаимодействия субъектов учебного процесса

упражнении Деятельность учителя Деятельность учащегося

н m Методы и формы обучения Основные приемы

е 1 .Создать мотивы 1 .Задачи Словесный Изложение нового воспроизводит термины,

н изучения нового/ занимательного метод материала в конкретные факты, методы

ме ыл готовности к его характера Наглядный процессе и процедуры, основные

вс оы восприятию 2.Задачи на метод объяснения, беседы понятия, правила и

нм и § 2.Выделить развитие Видео Работа с терминами, принципы

к ° п ^ существенные познавательных метод использование определяет понятие,

Й ® лм ,м мо о признаки понятий умений; отыскание Аудио наглядности запоминает, записывает,

(явлений) ошибок, смекалку метод составляет список

ок ла а типовые

ни нз ре ое та м упражнения

и Формировать Стандартные Репродуктивн повторение объясняет факты, правила,

не пе языковые умения задачи ый метод материала: принципы;

Практический анализ, составление преобразует материал;

рка ала метод структурно- предположительно

за аи логических схем описывает будущие

« 5Т еи та заполнение таблиц последствия, вытекающие

ин ам е р о т в из имеющихся данных.

объясняет, обсуждает, формулирует, описывает,

§ повторяет

Формировать Задачи на Практический Решение применяет законы, теории в

яни йин практические формирование метод практических задач конкретных практических

X £ ^ 1 умения умений/ навыков в ситуациях;

использовать разных видах использует понятия и

знания деятельности принципы в новых

&! ап на ат н эз ситуациях.

берет интервью, показывает, выражает

Формировать Частично- Чтение текста вычленяет части целого;

зила навыки поисковый Возможные выявляет взаимосвязи

самостоятельной работы в ходе метод Исследовател источники текстов: школьные учебники, между ними; определяет принципы

я анализа текста ьский метод художественная организации целого;

с - -ч Взаимо- литература, видит ошибки и упущения

у а обучение рекламные сайты, в логике рассуждения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ат о новостные сайты, проводит различие между

б Й кулинарные сайты, фактами и следствиями;

ряа сайты научно- оценивает значимость

ан ь популярных данных.

ле журналов. интерпретирует,

т я о сравнивает, исследует,

т с задает вопросы,

о ома С выстраивает, делает обзор

а Обобщить, Упражнения на Проблемно- Групповая пишет сочинение,

к в систематизировать знания, способы повторение, нестандартные поисковый метод работа Составление выступление, доклад, реферат;

деятельности задачи Объяснитель кластеров предлагает план действий;

от но- составляет схемы задачи.

Ю ;3 оси иллюстратив создает, составляет,

с ный метод представляет, придумывает

Мониторинг Тестовые задания, Устный оценивает логику

ин результатов составление индивидуальный построения текста;

ем у и ^ обучения монолога/ диалога опрос оценивает соответствие

Ответы с опорой на наглядность выводов имеющимся данным;

оценивает значимость того

н з или иного продукта

ьл о деятельности.

ртн делает вывод, заключение,

н о « оценивает, исправляет,

редактирует.

Следующим этапом работы было составление заданий, направленных на формирование функциональной грамотности в области чтения. При этом, имелось в виду, что в исследовании PISA читательская грамотность оценивается по следующим уровням:

1. поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень);

2. поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;

3. поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией;

4. поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;

5. понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста [5].

Кроме того, автор опирался на теорию Блума, согласно которой список когнитивных процессов иерархически организован, начиная с самого простого, припоминания знания, до наиболее комплексного, состоящего в выработке суждений о ценности и значимости той или иной идеи [8]. Взаимосвязь способов формулирования заданий, направленных на достижение той или иной учебной цели, подробно описана автором в статье «К вопросу о формировании функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка» [4].

