Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1151
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА / СТЕПЕНЬ СЕКРЕТНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исмагилов А. А., Хаерзаманов А. В., Яцук К. В.

Статья посвящена государственной тайне. В ней будут рассматриваться различные сферы деятельности подлежащие засекречиванию, степени секретности, оформление степеней секретности. Отказ в допуске к сведениям составляющим государственную тайну. Описываются уголовная и административная ответственность за разглашение государственной тайны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SECRET

The article is devoted to the state secret. It will explore the different areas of activity to be classified, the degree of secrecy, design degrees of secrecy. Denial of admission to the information constituting a state secret. Describes the criminal and administrative responsibility for divulging state secrets.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА»

УДК 342

Исмагилов А.А. студент Хаерзаманов А.В.

студент Яцук К.В. доцент

ВУНЦВВС ВВА г. Челябинск Россия, г. Челябинск

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА

Аннотация:

Статья посвящена государственной тайне. В ней будут рассматриваться различные сферы деятельности подлежащие засекречиванию, степени секретности, оформление степеней секретности. Отказ в допуске к сведениям составляющим государственную тайну. Описываются уголовная и административная ответственность за разглашение государственной тайны.

Ключевые слова: государственная тайна, степень секретности, ущерб безопасности, секретная деятельность.

Ismagilov A. A. Student

VUNTS VVS VVA Chelyabinsk Russia, Chelyabinsk

Herzaman A. V. Student

VUNTS VVS VVA Chelyabinsk Russia, Chelyabinsk Yatsuk V. C. Associate Professor

VUNTS VVS VVA Chelyabinsk Russia, Chelyabinsk

STATE SECRET

Abstract:

The article is devoted to the state secret. It will explore the different areas of activity to be classified, the degree of secrecy, design degrees of secrecy. Denial of admission to the information constituting a state secret. Describes the criminal and administrative responsibility for divulging state secrets.

Key words: state secret, degree ofprivacy, the security of secret work.

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности

РФ. Такое определение содержится в Законе РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне».

Государственная тайна представляет собой неотъемлемую составляющую суверенитета и системы управления, это защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

В Российской Федерации правовое регулирование в данной области осуществляется на самом высоком уровне. В 1997 году 6 октября Государственной Думой принят Федеральный закон, который получил наименование «О государственной тайне». Впоследствии отдельные положения данного нормативного акта редактировались и в них вносились изменения. Документ такого высокого уровня, регламентирующий вопросы сохранения государственной тайны в нашей стране, принят впервые.

Этим законом уточняется состав секретной информации в соответствующих разделах. В частности, в военной сфере государственной тайной считаются:

- стратегические, оперативные и мобилизационные планы, а также документы по управлению, строительству и развертыванию армии и флота;

- перспективные разработки в сфере НИОКР, проектирования новых и модернизации существующих образцов боевой техники и вооружений;

- технология производства, хранения и утилизации боевых частей ядерного оружия и их компонентов и способы их применения;

- тактико-технические данные оружия и техники;

- дислокация воинских частей, оборонных объектов их назначение и состояние.

В сфере экономики и перспективных научно-технических исследований секретными являются сведения о планах подготовки страны или отдельных областей к войне и мобилизационных ресурсах. Кроме того, не подлежат разглашению данные об объектах гражданской обороны, размерах и составе оборонного заказа. Государственной тайной является информация о запасах драгоценных металлов и камней, а также стратегических материалов. Список их определяется Постановлением Правительства.

В области внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности к категории секретных отнесены сведения, неконтролируемое распространение которых может нанести вред безопасности или интересам страны. Не подлежит разглашению также и информация о политика в сфере финансов по отношению к иностранным государствам.

В области внешней разведки и обеспечения национальной безопасности государственную тайну составляют данные о составе и задачах соответствующих органов и их финансировании. Секретными являются сведения об оперативно-розыскных мероприятиях, которые ими проводятся.

Тайну составляют также данные о защите информационных систем и средств правительственной связи.

Такие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:

- военная;

- экономика, наука и техника;

- внешняя политика и экономика;

- разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.

В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

- первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

- вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

- третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну,

разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Если у вас есть допуск к сведениям высокой степени секретности, то он же является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы). Тщательность проверки уполномоченными органами зависит от формы допуска.

