Научная статья на тему 'УСТАНОВЛЕНИЕ СТЕПЕНИ СЕКРЕТНОСТИ СВЕДЕНИЙ'

УСТАНОВЛЕНИЕ СТЕПЕНИ СЕКРЕТНОСТИ СВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
201
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА / СТЕПЕНЬ СЕКРЕТНОСТИ / ОРГАНЫ ЗАЩИТЫ / НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ / STATE SECRET / DEGREE OF SECRECY / PROTECTION BODIES / VIOLATION OF THE STATE SECRET REGIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Субботин Д. А., Алтухов И. А., Морозов С. А.

Для сохранения Государственной тайны Российской Федерации законодательством страны вводится административно - правовой порядок - режим секретности и список мер наказания при его нарушении. В данной статье описаны данный режим секретности, уголовная ответственность за передачу секретной информации третьим лицам или незаконное ее распространение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESTABLISHMENT OF THE DEGREE OF SECRECY OF INFORMATION

To preserve the state secret of the Russian Federation, the country's legislation introduces an administrative and legal order - a regime of secrecy and a list of penalties for its violation. This article describes this regime of secrecy, criminal liability for the transfer of classified information to third parties or its illegal distribution.

Текст научной работы на тему «УСТАНОВЛЕНИЕ СТЕПЕНИ СЕКРЕТНОСТИ СВЕДЕНИЙ»

УДК 355.5

Субботин Д. А. курсант Алтухов И.А.

курсант Морозов С.А. майор, преподаватель кафедра тактики и общевоенных дисциплин филиал военного учебно - научного центра ВВС «ВВА имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»

Россия, г. Челябинск УСТАНОВЛЕНИЕ СТЕПЕНИ СЕКРЕТНОСТИ СВЕДЕНИЙ Аннотация:

Для сохранения Государственной тайны Российской Федерации законодательством страны вводится административно - правовой порядок - режим секретности и список мер наказания при его нарушении.

В данной статье описаны данный режим секретности, уголовная ответственность за передачу секретной информации третьим лицам или незаконное ее распространение.

Ключевые слова: государственная тайна, степень секретности, органы защиты, нарушение режима государственной тайны.

The Cadet Subbotin D.A. Branch of the military training and research center of the air force "VVA name N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin»

Russia, Chelyabinsk The Cadet Altukhov I.A. Branch of the military training and research center of the air force "VVA name N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin»

Russia, Chelyabinsk Major Morozov S.A.

Teacher of 1 Department of tactics and General military disciplines of the

Branch

military training and research center of the air force "VVA name N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin»

Russia, Chelyabinsk THE ESTABLISHMENT OF THE DEGREE OF SECRECY OF

INFORMATION

Annotation:

To preserve the state secret of the Russian Federation, the country's legislation introduces an administrative and legal order - a regime of secrecy and a list of penalties for its violation.

This article describes this regime of secrecy, criminal liability for the transfer of classified information to third parties or its illegal distribution.

Key words: state secret, degree of secrecy, protection bodies, violation of the state secret regime.

Степень секретности является показателем уровня важности и ценности информации для собственника, определяющий уровень ее защиты. Степень секретности и конфиденциальности информации определяется отдельно для сведений, отнесенных к государственной тайне, и отдельно для сведений, отнесенных к коммерческой тайне.

Государственная тайна - это охраняемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности распространение которых, может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О безопасности" и включает Закон "О государственной тайне", а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

К государственной тайне могут быть отнесены следующие сведения:

1) сведения в военной области: о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций

2) сведения в области экономики, науки и техники:

то есть о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению вооружения и военной техники, об объемах поставок и о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении и фактических размерах государственных материальных резервов;

об использовании инфраструктуры Российской Федерации в интересах обеспечения ее обороноспособности и безопасности;

о государственных запасах драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, ее финансах и бюджетной политике (кроме обобщенных показателей, характеризующих общее состояние экономики и финансов).

3) сведения в области внешней политики и экономики: то есть о внешнеполитической и внешнеэкономической (торговой, кредитной и валютной) деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб ее интересам

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности: то есть о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой

деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны).

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.

Основным критерием при отнесении сведений к тому или иному грифу секретности служит степень тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. №2 870,с изменениями и дополнениями от: 15 января, 22 мая 2008 г.

Существует несколько степеней секретности: особой важности, секретно и совершенно секретно.

К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно -технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно -розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам РФ в одной или нескольких из перечисленных областей.

К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики РФ в одной или нескольких из перечисленных областей.

К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности РФ в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной,

контрразведывательной или оперативно -розыскной области деятельности.

Основанием для засекречивания сведений является их соответствие перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности. Основаниями для рассекречивания сведений являются:

■ взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств

по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;

■ изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Количественные и качественные показатели ущерба безопасности РФ определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, которые утверждаются руководителями органов государственной власти, наделённые полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

К органам защиты государственной тайны относятся:

1. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

2. Органы исполнительной федеральной власти (Министерство безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации и их органы на местах;

3. Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом Российской Федерации.

Заключение

На основе данной статьи можно сделать вывод, что для государственной безопасности и для государства в целом, большое значение имеет государственная тайна и ее степени секретности. А конкретно установление степени секретности на важную документацию и информацию, касающуюся внутренних дел государства.

Степени секретности устанавливаются для сохранения обороноспособности страны, ее безопасности и целостности и от угроз из вне.

В свете последних событий, связанных с нашей страной и внешним миром, нельзя не отметить актуальности и объективность данной статьи.

Использованные источники:

1. Закон о государственной тайне. (В ред. Федерального закона от 06.10. 1997 № 131-Ф3) Вводится в действие постановлением ВС РФ от 21.07.93 № 5486-1 21 июля 1993 года № 5485-1

2. Дело о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года "О государственной тайне" в связи с жалобами граждан В.М.Гурджиянца, В.Н.Синцова, В.Н.Бугрова и А.К.Никитина (о допуске адвокатов к секретным делам) Дело рассматривалось 14 марта 1996 года второй палатой КС Постановление N 8 -П от 27 марта 1996 года.

3.https://vuzlit.ru/1377785/stepen_sekretnosti_svedeniy_sostavlyayuschie_gosuda rstvennuyu_taynu(обращение к данному ресурсу производилось 9.12.2018 в 14:30)

4. ://rb.ru/article/gosudarstvennaya-tayna-kak-nakazyvayut-za-razglasheme-sekretov-strany/6468707.html (обращение к данному ресурсу производилось 9.12.2018 в 16:00)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.