Были подобраны так называемые несплошные тексты (в терминологии PISA), к которым относятся реклама в СМИ, ценники продуктов, этикетки на товарах, инструкции к товарам, видео на Youtubе, реклама турагентства, статья в путеводителе, объявления в библиотеке, объявление рекламного характера, посты в блогах, документы, удостоверяющие личность, банковские документы, магнитные карты и т.п. [5]. На основе данных текстов спроектированы учебные задачи, направленные на формирование функциональной грамотности в области чтения у обучающихся 9

класса. При отборе текстов автор руководствуется следующими критериями:

1. актуальность текста для учащихся;

2. учет возрастных особенностей целевой группы (адаптированность текста);

3. наличие новой (для учащихся) информации;

4. наличие фактов, понятий, имен, географических названий, наименований товаров, цифр, дат и т.д.

5. наличие иллюстраций, помогающих разобраться в содержании текста.

Основанием для выбора именно несплошных текстов послужило следующее:

• связь подобных текстов с жизненно важными проблемами [5];

• внесение существенных изменений в содержание ЕГЭ по английскому языку, а именно добавление устной части экзамена, предполагающей, в том числе, создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку) (описание и комментирование, сравнение двух изображений и обоснование выбора одного их них);

• затруднения в правильной интерпретации иллюстраций в тестах PISA, вызванные тем, что они «требуют несколько иных читательских навыков, так как организованы иначе, содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи» [6].

В статье автора «К вопросу о формировании функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка» [4] описаны различные типы заданий, направленных на формирование функциональной грамотности в области чтения (на примере рекламных проспектов «The Tretyakov Gallery, Lavrushinsky lane» и «The State Tretyakov Gallery»).

В настоящей статье рассматриваются типы заданий на примере рекламных проспектов «Beverly Hills diner» (Рис.1.) и «Taste of Russia» (Рис.2.), которые выполняются учащимися в рамках изучения в 9 классе раздела «Здравствуй, Америка!» (УМК К.И.Кауфман, М.Ю.Кауфман «Happy English.ru») (таблица 3).

Рис. 1. Рекламный проспект кафе «Beverly Hills diner» Рис.2. Рекламный проспект кулинарной школы «Taste

of Russia»

Таблица З.Соотнесенность учебных задач читательским умениям и соответствующих им учебным действиям _учащихся

Уровни учебных целей (по Блуму) Читательские умения (согласно строения тестов PISA) Действия учащихся Примеры учебных задач

1. Знание найти и извлечь концентрируется на отдельных фрагментах текста. связывает существенные детали вопроса (искомое свойство объекта, время, место или обстоятельства действия) и соответствующие детали текста. Иногда эта связь прямая, буквальная — по совпадающим ключевым словам, иногда косвенная — синонимическая. Искомая информация всегда содержится в тексте в достаточно явном виде. В формулировке вопроса также эксплицитно указано, что (какую именно информацию) требуется найти [6]. 1. Подчеркни в тексте понятия, которые характеризуют концепцию заведения. 2. Выпиши 3-4 (наиболее важных, на твой взгляд) словосочетания. 3.Какое мероприятие ты можешь посетить с этим флаером? При этом, вопросы могут иметь разную степень определенности: от предельно определенного вопроса до более трудных вопросов, ответ на которые содержится в тексте в синонимическом виде, что требует навыков категоризации (например, отнести два понятия к общей категории или различить сходные понятия, относящиеся к разным категориям. Разные уровни читательской опытности могут быть измерены за счет систематического варьирования элементов вопроса, которые определяют его сложность [6].

2. Понимание 1. Продолжи фразы: 1.1. Этот текст (о чем?) 1.2. Он мог бы быть интересен (кому?) 1.3. Он мог бы называться (предложи 2-3 варианта названия).2. Выбери правильный вариант ответа, согласно информации на флаере. З.Объясни, как добраться до кафе. 4. Сформулируй концепцию кафе. 5. Опиши предлагаемое меню.

3. Применение 1. Как можно сделать заказ? 2. Разыграй сцену «Оформление заказа».