Так, оформление доступа по третьей форме производится без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. Решение принимается на основании анкетных данных. Исключение составляют оформление допусков руководителям организаций и работникам подразделений, связанных с защитой государственной тайны. В отношении

этих лиц проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке.

Первоначальное «знакомство» с кандидатом на допуск начинается с анкеты, в которой, кроме всего прочего, необходимо указать следующие сведения: пребывание за границей, наличие судимостей, отношение к воинской обязанности, наличие близких родственников, в том числе за границей [4].

В допуске может быть отказано по следующим причинам:

- признание гражданина судом недееспособным (ограничено дееспособным), рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;

- наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

- постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;

- выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности РФ;

- уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

Есть отдельные категории граждан, которым нет необходимости оформлять допуск к государственной тайне. В соответствии со ст. 21.1 Закона таковыми являются:

- члены Совета Федерации РФ,

- депутаты Государственной Думы РФ,

- судьи на период исполнения ими своих полномочий,

- адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну.

Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, а также о привлечении их к ответственности в случае разглашения (берется соответствующая расписка).

Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц перед федеральным законодательством.

Защита государственной тайны является одним из наиболее важных направлений деятельности государственных органов. Вопросы, связанные с государственной тайной, ее охраной, а также проблемы разглашения государственной тайны были актуальны во все времена. Россия тратит огромные бюджетные средства на обеспечение и защиту своей безопасности. Объектом влечения иностранных разведок являются защищаемые

государством важнейшие сведения (государственная тайна) о состоянии обороноспособности страны, ее внешнеполитическом, экономическом, разведывательном, контрразведывательном и научно-техническом потенциале. Российская Федерация испытывает давление, в том числе и политических институтов иностранных государств с целью ослабить контроль за сохранением капиталоемких составляющих государственной тайны. Складывающаяся ситуация свидетельствует о необходимости усиления работы по защите государственной тайны.

Сегодня ответственность в области защиты государственной тайны охраняется на различных уровнях: уголовном, административном, гражданско-правовом и дисциплинарном [6].

Гражданско-правовая ответственность в плане защиты государственной тайны предполагает возмещение материального и морального вреда. На практике трудно себе представить, что государство морально страдает от разглашения государственной тайны. Доказать материальный вред от нарушения законодательство о государственной тайне также проблематично. Поэтому такая ответственность за государственную тайну существует лишь формально.

Дисциплинарная ответственность за нарушение режима государственной тайны теоретически предусматривает выговор, лишение денежной премии или увольнение. На практике в случае разглашения государственной тайны сотрудник компании либо привлекается к уголовной ответственности с назначением реального наказания, либо компания или должностное лицо привлекается к незначительной административной ответственности. В любом из этих случаев фирма избавляется от сомнительного сотрудника, проходит дополнительную проверку ФСБ и, возможно, лишается лицензии на государственную тайну.

Поэтому в современных правовых реалиях внимания заслуживают два первых вида: уголовная ответственность за государственную тайну и административная ответственность в плане защиты государственной тайны

[7].

Так же предусмотрена и уголовная ответственность по следующим статьям:

- ст. 275 УК РФ - государственная измена. Сюда входят шпионаж, сообщение иностранным гражданам или организациям сведений, составляющих государственную тайну, которые стали ему известны в связи с исполнением служебных, должностных или иных обязанностей. По этой статье к ответственности в плане защиты государственной тайны могут быть привлечен гражданин, если следствие докажет, что лицу доверены секретные сведения, и у подозреваемого был умысел на их разглашение. Как правило, по таким статьям проходят граждане, которых «вербуют» иностранные разведки либо которые по своей инициативе планируют продать сведения, относимые к государственной тайне.

- ст. 276 УК РФ - шпионаж. Сбор, хранение, хищение и передача

секретной информации в целях последующей передачи иностранному государству или зарубежным организациям. Умысел - прямой: данные действия выполняются либо по собственной инициативе, либо по заданию иностранных разведок. По данной статье к ответственности по государственной тайне привлекают только иностранцы и лица без гражданства.

- ст. 283 УК РФ - разглашение государственной тайны.

