УДК 342
Хисамов Д.Х. студент Галиахметов К.М.
студент Девяткин Д.Е., к.техн.н.
ВУНЦВВС ВВА г. Челябинск Россия, г. Челябинск РАЗГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
Аннотация:
Статья посвящена государственной тайне. В ней будут рассматриваться различные сферы деятельности подлежащие засекречиванию, степени секретности, понятие и формы разглашения государственной тайны.
Будут приведены примеры разглашения государственной тайны.
Ключевые слова: государственная тайна, степень секретности, ущерб безопасности, секретная деятельность.
Hisamov D.H.
Student
VUNTS VVS VVA Chelyabinsk Russia, Chelyabinsk Galiahmetov K.M.
Student
VUNTS VVS VVA Chelyabinsk Russia, Chelyabinsk Devyatkin D.E.
Candidate of Technical Sciences
VUNTS VVS VVA Chelyabinsk Russia, Chelyabinsk DISCLOSURE OF STATE SECRETS.
Abstract:
The article is devoted to the state secret. It will explore the different areas of activity to be classified, the degree of secrecy, concept and form of disclosure of state secrets.
Examples will be given of disclosure of state secrets
Key words: state secret,degree ofprivacy, the security of secret work.
Примеры случайного распространения государственной тайны
Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Такое определение содержится в Законе РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон).
Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ.
В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».
В разные времена конструкция понятия разглашение государственной тайны была различной. Об этом свидетельствует анализ специализированной литературы.
Одни авторы подразумевают под разглашением государственной тайны противоправные поступки виновного, в результате которых сведения, являющиеся государственной тайной, стали доступны другим людям.
Другие авторы полагают, что под этим понятием следует понимать не только уже совершенное разглашение государственной тайны, но и возможность ее разглашения. Только появление Уголовного Кодекса внесло ясность в определение понятия «разглашение государственно тайны». Статья 283 УК РФ устанавливает меры ответственности за разглашение информации, являющейся тайной страны. Согласно данной статье виновным является человек, которому по долгу службу была доверена государственная тайна, и она стала известна иным людям. Разглашением государственной тайны не будет являться ситуация, когда сведения могли бы оказаться достоянием других лиц, но не стали.
В сфере экономики и перспективных научно-технических исследований секретная информация касается планов по подготовке страны или отдельных регионов для военных и мобилизационных ресурсов. Кроме того, данные о объектах гражданской обороны, размере и составе оборонного заказа не подлежат раскрытию. Государственная тайна это информация о запасах драгоценных металлов и камней, а также о стратегических материалах. Список из них определяется Постановлением Правительства.
Сохранение государственной тайны в таких случаях гарантируется установлением ответственности этих лиц перед федеральным законодательством. Защита государственной тайны является одним из важнейших направлений деятельности государственных органов.
Формы разглашения такой тайны могут быть абсолютно разными:
1) письменная (письма, печать в СМИ);
2) устная (при частной беседе публичном выступлении);
3) при демонстрации различных предметов, составляющих государственную тайну (различных предметов, схем и чертежей, изделий);
4) нарушение способа распространения таких сведений, утеря документов, содержащих секретную информацию.
Разглашение государственной тайны совершается только умышленно с прямым или косвенным умыслом. При совершении деяния с прямым умыслом возникает вопрос, в чем же состоит отличие разглашения государственной тайны от государственной измены, которая выражается в форме шпионажа.
Общее правило обращения с информацией, содержащей государственную тайну, заключается в том, что любая форма раскрытия информации и любые действия, которые могут привести к раскрытию информации, составляющей государственную тайну, запрещены. Такая информация может стать собственностью третьих лиц только в том случае, если они рассекречены или в случаях, специально предусмотренных законом (например, с участием адвоката по уголовному или гражданскому делу, связанного с государственной тайной или в случае передачи информации составляющих государственную тайну другим государствам и т.д.)
При определении раскрытия государственной тайны необходимо установить факт незаконности действий исполнителя, который не представляет трудностей, поскольку каждый человек, получающий доступ к информации, составляющей государственную тайну, выбирается так, чтобы не раскрывать эту информацию посторонним.
Под посторонними понимаются лица, которые не имеют доступа к указанной информации, кому эта информация не должна быть известна службой или работой. Тот факт, что лицо имеет доступ к другой информации, составляющей государственную тайну, обладание такой информацией в силу работы или службы, не исключает признания этого лица посторонним.
Совершить разглашение возможно путем как активных действий (демонстрация изделия или публичное выступление), так и бездействия, в случае, если человек не принимает необходимые меры для защиты государственной тайны, в результате чего посторонние знакомятся с ними (оставление документов в местах, где с ними могут ознакомиться посторонние).
В случае неосторожного раскрытия государственной тайны субъект не осведомлен, хотя по обстоятельствам дела он должен был понять, что в результате его действий государственная тайна может стать известной другим лицам. Например, когда чиновник без предварительной проверки содержания материалов отправляет их для перепечатки машинистки, и все же эти материалы содержат информацию, составляющую государственную тайну, или когда чиновник отправляет секретные документы вместе с неклассифицированными документами. Здесь происходит непреднамеренная
ошибка в виде халатности.