4. Анализ тиро вать (соед инят ь фраг мент извлекает из текста информацию, которая не 1. Придумай новое название. 2. Сочини вступление к тексту,

сообщается напрямую, делает выводы, различает главные и второстепенные детали, кратко формулирует основные мысли, умозаключает о предшествующем событии, показывает сходство или различие, устанавливает иерархии высказанных в тексте мыслей. 3. Объяснить порядок действий в простой инструкции «Оформление заказа по интернету». 4. Дай характеристику месту / Опиши атмосферу кафе. 5. Объясни назначение флаера / отрывного треугольника (предоставление скидки).

5. Синтез 1 .Составь кластер характеристик «Russian / American cuisine». 2. Составь макет меню. З.Придумай рекламный проспект для твоего любимого кафе (в твоем городе) 4. Представь мастер-класс от шеф-повара.

6. Оценка осмыслить и оценить (соотносить сообщение текста с внетекстовой информацией). связывает информацию текста с другими внетекстовыми источниками информации, высказывает и обосновывает свою точку зрения Примеры заданий на осмысление и оценку содержания текста: 1. Подтверди утверждение (основанное на содержании текста) примером из собственного опыта. 2.Выскажи свое мнение о качестве блюд / обслуживания / уровне цен. Примеры заданий на осмысление и оценку формы текста: 1 .Определи ценность текста. 2. Выскажи и обоснуй суждение о том, достигли ли авторы флаера свой цели.

Резюмируя, отметим, что согласно данных о результатах ЕГЭ в 2015 г., «уровень грамматических и лексических навыков в продуктивных видах речевой деятельности ниже, чем в разделе «Грамматика и лексика», несмотря на то, что экзаменуемые вправе сами выбирать грамматические средства оформления своей письменной или устной речи» [1].

В этой связи, выскажем предположение, что предлагаемые учебные задачи, направленные

на формирование функциональной грамотности в области чтения, способствуют не только повышению уровня читательской грамотности, но и помогают «развивать лексические и грамматические навыки в продуктивных видах речевой деятельности, и в первую очередь в спонтанной речи» [1].

Таблица 4.Соотнесенность учебных задач, направленных на формирование функциональной грамотности в области чтения с развитием лексических и грамматических навыков в продуктивных видах речевой

деятельности

Проблема Ошибки при выполнении экзаменационных заданий Рекомендуемый тип заданий

непонимание смысла высказывания допущение фонетических ошибок разного плана (неправильные расстановка пауз, деление на синтагмы) 1. Выделение главной мысли в тексте, ключевых фраз и ключевых слов. 2. Дополни содержание текста своей информацией (одно/два-три слова). 3. Дополни содержание текста своей информацией (в виде свободного изложения).

ограниченность словарного запаса ошибки при осуществлении запроса информации 1. составление вопросов к текстам с помощью опор: соотнесение части А и В, где Часть А — опорные слова, часть В — вопросительные слова. 2. Найдите ошибки в следующих вопросах.

неправильная интерпретация содержания текста; нарушение последовательности пунктов плана, нелогичность высказывания трудности при создании монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и визуальную информацию 1. Заполните таблицу ключевыми словами, которые понадобятся для описания ч.-л.. 2. Составь кластер характеристик ч.-л. 3. Расставьте фразы из монолога описания картинки в нужном порядке. 4. Отметьте те клише, которые нужны для описания фотографии. 5. То, о чем не сообщается в тексте, отметь «галочкой» / На какие вопросы ты сможешь ответить? 6. Отредактируйте текст (найдите языковые ошибки).

неумение высказывать 1. Выпиши 3-4 (наиболее важных, на твой взгляд) словосочетания.

свое мнение по тексту в целом 2. Запиши информацию, которая показалась бы тебе... необычной / интересной / полезной.

неумение выделять общие и отличительные характеристики 1. Подготовьте список необходимых слов/ словосочетаний для описания ч.-л. 2. Выберите из нижеперечисленных разговорных клише понадобятся / не понадобятся для описания? 3. Подчеркни в тексте понятия, которые характеризуют ч-л. 4. Расставьте нижеследующие фразы так, чтобы получилось логичное завершенное монологическое тематическое высказывание. 5. Заполните таблицу, опираясь на содержание текста.