Применяется, если не установили признаков, предусмотренных вышеуказанными статьями. Первая часть статьи предусматривает, что лицо, которому государственная тайна стала известна в связи со служебными, рабочими или учебными обязанностями, распространило сведения в общий доступ. Вторая часть статьи предусматривает ответственность за те же деяния, если это повлекло тяжкие последствия, правда, законодатель не предусмотрел, какие именно. Вероятно, данный вопрос должна решить судебная практика.

- ст. 283.1 УК РФ - незаконное получение информации, составляющей гостайну (похищение, обман, вымогательство секретных сведений под угрозой насилия, или иным противоправным методом). По данной статье идет ответственность, если нет признаков преступлений по предыдущим статьям.

- ст. 284 УК РФ - нарушение правил обращения с документами и иными материалами, содержащими государственную тайну, если такое нарушение повлекло утрату или наступление тяжких последствий. Обычно любой субъект, которому доверена работа с государственной тайной, получает лицензию ФСБ на данный вид деятельности - а это предполагает, что был проведен соответствующий инструктаж по работе с государственной тайной и служащие получили доступ к государственной тайне, а значит, знают, как следует обращаться с документацией и иными материальными носителями государственной тайны.

Обязательный признак данного преступления - утрата или наступление иных тяжких последствий. При их отсутствии лицо привлекается административной ответственности за разглашение государственной тайны.

Статья, которая подходит под охрану государственной тайны - ст. 13.14 КоАП РФ. Она предусматривает разглашение сведений, доступ к которым ограничен, если это деяние не наказывается в уголовно-правовом порядке. Субъект ответственности - гражданин, которому секретная информация стала известна в связи со служебными обязанностями или в ходе обучения. В данную категорию не входят сведения ограниченного доступа, связанные с коммерческой или иной служебной тайной (например, инсайдерская информация, ноу-хау и т.д.) Предполагается, что эти сведения охраняются иными правовыми средствами.

Практики отмечают, что разграничение нарушения правил обращения с носителями государственной тайны и разглашения государственной тайны

слишком размыто. В условиях стремительного развития технологий носителями государственной тайны могут быть любые материалы. Отсутствие точности в терминологии и определении данных диспозиций могут привести к тому, что ответственность будет распространяться на широкий круг лиц, которые никак не могут нести ответственность за разглашение государственной тайны просто потому, что не знали и не предполагали такой возможности.

Также невозможно конкретизировать проступок должностных лиц, уполномоченных относить те или иные сведения к категории государственной тайны. В этой области сотрудники могут посчитать секретной информацию, которая таковой не является, т.е. налицо злоупотребление служебным положением и теоретически - чрезмерное ограничение оборота информации. Сейчас контроль данной сферы неэффективен в связи с размытыми формулировками и двояким толкованием информации.

Впрочем, в законодательство о государственной тайне планируют внести изменения: уточнить категории секретных сведений в законе «О государственной тайне», установить критерии информации для разграничения по степени. Это повлечет пересмотр документации и информации для отнесения к той или иной степени секретности или вывода из-под усиленной защиты данных.

Использованные источники:

1. О государственной тайне: Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 // Собр. законодательства РФ. - 1997. - №41. - Ст. 4673.

2. О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне: Указ Президента РФ от 24 января 1998 г. №61 // Собр. законодательства РФ. -1998. - №5. - Ст. 561.

3. О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне: Указ Президента РФ от 11 февраля 2006 г. №90 // Собр. законодательства РФ. -2006. - №8. - Ст. 892.

4. Спектор Е.И. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственной тайне» (постатейный) / Е.И. Спектор. - М.: Юстицинформ, 2013. - 109 с.

5. Сумин А.А. Комментарий к Закону РФ «О государственной тайне» / А.А. Сумин. - М.: НОРМА, 2016. - 150 с.

6. Трунов И.В. Правовое регулирование государственной тайны / И.В. Трунов, Л.К. Трунова // Юрист. - 2012. - №8. - С.11-15.

7. Шумилов А.Ю. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: комментарий к главе 29 УК РФ с постатейным приложением нормативных актов и документов / А.Ю. Шумилов. - М.: Издатель, 2011. - 187 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.