Итак, при неосторожном разглашении государственной тайны виновный не предвидит, что в результате его деяний государственная тайна может стать достоянием третьих лиц, хотя должен был и мог это предвидеть, либо предвидит наступление разглашения, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (например, субъект преступления использует прозрачный конверт для пересылки секретной корреспонденции).
Рассмотрим примеры неосторожного (случайного) разглашения государственной тайны. Например, военнослужащий А. одной из воинских частей Екатеринбургского гарнизона, в ходе своего виртуального общения на тематическом военном форуме в сети интернет, бравируя своей осведомленностью, разместил данные о результатах реформирования войск округа, которые по заключению специалистов службы защиты государственной тайны штаба округа относились к категории секретных сведений. Информация стала достоянием широкого круга лиц, в том числе и не имеющих допуска к государственной тайне. Закономерен результат таких действий - А. осужден и уволен с военной службы. Примечательно, что обвинение требовало для него 4 года лишения свободы, но учитывая тот факт, что военнослужащий признал свою вину и заключил досудебное соглашение о разбирательстве дела в особом порядке, он был приговорен к 1,5 годам условно.
Другой случай нарушения нормативных правовых актов Минобороны России, регламентирующих организацию работы с секретными документальными материалами, произошел с военнослужащим одной из воинских частей Самарского гарнизона. Офицер (начальник отдела) В. поручил исполнение части своих обязанностей военнослужащему по призыву, не учтя того факта, что сведения, с которыми работал солдат отнесены к Государственной тайне. По факту разглашения государственной тайны В. был осужден.
Еще один пример неосознанного нарушения обращения с секретными сведениями произошел недавно в г. Екатеринбурге. Военнослужащий Г., убывая в служебную заграничную командировку, скопировал на флэш карту электронные версии нормативных актов Минобороны России и штаба округа для, как он позже пояснил, «удобства работы». При пересечении Государственной границы таможенниками электронный накопитель был изъят. Экспертиза показала, что содержащиеся на нем сведения составляют государственную тайну. Данный факт грубейшего нарушения обращения с секретными сведениями дал основание командованию округа уволить Г. из рядов вооруженных сил.
К сожалению, выше перечисленные примеры лишь не большая часть фактов нарушений военнослужащими обращения со сведениями, составляющими государственную тайну. Тенденция в вопросах ее сохранности крайне негативна, чему в немалой степени способствует личная недисциплинированность, особенно военнослужащих из числа младшего
офицерского состава. Повсеместно встречаются случаи, когда военнослужащие по призыву, не имеющие допуск к государственной тайне, используются для работы с ней (обрабатывают на средствах вычислительной техники данные, наносят обстановку на рабочие карты и т.п.). Кому-то может показаться, что секретные сведения, обращающиеся в воинской части, для масштаба страны маловажны и их разглашение не нанесет ущерба. Хочется разочаровать. Последствия любых, даже незначительных разглашений, непредсказуемы. Может так статься, что годы упорных тренировок на полигонах, усилия государства по созданию новых образцов вооружения, пот наших сограждан на предприятиях, производящих военную технику, пойдет насмарку только лишь потому, что в назначенный час нам никого не удаться удивить.
Для разглашения государственной тайны, возможно, разграничение стадий преступной деятельности на приготовление к разглашению (производство неучтенной выписки из секретного документа, несанкционированное снятие ксерокопии) и покушение (в случае если по причинам, не зависящим от воли виновного, разглашенные сведения не восприняты посторонними лицами).
Таким образом, государственной тайной называют защищаемую государством информацию в сфере военной, экономической, контрразведывательной, оперативно-розыскной, внешнеполитической, разведывательной деятельности, распространение которой может причинить вред стране.
Использование сведений, считающихся государственной тайной, регламентируется положениями Конституции и ФЗ «О государственной тайне» и «О государственной безопасности». На их распространение накладывается ограничение с момента их создания (разработки) либо заблаговременно. Для упорядочения обращения таких данных государство формирует соответствующие нормативные акты.
Использованные источники:
1. Закон РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1 // Собр. законодательства РФ. - 1997. - №41. - Ст. 4673.
2. Указ Президента РФ «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» от 24 января 1998 г. №61 // Собр. законодательства РФ. - 1998. - №5. - Ст. 561.
3. Государственная тайна: как наказывают за разглашение секретов страны. Режим доступа: https://rb.ru/artide/gosudarstvennaya-tayna-kak-nakazyvayut-za-гаг§1а8Ьете-8ек^оу-8^апу/6468707.Ы:т1
4. Комментарий к закону «О государственных секретах» / М. А. Вус, О.С. Макаров / Предисловие: чл.-кор. РАН Р. М. Юсупов. - СПб.: СПИИРАН. 2015. - 136 с.
5. Чем грозит разглашение государственной тайны. Режим доступа: http://www.yugs.ru/novosti_2013/proisshestviya_v_yurge/chem_grozit_razg1ashe nie_gosudarstvennoj_tajny