Итак, научить анализировать информацию сегодня представляется важным и ответственным делом. Однако, это требует от педагога знания и владения специальными технологиями. Речь идет о необходимости развития более активных форм обучения с целью ориентировать учащегося на практическое применение полученных знаний. На наш взгляд, использование такой формы работы как работа с несплошными текстами в рамках формирования функциональной грамотности в области чтения, безусловно, является продуктивной и эффективной, что особенно актуально в контексте понимания очевидности того, что сегодня идет не только о необходимости перестройки содержательных аспектов

преподавания дисциплины «Английский язык», т.к. «для успешной реализации идей гуманитаризации на метаметодическом уровне важным является не только отбор содержания, но и способ его развертывания, адекватный гуманитарной природе самого знания» [2].^

1. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин.В.Н., Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по иностранным языкам [Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: Инернет-портал - URL: http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1440157521 /metod-rek_inostrannye_yazyki_2016.pdf - (дата обращения 15.07.2015.)

2. Журавлева О. Н. Методология обновления содержания современного школьного учебника на основе принципа гуманитарности [Электронный ресурс] // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. -Научная библиотека КиберЛенинка - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-obnovleniya-soderzhaniya sovremennogo-shkolnogo-uchebnika-na-osnove-printsipa-gumanitarnosti#ixzz2wykQJWpg - (дата обращения 18.03.2014).

3. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С.35.

4. Панфилова Е.И. К вопросу о формировании функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка [Электронный ресурс] // Концепт: Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 3. - 2015. - ART 65081. - URL: http://e-koncept.ru/teleconf/65081.html-ISSN 2304-120Х -(дата обращения 18.03.2014).

5. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. - [Электронный ресурс] // Комеитет по образованию правительства Санкт-Петербурга: официальный сайт -URL: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf -(дата обращения: 20.04.2015).

6. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению. - Москва. - 2010. -[Электронный ресурс] // Высшая школа экономики: офиуиальный сайт - URL: http://www.hse.rU/data/2011/02/21/1208561931/PISA2009.p df - (дата обращения 15.09.2015.).

7. Anderson, L. W. & Krathwohl, D. R. A taxonomy for learning, teaching, and assessing. New York: Longman. -2001.

8. Bloom, B.S., (Ed.). Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman. - 1956.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Anderson, L. W. & Krathwohl, D. R. A taxonomy for learning, teaching, and assessing. New York: Longman. - 2001.

Bloom, B.S., (Ed.). Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman. -1956.

Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин.В.Н., Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по иностранным языкам [Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: Инернет-портал - URL:

http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/144015 7521 /metod-rek_inostrannye_yazyki_2016.pdf -(дата обращения 15.07.2015).

Журавлева О. Н. Методология обновления содержания современного школьного учебника на основе принципа гуманитарности [Электронный ресурс] // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. -Научная библиотека КиберЛенинка - URL: http ://cyberleninka. ru/article/n/metodologiya-obnovleniya-soderzhaniya sovremennogo-shkolnogo-uchebnika-na-osnove-printsipa-gumanitarnosti#ixzz2wykQJWpg - (дата обращения 18.03.2014).

Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С.35.

Панфилова Е.И. К вопросу о формировании функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка [Электронный ресурс] // Концепт: Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 3. - 2015.

ART 65081. - URL: http://e-koncept.ru/teleconf/65081.html-ISSN 2304-120Х -(дата обращения 18.03.2014).

Рождественская JL, Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. - [Электронный ресурс] // Комеитет по образованию правительства Санкт-Петербурга: официальный сайт - URL:

http://uinr.rcokoit.ra/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf -(дата обращения: 20.04.2015).

Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению. - Москва. - 2010. - [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики: офиуиальный сайт - URL: http://www.hse.ru/data/2011/02/21/1208561931/PISA2 009.pdf- (дата обращения 15.09.2015).

Formation of functional literacy in reading through working with unbroken texts on the English lessons

© Panfilova E.I., 2016

The article deals with different kinds of tasks focusing on formation of functional literacy in reading through working with unbroken texts on the English lessons.

Keywords: functional literacy in reading, unbroken texts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.